Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Сиде — Турция Октябрь 2020

Часть 1 (+ подробный отзыв об отеле «Selenium Hotel»)

Часть 2

Часть 3

АНТИЧНЫЙ ГОРОД

Мне немного странно, что для кого-то Турция все еще продолжает оставаться страной-курортом, где кроме ленивого отдыха, заключающегося в валянии на пляже или у бассейна с алкогольным коктейлем и в окучивании пресловутых мармитов, делать нечего. Я же изначально, с нашей первой поездки в Анталью 5 лет назад, не воспринимала турецкие отели-резервации на окраинах Вселенной. Ведь Турция — такая многогранная страна, с такой богатой историей, с наследием, оставленным совершенно разными народами, в тот или иной период времени владевшими этим благословленным краем, что ее хочется изучать до бесконечности (с приятными перерывами на море, естественно).

В общем, пришла пора в очередной раз убедиться, что Турция ломает стереотипы о том, что здесь возможен лишь пляжно-ленивый отдых. В каждом турецком городке есть что-то необычное, интересное и достопримечательное. И потрясающий Сиде превзошел все ожидания.

Античный город Сиде. Прекрасный Антик! Я влюбилась в него безоглядно, безоговорочно, безрассудно — что, в принципе, с моей способностью влюбляться в вещи и места было предсказуемо. И, да, я все-таки скажу это. Нереальный, словно сошедший со страниц старинных романов Античный город Сиде, на мой взгляд, оказался круче уже виденных мною турецких древностей. Интереснее анталийского Калеичи с его запутанными узенькими улочками, минаретами мечетей и грандиозными воротами Адриана — моей первой античной «руиной». Колоритнее живописной крепости Аланьи на горе с узорами крепостных стен, Красной башней и судоверфью. Честно, я изо всех сил старалась не сравнивать эти 3 турецких города, каждый из которых мне очень нравится. Но вынуждена признать: Античный город Сиде, пожалуй, лучшее, что я видела за все свои немногочисленные путешествия. Он так лег мне на душу, так очаровал, зачаровал, приворожил, что мы ходили туда практически ежедневно, каждый раз находя какие-то интересные и красивые места. И каждый наш визит Антик (как ласково я его называла) представал перед нами немножечко другим. Так и открывали мы его по чуть-чуть, за несколько раз, словно пробуя терпкое турецкое вино — по маленькому глоточку, смакуя каждую нотку вкуса. И каждый раз древний город не переставал нас удивлять.

Сиде не случайно называют городом-музеем античной культуры под открытым небом. Античный город (точнее, его руины) находится на полуострове Селимие, который мы называли косой, — его острый край врезается прямо в море, это хорошо видно с пляжа. Археологи считают, что наибольшего процветания Сиде достиг в период римского правления. Тогда же были созданы прекрасные античные памятники, фрагменты которых можно увидеть и сегодня, удивляясь и восторгаясь мастерству древних мастеров, их утонченному вкусу и величию римских правителей, могущих позволить себе построить город с таким грандиозным размахом.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Первые археологические раскопки на территории Античного города, организованные Стамбульским университетом, начались еще в прошлом веке, в 1947 году. Но были приостановлены в 1975 году, когда весь научный потенциал был направлен на исследования другого древнего города — Перге. Возобновление работ по освобождению древних построек Сиде из плена песчаных дюн произошло лишь в 1983 году, когда начались систематические раскопки Античного амфитеатра. С 2009 года археологические исследования стали проводиться на всей территории Сиде. Надо сказать, что Старый город весьма неплохо сохранился. Да, практически все постройки представляют собой руины, но в них вполне угадываются черты некогда грандиозных — мощных или изящных — зданий. Время пощадило античный Сиде — кроме арабских набегов, город не подвергался постоянным разорениям, не был в эпицентре военных действий. Лишь землетрясения потрепали Антик, а пески бережно укрыли, спрятали на века, чтобы через сотни лет мы смогли прикоснуться к живой, лишь на время уснувшей Истории. Сегодня Античный город Сиде входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также можно посетить музей Сиде, где собрана уникальная коллекция археологических древностей. Примечательно, что экспозиция размещается в здании старинных портовых бань. Мы музей видели, но не ходили — если честно, в Антике и так есть, что посмотреть, древности там на каждом шагу, все можно потрогать руками, в общем, полное погружение!

