Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 11 марта 21:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Нью-Йорк — США Март 2018

В истошном сиянии ночи
и в суетной поступи дня
Манхэттен хохочет,
Манхэттен хлопочет,
Манхэттену не до меня.

Запланировала я поездку еще осенью. Изучила весеннее расписание ежегодного Фестиваля сакуры в Вашенгтоне, поняла, что даты его непредсказуемы, вернее, предсказуемы лишь синоптиками — в начале года, на основе долговременных прогнозов. Решила, что в начале апреля все равно его застану, а до того как раз и побываю после Амстера в Нью-Йорке. В Амстере я жила в конце марта, и отель попался чудный, одна беда: я люблю, когда встаю утром и ложусь вечером, включать фоном ТВ, а русскоязычных каналов там не было. Ну нет и нет, первый раз, что ли, послушаем англоязычные… И вот на англоязычных в утренних и вечерних новостях все время обсуждали дело Скрипалей, отношения Британии и Запада в целом с Россией и пр. слегка напряжные темы. В Схипхоле после регистрации, паспортного контроля и досмотра я расслабилась в гейте, но, когда началась посадка, быстренько пропустили голландцев, американцев и всех остальных. А мне сказали: «Отойдите, плиз, и ждите. — Чего? — Ждите». Дождалась: «Снимите обувь» (на досмотре таких строгостей не было). Сняла, спросила: а за что мне одной такая честь? — Мадам, у нас к Вам никаких претензий, но Вы есть в списке от Штатов — на усиленный досмотр».

Амстердам-авеню. Самая типовая постройка начала прошлого века - приют иммигрантов со всего мира

Ладно, все вроде позади, сели, полетели. Рядом приятная американская чета. Лететь всего часов 6, не 12, как в первый раз летела до Лос-Анджелеса прямым рейсом. Русских фильмов у KLM нет, посмотрим американский. Выбрала нео-вестерн «Ветреная река» — клюнула на то, что фильму всего год, а просмотров уже множество. Но расследование двух смертей настроения не подняло. За едой пообщалась с милым соседом, показала ему на карте, где буду жить, и спросила, каким маршрутом из трех предложенных хозяином квартиры лучше добираться. Тот посмотрел на меня повнимательней, спросил «Одна будете жить? — Ну да, одна. — Вы смелая женщина. А добираться лучше не этими маршрутами, а взять такси». Всё. Я уже почувствовала себя героиней того фильма, которая в одиночку бежит босиком 6 миль по снегу и не добегает до дома. «А что не так с моим районом? Верхний Махэттен, не Бруклин как-никак, отзывы о месте только хорошие… — Да нет, мадам, нормальный район, как везде, ну следите за сумочкой — как везде…" Но легче мне уже не стало)))

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

В общем, после всех этих мелочей, копившихся еще с Амстера, я вышла из аэропорта с твердым намерением никогда не спускаться в «это жуткое нью-йоркское метро» и взяла муниципальное такси. Воодушевило, что очередь на него двигалась очень быстро и сажал в машины сотрудник весьма достойного вида. Ехали мы больше часа, вечерние пробки познали в полной мере, я почти не общалась с таксистом, в основном разглядывая улицы НЙ, рекламу на маленьком мониторе и изучая правила оплаты проезда. Узнала только, что он из Индии. Доллары набегали не очень быстро и поначалу казалось, что озвученной сразу суммы мы не достигнем, но вот как-то очень шустро на табло добавилось сразу $5 (и надпись, мол, если есть вопросы, обратитесь к водителю). Водитель сказал: «Это за мост. — А еще мосты будут? — Нет». Доехали. Сумма сошлась до цента, чаевые вбила плохонькие (хотя у нас на них одни можно полгорода проехать), индиец заворчал, мол, надо оставлять в %, там же стоит по умолчанию — 15%! — но я сказала «Извините! Я все прочла, можно и не в процентах, и вообще любую сумму, это чаевые».

