Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 14:35

Кёльн — Германия Сентябрь 2016

Моё знакомство с романскими церквями Кёльна было похоже на ситуацию с театром. Словно на сцене стоят артисты, занавес медленно двигается, открывая одного артиста за другом, в нашем случае одну церковь за другой.

Когда мне срочно нужно было выехать в Кёльн, то из церквей я читал только о Кёльнском соборе, но на одном из сайтов увидел предложение об экскурсии по 12 романским церквям Кёльна. Прикинув возможности, решил, что справлюсь с задачей увидеть эти 12 церквей самостоятельно, времени вроде должно было хватить. По итогам нужно отметить, что в целом с задачей справился, но не во всех церквях побывал внутри, да не всё интересное зафиксировал.

Уже в Кёльне узнал, что 12 романских церквей еще называют «Венок Кёльнского собора».

Начнём по порядку. Романскими церквями называются церкви, построенные в романском художественном стиле, который господствовал в Западной Европе в XI–XII веках. Но рамки могут отличаться в разные стороны в зависимости от местности, примерно от 1000 года до XIII века, когда начал появляться готический стиль. В архитектурные детали вдаваться не буду — не специалист. После Второй Мировой войны церкви Кёльна были в большинстве своём разрушены. После войны началась их реставрация, но к концу 1970 годов порыв погас из-за недостатка средств. Тогда в 1981 году был создан фонд «Förderverein Romanische Kirchen Köln e. V.», для окончательной ликвидации последствий военных разрушений, а 1985 год был провозглашён «Годом романских церквей». В первоначальный список поддержки попали 12 главных церквей в центре города, так появился «Венок Кёльнского собора» из 12 больших романских церквей (базилик), вдоль которого я прошёл.

А день приезда мне было не до романских церквей, хотя во время вечерней прогулки одна из них встретилась, но из-за темноты я её даже сфотографировать не смог.

Поэтому на следующее утро базилика Святого Андрея стала первой из романских церквей, как посещенной мною, так и осмотренной изнутри.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Построен храм был в 974 году, но затем неоднократно перестраивался, в том числе после Второй Мировой войны, когда был частично разрушен. Церковь находится ближе остальных романских церквей к Кёльнскому собору.

После обеда я продолжил своё знакомство с Кёльном, следующей большой романской церковью на моём пути стала церковь святых Апостолов.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Когда смотришь на храм, то понятно — он перекрывает улицы Apostelenstrasse и Gertrudenstrasse, хотя на самом деле от церкви эти улицы начинаются.

Церковь была построена в конце IX века за пределами городских стен, сооруженных еще римлянами. В 1822 году её хотели снести, но затем решили отреставрировать.

Следующей на моём пути стала церковь Святого Пантелеймона.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Она с моей точки зрения является одной из красивейших церквей Кёльна. Здесь я побывал внутри, подробно рассмотрев её.

Церковь была построена в 980 году.

Чтобы увидеть следующую романскую церковь, пришлось вновь пересечь линию бывших крепостных стен и вступить на территорию древнего города. Как раз в этот момент я обнаружил Кёльнский форт Ulrepforte.

Церковь Святого Северина строилась очень долго.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Примерно с 900 по 1300 год. Но построенное не удовлетворило взыскательный взгляд прихожан. Южная башня была снесена и построена заново. Процесс строительства южной башни длился с 1393 по 1411 год.

В паре кварталов от церкви располагались средневековые Ворота Кёльна Severinstorburg.

Идём дальше.

Во времена владычества Рима возле южных ворот колонии находилась дозорная вышка, с которой просматривались ближайшие окрестности и дорога, ведущая на Бонн. Прошло время и на этом месте в XI веке была построена церковь святого Георгия.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

После XII века её практически не перестраивали.

Затем пришлось повернуть в сторону набережной Рейна. Первой церковью, что была мною увидена на набережной, стала церковь Святой Марии в Люскирхине.

На этом месте возводилось немало храмов, нынешняя церковь была построена между 1190 и 1220 годами.

Замечательный вид на церковь Большой Святой Мартин открывается с набережной Рейна, с самого Рейна и моста Гогенцоллернов.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Строилась нынешняя церковь в составе бенедиктинского монастыря, строительство продлилось 70 лет, с 1150 по 1220 год.

Когда я добрался до следующей церкви, то вечер уже опустил свою тёмную шаль на город. Церковь Святой Марии Капитолийской (St. Maria im Kapitol) — самая большая по площади среди всех романских церквей Кёльна.

Она была построена с 1049 по 1065 год.

Церковь Святой Цецилии я рассматривал уже в кромешной темноте.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Церковь со самой скромной архитектурой среди больших романских церквей появилась ориентировочно в первой половине X века на территории женского монастыря.

Больше в этот день ни физически, ни морально отыскать и посмотреть на отставшие большие романские церкви сил не было. Оставил церкви на следующий день.

С утра плотно позавтракал и бодрым шагом отправился заканчивать начатое.

Церковь Святого Гереона могла стать первой рассмотренной и сфотографированной мною, но из-за темноты первого вечера стала лишь десятой в моём порядке «Венка Кёльнского собора».

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

Освящена церковь в честь святого Гереона была в 1191 году, а затем в течении двух веков храм был перестроен и значительно увеличен в размерах. Старые постройки стали частью стен нового храма.

Одна из больших романских церквей — церковь Святой Урсулы посвящена святой покровительнице Кёльна. Освящена церковь была к 1135 году. В 1230 году к церкви была пристроена западная башня, а в 1680 году на куполе башни появилась так называемая «британская корона», ведь согласно легенды Урсула была британской принцессой.

Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна

А вот до последней церкви пришлось идти достаточно долго. Я прошёл мимо Кёльнского собора и сначала шёл по Кёльну вдоль Рейна, а затем повернул к реке. Церковь Святого Куниберта считается самой молодой среди 12 больших романских церквей Кёльна и была построена с 1210 по 1247 год.

На её посещении и внутреннем осмотре моя миссия по поиску церквей из «Венка Кёльнского собора» была выполнена, впереди еще было полдня, которые можно было посвятить другому.

Не могу не добавить. Позже программы поддержки больших романских церквей появилась программа поддержки малых романских церквей, в основном бывших приходских церквей, которые когда-то находились за стенами города, а также в деревнях, вошедших постепенно в состав Кёльна. Программа началась с 13 церквей. Я про эти церкви даже не подозревал, хотя одну из них увидел, но времени на их поиск у меня не было, да и разбросаны они были на гораздо большей территории, чем увиденные мною. В 2012 году был создан фонд «Stiftung Romanische Kirchen Köln» для постоянного контроля за состоянием романских церквей. Одной из задач фонда стало добиться включения 12 больших романских церквей Кёльна в список ЮНЕСКО. Этой задачей фонд обеспокоился с 2013 года. Пожелаем фонду и 12 большим романским церквям Кёльна удачи!

Цикл материалов "Храмы Кёльна"

1. Чёрная Мадонна Кёльна
  16. Русская православная церковь в Кёльне
  17. Кёльнская синагога
  18. Церковь Святой Марии в Люскирхине
  19. Церковь святой, которая почитается в католической, православной и англиканской церквях.
  20. Церковь Святой Марии Капитолийской
  21. Детище немецкого архитектора, не сумевшего перестроить Зимний дворец в столице Российской империи