Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 20 апреля 7:46

Новороссийск — Россия Ноябрь 2020

Шел сентябрь 1942 года, отборные части Вермахта рвались изо всех своих немалых сил к кавказской нефти.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Гитлер проявлял к этому направлению особый интерес, ведь любая армия нуждается в «черном золоте» не меньше, чем в человеческой крови. Операцию по захвату Кавказа назвали очень нежно и романтично — «Эдельвейс». И настолько эта операция успешно развернулась, что Гитлер создал специальные картели для восстановления и дальнейшей разработки нефтяных месторождений. Да что там, среди гражданских компаний в Берлине проводились торги за право качать нефть в Грозном и Баку…Немецким самолетам строго-настрого запретили бомбить нефтеносные районы… Наглость несостоявшихся победителей стоила дорого всем. И стала поводом для гордости советского народа. Ведь не смотря на многократно лучшую организацию наступления и откровенно слабую организацию обороны в первые месяцы войны, наш многострадальный народ-герой выиграл эту тяжелейшую битву.

И, наверное, самые ожесточённые бои проходили в районе Новороссийска. Враг уничтожил более 90% города, но так и не смог прорвать здесь линию обороны.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Фашисты собирались стройным маршем пройти в Туапсе по единственному шоссе, пригодному для переброски техники, но не тут-то было. На восточном берегу Цемесской бухты рабочие цементного завода «Октябрь» в сотрудничестве с бойцами 318 СД под командованием полковника Вруцкого организовали такую оборону, что немцы растерялись, они атаковали по 7–8 раз в день целый год, но продвинуться даже на сантиметр так и не смогли.

И были вынуждены перейти сначала к обороне, а потом и к отступлению. Вот такой вот кавказский «Сталинград». Чуть позже за эту битву город получил орден Отечественной войны первой степени. И на месте самых тяжёлых боёв в сентябре 1978 года был отрыт мемориал «Рубеж обороны».

Новороссийск – город на 7 ветрах

Сейчас эта окраина города практически не привлекает туристов, ведь это всё та же промышленно-портовая зона и оживлённая загазованная трасса. И только 2 объекта цепляют взор:

— это остов товарного вагона, оказавшегося между советскими и фашистскими окопами, от которого пости ничего не осталось, ведь более 10000 пуль было выпущено по нему. Авторы проекта очень бережно отнеслись к этому немому свидетелю страшной войны и грамотно вписали его в мемориальный комплекс;

Новороссийск – город на 7 ветрах

— 40-метровая балка-стелла, перекинутая через шоссе Новороссийск-Геленджик. С одной стороны мощные руки, сжимающие автоматы, точно передают настрой нашей обороны, а с другой стороны гостям и жителям города с гордостью демонстрируются все награды города-героя.

Новороссийск – город на 7 ветрах

И больше ничего не напоминает об эхе Великой войны.

Новороссийск отстроен заново, его порт считается одним из крупнейших в России, местные цементные заводы обеспечивают чуть ли не 90% выработки высококачественного цемента, военные базы на суше и на море обеспечивают покой горожан.

Жизнь продолжается.

Туристы лениво объезжают этот промышленный центр, полагая, что плавать среди мазутных пятен Цемесской бухты — удовольствие сомнительное. И я с ними полностью согласна, тем не менее, один день посвятить изучению этого города — дело святое и благодарное. Впечатлений будет масса, это гарантировано.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Я люблю Новороссийск нежной любовью с самого детства, когда приезжала в гости к тёте и с огромным удовольствием бултыхалась в этих самых мазутных пятнах к ужасу своих родственников.

Видимо, именно с тех пор у меня заложилась любовь к портовым городам, вокзалам и аэропортам.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Летом оказаться в Новороссийске не посоветую никому: жара, пробки, пыль цементная и т. д. по списку, но вот в межсезонье добро пожаловать. Единственное, НО — город почти всегда обдувают все известные ещё грекам ветра. Некоторые из них особенно злобные и неприятные, например норд-ост, запросто выбрасывающий огромные сухогрузы на берег. Учитывайте его наличие в городе, если не хотите недобровольно познакомиться с водами Черного моря.

Свою историю Новороссийск ведёт практически с каменного века. Правда, непонятно, что хорошего нашли здесь древние люди, ветры ведь уже тогда здесь куролесили, а цемент и глубокие морские бухты ещё не обладали никакой ценностью, но тем не менее, берега эти были обитаемы. Потом здесь селились греки, аланы, генуэзцы, черкесы и турки. И только в 1829 году территория нынешнего Новороссийска отошла от Турции к Российской империи согласно Адрианопольскому мирному договору. И только спустя почти 10 лет — 12 сентября 1838 года здесь на остатки турецкой крепости высадились наши войска под командованием Раевского и Лазарева. И сейчас эта дата считается днём основания города.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Всё самое приятное в городе, на мой взгляд, расположено в районе роскошной, не побоюсь этого эпитета, набережной имени адмирала Серебрякова, сделавшего из захолустного пограничного укрепления мощный военно-торговый порт.

Новороссийск – город на 7 ветрах

В длину этот променад составляет более 5 км и начало своё берёт от порта, куда, по понятным причинам, пробраться затруднительно, но ничто не мешает наблюдать за работой этого порта со стороны.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Ух, как я люблю прогулки по этой набережной. Взять в прокате велик и мчаться навстречу ветру — дорогого стоит (80 руб/час). Если вы фанат истории и одновременно любитель памятников различной степени художественной ценности, то вам точно здесь понравится.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Итак, что можно увидеть на этой чудесной, залитой солнцем и открытой всем ветрам, набережной?

