Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 16:24

Матера — Италия Август 2019

«На эту темную землю без греха и искупления, где зло не в душе людей, а в скорби земной, навсегда запечатленной в вещах, Христос не спускался. Христос остановился в Эболи» (Карло Леви) Публикация, а затем и художественный фильм, снятый по роману Леви «Христос остановился в Эболи», получили огромный общественный резонанс. Десятилетия каменные дома на склонах Гравины оставались полузаброшенными, превратившись в подобие «Ада» Данте, пока Всемирная организация по охране памятников истории и культуры не обратила внимания на уникальные пещерные кварталы. Возможно вы уже знаете о восходящей звездочке итальянского туризма Matera — Town of cave homes (город пещерных домов)? Жаль, что пандемия приостановила ее торжественный и уверенный путь на авансцену, занятую суперзвездами, такими как Рим, Венеция, Флоренция (и это далеко не все). Надеюсь и верю в то, что туристический бум последнего десятилетия не утратит силу, а человечество не потеряет вкус к путешествиям после того, как мир снова распахнет границы. И тогда загадочный, удивительный город сасси (город камней), будет снова поражать своей уникальностью, а пока в нашем распоряжении остается лишь обмен впечатлениями о былых путешествиях. Матера, разбросанная по склонам и возвышенностям каньона Гравина-ди-Матера, находящаяся на итальянском юге в провинции Базиликата, не может похвастаться роскошными дворцами или живописными шедеврами. И не смотря на это, она невероятно крута, и крутизна эта находится в прямой зависимости от ее первозданной древности. Ученые называют Матеру городом без возраста, существующим вне времени и над временем, как Иерихон и Алеппо. Наряду с Альберобелло, туристы непременно включают ее в свой маршрут по югу Италии Апулия — ассоциация со словом ​«лето». Монополи И я не стала исключением. На мой взгляд, кукольный Альберобелло, не смотря на свое миловидное лицо, украшенное незатейливой бижутерией, не соперник Матере (хотя — дело вкуса). В Матеру из Бари (мой вариант) можно добраться как поездом, так и автобусом, но при этом стоит помнить, что в выходные и праздничные дни поезда, принадлежащие региональной компании Ferrovie Appulo Lucane (FAL), отменяются — их заменяют автобусы. В последние несколько лет на Сасси ди Матеру обрушился благостный золотой дождь, вызванный повышенным интересом туристов. Кроме того, в 2019 году ее объявили культурной столицей Европы — положение обязывает к активным действиям по наведению порядка. Поэтому и вокзалы приобрели современный облик, и электрички закуплены современные

Вот такая свеженькая электричка и доставила нас до Матера Чентрале

Сразу на выходе из нового вокзала Матеры, нас встречает «Лошадь под седлом времени» от Сальвадора Дали

и подарок Матере от Милана

Наше знакомство с Матерой походило на вариант прогулки в стиле «лайт» — по августовской жаре с десятилетним ребенком иначе невозможно, поэтому увидели далеко не все, что рекомендует путеводитель. Сейчас по происшествии времени безумно жаль, что знакомство оказалось поверхностным. В пяти минутах ходьбы от вокзала находится площадь Vittorio Veneto, от нее и начинается пешеходный центр нового города

Древний город Матера

Типичная итальянская площадь с обязательным дворцом — Палаццо дель Аннунциата, построенным в 1735 году в качестве монастыря доминиканцев, с последующей трансформацией в светское здание

Старинная церковь Сан Доменико (Chiesa e Convento di San Domenico) с «колесом фортуны» — распространенным атрибутом церковного оформления на юге Италии

Древний город Матера

Окно-роза находится в круге, символизирующем течение жизни. Атлет-силач удерживает колесо, а по бокам двое священнослужителей вращают круг. В верхней части колеса фортуны Архангел Михаил побеждает дьявола. В центр розы помещена собака, несущая в зубах факел веры — символ доминиканцев

Церковь Mater Domini построена по заказу мальтийских рыцарей, поэтому на фасаде размещена соответствующая символика. Площадь Vittorio Veneto — это не просто площадь, а своеобразная крыша, под которой находится гигантский резервуар для воды, катакомбы, подземные церкви. Все это можно увидеть, если купить билет на организованную экскурсию, и спуститься в музей Паломбаро Лунго

