Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:27

Орел — Россия Сентябрь 2020

В Орел с 1995 года я ездила по два-три раза в год, когда перевезла туда с Дальнего Востока родителей, последние годы по понятным причинам раз в несколько лет. Но родным Орел мне за эти годы все же не стал, и не потому, что город чем-то плох. Я все города примеряю к себе, смогла бы здесь жить или нет. С Орлом как-то не сложилось, хотя ездила я сюда с дошкольного возраста. Сейчас приезжаю на пару дней, чтобы сделать дела и за оставшееся время немного посмотреть город, что изменилось.

В этот раз в Орел приехала к вечеру из Нижнего Новгорода на двух «Ласточках» с пересадкой в 20 минут на Курском вокзале. Остановилась в гостинице «Орел» уже не в первый раз, устраивает удобное расположение. Внутри скромно, но есть все необходимое, неплохие завтраки.

Поела здесь же у сквера Танкистов в столовой «Сели-поели 57», стадия голода была уже не та, чтобы искать что-то иное. На сэндвичах, что развозят в «Ласточке», жить грустно, хоть к их качеству никаких претензий. Кстати, и в столовой накормили нормально. Подкрепившись, пошла просто погулять без определенной цели. В Орле две реки, теплым сентябрьским вечером гулять по набережным очень приятно.

Вантовый мост через реку Орлик открыли в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции. Читала, что и назвали его «Юбилейным», но никогда этого названия ни от кого не слышала. Похоже, что не прижилось.

Тихий вечер, время для любителей отражений, а вот с закатами повезло не очень, закат в этот день был не очень выразительным.

Ротонда в сквере Семьи, четыре года назад он еще назывался «Буревестником». Новое название сквер получил в 2017 году.

Самая красивая достопримечательность Орла, конечно, здание Орловского отделения Центробанка России. Вот уже много лет используется по назначению, оно и построено было в 1897–1900 годах для Орловского коммерческого банка. Перерыв был небольшой, после революции его занимали партийные и комсомольские структуры, в годы немецкой оккупации — гестапо.

Орел в сентябре 2020

Автор здания банка — известный московский архитектор Сергей Константинович Родионов. Список его произведений в Москве впечатляет! Например, он - автор архитектурно-планировочного решения Новодевичьего кладбища и его ограды, Дворца Шереметевых в усадьбе Юрино в Республике Марий Эл. В Москве мне понравились его доходный дом М. Н. Миансаровой-Гутмана на Большой Сухаревской площади и Дома Константинопольского подворья в Крапивенском переулке. Жила бы в Москве, собрала бы альбом с его работами.

Внешние стены здания покрыты облицовочным кирпичом, в отделку фасада включены каменная резьба и глазурованная плитка

Из всех памятников Орла мне больше всего нравится памятник генералу А. П. Ермолову, который установили на площади в 2012 году. Появление этого памятника в Орле неудивительно, Ермолов был родом из небогатых дворян Орловской губернии, его жизнь была связана с этим городом. Памятник установили на деньги, собранные орловчанами, автор — московский скульптор Равиль Юсупов. Он воссоздал лицо генерала по портрету художника Александра Доу.

Орел в сентябре 2020

Я приходила к Александровскому мосту и на следующий день вечером, в надежде увидеть более яркий закат. Но и в этот раз он был бледным, зато более фактурным небо.

Орел в сентябре 2020

На правом берегу Орлика стоит один из самых красивых храмов Орла — Свято-Успенский собор, хотя чаще его называют храмом Михаила Архангела. Он построен в начале XIX века на месте двух церквей Успенской (1678 г.) и Михайло-Архангельской (1730 г.), эти объясняется двойное название собора. Этот храм связан с именем императора Александра I: в соборе он присутствовал на богослужении во время пребывания в Орле в 1823 году, а через три года здесь покоилось его тело по пути следования из Таганрога в Санкт-Петербург.

Мне нравятся орлы на Александровском мосту. В городе часто встречаются эти птицы, что вполне объяснимо: народная версия происхождения названия города — орел, слетевший с вершины дуба на берегу у слияния Оки и Орлика, который стали рубить в 1566 году для строительства крепости.

Орел в сентябре 2020

Неподалеку от собора Михаила Архангела стоит памятник Н. С. Лескову. Писатель родился в Орловской губернии, жил и работал в Орле, многие герои его произведений также жители этого города. Памятник установили в год 150-летнего юбилея писателя в 1981 году, он неплохо вписался в окружающий пейзаж.

Сидящего на диване писателя окружают герои его произведений.

Три праведника, три героя романа «Соборяне».

В первый день времени на прогулки было немного, быстро темнело, пора было возвращаться в гостиницу.

