Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Сиде — Турция Октябрь 2020

Часть 1 (+ подробный отзыв об отеле «Selenium Hotel»)

ГРАНАТОВЫЙ СИДЕ

История современного Сиде уходит глубоко корнями в далекое прошлое, в античные времена. По традиции немного расскажу о том, что заинтересовало лично меня.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Сиде был основан в 7 веке до нашей эры древнегреческими переселенцами — выходцами из Эолийской Кимы на месте еще более древнего поселения. Город был расположен на восточном побережье исторического региона Памфилия, его центральная часть занимала небольшой полуостров протяженностью около 1 километра и шириной всего 400 метров. Примечательно, что после колонизации жители первоначального поселения (предположительно лувийцы — древний протоармянский народ, сформировавшийся в Малой Азии в эпоху Бронзового века) продолжали говорить и писать на местном «варварском» сидетском языке. Его стали использовать и колонисты, что подтверждено обнаруженными в ходе археологических раскопок надписями. С древнейшего лувийского языка название города переводится как «плод граната» — символ изобилия.

Как и о любом древнем городе, о Сиде есть лиричная легенда, объясняющая его название. Имя Сиде носила богиня природы и плодородия, дочь бога гор и быков Тавроса. Как гласит анатолийская мифология, Сиде со своей маленькой дочкой, речной нимфой, однажды собирала цветы в долине реки Манавгат. Богиня сорвала веточку дерева с красивыми разноцветными цветами, и тут же по стволу потекли капли крови — оказалось, что это нимфа — дриада, прячущаяся от погони. Сиде опечалилась и хотела тихо уйти, но высшие силы не позволили богине избежать возмездия: ноги ее ушли под землю, став корнями, тело покрылось корой, и богиня сама превратилась в дерево. Маленькая дочка заплакала, сбежавшиеся на ее крик нимфы попытались своими слезами размягчить корни — ноги богини. Но Сиде, понимая свою вину, сказала: «Я стану деревом с красными плодами, символом жизни и плодородия, и пусть моя дочь играет в моей тени, не принося вреда деревьям. Может быть, это бог в обличие дерева или цветка». Как не трудно догадаться, история эта произошла где-то неподалеку от современного Сиде. Можно предположить, что от ставшей деревом богини на этой территории и стали произрастать гранаты, которые древние люди называли именем Сиде. А плод граната стал символом этого приморского города. Что же, подтверждаю: гранатов в Сиде много. Почти в каждом дворе есть эти плодовые деревья. А на променаде и в Старом городе на каждом углу предлагают гранатовый сок.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

За годы (и даже века) своего существования Сиде сменил немало правителей и религий. Менялся и его статус. Так, одно время Сиде пользовался определенной экономической автономией и даже начал чеканить свои собственные серебряные монеты с изображением Афины, Аполлона и плода граната. А, как мы знаем, чеканка денег — это один из главных признаков государственности. Впрочем, независимость города не стала преградой для войск Александра Македонского, которым Сиде в 334 году до нашей эры сдался без боя. Но и тогда город оставался одним из основных центров чеканки монет Македонской империи. Во 2 веке до нашей эры в Сиде были довольно развиты торговля и культура, город имел мощный флот, активно велось строительство. Однако в 1 веке до нашей эры Сиде был захвачен киликийскими пиратами, которые превратили его не только в крупную морскую судоверфь, но и в центр работорговли — здесь был самый большой невольничий рынок на Средиземноморье.

От морских разбойников город избавил римский полководец Помпей Великий в 67 году до нашей эры, после чего Сиде вошел в состав Римской империи и достиг вершины своего расцвета. Он был важнейшим городом римского флота, столицей своего региона. Многие из сохранившихся античных построек относятся именно к римскому периоду и датируются 2 веком нашей эры, например, Античный амфитеатр. Древний Сиде был космополитичным городом, где уживалось множество народов с совершенно различными мировоззрениями. Например, помимо язычников с их многообразием религий и культов, в городе также жили иудеи и ранние христиане. После того, как христианство стало официальной религией Римской империи (после 380 года нашей эры), в 5 веке нашей эры Сиде даже был епископской кафедрой Восточной Памфилии, а некоторые языческие храмы были превращены в православные церкви.