Вот теперь точно все тревоги позади! Передо мной — «дом, в котором я живу». Я уже знала из описания хозяина квартиры Брайана (вообще описал и рассказал он все что можно, по определению AirBnB — суперхост, суперхозяин), что дом построен в 30-е годы ХХ века. Смотришь на него — и вспоминаются рассказы Сэлинджера. Манхэттен вообще располагает к литературным воспоминаниям, я и писать рассказ начала, перечитав одну из книг Ирвина Шоу и пройдясь вместе с главным героем по Манхэттену. Интересно, что Брайан работает в театре — но не актером, а, как я поняла, кем-то вроде литагента. В квартире — 4 спальни (3 — для таких же гостей, как я) и гостиная, полная книжных шкафов. Как-то сразу проникаешься доверием и расслабляешься, хотя впервые я жила в комнате без замка и ключей. «Анна! — сказал мне по этому поводу Брайан. — Я тоже сначала волновался, но потом понял: люди приезжают сюда смотреть город. И ничего более». О его безграничном доверии к гостям говорит тот факт, что дня 2–3 я не видела его вообще — ни в коридоре, ни на кухне, ни утром ни вечером. Потом оказалось, что он всего лишь ездил к маме в Филадельфию)))

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Итак, Верхний Манхэттен. Я живу на 139-й стрит, станция метро «137-я стрит» — в 4 минутах от дома. И конечно, я спустилась в метро в первый же вечер, но об этом дальше. Стрит — улицы — поперечные и короткие. Вдоль Манхэттена тянутся длинные авеню. Мой дом — между 12-й (почти на 12-й) и Бродвеем, до него 2 минуты. Следующая за ним 10-я авеню на основном своем участке называется Амстердам-авеню. До нее еще две минуты. Вообще планировать маршруты на Манхэттене очень легко, как по месту, так и по времени. Достаточно знать, что между двумя стрит ходу — около минуты, между авеню — около 2 минут. Например, ближайший к дому, северо-западный угол Центрального парка — это пересечение 110-й стрит и 8-й авеню. Грубо говоря, идем по «стритам» на юг 29 минут плюс по авеню на восток — еще 8 минут, итого 37 — так и вышло в действительности. Ну может, чуть подольше из-за светофоров.

Асфальт — стекло.
идут авеню,
на запад с востока —
стриты.

Поэт революции сказал очень точно, не соглашусь только в одном: и травинки есть, и цветы.

В первый день по прилете я пошла просто по Бродвею на юг. Решила — сколько дойду, дело шло к вечеру, джетлаг вовсю давал о себе знать.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

То здесь, то там постоянно встречается что-то знакомое по книгам, фильмам. Недалеко от южной части Центрального парка (о нем ниже), в районе Линкольн-центра расположена The Julliard school, знаменитая школа искусств. Ее закончил мой любимый музыкант, «звездный скрипач» Дэвид Гарретт, о нем я писала в рассказе о поездке по Европе осенью прошлого года и могу писать бесконечно, дай только повод))) Это высшее учебное заведение уже 115 лет обучает по специальностям в области музыки, театра и хореографии.

Вообще, говоря о Бродвее, нельзя не вспомнить о мюзиклах и театрах, правда? А вот афиша Американского театра балета — репертуар классический, и в одном ряду с «Жизель», «Дон-Кихотом», «Баядеркой», «Ромео и Джульеттой» увидеть и «Лебединое озеро» — очень приятно и совсем не удивительно))

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

До южной оконечности в первый вечер я так и не дошла: рядом со знаменитым Эмпайр-стейт-билдинг увидела интересный… музей — не музей… в общем, полюбовалась небоскребом и повернула назад, к этому месту под названием Gulliver’s Gate — Ворота Гулливера. Кстати, вот еще одна причина, по которой я собралась писать этот рассказ после рассказа об осенней поездке в Ярославль. Когда описывала Шоу-макет «Золотое кольцо», вспомнила нью-йоркский аналог. Но если «Золотое кольцо» и питерский Гранд-макет Россия — фрагмент страны и страна целиком соответственно, то Gulliver’s Gate — это весь мир. В отдельных залах — отдельные макеты континентов. Достаточно подробные, от каждой страны представлено по несколько значимых мест.