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Во второй день нашего отдыха, вдоволь накупавшись, пошли вдоль пляжа по направлению к косе с Античным городом. Надо сказать, что пляжная полоса в Сиде протяженная, и пляжи все разные. Ближе к Старому городу пляж превращается в узкую полоску, здесь уже встречаются остатки крепостных стен — первые руины. В самом конце пляжа на дне попадаются камни. Этот пляжик, может, и живописный, но совсем некомфортный для купания.

Поднялись на променад. И как-то неожиданно поняли: вот он, Античный город! Руины, развалины, колоритные нагромождения камней, улица с колоннами, украшенные каменной резьбой мраморные блоки, похожие на надгробия, — все так необычно! И в этот момент над всем этим древним великолепием раздалось чарующее пение муллы. Ощущение было просто нереальное, словно мы попали в какую-то старую восточную сказку. Да, мы, конечно, видели древние развалины в Анталье и в Аланье, но такой ошеломляющий масштаб — впервые. От восторга я просто впала в ступор. Вот реально, просто стояла, раскрыв рот, и хлопала глазами. Это просто отвал челюсти, отрыв башки, божечки, как же это круто! Заметно, что мужу тоже понравилось — а ведь его сложно чем-то сильно впечатлить. Немного оправившись от первоначального культурного шока, стали бродить по улицам Античного города, без особой цели, просто, куда глаза глядят. Впрочем, в памяти периодически всплывали какие-то обрывки фраз, рассказов, прочитанных об Антике еще дома, и я могла определить некоторые достопримечательности, встречавшиеся нам в этот наш первый визит на пути.

Перед нами уходит вдаль улица Колонн — одна из трех, когда-то существовавших в Античном городе. Колонны, обрамляющие одну сторону улицы, разной высоты и степени сохранности, капители отсутствуют, некоторые — лежат рядом. Вечером, когда включается подсветка, колонны выглядят исполинскими духами Антика — с приходом темноты, кажется, что История оживает, и Сиде вот-вот начнет рассказывать свои древние предания. Брусчатка зовет — уводит куда-то вдаль, в лабиринты древнего Сиде.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Вот грандиозные шестиметровые арочные ворота, построенные в честь императора Веспасиана. Удивительно, но и сегодня они являются главными в городе. Ворота Веспасиана (Арочные ворота) были построены в 1 веке нашей эры, как не трудно догадаться, в честь императора Веспасиана. За долгие годы своего существования облик ворот менялся. Дошедшие до наших дней — это частично сохранившийся вид ворот эпохи правления римлян.

Гуляем пока что без особого плана. Все хочется осмотреть, глаза разбегаются. Чудно, дивно, совершенно необычно! Какой размах! Здесь можно бродить до бесконечности, часами плутая в лабиринтах Антика и самой Истории.

Наконец, выходим на большое пустынное пространство — и я замираю от восторга! Полуразрушенные стены каких-то зданий, многочисленные резные камни — возможно, остатки величественных надгробий или фрагменты монументальных зданий.

И шикарная до невозможности стена с колоннами, перед которой целая выставка мраморных фрагментов, которые можно рассматривать долго-долго! Цветы, ракушки, завитки и замысловатые узоры — наверняка, античные скульпторы и архитекторы черпали вдохновение у самой Природы.

Позднее я прочитаю на плакате, что это и есть знаменитая Государственная Агора, построенная во 2 веке нашей эры. Бывший административный центр города, являющийся в то же время главной торговой площадью. Кстати, в древности именно здесь находился один из самых крупных невольничьих рынков. В восточной части площади находилось величественное здание, центральный зал которого был украшен скульптурами римских императоров, по бокам — две комнаты, назначение которых историки пока еще не определили. Большая квадратная площадь в западной части Агоры была окружена колоннами. Конечно, были здесь и другие строения, от которых остались лишь руины. А сегодня — это одно из самых эффектных мест для фотосессий.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

И здесь пасутся верблюды в ожидании желающих прокатиться на них туристов. Впрочем, верблюды — это больше про Тунис или ОАЭ. А мы просто гуляем, любуемся, удивляемся, восхищаемся.