История расцвета нашего прекрасного Сиде закончилась в 7 веке нашей эры, когда город подвергся жестоким и разрушительным набегам арабов. Сиде был разграблен, разорен и сожжен, а его жители спешно перебрались в Атталию — современную Анталью. Долгое время город оставался покинутым. То, что не доделали арабские захватчики, довела до логического завершения Природа. Так, в результате землетрясений 9 и 12 веков некогда роскошный и богатый Античный город был засыпан землей и песками, его чудесные архитектурные памятники разрушены. Казалось, древнейшее наследие Сиде навсегда утрачено.

В 1207 году на территории, находящиеся недалеко от Античного города, пришли турки. До 14 века Сиде входил во владения сельджуков, в 1391 году вошел в состав Османской империи. Но, как таковой, город все равно оставался заброшенным, по крайней мере, его древняя — античная часть. С этого времени история Сиде будет неразрывно связана с общей историей Турции, но это, конечно, отдельный разговор.

Восстановление Сиде началось в конце 19 века, когда из-за восстаний против османского владычества на Крите и перехода острова к Греции турецкое население сбежало оттуда. Часть беженцев расселилась в районе бывшего Старого города. В начале 20 века здесь уже была небольшая рыбацкая деревенька, названная Селимие — по имени сына Султана. Такое же название носил и сам полуостров, где когда-то располагался Античный город. Однако позже, когда рыбацкое поселение стало городом, ему было возвращено историческое название — Сиде. В конце 40-х годов прошлого столетия на полуострове Селимие начались масштабные раскопки, античный Сиде был объявлен одной из самых крупных археологических зон, вскоре приобретя статус музея под открытым небом. Впрочем, Сиде привлекал не только ученых и исследователей древности. Комфортный климат, чистое море и песчаные пляжи способствовали развитию туризма. Так, древний Сиде стал одним из самых лучших курортов на Анталийском побережье, таким он остается и по сей день.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Сиде — это микрорайон (махалле) в составе муниципального района (ильче) Манавгат. В свою очередь, к Сиде принято причислять курортные поселки, находящиеся поблизости: Чолаклы, Эвренсеки, Кумкой, Соргун, Титреенгель, Кызылагач, Кизилот. Но, на мой взгляд, конечно, интереснее всего именно Старый город — прекрасный Антик, самый центр Сиде. К тому же, здесь отличные пляжи, так что, обыденный курортный отдых можно легко сочетать с прогулками по древним руинам.

Первое близкое знакомство с Сиде (не считая видов из окна трансферного микроавтобуса) состоялось в день нашего приезда. Точнее, уже вечер. Приехали в отель, заселились и сразу пошли на море — давно уже с ним не виделись! Каким-то образом, толком даже не зная, куда идти, козьими тропами, мимо отеля «Raga» (его сложно не запомнить) вышли как раз к отельному пляжу. Точнее, к променаду возле жандармерии. О том, что это именно пляжная полоска нашего отеля, мы узнаем только завтра — увидим указатель. Но интуиция верно сработала. Солнце уже село, море тихо шумело волнами. Вдалеке, на косе с Античным городом горели огоньки. Народа на пляже практически не было. Сгущались быстрые осенние сумерки. Купаться? Конечно! Мы купались в вечернем море, в прохладной, но такой приятной воде. Где-то рядом местные ребята — турки тоже плавали и напевали какую-то красивую национальную мелодию. А я обнималась с волнами, кружилась. И звезды — ранние октябрьские звезды тоже кружились над головой. В этот момент я окончательно и бесповоротно влюбилась в Сиде — такой ласковый этим теплым вечером, душевный, красивый и невероятно милый. Вот так мы с ним и познакомились — в море, под звездами, под турецкую песенку.

…Небо в облачках. На море легкие волны. Жары нет. Комфортная погода. На термометре +29 градусов. Купаемся, загораем. Народа мало. Собачки бегают. На небе замки из облаков. Летают яркие купола парапланеристов. На горизонте маячат большие белоснежные яхты. Шустрые моторные лодочки бороздят шелковую гладь воды. В пляжном кафе играет тихая музыка. Сзади — пальмы, пальмы, пальмы. Такие высокие, как в Гоа. Море шумит волнами. Дивное курортное утро.

