Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:37
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Сан-Марино Май 2011

После разорванной ночи и утреннего прилёта в Римини народ кемарит, в полусне прислушиваясь, что скажет гид. При слове Сан-Марино, туристы начинают просыпаться. С каждой минутой нарастает оживление. Про Сан-Марино слышали все. Соотечественники, проверяя содержимое сумок и карманов, начинают готовиться к шоппингу.

Два моих друга в 90-х работали сопровождающими автобусных групп по Европе. На первых порах турфирмы чётким образом маршрут не оговаривали. В те годы в подобных турах в буквальном смысле до драк доходило. Одни заявляли, что им нужен шоппинг и автобус пусть доставит их в соответствующее место. Хилая интеллигенция, состоящая из любителей музеев и архитектурных шедевров, показывала зубы и бойко сопротивляясь.

Сопровождающие к подобному относились по философски. За что большинство проголосует, туда и повезём. В последующем маршрут стали чётко прописывать, и вариантов или — или не возникало.

Куда большей проблемой во все времена были невозвращенцы. Мой товарищ Александр рассказывал, как он в каждом туре предупреждал туристов:

«Хотите свалить, предупредите меня и гуляйте по Европе на все четыре стороны. Я за вами гнаться не буду. В полицию сообщу позже. Главное предупредите, чтобы мы все вас не ждали.»

Кто-то подходил и действительно шептал на ушко. Другие, привыкшие к прослушке, к агентам КГБ и ко всему такому прочему, сопровождающему не верили. Они отваливались от группы и исчезали. Их приходилось ждать, теряя драгоценное время.

Я подобного не застал, но, благодаря рассказам друзей, что такое Сан-Марино, хорошо представлял.

Автобус заруливает на стоянку и выпускает русских туристов, жаждущих увидеть Сан-Марино. Не спавшие в самолёте и убаюканные автобусом, я и моя Лена, неуверенно ступаем на твёрдую почву, как после кораблекрушения.

Стоит отметить, кто прилетает вечером, в темноте ничего толком не видит. Так что, утренний рейс с первой точкой локации в Сан-Марино — вариант хороший.

Самая дорогая тарелка

Гид властным голосом ведёт группу на бесплатную дегустацию вин. Да уж, именно таким образом можно зацепить внимание русского человека…

Далее, не давая подняться вверх, на соотечественников набрасывается тётка торгующая кожаными сумками и куртками, уверяя что у неё самые дешёвые цены.

Самая дорогая тарелка

Прорвавшийся мимо тётки, народ, игнорируя музеи, разбредается по магазинчикам.

Цены в республике Сан-Марино действительно ниже, особенно на золотые изделия и на кожу. Куртки, сумки, ремни, одежда, сувениры, золото, выпивка — основной товар магазинов.

Самая дорогая тарелка

Если Вы приехали в республику Сан-Марино с целью шоппинга — не заходите в первые попавшиеся лавки, не тратьте время на дегустацию вин. Проходите дальше.

Городская застройка плавно поднимается вверх. По мере подъёма падает цена в магазинах.

Самая дорогая тарелка

Кожаные изделия действительно дешевле, но я советую обратить внимание на ювелирные украшения. Например, в Сан-Марино кольцо местного производства стоит 780 евро, а во Флоренции на золотом мосту 1700 евро.

Пусть с этих 1700 отнимут НДС. Всё равно в Сан-Марино получается дешевле и без головной боли с оформлением Такс Фри.

Самая дорогая тарелка

Интересные вещи встречаются. Их нельзя назвать эксклюзивными, в последующем мы всё это видели. Но, что особенно важно, здесь дешевле.

В каждой лавке русскоязычный сотрудник. Ты вроде про всё читал, многое знаешь, но смуглянки-молдаванки по-любому хитрее. Я собираю тарелки, и потому выбрал одну красивую с эмблемой Сан-Марино.

Самая дорогая тарелка

Девушка-правда с голубыми глазами, походивших на два бездонных озера, убедила — возьми ещё венецианскую маску, в Венеции она будет дороже.

Купил и через несколько дней понял, что лоханулся…

Самая дорогая тарелка

Впрочем, для меня лично, не шоппинг главное. Он увлекает, но от него определённый момент желательно отстраниться. Это в том случае, если вы мужчина. Если вы женщина — шансов нет.

По этой причине пришлось разделиться со своей второй половиной…

Самая дорогая тарелка

Отдав жене наличность, иду, изучаю достопримечательности, отрешившись от товарно-денежных отношений.

Сан-Марино оказался городом интересным.

Самая дорогая тарелка

Гуляя по его улочкам, я получал удовольствие.

В последующем много раз видел все эти значимые места на фотографиях.

Тогда же попросту щёлкал фотоаппаратом направо и налево.

Самая дорогая тарелка

Очень жаль, но как только мы приехали, гору-государство объял туман. Сделать сверху красивые фотографии не удалось.

Наверно красавец Сан-Марино задумчив и загадочен, когда уезжают автобусы с туристами.

Самая дорогая тарелка

Ветер шепчет крышам про былые баталии и город вспоминает свою семнадцати вековую историю.

В IV веке жил каменотес Маринус, который был рьяным христианином.

Самая дорогая тарелка

Однако, увы, не всех устраивала его искренняя вера. В особенности нервировал сей факт императора Диоклетиана.

В один прекрасный день 301 года, чтобы спастись от религиозных преследований, Маринусу пришлось бежать из родной Долмации в Италию и обосноваться на высокой горе.

Самая дорогая тарелка

Скала в то время принадлежала римской матроне Феличиссиме.

Как-то раз, прогуливаясь по своим владениям, она и обнаружила Маринуса. Разговорились.

Феличиссима тоже была христианкой и без раздумий подарила скалу единоверцу.

Самая дорогая тарелка

Маринус на горе поселился, и еще при жизни был канонизирован. К нему приходили единоверцы, многие оставались в окрестностях, строили дома, заводили семьи.

Умирая, Маринус сказал:

«Я оставляю вас навсегда свободными!»

Самая дорогая тарелка

Так оно и получилось. Поселения разрослись, и уже в IX веке существовало сформированное гражданское общество.

Появился документ, который стал прообразом современной Конституции.

Самая дорогая тарелка

Сан-Марино можно назвать самой древней европейской республикой.

Отсчёт времени здесь со дня основания государства, поэтому здесь 17 век.

Самая дорогая тарелка

На протяжении всего существования Республику неоднократно пытались лишить независимости.

На благодатные земли посягали итальянские тираны, правители Австро-Венгерской империи и даже Папа Римский.

Самая дорогая тарелка

Государство ни разу не поддалось ни угрозам, ни уговорам.

Построив крепкие оборонительные сооружения, жители маленькой страны успешно противостояли завоевателям.

Самая дорогая тарелка

Наполеон, подойдя к Сан-Марино, осмотрел неприступные стены, и сказал:

«Пусть они остаются свободными.»

Муссолини Сан-Марино тоже не тронул.

Самая дорогая тарелка

Осмотрев знаменитую крепость, я направился к автобусу.

И надо же такому случиться, упал и разбил тарелку. Подняться вверх возможности уже не было. Я купил такую же внизу и естественно дороже.

Откатав тур по Италии, вернулся домой, стал сверлить стену, дабы повесить тарелку. И вот незадача — пробил проводку. Пришлось вырезать кусок обоев и долбить стену.

Самая дорогая тарелка

В итоге всё получилось, но тарелка из Сан-Марино обошлась намного дороже своих сестрёнок.