Мне это место, пожалуй, понравилось больше всего в Античном городе. Сюда мы будем приходить еще не раз. Агора мне кажется романтичной, и хочется вообразить какую-нибудь трогательную love story, приключившуюся между красавцем — жителем Сиде с внешностью Аполлона и очаровательной рабыней, привезенной пиратами из дальних стран. В общем, что-то такое до головокружения антично-романтичное, о чем обычно пишут в женских романах. Впрочем, женские романы я, конечно, не читаю, но, как и все девушки любовно-трагические сюжеты очень люблю.

По Античному городу можно прокатиться на смешном красном паровозике, который возит всех желающих по древним улицам (цену не спрашивали). Но сидеть в вагончике в маске — удовольствие сомнительное. Да и по Старому городу надо ходить именно пешком, чтобы увидеть самые заветные его уголки, чтобы лучше прочувствовать. Чтобы легче было представить картины забытого прошлого.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

А еще в Старом городе среди руин встречаются симпатичные турецкие домики.

И можно выйти к смотровой площадке, с которой открывается дивный вид на море и побережье. Теплый ветерок треплет волосы. Солнце слепит глаза. Впереди — синь. Сзади — терракотовые древние камни. Много веков назад кто-то, наверное, также стоял на высоком мысу, задумчиво смотрел вдаль. О чем-то размышлял. Или просто любовался открывающейся панорамой. Как ею любуюсь я. Спустя много веков.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Античный город бесподобен. Он огромный, древний и невероятно красивый. Руины, камни, колонны, древние стены — шикарные остатки былой роскоши, даже сейчас поражающие своим великолепием. Мы обязательно придем сюда еще. Даже не так — я хочу приходить сюда каждый день. Днем, на закате, ранним утром. И мы будем сюда приходить. Тем более что в Антик меня тянуло непреодолимо и постоянно. Тем более что в этот наш первый и практически случайный визит мы были немножко не готовы, пришли прямо с пляжа, в шортиках, футболках. Муж заявил: «Сюда надо приходить нарядными!». А я порадовалась, что взяла наряды: и пару вполне приличных платьев, и розовый шелковый комбинезон. Шикарному Античному городу надо соответствовать!

Буквально через пару дней, после пляжа во второй половине дня снова прогулялись по Античному городу. Он просто великолепен, грандиозен, такой масштаб, такая древность! Наверное, я бы могла гулять здесь часами и перефотографировать каждый камень!

Поплутали по лабиринтам торговых улочек с атмосферными турецкими домиками. Удивительно, все-таки, как органично сосуществуют бок о бок античные руины и эти хорошенькие турецкие дома, конечно, практически современные. Где-то стоят совсем близко друг к другу, буквально стенка к стенке. Где-то вообще сложно отличить, где проходит граница веков. А еще очень понравилось, что около некоторых домов под прозрачными стеклами можно увидеть древние культурные слои. Центральные улочки, конечно, очень туристические: уютные отельчики, кафешки, магазинчики, сувенирные лавочки. Народ активно ходит, глазеет по сторонам. Улыбчивые продавцы предлагают заглянуть хотя бы на минутку. Везде продают гранатовый сок — напоминание о символе Сиде.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

А стоит свернуть в сторону — и вот она самая обычная, настоящая жизнь местного населения. Тихо, спокойно. Буйная южная зелень дарит желанную тень и прохладу.

Над домиками возвышается минарет маленькой симпатичной мечети. Думаю: все-таки, было бы занятно пожить здесь, в Антике, в маленькой домашней гостинице, это так аутентично!

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

В конце главной торговой улицы ожидаемый памятник Мустафе Кемалю Ататюрку — основателю современного турецкого государства и первому президенту Турецкой Республики. На постаменте указана краткая биография самого почитаемого в Турции человека, в том числе и на русском языке.