Вообще, Сиде — такой душевный, очень домашний курорт. Ощущение, что вот всю жизнь сюда приезжала. И в отличие от Антальи — сбывшейся мечты и Аланьи, ошеломляющей своей природной красотой, городов-курортов, которые, безусловно, мне очень понравились, и о которых хочется сохранить именно такие воспоминания, не портя повторными впечатлениями, в маленький и уютный Сиде просто непременно хочется вернуться.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Для меня, пожалуй, он идеальный. Тихий, симпатичный, малолюдный (да, конец сезона, да, всем известная ситуация), с ласковым морем почти без волн, плавным неглубоким («детским») заходом, песчаным пляжем.

Здесь много зелени и тенистых парков, улочки с невысокими домиками в турецком стиле, занятные разноцветные гостиницы, которые интересно разглядывать.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Здесь просто невозможно заблудиться! Мы, кстати, в один из дней, гуляя по Сиде, нашли все те отели, которые рассматривали, выбирая путевку. Конечно же, пришли к выводу, что наш «Selenium Hotel» самый лучший!

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Собачки бегают, котики по променаду гуляют, птички чирикают, курочки за заборчиками кудахтают — душевно до невозможности! Мы даже как-то вечером видели ежика в кустах, а потом ящерку. В плохом городе звери так вольготно жить не будут. Определенно, у Сиде очень позитивная энергетика! А еще в Сиде я даже забыла, что вокруг нет моих любимых гор. Ну, то есть совсем близко, как в Аланье, их нет. Горы синеют где-то далеко на горизонте. А мне так хорошо в моем милом и славном Сиде!

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

…Самый любимый день отпуска — первый понедельник. В 9 утра уже на море. Муж шутит: «Ты на работу опоздала». А сегодня вся моя работа: купаться в ласковом Средиземном море и нежиться под солнышком. Такой вот октябрьский понедельник!

Сиде — очень зеленый город. Пальмы, плодовые деревья, цветы. И район нашей гостиницы в этом плане удачный. Гулять по окрестностям — одно удовольствие! Рядом — 3 парка. Сбоку отеля — продолговатый парк-сквер «Cocuk Parkı» с уличными тренажерами, видели пару раз, как гости нашего отеля занимались на них.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

В 2 минутах ходьбы, по направлению к центру города — большой и красивый парк «Yavuz Gökmen Parkı» с высокими (как в Гоа) пальмами, детской площадкой, лавочками и не очень понятной скульптурой посредине. Здесь же информационные таблички и фотографии, по всей видимости, видных деятелей Сиде. Именно здесь находятся знаменитые скульптуры — три античные девицы с букетами ярких цветов вместо голов. Они нам особенно понравились.

И, наконец, тенистый маленький парк «Child park» с детским городком и лавочками, краснокирпичная ограда которого украшена каменными изваяниями гранатов. Именно через него мы и ходили на море.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Недалеко находится красивая мечеть Fatih Cami, большая, зелено-белая, с двумя минаретами, сдержанно, но нарядно украшенная мозаикой. Это ее мы слышим в отеле по утрам. Вокруг мечети разбит уютный сад.

