Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 19:53

Леричи , Специя — Италия Март 2019

Ла Специя возникла с плане путешествия по Лигурии спонтанно, почти перед самым отъездом. Выстраивая однодневные маршруты поняла, что в Чинкветерре и Портовенере из нее добираться гораздо ближе и что немаловажно дешевле, чем из Рапалло, где я хотела обосноваться на 6 ночей.

Быстренько почитав в сети немногочисленные отзывы, настроилась на то, что город транзитный, смотреть там особо нечего, т. к. это крупный порт, без пляжей и с огромным количеством пришлого народа.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Подобное резюме пусть немного и огорчило, но следующий по прибытии день обещался быть дождливым, планировать дальние выезды не имело смысла, и Ла Специя, сама того не ведая, выиграла целый день.

Но накануне, когда поезд привез меня на местный вокзал и я, громыхая чемоданными колесами по перфорированному настилу Corso Cavour и постоянно сверяясь с картой, что мне прислала Кристина из чудесных аппартаментов Via Ciodo Luхury Rooms, отмечала про себя: «А и совсем не так уродливо, и цветное население попряталось. Очень славно».

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Утро, как и обещано, было дождливым. Мокли прошлогодние апельсины и зеленые ставни дома напротив, но то-ли я уже настроилась на неспешность начавшегося дня, то-ли картинка была умиротворенной, но раздражение от потери суток, которые в путешествии на пересчет, так и не наступило.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Неспешно сходила на рынок на пьяцца Кавур, который хоть и называется рыбным, но там продают и сыры, и колбасы, купленные домой мужу. Меня же на тот момент больше интересовали овощи. Я тогда второй год веганила по полной, завтракать в ближайшем кафе кофе и бутербродами не планировала (апартаменты завтрак не предоставляли), поэтому набрала всякой зелени с помидорами и грейпфрутами, чтобы не сбиваться с привычного рациона.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Занеся все это изобилие в номер и разместив в холодильнике, пошла по второму кругу уже по бутикам. На красненькую сумку и мокасинки, прикупленные в тот же день, облизываются все мои приятельницы.

Времени прошло всего ничего и прикрывшись зонтом от перешедшего в морось дождя, отправилась на набережную, но через парк. Giardini Pubblici, где на подступах Медным всадником машет шашкой Гаррибальди,

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

пах сыростью и был нежного оливкового цвета. Голые ветки магнолии стаей бабочек облепили пенно-розовые цветы и лишь пальмы, что бодро чеканили шаг в прилегающем саду Альенде, зеленели глянцевыми листьями.

На углу, у входа в марину сидела то-ли пловчиха, то-ли новообращенная русалка, находящаяся в переходной стадии от хвоста к ногам. О первом она явно сожалела. Только с больной влюбленной головы можно променять великолепие подводного мира на земное бытие. Даже одна из самых меркантильных литературных героинь, вершиной своего восхождения по социальной лестнице считала царство морское.

Именно в этом месте, чуть левее находится станция прогулочных корабликов.

Самый восточный город итальянской Ривьеры (Лигурии) своей береговой линией приобнял залив своего имени (Залив Специи). Кулинарный привкус названия мешается с литературно-романтическим послевкусием. Из-за того, что места эти полюбились Байрону и Ко, к первому присоединили термин «Залив поэтов».

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Там где есть залив, обязателен не только порт, но и яхт клуб. Размах, конечно не такой, как во Французской части Лигурийского моря, но все атрибуты присутствуют.

С берега на берег перекинут легчайший, как Арфа Эола, вантовый мост без названия и имени.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Кораблики и яхточки, по большей части, черты имели классические, но футуристические образцы тоже встречались

Дождь прекратился, но людей на набережной почти не было. Стало промозгло и я начала подмерзать. Сначала подумала о кофе с плюшкой, вернее травяном чае, но время подходила к обеду и на глютеновые прелести решено было не размениваться. Обед-так-обед.

Зашла я в какую-то энотеку. Сначала подумалось, что нужно найти нормальный ресторан с супом, но обстановка мне понравилась и я решила остаться. И тут моя веганская сущность фуд меньшинства столкнулась со скоромным меню. Она тут же спасовала перед трудностями, сказав в оправдание, что есть силос еще и в путешествии вредно для морального здоровья. И с того дня понеслось: рыба, бурато, осьминоги, креветки и прочая морская живность. Но я ни о чем не жалею! И дивное лигурийское белое. Не хуже шабли.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Долог день до вечера, если делать нечего — это не про Специю. В ней имеется определенное количество музеев на любой вкус: Морского флота, Современного искусства, Этнографический, Музей Амадео Лия, где есть даже Тициан и якобы несколько полотен раннего Рафаэля. Опять же церквями она не обделена. Жалею сейчас, что не зашла в Кафедральный собор Кристо-Ре. Но современные образцы церковной архитектуры я не особо жалую, хотя это здание, освященное только в 1975 году, привлекает внимание, да и интерьер у него говорят впечатляющ.