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» с 1981 года занимает здание, построенное в 1799 году для Городской думы и Городского магистрата. Здание значительно перестроено, но его фасад  сохранил первоначальное архитектурное решение.
Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» с 1981 года занимает здание, построенное в 1799 году для Городской думы и Городского магистрата. Здание значительно перестроено, но его фасад сохранил первоначальное архитектурное решение.

На Оке активное движение, горожане катаются на самых разных плавсредствах. Посмотрела фотографии четырехлетней давности: такого не было и в помине!

Набережная Дубровинского

На следующий день, завершив дела, я пошла гулять по городу. Все давно знакомо, неподалеку от гостиницы у меня была квартира, где жили родители. Но интересно гулять и по давно знакомым местам, отмечая изменения, а, возможно, и обращая внимание на то, что не увидела раньше.

В годы Великой Отечественной войны почти два года Орел был в оккупации. Его освободили 5 августа 1943 года в ходе Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов» во время Курской битвы. Теперь над домом на улице Московской каждый год в День освобождения Орла и в День Победы развевается знамя, как и 5 августа 1943 года, когда его водрузили здесь разведчики В.И Образцов и И. Д. Санько.

Орел в сентябре 2020

В этот же день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта».

В освободительной операции участвовало огромное количество танков, велики были и потери. Танкистов, погибших в боях за Орёл, 6 августа 1943 года похоронили в сквере в братской могиле. С тех пор он называется сквером Танкистов, на постаменте установлен танк Т-34, а в память павших за освобождение Орла горит Вечный огонь.

Орел в сентябре 2020

Сквер популярен у пенсионеров и родителей с детьми. Сейчас мало кто задумывается о том, что это не просто плита с фамилиями, а братская могила.

Немного погуляем по Московской, посмотрим, что здесь нового.

«Дом книги», построенный в 1956 году и украшенный по фасаду бюстами русских писателей. Главное здесь теперь банки, но радует, что и книжный магазин еще сохранился, пусть и не с главного входа.

Мне очень нравится Дом купцов Перелыгиных середины XIX века. С начала 1990-х его довольно долго занимал какой-то коммерческий банк. Вот тогда здание и привели в порядок, реставрировали декоративные элементы.

Орел в сентябре 2020

В этом доме с 1896 по 1914 год находился Штаб 17 гусарского Черниговского полка, сформированного в Орле. Командиром этого полка был князь Михаил Александрович Романов. В 2016 году Орел праздновал 450-летие, в тот год в городе появилось много нового, но все это случилось уже после моей поездки в начале июня. Вот тогда перед этим домом и установили бюст М. А. Романова.

Орел в сентябре 2020

На Московской в сквере стоит памятник уроженцу Орловской области, авиаконструктору Н. Н. Поликарпову, которого называли «королем истребителей». Сквер также носит его имя.

А неподалеку появился еще один сквер, которого раньше не было. Вернее, это не новый сквер, просто вернули имя много лет безымянному скверу. Удивилась, увидев в 2Гис название, — сквер И. В. Сталина. Оказалось, что до развенчания культа личности Сталина он так и назывался, здесь стоял один из лучших в стране памятников Сталину. Читала, что у отдельных слоев населения (не буду уточнять у кого) есть идеи и памятник восстановить.

Посмотрим на Оку с Красного моста. Как видите, и днем здесь довольно оживленно!

Богоявленский собор построен в самом начале XVIII века, в середине XIX века значительно перестроен, а в 1938 закрыт. Далее судьба как у всех храмов: то музей атеизма, то в течение трех десятков лет — кукольный театр. После возвращения верующим в 1993 году очень долго восстанавливали. В 2014 году колокольня еще была в лесах.

Орел в сентябре 2020

В год 450-летия в Орле у Богоявленского собора появился и первый в России памятник Ивану Грозному, по указу которого в 1566 году была основана крепость Орлик, положившая начало городу.

Орел в сентябре 2020

На территории собора установили памятник Серафиму Саровскому. Это подарок городу от семьи губернатора Орловской области Вадима Потомского. Серафим Саровский бывал в Орле в 1784 году с целью сбора средств на строительство нового храма в своей обители. Пожертвования он принимал в Богоявленском соборе.

А теперь по подвесному мостику перейдем Орлик. Впереди за зеленым мостиком Орлик впадает в Оку, а по мостику можно перейти на стрелку Оки и Орлика. Именно здесь в 1566 году была основана Орловская крепость, а спустя четыре столетия заложен Мемориальный сквер и установлена стела в честь 400-летия со дня основания города.

Орлик я переходила, чтобы посмотреть обновленный Детский парк, прочитала накануне, что он открылся после реконструкции. Парк мне понравился, из примитивного парка сделали место, которое будет интересно детям любого возраста. Ничто не напоминает об ограничениях, кстати, в масках и в транспорте почти никого нет, а нас в это время уже могли и из автобуса выставить без нее.

Особенно порадовал обновленный замечательный фонтан «Кони».