Древний город Матера

Матера способна поражать воображение и удивлять. Когда мы смотрим на город восторженными глазами, то видим лишь ее надземную часть, не задумываясь над тем, что под ней полно пустот. Это город-пустота, состоящий из пещер, переходов, цистерн. До наших дней сохранилось около 1000 подземных цистерн для воды, к которой все пещеры имели доступ (своего рода водопровод, обеспечивающий жителей питьевой водой). В каждой обитаемой ячейке существовал обширный подвал, большую часть которого занимала внушительная цистерна. Водозаборное отверстие прорубалось в полу кухни и накрывалось крышкой, так что хозяйка в любую минуту могла зачерпнуть воды. Ссылка на небольшой фильм, где можно посмотреть, как это выглядит и ну и послушать, если понятен итальянский язык: https://youtu.be/p9pgLG50vDA. Экскурсия в музей Паломбаро Лунго подойдет для тех, кто приехал в Матеру с ночевкой, и время позволяет ему углубиться в тему (получается, что и в буквальном смысле тоже)

Наше внимание привлек арт — объект «Космический слон» Сальвадора Дали. Как оказалось, в 2019 году в двух пещерных храмах Матеры была организована выставка работ выдающегося сюрреалиста, имеющая оригинальную концепцию и призванная привлечь дополнительное внимание к городу. Двести эксцентричных работ, размещенных в пещерный храмах, по задумке устроителей должны побуждать к поиску ответа на вопрос — что более сюрреалистично — работы Дали или сама Матера? Еще одной достопримечательностью площади Vittorio Veneto является смотровая площадка с названием «Луиджи Герриккио Бельведер»

Древний город Матера

Собственно вот именно за этим и едут в Сасси, чтобы увидеть неизменный в течение многих тысяч лет холмистый рельеф с «многоэтажной» пещерной застройкой, поражающей монохромностью оттенков. «Христос остановился в Эболи», «Царь Давид», «Омен» Джона Мура, «Страсти Христовы» Мела Гибсона, «Мария Магдалина» Гарта Дэвиса — все эти фильмы снимались в Матере, пещерном городе с осязаемой первородной фактурой, жители которого обитали и обитают в тех же домах, что м их предки тысячи лет назад

Кварталы Сасси до сих пор являются жилыми, хотя подавляющее большинство скальных домов переоборудовано под рестораны, магазины и отели

Древний город Матера

Исторический центр города состоит из трёх районов: Сассо-Кавиозо и Сассо-Баризано и Чивита, которые строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились и доисторические следы, и церкви, покрытые фресками VII века, и скалистые постройки IX–XI веков, и поздние сооружения

Завораживающее зрелище открывается со смотровой площадки на лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, словно вышедший из сказки. Из-за сложного рельефа в Матере не просто ориентироваться, поэтому мы не стали особо заморачиваться и пошли путешествовать «во времени и пространстве», петляя по закоулкам, попеременно спускаясь и поднимаясь под палящим солнцем

Древний город Матера

Приходилось делать частые остановки, чтобы оглянуться на виды за спиной, которые меняются через несколько шагов

Древний город Матера

Оказавшись в Баризано, набрели на музей сельского быта (Museo della Civiltà contadina), не упустив возможность познакомиться с ним. В этом пещерном доме вплоть до 1950-х жил синьор Эустанио Рицци и его сыновья, принадлежавшие к ремесленной династии резчиков по камню

Древний город Матера

После того, как в 50-х годах прошлого века, Матера была названа позором нации из-за вопиющей бедности и скотских условий проживания, началось массовое добровольно-принудительное переселение пещерных жителей в современные дома, которое длилось двадцать лет, преодолевая сопротивление людей, не желающих разрушать привычный мир. Потомки нашего каменщика восстановили обстановку жилища, вырытого в толще известняковой породы, и теперь ее можно увидеть за денежку