Кафедральный собор Кристо-Ре с видом на центральную площадь Европы расположен на небольшом холме, где когда-то находился монастырь капуцинов.

Я же наметила для себя два объекта, которые собралась обязательно посетить, а остальное как пойдет.

Крепость святого Георгия.

Крепость-славный потомок средневековья, как и положено 800-т летнему сооружению, парит над городом, а не зарыта под землю. С набережной она хорошо просматривается.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Первоначальный вариант построили в 1265 году, окончательный в 1607-м.

Я внизу, высокомерно взирающий на лежащий внизу город замок — наверху. Пошла. Шла через весь город, разыскивая лестницу наверх.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Невероятно забавно читать итальянские названия на афишах. Ассоциативно этот язык близок к куплетам Абдулова и Фарады, что-то несерьезное, несколько манерное и очень живописное. Таковы и фасады итальянских городов: вся палитра желто-красно-бордовых оттенков — терракота с различными добавками.

Тона Гогена, светотени Рембранта.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

На улицах совсем мало зелени. Вся она собралась на окружающих город склонах, как волосы выстреженные тонзурой.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Лестницу я отыскала, хотя поднявшись по ней, обнаружила наверху лифт, поднимающий к замку откуда-то снизу.

Дорога шла мимо весьма живописной церквия Святого Сердца.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

В крепости расположен исторический музей, коих я на своем веку повидала массу: мумии кошек, черепки и полу-ржавые ножи их обязательный ассортимент. Но т. к. замок самая высокая точка города, то я справедливо полагала, что с его крыши должны открываться наилучшие виды. Вход на крышу был через музей. 4 евро показались мне справедливой ценой.

Не смотря на скепсис в отношении музейной экспозиции, я все же нашла там нечто занятное. К какому веку относятся эти статуи я прочитать забыла, возможно что-то из бронзового века. Совершенно очаровательные на мой взгляд.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Хорошие образчики мозаик, несколько римских голов и ржавые-таки кулеврины.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Собрание отработало уплаченные 4 евро в полной мере, а еще была и крыша! Узенькими переходами и железными лесенками я на нее поднялась. Чтобы вы знали в музее кроме меня толкались локтями еще 3 смотрительницы. Так что крыша была в моем полном распоряжении. Виды меня не особо впечатлили.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Но брутальное стальное небо в сочетании с терракотовыми крышами и выщербленными кирпичами крепости смотрелись гармонично.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Гораздо больше мне понравилось рассматривать через объектив внутренности соседнего дома, вывешенный для проветривания коврик и покрывало на кровати. Разве могут давно почившие в бозе герулы, экзархаты, лонгобарды с варварами и Генуя с Сардинским королевством соперничать с простой, обыденной, но такой настоящей жизнью, являющей невообразимый микст новейших веяний и патриархального уклада. В последнее время все меньше хочется условностей и приблизительностей, а больше конкретики и ясности. И фотографии стали интереснее, чем картины писаные маслом.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Покончив с замком-крепостью и обойдя ее по периметру,

обнаружила еще лестницу, забирающуюся на верхние этажи города. На улице как-то внезапно распогодилось. Взбодрились пальмы, распушив по ветру петушиный хвостик листьев, отбрасывающий на беленые стены перистую тень.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

На верху ничего особенно интригующего не нашлось. Квартал оказался жилой, новый, но не без приятностей.

Если вы помните, цели на у меня было две. Второй значилась церковь Пречистой Девы Марии в старом городе.

Её колокольню в рогатке платановых ветвей я заприметила из далека.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Но когда подошла ближе, была слегка разочарована. Казалось она хочет спрятаться за толстой решеткой от мирской жизни, с шумящим копеечным рынком, неприкрытыми голыми деревьями и крупными группами тех самых понаехавших.

И погода опять вернулась к минору, заданному утренним дождем.

Современное здание построено в промежуток между 1897-1901 гг. А первоначальное в 1595 году, в честь сохранившейся после разрушительного наводнения иконы Богоматери.

Неовизантийская, генуэзско-полосатая, внутри она очень созвучна, на мой взгляд, с Лионской Базиликой Нотр Дам де Фувьер и Равеннскими древними церквями. Такой же травянисто-золотистый свет, эстетствующий лубок и одновременно целомудренная возвышенность.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

А крыльцо — так просто кружевная вуаль для первого причастия.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

С обязательной программой покончено. И я начала высматривать, что еще интересное попадется на пути.

Замеченная издалека парная колокольня вывела меня на чудесную площадь Бенедетто Брина.

Chiesa Cattolica Parrocchiale (N.S della Salute)

Церковь — серая и массивная походила на индейские пирамиды, да и внутри она была расписана в латиноамериканской палитре.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Перед ней играли в мяч смуглые дети, а на парапете фонтана и близлежащих лавочках сидели люди похожие на их родителей.