Вышли к порту. Как и все в Античном городе, он тоже имеет свою историю. Еще в давние времена город Сиде был гаванью. Сначала сюда причаливали пиратские корабли, доставляющие рабов, торговля которыми активно процветала в городе. Позднее, уже во 2 веке нашей эры Сиде стал крупным международным торговым портом. Сегодня порт — это просто маленькая гавань с прогулочными корабликами, готовыми выйти в открытое море. Морские прогулки, как и яхты — это всегда очень романтично.

А мы, наконец-то увидели знаменитый храм Аполлона. Точнее, оставшиеся от него колонны, давно ставшие визитной карточкой Сиде. Храм Аполлона был построен из белого мрамора во 2 веке до нашей эры и, как не трудно догадаться, служил местом богослужения. В древнегреческой и древнеримской мифологиях Аполлон был богом света и солнца, покровителем искусств и предводителем муз, олицетворением настоящей мужской красоты, одним из самых почитаемых античных богов. Наверное, не случайно, местом постройки храма был выбран высокий берег, с которого открывался изумительный вид на морскую гладь. Место, словно созданное для художников и поэтов, место, над которым царит дух вдохновения. Когда-то храм представлял собой прямоугольник со сторонами 30 и 17 метров, украшенный парапетами в стиле коринфского ордера и шестью рядами с одиннадцатью колоннами высотой около 9 метров. Правда, сейчас от храма Аполлона осталось лишь пять колонн, по-прежнему величественных, прекрасных, устремленных в небо. Воображение легко может дорисовать недостающие детали, совсем не сложно представить классические линии некогда величественного храма. А оставшиеся колонны — потрескавшийся мрамор, кажущийся чуть розоватым в предзакатных лучах солнца, все равно выглядят великолепно. Боже, как они восхитительны! Просто до слез!

Еще немного прогулялись по древним руинам — ах, мои обожаемые руины! Гуляя среди этих древних камней, невольно ощущаю себя древнегреческой нимфой. А небо в тучах. Заката снова нет. Как жаль, ведь Антик особенно хорош в лучах заката. По набережной вернулись домой. Отличная прогулка, яркие впечатления, гигабайты фотографий. Я все больше очаровываюсь волшебной сказкой Сиде.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Когда прогноз погоды обещает дождь, на небе облачка, а на календаре 21 число — наша дата, самое время идти в Античный город. Уж такой он, милый Купидон — Сиде, способный любой отдых сделать антично-романтичным. По улицам города, потом по променаду — как хорошо, что мы живем почти в центре, что можно ежедневно здесь гулять, наматывать километры, нащелкивать кучу кадров — будет, что вспомнить. Хотя, Сиде навсегда останется и в моей памяти, и в моем сердце.

Прогулялись по улице Колонн, прошли под сводами ворот Веспасиана. Заглянули в мою любимую Агору, древний центр Старого города, некогда главный невольничий рынок. Подумать только, этих стен могли касаться руки рабынь… А теперь их шершавых камней касаюсь я. А этот мрамор, колонны, руины, похожие на надгробия камни, украшенные тонкой причудливой резьбой, — они помнят тени давно ушедших людей. Здесь время течет иначе.

За Агорой — песчаные дюны. Среди них тоже то тут, то там — руины. Может, какие-то здания, может, остатки крепостных башен или стен. Старый город, стряхнув пески времени, готов рассказать нам свои истории. Готовы ли мы их слушать?

А потом мы пошли в Античный амфитеатр (сайт турецких музеев — памятников архитектуры: https://muze.gov.tr). Время работы: ежедневно, летом 8.30–18.45, зимой 8.00–17.00, кассы закрываются на 15 минут раньше. Стоимость 45 лир (цена на билете переклеена, возможно, они были дешевле), но это того стоит. Вход — через турникет, в масках, меряют температуру. В самом амфитеатре маску можно снять, тем более что народу практически нет. В какой-то момент мы вообще остались там одни.