От России здесь — три города. Кому ни рассказываю потом о музее, Москву и Петербург обычно все угадывают, а вот третий называют не всегда правильно)) Пожалуй, не буду раскрывать интригу, но если в комментариях кто-то назовет верно, мой ему поклон)) Только не надо ориентироваться на фото медведей с балалайками в зимнем лесу — это шутка россиян. Наш фрагмент для Gulliver’s Gate делали ребята из Гранд-Макета Россия. Очень приятно было увидеть прямо в углу зала посылочные коробки с их логотипом.

Как пишу в каждом рассказе и иногда даже делаю это))), я обязательно расскажу о музее отдельно, а пока еще несколько слов о нем. Ни в Питере, ни в Ярославле, ни в аналогичном венгерском музее я не видела такой услуги, как здесь: можно заказать «мини-себя», т. е. свою фигурку. 3D, разумеется, причем не обязательно такую масенькую, как на макете. Размеры — на выбор, цена зависит от размера. Самые большие образцы я видела около 20 см в высоту. Ее выполняют по голограмме, а потом присылают заказчику домой — в любую точку мира. Удовольствие недешевое))

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

В музее я пробродила до закрытия, т. е. до 20 ч, время летело незаметно и окон там нет. Вышла на улицу — ой, совсем уже темнеет…

По карте выходило до дома 1 ч 45 мин. Хотелось спать, перелет напомнил о себе)) Прошла несколько стрит до ближайшей станции метро, порадовавшись их частоте, спустилась по обычной лесенке вроде нашего перехода, взяла билетик в автомате, проехала около десятка станций, вышла — и через две минуты уже подошла к подъезду. Освоение прошло безболезненно)) И все же мифы о сложности нью-йоркского метро — не мифы. Просто красная ветка, на которой я жила, идет как раз вдоль всего Манхэттена, прямо под Бродвеем. В другой раз, когда я летела из Майами с суточной стыковкой в Нью, я решила добираться из аэропорта до отеля без такси. В пути провела больше двух часов с учетом того, что какая-то линия закрывалась на ремонт, какая-то просто на ночь (я прилетела в Нью в полночь), где-то пришлось ехать автобусом-заместителем, в общем, это было не жутко, но действительно сложно. Если говорить о стоимости, овчинка выделки стоила, вышло на полтора порядка дешевле. А если говорить о времени… хотя кто знает, сколько бы я добиралась на такси? — отель был рядом с Центральным парком, то есть выходит тоже больше часа. Ну, а опыт — он же бесценен)))

Кафедральный собор Иоанна Богослова, Амстердам-авеню
И для сравнения - тот же Cathedral Church of Saint John the Divine уже днем

Да, а теперь как раз о Центральном парке. Для посещения я выбрала подходящий по погоде денек, т. е. без осадков и не особо ветреный. Правда, ветер на Манхэттене — обычное дело, с Гудзона тянет прилично так. Парк понравился, но не поразил. Может, потому, что в силу своей популярности он представляется чем-то прямо «вау», на деле же — просто большой ухоженный парк со множеством аллей, лавочек. В конце марта зелень еще не заполонила его, и половина деревьев стояли голые. Народ, конечно, уже вовсю гулял, бегал, катался на роликах и катал коляски, а также выгуливал собачек.

Прошла весь с севера до южной части, где находятся знаменитый мемориал Джона Леннона — Strawberry Fields. Мне нравятся «Земляничные поля», мне о-очень нравится творчество «Битлз», но мемориал не впечатлил, скажу честно. В этом году побывала у подобного в Екатеринбурге, так наш хотя бы пустынен и даже не все свердловчане о нем знают))), а в парке памятное место забито людьми; и ладно бы поклонниками ливерпульской четверки, а то ведь просто бегают дети, веселые малыши встают на круг, чтобы сфотографироваться… Да, это не могила, можно и встать, но вся вместе атмосфера показалась слегка неуместной; и даже распиаренные музыканты на лавочках, исполняющие мелодии «Битлз», как-то не произвели, может, просто не повезло и в другие дни играют по-другому…