Было не грязно, но как-то скучно и необжито. Хотя еще в прошлом веке площадь, названная в честь итальянского адмирала, кораблестроителя и политика Бенедетто Брина (1833–1898) являлась весьма оживленным местом, куда в выходные приходили семьями на отдых. Приносили стулья и домашние обеды, и устраиваясь в тени гималайских магнолий, ливанских кедров, сосен Алеппо и сицилийских апельсиновых деревьев, вкушали снедь под звуки оркестра, игравшего здесь с весны до осени.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Жизнь, за помежуток которой я зацепилась, как-то стремительно перешла от патриархального уклада к космополитизму, замешанному на разобщенности. Почти ушли в небытие не только клановые связи, в Италии особенно сильные, но резко стираются национальные черты по всей Европе. Это не может не удручать.

Как бы в унисон с моими мыслями начал накрапывать дождь. И хотя я еще разглядывала открывающиеся в перспективе улиц виды, с надеждой чего-то достойного внимания,

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

но уже решила, что если хочу завтра реализовать все намеченные планы, а в них были деревушки Чинкветерре, то лучше поберечь организм от сырости и перепада температур.

В тот день, когда я вернулась из Портовенере, у меня еще оставалось некоторое время до заката, и помятуя каким он был в Портовенере роскошным (а была я за тот мой приезд в нем 2 раза), решила полюбопытствовать, что ждать от пляжного саттелита Ла Специи, небольшого курортного городка Леричи.

Закат в Леричи.

Ближайшая от аппартаметнов остановка автобуса в Леричи в гугл картах была как раз на бульваре Альенде. Но она почему-то не функционировала. Разные граждане посылали меня в разные места, но проследив взглядом очередной проезжающий мимо автобус с буквой «L», я обнаружила его истинную локацию.

Шоссе шло через окраины Ла Специи. Глаз они не радовали. Входили и выходили портовые рабочие.

На подъезде к Леричи виды стали гораздо симпатичнее. Вышла я по середине набережной Вассалло, не забыв спросить у водителя, где остановка обратного автобуса. Он объяснил, что транспорт делает круг и выезжает на противоположной стороне приморского бульвара. Там еще рядом аптека с характерным зеленым крестом. Хотя почему на европейских аптеках крест мусульманского зеленого колера, а не положенного красного цвета, я не знаю.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Городок малюсенький, меньше 11 тыс.населения, но кое-какие достопримечательности имеются и здесь, и было бы странным, если за 900 лет истории их не насобиралось. Главная из них, конечно, замок, построенный для защиты от сарацин. В нем 2 входа, через один можно подняться на террасу с видом на бухту. А крепость музеем не является, а вроде как служит общежитием. И можно было бы написать, чтобы я так жил, но если в замке средневековые удобства, то на фиг это надо.

В ожидании заката, который пока не блистал ни яркостью, ни разнообразием палитры, я разглядывала близлежайшие дома. Очень все ожидаемо и закономерно и по цветам, и по отсылу к когда-то главной отрасли занятости Леричи.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

В какой-то момент с моря понеслись истошные птичьи крики. Обернувшись, я увидела настоящее торнадо из чаек. Рыбаки вернулись с уловом.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Тем временем краски начали сгущаться.

И замешкавшись на минутку с поисками обратной остановки, а потом обернувшись, я ахнула от произошежшей почти мгновенно перемены.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

По своду неба понеслись огненные всполохи, словно пролетела стая жар-птиц.

Замок с его террасой заинтриговали еще больше, но времени дойти до него, не упустив хотя бы эпизод из этой сумасшедшей красочной фейерии, я не выкроила.

Дождливая Специя и предзакатный Леричи

Так же внезапно, как пожар разгорелся, он и утих. А я полностью удовлетворенная, да что там удовлетворенная, осчастливленная спектаклем, загрузилась в автобус (они ходят довольно часто) до Ла Специи.

Думаю, что не будет лишней информация о том, что из Леричи есть несколько пешеходных горных, но не очень утомительных маршрутов по чудным средиземноморским перелескам. Если бы я о них знала, то обязательно включила в ту мою поездку.

Первый из них идет от площади Гаррибальди Леричи в город Сан-Теренцо, считающийся столицей улиток. Там в конце августа даже проводится исторический фестиваль «Sagra da Lumaga», где главным угощением являются блюда из них.

Второй — путь в город Телларо, через полностью разрушенное и поросшее густым лесом поселение Барбаццано. Картинки Телларо, что я видела в сети, ничем не уступают по живописности деревенькам Пятиземелья и даже превосходят их. А то что народу там гораздо меньше, это несомненно. Из Телларо есть прямой автобус до Леричи (время в пути где-то 10 минут). Дерзайте.