Напротив мечети по субботам приезжает кочующий рынок. Заглянули туда из любопытства. Выбор, конечно, большой: текстиль, овощи — фрукты, приправы, сладости, кожаные сумки. Много одежды, но ощущение, что все шмотки из Китая (привет, любимый Joom!). Цены высоковаты, но традиционно можно торговаться. Овощи — фрукты дешевые. Ничего не покупали, так как закупаться домой было еще рано, а еды хватало и в отеле. Так, для глотка турецкого колорита сходить можно.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Впрочем, с магазинами в нашем районе тоже проблем не было. Их много, на всякий вкус. Мы чаще всего ходили в сетевой маркет «Migros Jet», это что-то вроде наших «Пятерочек», с низкими ценами, разнообразным ассортиментом продуктов, есть даже косметические средства и нехитрые сувениры. Если идти дальше, к Античному городу будет огромный торговый центр «Sali Pazari» в два этажа. В нем есть все и даже больше, так что любительницы шоппинга могут точно зависнуть там на пару часов. Самое главное — это огромный текстильный отдел, оказывается, Турция славится своими текстильными изделиями. Здесь хочется скупить все! Еще есть отделы с сувенирами, косметикой, турецкими продуктами (сладости, масло, соки). На втором этаже — одежда, промтовары, посуда. Даже садовую мебель здесь можно купить. Цены вполне вменяемые. Народа много. Еще нам понравился супермаркет с большим выбором сувениров и приятными ценами, который находится за рыбным магазином с рестораном и пунктом аренды автотранспорта, опять же, если идти по направлению к Антику. Были, конечно, и другие магазины. Много банков, обменных пунктов. И кафе в этих местах достаточно, но нас они не интересовали.

Наверное, самым центром современного Сиде (если не брать в расчет античный Старый город) можно назвать площадь с Флагом, развевающемся на высоченном флагштоке. Его можно принимать за своеобразный ориентир — видно практически отовсюду, заблудиться просто невозможно. Кстати, во время нашего отдыха 29 октября отмечался значимый для всех местных жителей праздник — День турецкой республики. На фасадах, балконах и окнах домов вывешивали флаги. Было бы, конечно, любопытно посмотреть на грандиозные торжества, которые скорей всего должны были бы состояться как раз на этой площади. Но по понятным причинам никаких массовых мероприятий не было.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

А мы гуляем по Сиде. И снова парки, зеленые аллеи, пальмы, деревья — мне определенно нравится эта южная буйная растительность, создающая неповторимую атмосферу приморского курортного города. Кажется, что здесь царит вечное лето.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

В Сиде — древности на каждом шагу. Даже просто гуляя по улицам города, можно увидеть загадочные руины. Что это — трудно догадаться. Возможно, эта терракотовая руина, поросшая зеленью, была смотровой башней.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

А нам понравилось древнее сооружение в уютном сквере. Здесь есть даже участок с прозрачным полом, можно увидеть еще более старинные культурные слои. Чем раньше были эти серые стены? Определенно, Сиде развивает фантазию. Как же это здорово и интересно — представлять, а, может, и придумывать давнее прошлое славного южного города!

Пару раз прошлись в противоположную от Античного города сторону, по пляжу и по променаду. Гулять здесь, конечно, одно удовольствие! Видели забавный памятник восьмому президенту Турции — такой кругленький и очень позитивный человечек.

Рассматривали пафосные отели первой линии, скорей всего «пятерки». Да, красивые, с огромными зелеными территориями, выходом прямо к пляжу. Впрочем, на мой взгляд, близость к морю — их единственный обоснованный плюс, да и то, пока идешь от своего корпуса, забудешь, как и пляж-то выглядит:). А уж, когда бешеными павлинами начинали вопить аниматоры, которых было слышно даже на нашем пляже, хотелось бежать от всей этой роскоши подальше. Но, конечно, каждому свое. Это просто мы считаем, что глупо переплачивать за то, что нам совершенно не нужно, при наличии обширной базы бюджетных городских отелей. А для кого-то только такой отдых приемлем и удобен. Например, для семей с маленькими детьми. Возможно, я бы тоже не отказалась отдохнуть в «пятерке» в глубокий несезон, зимой, чисто почилить недельку, не вылезая из крытого бассейна и хамама. А пока что для нас в приоритете — ласковое море, и чтобы было, где погулять. «Когда-нибудь мы будем старыми, немощными и богатыми, и тогда будем ездить исключительно в „пятерки“!» — уже вслух делюсь я с мужем своими мыслями.

Кстати, пляжи Сиде — еще одно достоинство города. Это и протяженная береговая полоса, по которой так приятно ходить, и достаточно мелкий песочек, и плавный, очень комфортный заход. Участки пляжей, принадлежащих отелям, с лежаками, зонтиками и прочей благоустроенной инфраструктурой чередуются с совершенно пустыми пляжными территориями. То ли они на самом деле «ничейные», то ли принадлежат отелям, которые так и не открылись в этом непростом сезоне. В любом случае абсолютно везде можно свободно загорать на своем полотенчике. На пляжах у баров можно арендовать лежаки, заплатив за них или что-то купив в кафе.