Орел в сентябре 2020

Привели в порядок почти всю набережную, но работы еще не закончены.

Поднялась на горку к памятнику И. А. Бунину, в Орле есть и музей И. А. Бунина. Годы, прожитые в Орле, занимают очень важное место в его творчестве, здесь вышла первая его книга «Стихотворения 1887–1891 годов». В «Орловском вестнике» были напечатаны впервые его рассказы «Первая любовь», «Божьи люди», «Воргольский помещик», статьи о Н.Успенском и Т.Шевченко, а также его труд, обессмертивший имя И. А. Бунина в истории русской литературы, — перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песня о Гайавате».

Орел в сентябре 2020

На глухой стене жилого дома изображена крепость «Орлик». Вот с чего 450 лет назад начинался город!

Орел в сентябре 2020

Пустынна пешеходная улица Ленина, которая обычно была очень оживленной. Некому покупать картины орловских художников, но они не теряют надежды.

Нет афиш на кинотеатре «Победа», построенном в 1950-е годы на месте разрушенной в войну Георгиевской церкви.

Орел в сентябре 2020

На площади Ленина все стабильно, стоит Владимир Ильич перед зданием областной администрации, пересекают площадь редкие прохожие. Здесь и в лучшее время не было многолюдно, кроме праздничных дней.

Администрация Орловской области

Навестила Ивана Сергеевича Тургенева в сквере на Тургеневском бережке.

Орел в сентябре 2020

Оттуда отличные виды на набережную Дубровинского.

Заглянула и в орловский Парк культуры и отдыха, его также привели в порядок, что очень заметно. Например, совсем другим стал фонтан, и парк в целом стал уютнее.

Недалеко от парка на улице Максима Горького находится Архиерейский дом, где размещается Орловская епархия, но меня интересовала не она.

Орел в сентябре 2020

Слева от Архиерейского дома есть небольшая улочка Ермолова, на которой остался один дом — Дом генерала Ермолова. Этот дом построил отец А. П. Ермолова — действительный статский советник Ермолов Петр Алексеевич. В 1827 — 1829 годах после своей отставки здесь жил генерал артиллерии Алексей Петрович Ермолов. После смерти отца в 1832 году дом принадлежал разным владельцам. Сейчас это обычный жилой дом, на котором просто висит мемориальная табличка.

Рядом территория Свято-Успенского мужского монастыря. Темнело, но я не могла пройти мимо, в прошлый приезд здесь не была. Монастырь был основан на этом месте в 1680 году, после революции закрыт большевиками. Восстанавливать начали в 1991 году, когда территорию вернули церкви. Осталось там к этому моменту очень мало.

Орел в сентябре 2020

Практически все постройки монастыря современные. Первым был построен и освящен в 2002 году Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте снесенной Успенской церкви конца XVII века.

В 2011 году был построен Казанский собор, а сейчас строится огромный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Как мне рассказал охранник, строится он на деньги какого-то московского толстосума. Похоже, что храм будет красивый.

Справа - Казанский собор, освященный в 2011 году.

Пусть Орел город и небольшой, население всего около 310 тысяч человек, но те полтора дня, что я смогла по нему погулять, очень мало, чтобы увидеть все интересное и обновить впечатления. Например, в начале улицы Максима Горького есть вантовый мост через Орлик, который в народе называют «Белым лебедем». С него открываются замечательные виды на окрестности.

Заглянем еще на Троицкое кладбище Орла. Здесь находится Свято-Троицкая церковь, построенная в 1828 году, а в 1867 перестроенная в стиле позднего классицизма. Церковь закрывали в конце 1930-х годов, но в 1942 открыли вновь и больше не закрывали.

В 1867 году на средства императора Александра II в. память великих заслуг генерала от артиллерии Алексея Петровича Ермолова к церкви был пристроен правый придел для его усыпальницы. Рядом с ним покоились его отец Петр Алексеевич, сын генерал-майор Клавдий Алексеевич и невестка Варвара Николаевна.

Орел в сентябре 2020

Что еще отметила: в Орле очень мало граффити, хотя есть места, где хорошие работы смотрелись бы уместно. Но и мазни на зданиях тоже немного. Встретила несколько интересных работ

Но больше всего понравился случайно увиденный небольшой рисунок на торце жилого дома где-то на улице Максима Горького.

Орел в сентябре 2020

Уезжая рано утром из Орла, я смогла, наконец, сфотографировать «Орла» на привокзальной площади, в день приезда мешало солнце. Много лет орел был топиарным, на бронзовую скульптуру его сменили в 2016 году к 450-летию города.

Тогда же по обе стороны от Дворца железнодорожников установили Памятник железнодорожникам, внесшим неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Я не была в Орле четыре года. Город мне понравился, заметны положительные изменения. Кое-что осталось неизменным, в этом и причина, почему я не захотела жить в Орле, но к городу это не имеет отношения, он не виноват.