Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 14:41

Горно-Алтайск — Россия Август 2000

Мы приехали в Горно- Алтайск в августе 1986 года и нас поселили на турбазе.

Незабываемый Алтай!

Горно- Алтайск столица и единственный город республики Алтай, его население около 60 тысяч, а всего в республике проживает около 200 тысяч человек. Кроме русских злесь живут алтайцы, потомки тюркских народов, их численность 70 тысяч человек. Говорят они на алтайском языке, на русском тоже говорят. До Горно — Алтайска мы добирались с пересадками: сначала на самолете до Новосибирска, а после на поезде до Бийска, и на автобусе до Горно-Алтайска.

На турбазе в городе мы жили два дня. За это время съездили на родину Шукшина в село Сростки

Сростки находятся в 65 км от Горно — Алтайска, в селе проживает около 3 тысяч человек. Музей открыт в 1978 году через 4 года после смерти писателя.

На следующий день отправляемся в тренировочный поход. В нашей группе было 20 человек и инструктор Темир, алтаец.

Незабываемый Алтай!
Поход был на озеро Ая, находящееся в 9 км от Горно -Алтайска. Вода в озере 21 градус, мы купались. Озеру 25 млн лет, оно интересно тем, что в воде взвешены мельчайшие кусочки слюды, вода светиться на солнце.

Из Горно — Алтайска переезжаем на загородную турбазу, нам выдают брезентовые палатки, брезентовые рюкзаки (мы приехали с чемоданами, которые сдали в камеру хранения), кирзовые сапоги, сатиновые спальники на ватной подкладке. Не было тогда современных легких материалов, спальники были тяжелые и легко промокали. Поэтому выдали большой рулон полиэтилена, из которого сами сшили плащи-накидки, при дожде они закрывали и лошадь, и рюкзак, и нас.

Незабываемый Алтай!

Провели собрание и выбрали старостой Сашу. Супруги Саша и Лена приехали из Питера, кроме того, что Саша стал отличным сторостой, он еще играл на гитаре.

Завхозом выбрали мою подругу со студенческих лет Олю, которая прекрасно справлялась со своими обязанностями.

Незабываемый Алтай!

После собрания староста, завхоз и наш инструктор составили меню на 10 дней и пошли получать продукты для похода. Нам выдали ящик тушенки, ящик сгущенки, манку, гречку, картошку и другие овощи для борща, печенье, конфеты — карамельки и даже сок в трехлитровых стеклянных банках. Тогда других банок не было.

Запасшись провизией, пошли на конный двор — учиться кататься на лошади. Если моя подруга в детстве отдыхала в деревне и там ездила верхом, то я на лошади никогда даже не сидела.

Темир показал нам как одевать на лошадь седло, сбрую и как на нее «залезть». И вот мои первые шаги.

У всех все получилось.

На следующий день у нас конная прогулка на лошадях. Нас усадили на резвых коней, которые накануне вернулись из похода к Телецкому озеру.

Незабываемый Алтай!

Прогулка была около двух часов. Помню, как я испугалась, когда мой конь на обратном пути, почуяв дом, пошел в галоп. Но база была уже рядом, он сам затормозил. Галопом скакать очень приятно, как будто летишь.

Нам распределили лошадей для похода. Мне достался мерин, я назвала его Булька. Кем, наверное, его только не называли, но он стал откликаться на свою кличку или на мой голос.

Незабываемый Алтай!

Все лошади были очень спокойные.

На следующее утро после завтрака, который дежурные приготовили на костре,

Незабываемый Алтай!

мы складываем рюкзаки, палатки, навешиваем все на лошадей, которые ночью паслись стреноженные.

Построились перед походом.

Незабываемый Алтай!

Голубые озера находятся недалеко от села Аскай, до которого предстояло пройти около ста километров. Мы шли по горам, то вниз, то вверх, останавливались на привалы.

и на обед. Делали две дневки. Устраиваясь на ночь, всегда укрепляли флаг отряда на дерево.

Незабываемый Алтай!

Оставив лошадей пастись, лазили по окрестностям.