Древний город Матера

Что тут скажешь — да, так жили — в бедности, скученности, совмещая в одной пещере кухню, спальню и хлев для домашнего скота. И что поразительно, люди, которым правительство предоставило новое жилье с удобствами, мечтали вернуться в свои родные пещеры. И вернулись, спустя время в те жилища, которые не были признаны аварийными. но уже с бОльшим комфортом — электричеством, водопроводом и канализацией. Самые старые и опасные для проживания помещения государство выкупало у собственников и замуровывало вход, чтобы потом привести его в порядок. История Матеры 20 века ужасна. В 1935 году писатель-антифашист Карло Леви был отправлен в ссылку в город, находящийся недалеко от Матеры, и она произвела на него неизгладимое впечатление. В 1945 году была опубликована его книга "Христос остановился в Эболи", где писатель рассказал о тягостном впечатлении от пребывания в городе Сасси, через восприятие литературного образа - сестры главного героя по професси- врач. Вот какие ужасы он описывает: "Очень узенькая улица, извивавшаяся, как змея, спускалась по крышам домов, если их можно так назвать. Это были пещеры, вырытые в затвердевшей глинистой поверхности оврага; у некоторых из них было что-то вроде фасада, некоторые, украшенные скромным орнаментом восемнадцатого века, были даже красивы. Эти поддельные фасады благодаря крутизне обрыва выходили из самой горы и немного выдавались вперед; на этом узком пространстве между фасадами и склоном шли улицы, которые служили полом для живущих наверху и крышами для живущих внизу. Двери были открыты из-за жары. Проходя мимо, я видела внутренность пещер; воздух и свет проникают туда только через дверь. У некоторых нет и двери, в них входят сверху по трапам и лесенкам. В этих черных дырах с земляными стенами я видела постели, жалкие одеяла, разбросанные лохмотья. На полу лежали собаки, овцы, козы, поросята. Жилище каждой семьи состоит из такой пещеры, и там спят все вместе: мужчины, женщины, дети, животные. И в таких условиях живет двадцать тысяч человек. Детей там пропасть. В этой жаре, среди мух и пыли, они выползали отовсюду, совершенно голые или в лохмотьях. Я никогда не видела такой нищеты; а между тем я привыкла - такая уж у меня профессия - каждый день видеть десятки бедных, больных, заброшенных детей. Но такого зрелища, как вчера, я даже не могла себе вообразить". Приметив монументальное сооружение, оказавшееся монастырем Святого Августина, возведенное в 16 веке монахами-августинцами, направляемся к нему

Внутри церкви прохладно, и есть старинный орган

Древний город Матера

Рядом с монастырем оборудована обзорная площадка с видами на холм, опоясанный районом Чивита и увенчанный колокольней кафедрального собора

Как сказал Г. Мортон о Матере: «Есть дома, построенные над пещерами — под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье». Добавлю от себя, что нагромождение домов, церквей, пещер, рукотворных и естественных, словно слилось в целостный единый гармоничный организм, где все элементы уместны и самодостаточны

Древний город Матера

Со смотровой площадки виден очередной арт-объект «Танец времени», приуроченный к выставке работ Сальвадора Дали, размещенной в нескольких пещерах

Причудливый мир Дали на фоне вечности. Умеют же европейцы создать интригу, совместив не совместимое (на первый взгляд) — провокация в духе самого сюрреалиста. Не представляю, как так получилось, что вместо спуска к церкви Сан Пьетро Кавеозо, стоящей на площади под скалой Монтерроне, мы ушли куда-то в сторону. Матера и прямые дороги — понятия взаимоисключающие — поплутав, вышли к церкви Иоанна Крестителя (Сан Джованни Баттиста), построенной в 13 веке

Древний город Матера

Замечу, что солнце палило в тот день нещадно, разогрев воздух до каких-то запредельных температур. И когда на твоем пути встречается аскетичная церковь с толстенными стенами, дарующими прохладу, ты попадаешь в блаженную обитель, где живет чистое, без примесей, средневековье

Эта базилика построена в 13 веке на поверхности земли (в отличие от пещерных церквей). Получив внушительную порцию спасительной прохлады, продолжаем открывать свою Матеру

Древний город Матера

Церковка San Biagio тоже была построена на фундаменте другого древнего храма в 1642 году (действующая, но оказалась закрытой). Притомившись от жары, солнца и блужданий, решили перекусить в кафе с кондиционером, для этого пришлось вернуться в исторический в центр и найти улицу с множеством кафешек, ведущую к площади Св. Франциска. Выход из прохладного кафе на улицу показался возвращением в раскаленную сауну. Я поняла, что при таких погодных условиях нам долго не протянуть. Но мы же практически еще ничего толком не смогли увидеть. Оставив своих посидеть с мороженным на затененной скамейке, я в ускоренном темпе осмотрела храм Франциска Ассизского (Сhiesa di San Francesco), построенный в 13 столетии на крипте Св. Павла и Св. Петра, что под землей (прочитала с опозданием, что в крипту с сохранившейся фреской, датированной 1093 годом, можно попасть через какую-то заветную дверку — надо спрашивать). Великолепный барочный фасад в том виде, который предстает перед нами, церковь получила в 17 веке

Древний город Матера

На площади перед церковью установлена скульптура Сальвадора Дали «Сюрреалистическое пианино» — еще один элемент выставки работ художника. Вместо деревянных ног рояля — танцующие изящные женские ножки, а на крышке инструмента — воспарившая Муза
Симпатичная композиция — мне нравится

