Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 11:18
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Ярославль — Россия Октябрь 2020
Пакмятник Ярославу Мудрому

Августовская программа кешбэка сподвигла и нас с Таней на «освоение» России. По родной стране я путешествовала совсем не так много, как она, поэтому выбор был за Таней — и о ее выборе жалеть не пришлось ни разу. Воистину очень русский город с давней историей. «Обязательно пришли фото из поездки», — просили меня европейские подруги. С ними я уже поделилась и даже 1000-рублевую купюру с ярославскими достопримечательностями сосканировала для сравнения)) А теперь делюсь своими впечатлениями с коллегами-туристеровцами.

Прежде всего, раз уж зашла речь о кешбэке, — наш отель. Вообще это был целый гостиничный комплекс Любим, названный так в честь города в Ярославской области. Три больших корпуса, мы жили в корпусе «Бариново». Отличное место: от исторического центра в пешей доступности и в то же время поодаль от больших дорог, поэтому тихо. И вся территория в цветах.

Ярославль с сентября на октябрь

Кроме того, очень хороший ресторан «Уча», что для нас было немаловажно: учитывая кешбэк с платежа за проживание, мы оформили сразу полный пансион и ели только здесь, не связываясь с магазинами и городским общепитом, благо до основных туристических мест — рукой подать. Пропустили только пару раз, например когда ездили в Толбухино, об этом чуть позже. Правила гигиены соблюдались в «Уче» строго: каждый прием пищи — автопроверка температуры, каждый столик после приема пищи дезинфицириуют, меняют скатерть. Уровень кухни — действительно ресторанный, и выбор по меню очень достойный, за 4 суток можно было выбирать блюда без повторов и на обед, и на ужин (завтрак — шведский стол).

После знакомства с отелем и обеда мы на позитиве двинули в город. Первый раз по мосту, который я потом изучила до каждой ямки и трещинки))) — ежедневно 2–4 раза довелось ходить по нему туда-обратно. Этот мост тянется вдоль Московского проспекта и пересекает реку Которосль. Первый раз мы свернули не там, где надо (или наоборот, не свернули там, где надо), на развилке и ушагали вправо. А вообще идешь по мосту 15 минут и выходишь прямо на площадь Богоявления.

Мосты и набережные

Ярославль с сентября на октябрь

Позади остается Которосльная набережная, впереди — Волжская. Город, где есть река, всегда обладает особой атмосферой, а здесь две реки! Волжская набережная, конечно, особенно хороша: беседки, ротонды, лавочки — вечерний променад оставляет очень приятные впечатления. Речные пейзажи завораживают. Есть тут и остров (возможно, даже не один), Даманский, по одноименному большому мосту (последний слайд) мы прошли на этот остров в парк и прекрасно погуляли вечерком.

Парки

Ярославль с сентября на октябрь

У парка на Даманском острове интересная история. Долгое время жители города добирались сюда на лодках — но не отдыхать, а работать… на огородах. Да, сажали здесь овощи. В конце войны руководство Ярославля решило сделать парк в пойме Которосли. Благоустройством занимались не только рабочие соответствующих специальностей, но и ярославские студенты. А название остров получил в 69-м. У вас тоже оно ассоциируется с советско-китайским конфликтом на реке Уссури? Вот в честь него и назвали. Сейчас выбор кажется несколько странным, но 50 лет назад вкусы и предпочтения во многом были иными. Позже остров вообще чуть не переименовали в Остров мира имени Шри Чинмоя, но, по счастью, это длинное и не самое простое название не прижилось. Вышеупомянутый мост был построен в 1999 г., рядом с ним находится Дерево счастья, где молодожены традиционно вешают замочки без ключей. И еще несколько штрихов к истории: с 80 по 90-й годы территория острова стала весьма неблагополучной. Ни о какой культуре и отдыхе речи идти не могло. Удивительно, что случилось это в преддверии лихих 90-х, но факт есть факт. В 90-е за остров взялись и место вновь стало безопасным. А в 2011-м парк даже получил международную премию «Золотой пони» — ею награждают лучшие развлекательные центры, парки, а также производителей аттракционов. На первом слайде, кстати, аттракцион «Дом-перевертыш».