Крейсер-музей «Михаил Кутузов» привлекает меня своей гордой статью. Такой брутальный, внушительный. Сложно поверить, что ему уже 66 лет и он выведен из состава флота.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Он удивительно гармонирует с Новороссийском, как родной, хотя построен он был в Николаеве. Сразу понятно, что Новороссийск — это не какой-то вам курортный Геленджик, который годится только для курортных романов. Здесь всё серьёзно, не может быть у моряка всяких фигли-мигли с женщинами, только семья, только дети. О чём прямолинейно говорит памятник жене моряка, расположенный рядом с крейсером. Очень удобно, кстати, намекать девушке о серьёзности или несерьёзности своих чувств — всё серьёзно и уже присматриваешь обручальное кольцо — везёшь её гулять сюда, а если всё наоборот, то тогда Геленджик в помощь.

Мне, в принципе, и этого уже достаточно для желания сюда приезжать снова и снова. А ещё здесь есть МОРЕ, вкусно пахнущее арбузом и наглые упитанные лебеди, своим дерзким видом навевающее криминальные мысли — вот бы его в духовку с яблоками…

Новороссийск – город на 7 ветрах

И даже как-то стыдно становится за такой криминал, в качестве искупления отдаешь этим наглым птицам свой обед, клянёшься больше ничего такого уголовного о лебедях не думать.

Новороссийск – город на 7 ветрах

И в качестве наказания устраиваешь себе детальную экскурсию по местным памятникам. Во мне тут же включается внутренняя ехидна, всячески эти памятники ругающая, но я пока успешно её нейтрализую напоминанием о македонском памятниковом беспределе.

Делаю умное выражение лица и вот уже почти классическая экскурсия:

-а сейчас мы видим памятник основателям города, выполненный в классическом памятниковом стиле и открытый как дань уважения великим людям в 2001 году;

Новороссийск – город на 7 ветрах

— а вот памятники дельфинам, морским конькам и т.

— для поддержания патриотического духа обратите внимание на памятники «Исход», посвящённый трагическим событиям Гражданской войны, Стелла морской славы, памятник Неизвестному матросу, памятник хамсе, дешёвой черноморской рыбке, спасшей от голода горожан в годы ВОВ.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Откровенно говоря, такое близкое знакомство с памятниками на меня навевает грусть, 90% из них посвящены трагическим событиям и настроение у прогулки становится соответствующее.

А вот и апофеоз патриотизма — мемориал «Малая Земля». Открыт он был в 1982 года в честь 39 годовщины Великой победы.

Новороссийск – город на 7 ветрах

И посвящён подвигу десантников, которые в феврале 1943 года начали освобождение города от захватчиков именно с этого места. За этот бой Новороссийск получил звание города-героя.

Памятник выглядит очень официально и торжественно, но волей-неволей хочется притихнуть и помолчать, поблагодарить мысленно ребят, кровью которых здесь полит каждый сантиметр земли.

Новороссийск – город на 7 ветрах

А дальше я люблю на велике мчаться фактически по бездорожью в сторону Суджукской косы.

За всеми этит памятниками и героическими историями совсем забываешь, что Новороссийск расположен в красивейшем месте.

Новороссийск – город на 7 ветрах

И часть этой красоты — юго-западная оконечность Цемесской бухты, памятник природы и любимейшее место для купания у новороссийцев — Суджукская коса.

Названием коса обязана крепости Суджук-кале, построенной турками в 1722 году, но ныне от этой крепости не осталось ничего. Чудное место для зимней медитации и даже плоды бурной фантазии неизвестного, но очень плодовитого скульптора, не мешают остаться наедине с морем.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Вот никак не пойму, этот скульптор был обделён женским вниманием, или наоборот, его было слишком много, а может, у него была мания женских прелестей, и что не сильно «палиться» он разбавил пышные женские бюсты мультяшными героями советской эпохи.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Получился полный сюр- море, болото, камыши, голые женщины, водяной, Лёлик с железными труселями на палке (тоже зачем-то в болоте стоит) и спальные районы Новороссийска на фоне всего этого великолепия.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Пессимисты в этом видят суть нашей жизни, типа, всё тлен и болото, из болота вышли и в болото уйдём, вокруг только грудастые русалки и водяные, да и жить нам особенно негде, разве что в этих ужасных коробках.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Я не пессимист, я вижу море и горы.

Новороссийск – город на 7 ветрах

Вот на счёт гор в Новороссийске. Город частично прикрыт живописным Маркотхским хребтом, с вершин которого открываются великолепные виды на этот город-трудягу. Смотровых площадок очень много, но самая знаменита — 7 ветров. Здесь не только красивые виды, но и множество жутких легенд. Общая нить такая: когда-то здесь был ресторан (что правда), в котором однажды праздновали пышную свадьбу, но в самый разгар торжества невеста унизительно и грубо отвергла жениха, тот не выдержал такого позора и на глазах у всех её зарезал. Потом он то ли погиб в завязавшейся драке, то ли прыгнул с обрыва. И все гости в скором времени покинули этот свет или в авариях, или в драках. А призрак невесты иногда является попугать редких туристов. Слава у места однозначно дурная, из-за этого здесь не приживается никакой бизнес, хотя место для ресторана или простой чебуречной просто идеальное.

Впрочем, если хочется посмотреть на город с высоты, то весь Маркотхский хребет — одна сплошная смотровая площадка. Здесь очень много треккинговых маршрутов различной степени сложности, но это уже совсем другая история.