Античный амфитеатр, или римский театр был построен во 2 веке нашей эры в самой узкой части полуострова, в центре Сиде. Когда-то здесь находился еще более древний эллинский театр. Построенный в римской архитектурной традиции, амфитеатр имеет интересную планировку: так, часть зрительских трибун как бы лежит на холме, а остальные помещения поддерживаются сводами. На площади около 100 метров могло размещаться до 18 тысяч зрителей. Ряды театра сформированы в виде полукруга диаметром 120 метров, на ровные части их делит горизонтальный проход. Своеобразная сцена была украшена трехэтажным фасадом с колоннами, скульптурами и фресками на тему жизни Диониса — бога вина и театра. Интересный момент: позднее часть арены окружили высокой стеной, историки предполагают, что на этом месте мог размещаться бассейн. А обнаруженные при археологических раскопках находки свидетельствуют, что в 5 веке нашей эры, в раннехристианскую эпоху амфитеатр был превращен в святое месте — что-то вроде храма под открытым небом. Вот такие загадки истории хранит это удивительное и очень атмосферное место.

Из каменных коридоров с массивными сводами выходим на трибуны. Античный амфитеатр, конечно, меньше тунисского Колизея, но тоже очень масштабный и впечатляющий. Просто до головокружения! Ступени расходятся полукругом от небольшой сцены, сбегают стремительно вниз. Там, внизу, тоже вроде как экспозиция: каменные фрагменты, украшенные резьбой, эта причудливая мозаика воспоминаний — осколков прошлого. Хранящие тайны камни. Можно спуститься вниз, до самой арены. А можно просто ходить здесь до бесконечности, под этим роскошным турецким небом. Можно любоваться — рассматривать с высоты трибун раскинувшийся внизу Старый город, Агору. Можно думать о вечности, сохранившей для нас всю эту античную, грандиозную и вместе с тем утонченную красоту. И, конечно, можно отпустить поводья своего воображения, позволить прошлому проникнуть в твои мысли, а себе позволить представить то, что было давным-давно. Подумать только, более 1000 лет назад на этих ступенях сидели люди. А на этой арене разыгрывались не только постановочные спектакли, но и самые настоящие драмы жизни: гладиаторские бои и травля зверей. А теперь на этих ступенях сидим мы. Восторг, до замирания дыхания! Я — Коломбина на арене античного цирка.

На ступенях лестниц из прошлого,

Не оглядываясь назад,

Я запомню одно хорошее,

То, что за что зацепился взгляд.

И навечно останутся в памяти

Запах лавра и солнца блик.

Смотрят в небо глаза — фотокамеры:

Отражение — счастья миг.

(16.11.2020).

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

…Вечерний Антик. Как же он хорош! Мы, наконец-то, увидели его в лучах заходящего солнца. Перед закатом на руинах включается подсветка, и некогда прекрасный древний город, купаясь в розовых лучах заходящего солнца, выглядит еще более романтичным.

Правда, от заката мы застали лишь золотисто-абрикосовую полоску на фоне темнеющего неба, прощальный привет уходящего дня. Все — таки в Гоа закаты шикарней. Но и вечерний Сиде — тихий, уютный, спокойный, с негромкой музыкой из кафе на набережной — имеет свое очарование.

На следующий день перед закатом вновь прогулялись до Старого города — прелестный променад Сиде так способствует приятным ежевечерним прогулкам. Октябрьский вечер тихо ступал по улицам курортного городка мягкими кошачьими лапами. А мы, наконец-то, увидели настоящий закат! Оранжевое солнце быстро скатывалось в похожие на горы облака. А, может, это были настоящие горы? Могут ли быть горы за морем, на горизонте? Солнце окрашивало всё в багряно-алые тона, словно заливало город гранатовым соком. Солнце запутывалось в моих волосах, окрашенных в цвет спелого граната. Солнце думало, что оно само — гранат, символ Сиде, только не темно-красный, а золотой. Наверное, символ Сиде — и есть золотой гранат — жаркое южное солнце.

Антик встретил подсветкой, придающей древним руинам мистичность. Какое же удовольствие бродить среди этих развалин! Дыхание времени, смешанное с пряным запахом лавра. Холодные шершавые камни под ладонью. Чьи руки касались их тысячу лет назад?

Забрели в большое полуразрушенное здание. Крепкие массивные стены. В проемах бывших окон — улицы Античного города. Большой экран в вечность. Народа почти нет. Бродим вдвоем. Интересно, если остаться здесь на ночь, можно будет увидеть тени прошлого?..