Еще один популярный парк — на Стрелке, в месте слияния Волги и Которосли. Он интересен своей двухуровневостью: внизу, собственно на косе, и вверху, в Рубленом городе. В отличие от многих парков с круглой, квадратной или близкой к этому формой здесь форма вытянутая, т. к. обусловлена очертаниями косы, — чем-то напоминает змеиную голову с частью туловища)) На самом краю «головы» стоит роскошный памятник 1000-летию Ярославля. Воздвигнут в 2010 году. На пути к нему мы проходим мимо цветников, скамеечек. И главное, что хотелось посмотреть и не удалось, — это светомузыкальные фонтаны. Увы, уже не работали. Точно выяснить не удалось, но, похоже, работали они до сентября, а наша пятница (режим работы — пятница-воскресенье) оказалась первой октябрьской. Жаль!.. К тому же с освещением от фонтанов, думаю, и фото вышли бы куда лучше, а без них вечерняя съемка оказалась так себе, поэтому выкладываю снимок из Сети. Справа на изгибе видны лестницы, ведущие от косы к Рубленому городу.

Ярославль с сентября на октябрь

Конечно, это не единственные парки Ярославля, во время прогулок встречались и городские сады, и скверы. Например, в сквере на Советской площади мы даже посидели с одной из ярославских туристеровок. Здесь я и сфотографировала интересный памятник «Исторический центр города Ярославля» (2017 г.) — в виде карты этого самого центра.

А каких скульптурных изображений в Ярославле больше всего, как думаете?..

Памятники и скульптуры

Наверное, нетрудно догадаться — это медведь. Какой же Ярославль без медведей! «Символ России, легенда Ярославля» — вот как говорят здесь о них. Этот медведь появился в 2009 г. возле Спасо-Преображенского монастыря и напоминает о себе каждый час — ревом. Впрочем, популярность памятника не дает забыть о нем и так: летом здесь, как у быка на нью-йоркской Уолл-стрит, множество людей, дети забираются на камень, взрослые снимают. В конце сентября, да еще не в самый насыщенный туристический год, нам удалось запечатель мишку в одиночестве. На Уолл-стрит мне не повезло))

Ярославль с сентября на октябрь

А этот зверь в Даманском парке вообще великолепен. Именно такую медведицу, мне кажется, Ярослав убил по легенде — мешала ему основать город.

И вот 1010 лет назад город основан и считается столицей Золотого кольца. По этому поводу в городе расставлены памятные знаки: рамка одна и та же, «контент» у каждого знака свой в зависимости от местонахождения.

Ярославль с сентября на октябрь

ну, а памятник Ярославу Мудрому я видела еще и чаще, чем памятные знаки — каждый день на площади Богоявления, пройдя мост. В октябре ему исполнилось 27 лет, и даже Борис Ельцин присутствовал на открытии.

Сейчас модно ставить скульптуры не только историческим деятелям, но и литературным, и киногероям. К 1000-летию Ярославля на ул. Нахимсона воздвигли памятник не правителю или ученому, а сантехнику Афоне (!). Ох и долго мы его искали!.. Моя попутчица, ярославна (да-да, так красиво называются жительницы этого города) спрашивала по пути: «Ребята, где здесь Афоня?» — а показывали нам, как выяснилось, пивную с тем же именем и даже рядом, но все-таки скульптура была немного поодаль.