Зато в другом уголке парка музыканты были хороши. Дуэт исполнял классику. Между мелодиями услышала украинску мову, пообщалась с ребятами чуть-чуть, да, приехали с Украины, живут в НЙ уже не первый месяц, да, зарабатывают нормально. Не удивительно, ведь Центральный парк — самый посещаемый парк в Штатах. «Зеленое сердце» города я увидела еще раз во время той самой стыковки из Майами, это был первый день зимы, однако зелень еще не увяла и снега не было, парк выглядел почти так же, как весной-2018.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Кстати, о снеге, а заодно о других парках Манхэттена: Гудзон может влепить снежный заряд и в апреле — 2 апреля я проснулась и увидела реальные сугробы под окном. К обеду они уже почти растаяли)) На улицах было слякотно, и я прошлась по ближайшим паркам. В пяти минутах от дома на север находится Ривербанк-парк, ему 27 лет. В парке есть каток для роликов и коньков, театр на 800 мест, бассейн и спорткомплекс, а вот велосипедные прогулки там запрещены. На юг от него, в 15 минутах, расположен Риверсайд-парк. Это третий по величине парк Манхэттена и ему 120 лет! Мне понравились оба, конечно, они не так грандиозны, как Центральный, но после многолюдных улиц приятно погулять в одиночестве))

А стриты и авеню запружены народом. Это не улицы Вашингтона, где на светофоре горит «90 сек», ни одной машины поблизости, но ты стоишь и ждешь 90 сек. Здесь, как только для авто загорелся зеленый, первый поток проехал — и всё, зеленый там, красный ли, — народ пошел, и горе тем водителям, кто приотстал, теперь стой и жди до следующей смены цветов…))) В сочетании с небоскребами это и есть самый типовой образ Манхэттена — толпа и высотки до небес. О них неизменно рассказывают все, кто побывал на Манхэттене хотя бы полдня, поэтому особо расписывать не стану: небоскребы — это как закат, лучше один раз увидеть…)) Они очень разные, мне больше всего понравился Flatiron building («Утюг») — на первом слайде.

Флэтайрон-билдинг ("Утюг"), 1902 г., 87 м

Такие домики никакая толпа не заслоняет. А вот на Уолл-стрит, где все советуют потрогать бронзового быка, символ финансового процветания, я минут 20 примерялась, но так и не смогла сделать достойного снимка. Бедняга бык облеплен детьми и взрослыми со всех сторон. Если, как говорит статистика, бык щедро делится финансовым оптимизмом каждый день с тысячей человек, то за 30 лет своего существования он облагодетельствовал около 10 млн.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Только пройдя чуть дальше, я смогла увидеть сразу целое стадо быков во всей красе. Правда, в несколько раз меньше оригинала))

Здесь же продавались ретро-плакаты, один интереснее другого! Я долго стояла и раздумывала: взять — не взять? Будь это вечером, взяла б хотя бы один — да вон тот, в нижнем ряду: «Мы не звоним 911, мы берем кольт!»))) Но загружать себя с утра пакетом с жестяным плакатом и гулять так целый день не хотелось…

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Деньги, оружие… что дальше? Здесь же, на южной окончености Манхэттена, открывается прекрасная возможность добраться до еще одной знаменитости Манхэттена, Нью-Йорка да и всей Америки: статуи Свободы. Отзывы об экскурсии к этой леди меня не вдохновили, поэтому я пошла, как и многие, иным путем: села на паром до Стейтен-Айленд. Паром — это весьма солидный 3-палубный кораблик, вмещающий несколько сотен накопившихся туристов. Тут главное — попасть на правый борт. Ну, а если не повезло — то на обратном пути на левый))

Кроме статуи впечатляют сами виды Манхэттена — до сих пор помню их вживую и ощущение грандиозности тоже помню…

Лет 10 назад билет на паром стоил полдоллара, потом плату отменили. Автомобилисты могли въезжать на паром за 3 доллара, но после 11 сентября можно перевозить только велосипеды — на нижней палубе. Есть небольшой буфет со снэками, туалеты, Wi-Fi. Очень ветрено, и многие сидят на крытой палубе. А вот на фото 70-летней давности обзорная экскурсия выглядит так, словно у парома нет ни бортов, ни заграждений и леди рискуют упасть в воду в любой момент…

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

После прогулки на пароме я зашла в Сити-Холл-парк, где можно увидеть здание нью-йоркского Сити-холла — проще говоря, мэрии.