Снова вечер. Снова идем в Антик. По древней дороге, вымощенной плитами. Мимо атмосферных руин. Не хочу думать о том, что все здесь аутентичное или это всего лишь туристический аттракцион — ненавязчиво подреставрированная декорация для удачных селфи. Для меня сейчас — это древний город, античный, некогда прекрасный, сохраненный песками Вечности и открытый археологами Настоящего. Город, который пережил века и миллионы людей, которые давно уже мертвы. Город, который переживет и нас…

Закат встречаем у колонн храма Аполлона. Народа, конечно, много. Поймать момент умиротворения здесь никак. Но это Турция. Не Гоа. Солнце тонуло в розовом облаке. То ли в облаке, то ли за настоящей горой. И камни, эти древние камни, в предзакатных лучах тоже казались золотисто-розоватыми. Белый некогда мрамор оживал, приобретая оттенки живой человеческой кожи. Как и оживала сама История. Что поделать — миры встречаются лишь в миг засыпания Главной Звезды.

Зажигалась подсветка. Мир современный окрашивал сочным неоном мир прошлого. А улочки Старого города, петляющие, расходящиеся осьминожьими щупальцами, вплетающиеся в древние руины, жили своей колоритной и под вечер немного шумной жизнью. А мы, уже покинув стены древнего города, шли по набережной, держась за руки. Небо делилось напополам на прозрачно-сиреневый и нежно-персиковый, а в середине — густо-золотая полоска звезд фонарей. Вечер в Сиде — он всегда особенный, но обязательно сказочный. Еще один счастливый день в копилку моих потрясающих историй о романтично-античном Сиде.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

…Не люблю этот «последний день» отдыха. Ощущение последнего дня. Последнее купание в море, последняя прогулка по полюбившемуся маршруту, последний закат. И все такое прочее. Сегодня мы идем по туристически-историческим дорогам Антика, и я совершенно точно знаю, что увижу все это еще раз. Значит, нашу прогулку точно не назовешь последней, так ведь?

Туристическая брусчатка уводит на античную — мощеную глыбами-плитами улицу. Вокруг дремлет в своих зачарованных тысячелетних снах Старый город. Мой ставший родным Антик. Античный город. Вечер окрашивает розовым светом руины. И чахлый кустарник возле некогда величественного здания с арками. Что здесь было раньше? Слишком давно, что можно помнить лишь археологам. Под ладонью — теплая от солнца, нагревшаяся за день, а потому совсем живая плоть древних камней. Пока фотографировалась, палец поцарапала какая-то колючка. Крови почти нет. Надеюсь, я не подцеплю какую-нибудь магическую заразу времен до нашей эры. Ну, вы понимаете, о чем я. Когда находишь что-то не в том месте и в не то время. Вот возьму и стану, например, Клеопатрой. Хотя, Клеопатра — это про Аланью. А мы в гранатовом Сиде.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Розовый отблеск заката на камнях и стенах Агоры. Цвет недоспелого граната. Невольничий рынок. Центральная площадь. С ней мы не могли не попрощаться. Запах лавра. Верблюды. Сижу на теплой от солнца и от времени поваленной колонне. Верблюды? Египет? Опять Клеопатра?

Потом, когда уже идем мимо величественных, потрясающих и грандиозных стен древнего амфитеатра, мне кажется, что со мной разговаривают духи древних богов. Или это запах лавра так дурманит? Или я по какой-то дикой языческой традиции всех туристов пытаюсь что-то выклянчить у них? Или просто обещаю вернуться. Это не простой разговор. Не просто как потереть нос собаке — талисману где-то на городских улицах нашей страны. Здесь Антик. Античность. Древняя мудрость. Вечность. А, значит, все серьезно. И я на полном серьезе обещаю вернуться, хотя и не верю. А они, духи грандиозного амфитеатра Сиде, который хоть и меньше тунисского, но не менее впечатляющий, обещают исполнить это мое желание. И ведь исполнят же. Я это точно знаю!