Ярославль с сентября на октябрь

Кратенький обзор по небольшой части ярославских памятников закольцуем, возвращаясь к месту, с которого начали: Спасо-Преображенскому монастырю. Около него находится еще один замечательный памятник, посвященный подвигу народных ополченцев 1612 года. Это Казанская часовня, которая тоже удостоена чести быть изображенной на 1000-рублевой купюре. Хотя можно и наоборот сказать: купюра удостоилась чести носить на себе изображение часовни.

Она была воздвигнута в 1997 г. и является одной из самых популярных достопримечательностей города. А кстати, почему именно здесь так отметили память об ополчении? Ведь войско формировалось в Нижнем Новгороде. Дело в том, что по пути в Москву оно на 4 месяца остановилось в Ярославле. За это время ряды ополченцев значительно пополнились сибиряками, поморцами и пр. — ежедневно прибывали люди сюда изо всех уголков России. Перед походом на Москву ополченцы молились иконе Казанской Богоматери. Вставленная как витраж в арочный проход, она особенно хорошо видна при ночном освещении.

Ярославль с сентября на октябрь

Ну, а теперь, как говорится, сам бог велел перейти от знаменитой часовни к разделу

Церкви и храмы

Ярославль с сентября на октябрь

До революции число церквей в Ярославле доходило почти до сотни. Сколько осталось — сведения разнятся. Где-то написано, около 70; в Музее фотографии гид сказал мне 45. Не все из них действующие, но все очень красивые, каждая по-своему.

Церковь Богоявления (Старый город) находится рядом с одноименной площадью, о которой я уже упоминала. Построена в конце XVII века, знаменита сохранившимся с тех лет резным иконостасом. Открыта ежедневно с 7 до 19 ч., дважды в день проходят богослужения. Идя в город из отеля, каждый раз любовалась ею слева от моста.

Ярославль с сентября на октябрь

А это фрагмент Спасо-Преображенского монастыря — тоже рядом с пл. Богоявления, только уже справа от моста. Сам монастырь построен в начале XVI века и стоит до сих пор, т. е. является самой старым из сохранившихся храмов. На фото — Богородская башня и часть келейного корпуса. Эта стена между Богородской и Угличской башнями сначала тоже была возведена в XVI веке, но за 100 с лишним лет обветшала, и сейчас мы видим постройку XVII века — тоже древность. Проходя мимо нее вечером, когда не так обращаешь внимания на несущиеся на мост авто, как-то особенно ощущаешь атмосферу места…

Михайло-Архангельский храм (Земляной город) на ул. Первомайской тоже выстроен в XVII веке на месте деревянной церкви. Это гарнизонный храм — архангел Михаил считался заступником войск. Вход бесплатный, однако сейчас пускают только в нижний храм.

Ярославль с сентября на октябрь

Часовня Александра Невского (ул. Андропова) воздвигнута в конце XIX века в честь чудесного спасения при крушении поезда семьи Александра III. Через 30 лет, после революции, ее закрыли — что только не было в этом здании, и магазин «Пчеловодство», и химчистка… В начале 80-х часовню реконструировали, а в 2002 г. вновь освятили.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (ул. Свободы) рядом с площадью Волкова — необычное сдвоенное здание, состоящее из Знаменской церкви (региональный памятник истории и культуры) и Власьевской, или Знаменской (бывшей Васильеской), башни — объекта федерального значения.

Ярославль с сентября на октябрь

Церковь Ильи Пророка (Земляной город) на Советской площади тоже относится к XVII веку. Первая церковь Ярославля, заложенная Ярославом Мудрым одновременно с городом. Никакого противоречия здесь нет, ибо сначала это была деревянная, так называемая холодная, церковь, а в XVII веке был построено на ее месте это прекрасное каменное здание.