А в получасе ходьбы на северо-восток от парка находится уникальный музей — Tenement Museum.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Tenement дословно означает «многоквартирный дом». Музей рассказывает об истории иммиграции и охватывает период с 1900-х годов по середину ХХ века. Необычен он тем, что здесь нет залов и витрин с экспонатами. Нет индивидуальных посещений. Можно взять только экскурсию. На стойке перед сувенирным отделом мне предложили на выбор 4 часовых тура по $25 (+ налог). Я выбрала Hard Times — Тяжелые времена. Тур был назначен на завтра, сегодняшние все уже разобраны. В течение всего дня 4 гида проводят эти туры по несколько раз, каждый на своем этаже. Наш проходил на 2-м этаже уникального здания. Этот дом на Орчард-стрит, 07 построен в конце XIX века, на тот момент в нем было 22 квартиры, цоколь занят под салон. Несколько раз внутренности перестраивались в соответствии с меняющимися представлениями о «приемлемом» жилье, квартир становилось меньше, а площади их — больше. С 1867 по 1901 г. было принято три значимых закона о многоквартирных зданиях. В первом домовладельцам вменялось обеспечить туалеты — как минимум 1 на 20 жильцов, в идеале подключенные к городской канализации. Во втором законе запрещались внутренние комнаты без окон, дабы уменьшить риск гибели жильцов при пожаре. И третий закон предусматривал наличие в доме вентиляции, водопровода, газа и света. То есть до ХХ века всего этого в таких домах попросту не было. Увы, законы принять приняли, а выполнять их не спешили. Через 70 лет после существования этого здания, в 1935 г., жильцов попросту выселили, хозяин оставил себе для бизнеса только цокольный этаж. И так дом простоял до 1988 г. Его отреставрировали и открыли музей. Как я уже сказала, там нет никаких витрин и экспонатов за стеклами. Мы ходили по реально существовавшим квартирам с обстановкой. Все-таки нужно показать фото из Сети, словами всего не опишешь:

Очаровательная и очень артистичная девушка-гид провела нашу группу из 12 человек по квартирам, в которых жили в первой половине ХХ века две семьи: немецких евреев и итальянских католиков. В каждом помещении мы задерживались минут на 7–10, где-то стояли, а где-то рассаживались. Да-да, прямо в креслах, на стульях, принадлежавших когда-то тем семьям. Никаких канатов, табличек «руками не трогать» — даже на кровати садились. И при всем этом сохранность интерьера отличная, с учетом естественного старения, конечно. Рассказывала гид очень эмоционально, но, увы, мой английский не так хорош, чтобы я легко всё понимала в ее беглой речи. На этот случай в каждой комнате выдавались заламинированные распечатки с кратким текстом ее рассказа. Она говорила, а я слушала и читала, поэтому всё-таки уловила суть и даже многие нюансы. Да, жили тесно, жили нелегко, особенно когда речь зашла о периоде Великой депрессии. Потомки тех иммингрантов и сейчас живут в Нью, их разыскали, записали их воспоминания о дедушках-бабушках и мы слушали пластинки с этими рассказами — да, не магнитофонные ленты и не цифровые записи, а именно пластинки. Вот такая капсула времени — Tenement Museum. Погружение в атмосферу — абсолютное! А потом поймала себя на мысли: в 30-е годы у нас большинству коренных жителей эта обстановка, особенно кухни, показались бы, пожалуй, гораздо комфортнее советских…

И продолжаем двигаться на север. Очередные небоскребы…

…перемежаются не менее крутыми зданиями обычных размеров. Например, академический центр на Cooper Square, 41. Это университет Cooper Union, здесь готовят архитекторов, дизайнеров и художников. Новый академический корпус был создан в 2009 г. и получил сертификат энергоэффективности и экологичности.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Через разрезы и огромный «шрам» можно видеть центральный атриум — общественное пространство, окруженное аудиториями, лабораториями и студиями. С лестницами тоже все очень непросто: вместо одной непрерывной сначала идет основная до 4-го этажа. Затем две вспомогательных — 4-6-й и 7-9-й этажи. А с 6-го на 7-й вообще надо перебираться по пожарной (!) лестнице — архитектор Томас Мэйн воплотил идею о необходимости увеличения физической активности студентов)))

От небанальных решений — снова на север, к известной всем и привычной по архитектуре Юнион-сквер.