* * *

Наш последний целый день в Сиде. Утром шел дождь. Сейчас — одна половина неба голубая, в легких кружевах облачков, другую полностью заволокло тучами. На море прохладно, волны штормят. Может, наш славный и уютный Сиде не хочет прощаться с нами?

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Люди пишут на влажном песке буквы — свои имена, названия отелей и курорта. Слова смывает волна, такая же ажурная, как облака на голубой половине неба. Воспоминания нужно хранить исключительно в сердце. Твои глаза — лучшие фотокамеры. Потом, прикрыв их на мгновение, ты еще какое-то время будешь видеть ту картинку с морем, пальмами, Античным городом на косе — все то, что ты видела на протяжении своих 13 отпускных дней. Я стираю едва написанную первую букву еще до того, как ее успела смыть морская волна. Я смотрю. Я пытаюсь запомнить, опустив ресницы, как затвор фотоаппарата. В очередной раз. Точно зная, что этот кадр надежно сохранится в файлах моей памяти…

…Вечер. Прощальная прогулка по любимому Антику. До заката совсем немного времени. Мы почти бежим. По набережной. Мимо запахов рыбы на гриле. Мимо зазывал-торговцев и зазывал в рестораны. У нас очень мало времени. Черт, так жарко, а мы не взяли купальник и плавки! Я считаю: надеть купальник — это 1 минута. Муж считает время до заката, сверяясь с часами. Он, кажется, около 6 или 7 вечера. За мои 13 дней я так и не смогла запомнить.

Солнце садится в тучи, словно королевская персона входит в свой дворец. Или замок с башнями. Именно так выглядят тучи, обрамляющие облако, в которое заходит солнце. Смесь сиреневого, розового и ослепительно золотого. Свежие персики на тарелке из ставшей льдом непогоды. Дивный, сказочный мир. Человечеству больше не нужно сочинять сказки. Солнце, опускаясь за зубчатые стены облаков, все уже придумало до нас.

Мы купаемся в закатном море. В сиреневой шелковой пелене с зигзагами золотисто-персиковых бликов. Море, оно как и духи Антика, живое. Но совсем не страшное. Нежные мягкие волны. Упругий остывший песок. Наверное, море — это всегда символ романтики. Как и камни — символ мудрости. Я, купаясь в закатном море, прошу у него того же, что и у античных духов Старого города.

Потом я напишу: это был наш прощальный вечер в Сиде. До этого, буквально 12-ю часами раньше, а, может, и больше, я написала в своем походном блокноте, который я так подробно пишу впервые, начиная с октября 2017 года, с Туниса. Так вот, я написала, что Сиде стал для меня тем городом детства, в который непременно хочется вернуться, если для этого выпадет хоть малейший шанс. И это еще одна моя самая настоящая и непридуманная история. История о нашем антично-романтичном вояже в солнечный и уютный, милый и комфортный Сиде. История, кажущаяся дикой и безумной в наш эпидемиологический и нестабильный период. И, тем не менее, это счастливая история с не менее счастливым концом.

…Утро последнего дня. Сегодня — уже по-настоящему последнего. На море шторм — тоже вполне настоящий и даже грозный. Волны дельфинами выгибают атласные спины. Ближе к берегу становятся похожими на длинные тонкие пальцы, сплетающиеся друг с другом то ли в дружественном приветствии, то ли в порыве страсти. Небо — сизая пелена туч. Над тучами летают самолеты. Самолет — это всегда дорога куда-то. Это не обязательно очередное завершение очередного отпуска. Это может быть и началом новой истории.

Песок мокрый и влажный. Штормовое море кажется бирюзовым. Я прощаюсь с романтиком — морем. Я кидаю монетки, я обещаю обязательно вернуться.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

Еще я вижу на прорезающей море косе Античный город. Вижу руины амфитеатра — мудрых древних камней. Я тоже обещаю им вернуться. Уже в который раз. Дождешься ли ты меня, Сиде, так, как я тебе обещаю вернуться?

Когда мы уходим с пляжа, начинается дождь. Но после дождя обязательно выглянет солнце. Ведь, правда?

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 4

17 октября 2020 г. — 25 ноября 2020 г.