И еще один собор — Казанский. В начале XVII века его построили как женский монастырь. Через 300 лет, опять же после революции, собор был упразднен, здание отдано под архив. Открылся заново монастырь через 80 лет. Предлагаю посмотреть слайды: во-первых, внутренняя территория очень красива, вся в цветах и на ней стоит очень милый мини-домик, который я скорее ожидала бы увидеть в каком-нибудь парке. А во-вторых, не могла не сфотографировать обращение к посетителям собора, привлекла внимание последняя просьба на последнем слайде))

Несомненно, Ярославль — город храмов. Все не увидишь за 4 дня! Я показала только малую часть, Таня рассказала больше и подробней. Она молодец, много обошла. А я в основном посещала, как обычно в каждом городе,

Музеи

Все они достойны отдельных рассказов, однако это была значительная часть моей поездки, поэтому вкратце описать все-таки надо. Начнем с Музея истории Ярославля. Почти в каждом городе я посещаю такой — неважно, называется он историческим, краеведческим или просто Музеем Нью-Йорк-сити)) Скажу откровенно: в городе с такой древней историей музей мог бы быть получше. Побольше, поувлекательнее. Да, я понимаю, сейчас такое время, но даже то, что весь час я ходила по нему совершенно одна, о многом говорит. В достойном музее все-таки посетителей больше, чем смотрителей. К тому же находится музей в очень туристическом месте — прямо на Волжской набережной.

Ярославль с сентября на октябрь

Вот здание понравилось. Первый его владелец — купец и благотворитель Василий Кузнецов. Это прекрасно, что историческое здание сохранилось под исторический музей. Отдельный дворик музея очень ухожен и красив. Пожалуй, это лучшие впечатления)) На первом этаже собрана чуть ли не вся история Ярославля — с XI по начало ХХ века. Пять залов — совсем не много для такой богатой истории. Мне экспозиции показались несколько обрывочными. Возможно, бОльшая часть собрана в музее-заповеднике, филиалом которого сначала и был этот музей, открывшись 35 лет назад. Самостоятельным учреждением культуры его сделали в 98-м. Но ощущение филиала осталось…

На втором этаже показ начинается сразу с 60-х годов прошлого века — и до наших дней. Плюс зал «Знаменитые ярославцы» и еще несколько — для конференций и т. п. Половина ХХ века — за закрытыми дверями, на временных выставках типа «Настроение — Победа!». Нет, мне не жаль дополнительных денег, я и за основной билет заплатила всего 60 руб., но не очень понятно, почему такой важный фрагмент истории надо прятать от посетителей. Сказали мне о нем, только когда я спросила сама: а где?.. А вот про виртуальную выставку «Ярославль довоенноей и послевоенной поры на открытках Г. А. Удальцова» не знала, не спросила — мне и не предложили ничего… В общем, плюсов нашлось меньше, чем минусов, лучше пойдем дальше))

Очень известный музей «Музыка и время» (тоже на Волжской набережной), гораздо меньший по размерам, напротив, не пустовал, хоть и обошла я его минут за 40 — все время приходили новые посетители. 40 минут длилась экскурсия. Гид, моя тезка, рассказала о старинных музыкальных инструментах, «воспроизводителях» музыки (музыкальные шкатулки, патефоны, граммофоны) и о часах — коллекции всего этого очень хороши.

Ярославль с сентября на октябрь

Кроме них, в отдельных залах можно посмотреть на компанию старинных утюгов или колокольчиков-бубенчиков. На втором этаже в небольшой комнате собраны самые разные предметы быта прошлых лет. Люблю такие музеи и очень благодарна его создателю, цирковому актеру Джону Мостославскому, за то, что свои коллекции он выложил для людей. Ниже — его портрет.

Кстати, это первый частный музей в России (открыт в 1993 г.).

И еще об одном частном музее — фотографии. Он занимает несколько квартир на втором этаже в жилом доме № 12 по ул. Трефолева (тоже недалеко от Волжской набережной). Открылся почти 2 года назад, но уже достаточно популярен.