Затем проходим мой любимый небоскреб «Утюг» и выходим на 5-ю авеню. Она делит Манхэттен пополам и именно от нее отсчитывают номера домов на «стритах»: влево идут дома с № 1 на западных улицах, вправо — с № 1 на восточных.

Если свернуть на запад, немного не доходя до Центрального парка, можно попасть в еще один необычный музей. Но это сейчас я так легко говорю — свернуть, попасть…. На самом деле я точно знала и адрес — 52-я Западная стрит, 25, — и название — Музей телевидения и радио», как гласили Гугл-карты, однако дом № 25 обошла трижды, спросила нескольких человек, но так и не нашла ничего похожего))) Наконец решилась зайти в какой-то банк в этом же доме — роскошный холл, темнокожий швейцар в ливрее — оказалось, как поведал любезный привратник, «next door, ma’am», соседняя дверь… Кто бы мог подумать? Иду в соседнюю дверь. На ресепшен милая девушка спрашивает: какой язык? — Русский. Находит распечатку на русском языке, где написано: «Это не музей в привычном понимании. Это собрание радио- и телезаписей прошлых лет. Если это то, что Вам интересно, поднимитесь на 4-й этаж». Поднимаюсь. Большое помещение вроде читального зала, только на столах — компьютеры. Еще один приветливый сотрудник объясняет мне, что я могу найти на компе запись на любую интересную мне тему через обычное поисковое окошко, за любой год где-то с середины ХХ века, и мне дается полтора бесплатных часа.

О, это было потрясающе увлекательно! Сначала я нашла выступление какого-то важного официального лица в военной форме, которое поведало всем американцам о первом полете человека в космос. Показывали портреты Юрия Гагарина, старта корабля, говорили очень много и очень искренне. Во всяком случае мне показалось, что искренне. Запомнилась фраза: «с сожалением должен признать, что эти соревнования выиграли не мы, а Советский Союз».

Затем я посмотрела старую-старую запись о том, как в горах Невады дети шахтеров встречают Рождество. Что-то вроде нашей школьной елки в деревушке 40-х годов. А затем нашла очень интересное видео о советских женщинах (50-е гг.). Специальный ролик для простых американцев, рассказывающей о жизни обычных наших дам, не каких-то известных, а просто — вот Ольга Ивановна, инженер, идет домой с работы, заходит в магазин, приносит домой еду, готовит… Вот Надежда Петровна, врач, еще до войны закончила медицинский институт, принимает пациентов… Надежда Ивановна, кстати, очень бойко минут 10 говорила по-английски о том, чем живут, чего хотят в этой жизни женщины СССР, мол, не только выйти замуж, но и добиться чего-то в работе… Я еще задумалась не столько над содержанием, сколько над формой: она абсолютно не запиналась, речь текла быстрее, чем у некоторых из нас — родная речь, но произношение было абсолютно никакое))) вернее, очень-очень русское произношение, и это не комплимент)) Обсуждали потом с дочкой, как так? — говорит шустро, знает кучу слов, а с произношением совсем беда? Дочь выдвинула вполне здравую идею: ей просто написали английский текст русскими буквами, тетенька сидела и бойко его читала…))

К сожалению, и передачу эту я уже не досмотрела — полтора часа истекли, и фото практически не сделала. Не то чтобы запрещено, но как-то не приветствовалось, да и фотографировать столы с мониторами, по сути, не так уж рвалась. Но место меня восхитило, одно из немногих, куда я планирую зайти в НЙ в следующий раз и досмотреть ту передачу!

И снова — по пятой авеню, и снова музеи. Авеню ограничивает с востока Центральный парк. В этом месте на так называемой «Музейной миле» расположились знаменитые Метрополитен, Музей Гуггенхайма, Еврейский музей. Неподалеку, кстати, стоит Генеральное консульство РФ. А я бы хотела остановиться на не таком популярном, но тоже очень интересном, особенно для любителей истории Америки, Музее города Нью-Йорка рядом с северо-восточным углом Центрального парка. Зданию под номером 1220 — 82 года, и в 1967-м оно объявлено достопримечательностью НЙ.