Древний город Матера

Пианино, хоть и сюрреалистическое, но вполне уместно на площади, превращающейся по вечерам в сценическую площадку для различных выступлений музыкантов. Здесь же, рядом с церковью, я зашла в магазинчик, где продается исключительно хлеб (царство хлеба). Традиционный хлеб в этих краях называется pane a cornetto — хлеб с рогами

Тесту обязательно придается особая форма с тремя надсечками, символизирующими Святую Троицу. Жители Матеры издавна делились хлебом с тем, кто не мог себе позволить его испечь, вкладывая в эту процедуру евхаристический смысл. Хлеба выпекались огромными — до 5 — 6 кг, и на каждую буханку ставилась печать, свидетельствующая о принадлежности, так как весь хлеб выпекался в общей пекарне. Особенность хлеба из Матеры заключается еще и в том, что если его разломить пополам, то внутри можно обнаружить форму сердца (не ломала, не видела, а услышала об этом в итальянском фильме о Матере). В семьях Матеры хлеб всегда очень ценился и был блюдом на первое, и на второе, и на третье. Такой хлеб и я могла бы есть целый день — он очень вкусный. В наши дни клеймо на него не ставят, но рожки (надсечки) на нем есть. И он продолжает оставаться на столько популярным продуктом, что к обеду заканчивается, и купить его можно будет только следующим утром, пока он свежий. Да, и хлеб из Матеры долго не черствеет — 7–8 дней

Древний город Матера

Уже в полном составе мы отправились к палаццо Ланфранки. Дворец Ланфранки был построен в 17 веке для семинарии по указанию архиепископа Матеры Винченцо Ланфранки. Сейчас в нем располагается Национальный музей средневекового и современного искусства Смотреть живопись в местной пинакотеке мы не будем. А вот виды на Сассо Кавеозо, открывающиеся с обзорной площадки рядом с дворцом, имеют силу магнита. Стоит лишь обернуться назад на площадь Piazzetta G.Pascoli, и ты попадаешь в не такое уж и далекое Средневековье. А посмотришь на Сасси — проваливаешься назад, в минувшие тысячелетия

И хочется без конца снимать эту невообразимую путаницу кривых переулков, крутых лестниц, пещер бедняков, дворцов местной знати, арок балконов, огородов, террас, убогих печных труб, колокольни подземных церквей

Древний город Матера

Увидев крест на скале Монтерроне над загадочной скальной Сhiesa di Santa Maria di Idris (Odigitria) — указывающая путь — говорю своим — «придется вам потерпеть спуски-подъемы под палящим солнцем, и это не обсуждается» (типа — диктатор)

Сначала был спуск по покатым ступенькам с встречающимися крошечными площадками и фонтанчиками питьевой воды, облепленными нашим братом, как кусок сахара муравьями, с двориками уютными и не очень — со следами разрухи. И всюду люди-люди, снующие туда-сюда, невзирая на августовскую жару

Древний город Матера

А потом начался крутой подъем к церкви. На входе в пещерный храм жадных до впечатлений оказалось с избытком, и стоять в очередь под солнцем было невыносимо. Пришлось довольствоваться классными видами со смотровых площадок Кавеозо

Древний город Матера

Нет бы успокоиться на этом и остановиться, замерев от созерцания древнего человеческого муравейника, но нет — дурная голова ногам покоя не дает. Вот по этим сомнительным ступенькам я и начала карабкаться вверх, хотя было головокружительно страшно

В какой-то момент сработал ограничитель — остановись. Но пещеры каньона Гравина и речку, давшую название ущелью, мне все же удалось рассмотреть

Церковь Сан Пьетро Кавеозо под скалой Монтерроне

Древний город Матера
Красиво, интересно, захватывающе, но обалденно жарко. Мужу и внучке не пришлось упрашивать меня свернуть программу осмотра Матеры. Южный испепеляющий зной в отсутствии намека на тень парализовал все желания, кроме одного — домой — в Бари, где нас ждет пляж «Хлеб и помидор». Вывод: интригующая, самобытная Матера явно не годится для краткосрочного августовского визита или же как вариант — ехать туда с ночевкой, чтобы в жаркий полдень можно было укрыться в номере. А когда вечер прикроет раскаленную духовку, и на каменные джунгли спустятся бархатные сумерки, выползать из укрытия и гулять-гулять до самозабвения, переходя с одной обзорной площадки на другую, наслаждаясь волшебными видами.