Ярославль с сентября на октябрь

Хозяин Владимир Дорофеев — бывший военный летчик, затем фотограф со стажем — по совместительству еще и гид. Сам провел для меня очень интереснуюэкскурсию об истории мировой фотографии, развитии фотопроцессов, показал коллекцию фототехники. Человек этим живет и в тему погружен на 100%, приячтно слушать таких экспертов. И посмотреть экспозицию было очень интересно.

Закончить музейный раздел лучше всего Шоу-макетом «Золотое кольцо» (Советский пер., 2/23А, и это тоже близко к Волжской набережной). Очень посещаемый музей, уступает своему старшему брату «Гранд-Макет Россия» только в масштабах, но не в качестве. Меньшие размеры вполне понятны: здесь представлен только фрагмент России. Но создатели не ограничились Золотым кольцом — кроме основных восьми городов и включенного в новый туристический маршрут Углича они добавили Рыбинск, Шую, Палех и Романов-Борисоглебск.

Ярославль с сентября на октябрь

«Жителей» макета — 5000+. Масштаб 1: 87, кому кажется мелко, может взять бинокль. Но сделано все с большим умом, хотя сюжетов множество, рассмотреть можно каждое. Наша жизнь в миниатюре — и даже в интерактиве, ведь можно нажимать кнопки и запускать какие-то события в динамике.

Непременно расскажу о Шоу-макете отдельно, мне такие проекты очень нравятся. Кроме Гранд-Макета видела аналогичные в Будапеште и Нью-Йорке, сравнивать есть с чем, и, как по мне, ярославский ничуть им не уступает (если не считать опять же масштабов, ведь в НЙ экспозиция отображает даже не страну, а весь мир).

Вот так можно посмотреть Золотое кольцо, не выезжая за пределы города. За 4 дня мы и не выезжали — почти. Один раз побывали в замечательном селе Толбухине, гдена 500 жителей больше 20 (!) музеев. Таня здорово написала о нем, я тоже поделюсь своими впечатлениями в отдельном рассказе, потому что это место действительно уникально.

Ярославль с сентября на октябрь

Пусть музеи совсем невелики, но в каждом из них не копии и не копии копий, а подлинные артефакты на самые разные темы. И сами здания, в которых они разместились, — архитектурные памятники XIX века. Я городской житель, но если бы когда-нибудь пришлось переезжать в село — то только в это))

После Толбухина мы уже почти не гуляли по городу в тот день, но вечером хотелось куда-то выйти. Изучив афишу, я решила побывать на концерте в Джазовом центре. Выступал Ярославский диксиленд. Не то чтобы я была страстной поклонницей джаза, но мелодии-то почти все на слуху — «Hello, Dolly», «Барон фон дер Пшик» («Бай мир бисту шейн», или «В Кейптаунском порту»), «Маленький цветок», известные композиции Армстронга, Синатры, Эллингтона и др. Вопреки моим ожиданиям, формат центра — не зал со сценой, а небольшое кафе с эстрадой прямо у столиков. Получила большое удовольствие и в качестве музыкальной паузы предлагаю и вам посмотреть короткий фрагмент концерта. Обратите внимание на тромбон — Александр Садков просто виртуоз. Он играет в составе группы на американских лайнерах компании Princess Cruises, в Ярославль вернулся из-за пандемии. Так что мне повезло!

Ярославский диксиленд

* * *

Об интересных местах рассказала, но облик города складывается не только из достопримечательностей. Давайте напоследок просто пройдем по Ярославлю, это приятно — дома красивые, улицы чистые и цветы еще цветут)) Хотя нет, начнем все-таки с достопримечательности. На первом слайде — Театр драмы им. Ф. Волкова, первый профессиональный театр в России (1760 г.). Жаль, что во время нашей поездки был открыт только ТЮЗ!

Вот и наступил последний вечер… по знакомому мосту я возвращаюсь в наш отель. В Ярославле было хорошо, я рада, что мы съездили))

Спасибо Тане за компанию,

а всем читавшим — за внимание!