Незабываемые впечатления от обзора, когда стоишь и вокруг горы на 360 градусов.

На дневке загорали, ходили по окресностям и даже играли в карты. Проигравших наказывали, например, надо проползти вокруг палатки.

Незабываемый Алтай!

Каждый вечер после ужина мы сидели у костра и пели. Иногда, несмотря на то, что утром надо было рано вставать, засиживались до трех- четырех утра. От девушек из Красноярска Светы с Ириной впервые услышали песню Олега Митяева «Изгиб гитары желтой», быстро ее выучили и каждый вечер у нас звучало:«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Было действительно здорово! Один раз я одна далеко отошла от костра, мы были уже высоко, леса не было, вокруг горы, вдали костер и поющие голоса, а над головой сине-черное небо с яркими бриллиантами звезд. Был август, месяц звездопадов, иногда звездочка срывалась… очарование этой ночи навсегда осталось в душе.

Сверкула ты, мечтой маня,

Средь миллиардов звезд,

На много лет назад меня

Тот звездопад унес!

А утром, поев манной каши, сваренной дежурными, которых с вечера назначал наш староста Саша, снова садились на лошадей и двигались дальше.

Незабываемый Алтай!

Путь наш лежал вблизи реки Катунь, она нам служила источником питьевой воды (заходили за водой подальше в реку), утром мы в ней умывались и на берегу же мыли посуду.

Незабываемый Алтай!

Так мы ехали и бродили вокруг, любуясь окружающей нас красотой.

Незабываемый Алтай!

И вот перед нами бирюзовые глаза Катуни- Голубые озера.

Немало легенд сложено об этих необычных озерах, которые появляются в августе и не замерзают всю зиму. Под землей озера соединяются как сообщающиеся сосуды. Озера питаются внутренними родниками, ширина озер 20–30 метров. При разливе Катуни весной они скрываются в ее рукавах.

Все по очереди фотографируемся на фоне озер.

Незабываемый Алтай!

Следующий поход к леднику. Так приятно ходить в легкой футболочке по льду и греться на солнышке.

Незабываемый Алтай!

И потом обратный путь, опять по горам больше ста км. Мы уже привыкли ехать на лошади, а в первые дни похода все болело, трудно было ходить.

На одной дневке инструктор устроил нам праздник. Выбрал большую ровную поляну, построил нас в ряд и мы проскакали галопом через поляну. Когда лошадь идет рысью, то трясет, а когда она переходит в галоп, то не чувствуешь как ее копыта касаются земли, просто летишь. И так несколько раз пересекали поляну. Все было незабываемо!

Наш инструктор Темир иногда демонстрировал трюки на лошади. Поистине цирковые номера. Нам давал советы очень ненавязчиво и тактично.

После окончания похода жили на турбазе еще два дня.

На турбазах были такие традиции: перед походом уходящая группа дает концерт, а когда возвращается, то делает газету с рассказом о походе. У нас в группе было две художницы из Красноярска Света и Ирина и они придумали оригинальную форму газеты.

Газета называлась «Спотыкач»

Наш девиз был: «Пусть наши кони не крылаты, Алтай мы покором, ребята!» Был и эпиграф: «Десять дней, которые протрясли нас». Под девизом разместили нашу отрядную песню, которую мы сочинили перед походом. Газета была в виде изображений нескольких лошадей, покрытых попонами. На попонах трех лошадей были цветы, а на каждом лепестке цветка было четверостишие, посвященное какой-нибудь лошади. Информацию о характере каждой лошади собрала я и облекла ее в стихотворную форму. На следующих страницах- попонах были частушки, впечатления туристов и отчет о нашем походе, написанный старостой и инициативной группой в юмористическом стиле.

Газета получилась очень оригинальной, нам дали съедобный приз.

Незабываемый Алтай!

На фоне газеты мы сфотографировались на память.

Это был один из лучших походов за мою жизнь. Все совпало. Хорошие люди, замечательный инструктор, красота Алтая, погода. Ах, если бы в то время были цифровые фотоаппараты! Глядя на эти сосканированные слайды, черно-белые и цветные фото я вспоминаю прекрасный незабываемый Алтай!