Турист Natalya Moiseeva (Natalya_Moiseeva)
Natalya Moiseeva
была вчера 16:50

Мурзинка — Россия Октябрь 2020

Эта поездка случилась ещё осенью и стала для меня очередным открытием родного края.

Солнце и теплая погода звали с собой и выманивали из дома. Ветер странствий не давал покоя ни ногам, ни сердцу. "Пусть недалеко и ненадолго, — нашептывал он мне, — ну хоть куда-нибудь, давай уже, поехали…" А я сильно не сопротивлялась, тем более что мест интересных у нас на Урале полным — полно.

И вот мы едем в сторону Нижнего Тагила, в Режевской район, где на реке Нейве расположено старинное уральское село Мурзинское.

За самоцветами в Мурзинку

Предания связывают название села с неким татарским князем — мурзой, который жил в этих местах. Первоначально, это было военное поселение — Мурзинский острог нужен был для охраны Верхотурского тракта, а позже стало поселением крестьян — слободой.

Но по — настоящему прославилась Мурзинка месторождениями самоцветов, богатейшими запасами топазов и аметистов, коих оказалось тут видимо — невидимо.

За самоцветами в Мурзинку

Первые находки приписывают братьям Тумашевым. Это были известные в наших краях рудознатцы. Они имели небольшой частный заводик, где выплавляли железо. Вопрос сырья для них был очень актуален. Выискивая железные и медные руды в округе, Тумашевы случайно обнаружили самоцветы. Случилось это в 1668 году. О находке написали в столицу, указав, что нашли «хрустали белые, фатисы (то есть гиацинты) вишневые, юги (хризолиты) зеленые и тунпасы (топазы) желтые…»

Вскоре один из братьев отправился в Москву, да камни с собой прихватил — показать решил. Понятно, что царский двор был под впечатлением! Тумашевы получили хорошее денежное вознаграждение и государево разрешение на поиск и добычу каменьев на Урале и в Сибири.

За самоцветами в Мурзинку

А некоторым и разрешения не требовалось. Довольно часто местные жители находили камешки в лесу или в собственных огородах, стоило только копнуть поглубже. Найденное сдавали в пользу государства и получали деньги.

Никита Демидов, говорят, очень хотел прибрать к рукам такой лакомый кусок — присоединить Мурзинку к своей «Уральской империи», да не вышло этого, как ни старался.

Мы идем в местный музей, который называется «Минералогический музей имени академика А. Е. Ферсмана». Сам Ферсман, начиная с 1912 года постоянно приезжал на Урал: посещал копи, встречался со старателями, о мурзинских самоцветах писал в своих трудах.

Теперь я знаю, что у нас в стране есть 2 музея с одинаковым названием: только один из них — главный, большой в Москве, а другой — провинциальный и гораздо меньше в Мурзинке.

Сразу скажу, музей — достойный, есть на что посмотреть и чему поудивляться. Коллекция разнообразная, в моих фото представлена только третья часть.

За самоцветами в Мурзинку

Цветные камни принесли славу и богатство Мурзинской слободе. В начале 18 века она становится зажиточным селением. В 1729 году тут строят церковь Сретения Господня, причем возводят ее на средства прихожан. Через 200 лет, в 1938 году большевики церковь закрыли, кресты снесли, колокольню и купол разрушили. Помещение отдали под клуб, а потом тут разместили музей, где он находится до сих пор.

Сретенская церковь, между прочим, входит в число древних каменных храмов Урала, является памятником архитектуры 18 века.

Храм и музей? Сознание не может соединить эти разные явления. Переступив за порог, оказываемся в музее.

Дед Слышко из сказов Бажова встречает и провожает посетителей.

За самоцветами в Мурзинку

Осматривая экспозицию, узнаем много интересного из жизни горщиков. Работали артелью или частным образом. Искать и добывать камни мог любой желающий, для этого нужно было получить «горный билет». Билет до революции стоил 10 рублей — деньги немалые, 3 коровы можно было купить. Но билет давал крестьянину право распоряжаться найденными камнями по своему усмотрению. Можно было продать их дороже, чем принимали в своей деревне, либо оставить себе, чтобы продать потом.