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Museum of the City of New York как раз совсем типовой, с экспонатами в витринах, на стенах, можно гулять самому где хочешь и сколько хочешь. Формально вход бесплатный (это некоммерческая организация), но все проходят через турникет и кассы, где вкратце говорят о структуре музея и предлагают оплатить добровольный взнос, что-то около $20)) И да, как почти везде, спрашивают страну, из которой ты прибыл. Коль уж я сказала, что из России, как-то неловко было пройти мимо с невозмутимым выражением и я оплатила этот взнос. Мне даже налепили на грудь какой-то стикер об оплате, но что за бонус он дает — я так и не поняла)))

Подробно обо всех этажах лучше рассказать в отдельной публикации, здесь упомяну только о самых запомнившихся экспозициях. Первая — кукольный дом Стеттхаймер. Дамы меня поймут! Может быть, многие видели кукольный дом в Музее города Амстердама, Нащокинский дом в Москве. В моем любимом музее Национальной истории Америки (Вашингтон) стоял аналогичный (почему-то в 3-е и 4-е посещение его не было). Нью-йоркский просто великолепен! В этом месяце музей отмечает 75-летие со дня появления экспоната. Домик был детищем начинающей театральной художницы Керри Стеттхаймер, которая, как это часто случалось с дамами в первой половине ХХ века, бОльшую часть жизни отдала не службе. а домашнему хозяйству. Однако параллельно без малого 20 лет (1916–1935) Керри посвятила созданию миниатюрного мира, копирующего их собственный дом. Через год после ее смерти сестры подарили этот шедевр NYC-музею.

Эта экспозиция закроется 21 марта 2021 г. И еще одна, которая, по-видимому, уже закрылась. На сайте музея я ее не нашла, хорошо, что застала офлайн. Это «Катки Нью-Йорка». Сейчас в городе их множество, но и 100 лет назад, когда фигурное катание еще развивалось, катание на коньках было популярно среди населения. Экспозиция состояла из десятков старых (и новых) фотографий хорошего качества, и очень интересно было сравнить один и тот же каток в современном виде и в начале прошлого века. Разные костюмы, разные коньки, а выражение лиц — одинаковое))

Было еще несколько увлекательных экспозиций вроде Acitvist New York (название проще понять в оригинале, чем в моем корявом переводе), «Костюмы первых леди», «Серебряные изделия». О них и о постоянно действующих расскажу в отзыве о музее. Закончу информацией о режиме работы (хотя все так зыбко в наши дни!..) — с четверга по понедельник, с 10 до 18 ч.

Вот так, в парках, музеях, прогулках и катаниях на яхте на пароме прошли мои пять весенних дней в Нью-Йорке. «Мартовские» в заголовке — это для соблюдения ритма, на самом деле было 3 апрельских, хотя — какая разница? В марте даже теплее было, чем в апреле)) Нью-Йорк непредсказуем! Он постоянно чем-то поражает, что-то напоминает… Вот не самый веселый снимок, напомнивший мне очень известный и очень грустный рассказ Хемингуэя из 6 слов — помните? For sale: baby shoes never worn… ((

Манхэттен, Бродвей. Пять мартовских дней

Вот поразивший меня автовокзал, с которого я 3 апреля уезжала в Вашингтон. Удивили две вещи: автовокзал без единого здания, практически без лавочек, лишь огромная площадь и столбики с указателями. Приехала я за час до автобуса, побоявшись опоздать, да и выселяться пора было, вот и стояла этот час под дождем у столбика, и спрятаться некуда было зато самая первая))) И еще впечатлило, что. стой я у соседнего столбика — того, что слева, — могла бы рвануть не в Вашингтон (кстати, билет я все-таки ухватила не за 1, а за $11, но все равно неплохо), а в Торонто — вот так вот запросто, раз — и в Канаду, никаких тебе самолетов-поездов…))

И чтобы исправить впечатление от таксебешного фото под дождем, последняя подборка прогулочных снимков: интересные домики как говорит Аня без единого небоскреба. Манхэттен — он и такой тоже…