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

С погодой нам повезло. Теплый, комфортный октябрь! Сначала так вообще все было практически идеально — и небо безоблачное, и жара. Термометр на солнце показывал рекордные для этого сезона +38 градусов, иногда зашкаливал и за +40 градусов. Потом было и солнышко, и облачка. Но все равно тепло! Загар ложится на кожу ровно даже без крема. Октябрьские лучи не обжигают — нежно ласкают. Море теплое, где-то +24 градуса по ощущениям. Конечно, после жары заходить прохладно, зато потом из воды не вытащишь! И море, какое же отличное море — полный штиль, купаться, плавать — одно удовольствие! Такой релакс, нежишься на солнышке, жмуришься, подставляешь ему свою побледневшую за пасмурную российскую осень физиономию. Кайф! Вдоль пляжа ходит продавец кукурузы, грустно кричит: «Один доллар!». Кто-то, впрочем, берет. Люди ходят по берегу. Какое же удовольствие бродить так по линии прибоя, перепрыгивая набегающие волны. Упругий влажный песок. На нем остаются наши следы. Память о нас.

А потом на море случился небольшой шторм, волны, ветер, небо в облаках, но тепло. Волны вроде не сильные, но с ног сбивают — страшновато! Муж плавал, а я лишь окуналась. Ну, вот, только море в Сиде похвалила, что оно спокойное, как волны решили разъяриться. Правда, картина живописная: пенные волны — белые барашки скачут на сизых спинках больших волн.

Не понимаю тех, кому на пляже скучно. Можно же не просто загорать и купаться. Например, весело поплавать с матрасом — не зря же мы его с собой привезли. У мужа еще была маска для подводного плавания, но, понятно дело, в Сиде в море смотреть особо нечего. Разве что рыбок у самого берега. Муж, гуляя по берегу, собирал ракушки. Я, в основном, читала. Глотала один за другим романы Чака Паланика («Колыбельная», «Невидимки», «Удушье»). Наверное, это не самое подходящее чтиво для романтичной девушки, приехавшей отдохнуть на морской курорт. Но в какой-то момент (день, наверное, на третий) я вдруг поняла, что в этих практически тепличных условиях вновь обрела способность любить весь мир. Меня даже перестали раздражать люди! Ну, и нравилось все, конечно. Ох, как же мне все здесь невероятно нравилось. В общем, нужен был треш, чтобы все не так радужно казалось…

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Какой же отпуск без закатов? Я их ловлю на каждом курорте. Но в Сиде с первого раза как-то не повезло. В один из вечеров попытались поймать закат — а от него лишь розовые блики на небе остались. Домой возвращались по вечернему променаду. Тихо, спокойно, в кафе играет негромкая мелодичная музыка, народа мало. Слышно, как шумит море. И розовые облака плывут на горизонте, кажущиеся горной грядой.

28 октября обратили внимание, что на пляжах кафе «Терраса» и у павильона водных аттракционов убирают лежаки и зонтики. Стало немного грустно. Это из-за надвигающейся непогоды или уже конец сезона? В последние дни нашего отпуска погода решила испортиться окончательно. Оба дня периодически шли дожди. Может, Сиде грустил — не хотел с нами прощаться?

Турция. Сиде. Антично-романтичный вояж (17-30 октября 2020). Часть 2

Ах, Сиде! Мой гранатовый Сиде. Постоянно мысленно возвращаюсь к воспоминаниям о ставшем уже прошлым отпуске. Как же хочется снова солнца, моря, соленого воздуха! Бродить по руинам Античного города. Сидеть на прохладных ступенях древнего амфитеатра, разбегающихся полукругом — спиралью времени. Вдыхать аромат напитанного солнцем лавра. Пить терпкое турецкое вино. И чтобы в голове навязчиво крутилась песенка «Senorita» — неофициальный гимн нашего отеля. Как же хочется вновь оказаться в милом, уютном и таком красивом Сиде. Как же хочется вновь релакса и позитива. А не это вот все…