Журнал учета крестьян, получивших горные билеты
Журнал учета крестьян, получивших "горные" билеты

Добыть камень — это половина дела. Природный камень надо было довести до совершенства, сделать так, чтобы он заиграл, проявил свою красоту. Этим занимались огранщики, которые шлифовали и выравнивали грани камня. Работали прямо на дому, вручную, используя станок. По мастерству уральским гранильщикам равных не было.

Мурзинка оказалась уникальной кладовой. Чего здесь только не было: горный хрусталь, турмалины, аметисты, всевозможные бериллы, топазы, аквамарины и изумруды. Редко, где встречается такое разнообразие минералов, собранных в одном месте.

За самоцветами в Мурзинку

Чудесным образом вокруг Мурзинки оказалось рассыпано не просто много разных минералов, но и много по объемам залегания, по их количеству. Вот уж действительно, постаралась, природа — матушка!

Кристаллы камней рождались в пустотах или занорышах, которые образовались много лет назад, еще в пору активности Уральских гор. Эти укромные норы и стали своеобразными инкубаторами для выращивания самоцветов.

В большом занорыше вырастало много самых разных камней.

И подобных кладовых в наших горах немало. Протянулись они лентой на много километров от Свердловской до Челябинской области и получили название Самоцветной полосы Урала.

Слушая рассказ экскурсовода, в очередной раз удивляемся богатству Уральских гор.

Яшма
За самоцветами в Мурзинку

Камни и минералы, представленные в музее, подарены самыми разными людьми, но в основном коллекционерами и геологами. Сам музей появился благодаря стараниям энтузиаста, геолога и педагога Ивана Ивановича Зверева, который всю жизнь собирал самоцветы вокруг Мурзинки, а потом передал свою коллекцию музею. Именно дед Ивана Зверева — Данила Зверев — стал прообразом Данилы — мастера в сказах Бажова.

За самоцветами в Мурзинку

Жаль, что особо ценные экспонаты переданы в крупные музеи Москвы и Екатеринбурга. Причина проста и понятна: там целее будут.

Некоторые уральские камни заменены на своих зарубежных собратьев. Сотрудники к этому факту относятся спокойно, считают, что задача музея, показать, как выглядит тот или иной камень, сориентировать посетителей, чтоб могли мы, «чайники», отличить яшму от кварца, аметист от малахита. Поэтому не столь важно, где добыт камень, главное, чтоб мы увидели и запомнили. А малахит, так он ведь и в Африке малахит. Тем более, что малахита в горах наших уже не осталось. Весь выбрали.

За самоцветами в Мурзинку

Досадно, но большие голубые топазы — эксклюзивные мурзинские самоцветы можно увидеть только на фотографиях. Уникальный топаз «Победа» весом в 43 кг, найденный в 1985 году, находится в Госхране и видимо является государственной тайной, поскольку цветных фотографий топаза в Интернете я не нашла, а черно — белое фото, выставленное в музее, совсем не передает его величия. Остается только догадываться, как может выглядеть сросток из 23 голубых кристаллов.

Поднявшись на второй этаж, вспоминаем, что находимся в храме. Прямо над головой — купол, который должен быть высоко. Ощущение странное: что-то неправильное есть в этом разделенном пространстве.

За самоцветами в Мурзинку

Восстановленная роспись притягивает взгляд. Сретенская церковь была богата и красива: трехярусный иконостас с золотой резьбой, иконы, украшенные камнями. Особенно почитали здесь Святую Параскеву Пятницу. Горщики считали ее своей покровительницей, много ценных камней несли ей в дар.

Икона Святой Параскевы поражала великолепием — самые лучшие самоцветы сверкали в ее золотом окладе. Отовсюду шли к ней паломники, поскольку считалось, что обладает она чудотворной силой.

За самоцветами в Мурзинку

После закрытия храма икону удалось спасти. Она была перевезена в Екатерининскую церковь в Алапаевске, где и хранится до сих пор.

Мы заканчиваем осмотр, выходим на улицу.

За самоцветами в Мурзинку

Я отхожу в сторону, смотрю на церковь и отчётливо представляю, как красиво она смотрелась много лет назад, украшенная снаружи поясом самоцветов, как гудела на площади ярмарка, собрав гостей из всех областей, как плыл над селом колокольный звон, а из храма доносились голоса певчих.

Мы садимся в автбус и отправляемся на окраину села, на копь Тальян, чтобы попробовать себя в роли стрателей. И это удалось! А потом еще был Липовский карьер и деревня КолташИ, где жил тот самый Данила — мастер.