Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 22:04
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Гуниб, Махачкала — Россия Октябрь 2020

Многие в этом году освоили путешествия по родной стране. Я это делала всегда, чередуя поездки за границу с отдыхом в российских регионах. Но до Дагестана ноги не доходили, хотя я регулярно бываю в Астрахани у родственников, а оттуда до Махачкалы всего ночь на поезде.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Ну и раз уж у моей Шенгенской визы в период закрытых границ тихонько истекает срок действия, и надежды на то, что я ее использую, все меньше и меньше, решила съездить наконец в Дагестан.

Плацкартный вагон был наполовину пуст, поэтому все внимание дагестанца на соседней полке было обращено на меня. И это был первый из двух случаев, когда у меня просили телефон. Просил ненавязчиво и отказ принял спокойно. Больше никто к девушке, путешествующей в Дагестане в одиночку, не приставал. Так что миф о небезопасности для девушек опровергаю.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Первым делом по приезду в Махачкалу отправилась на пляж. Волны сильные и ветер с моря не располагали к тому, чтобы помочить ножки в Каспие, но я это сделала позже в Дербенте.

Мой хостел, который расположен прямо в 20 м от пляжа, в целом был неплох, но не идеален. В 8-местном номере я была одна, цена в 500 руб была снижена до 400, потому что при заселении не было электричества из-за обрушившегося где-то столба. По словам администратора, света не было 3 дня! Но вечером, когда я вернулась с прогулки, все было ок.

В Махачкале я была первые полдня и перед отъездом полдня. Но ни с первого взгляда, ни при более подробном изучении, город меня не впечатлил. Если бы не море и гора Тарки-Тау, я бы и вовсе не знала, что там делать. Разве что мечети выхватывали мой взгляд, особенно Джума-мечеть в вечерней подсветке.

А так, в первые полдня я отправилась на ту самую гору за Махачкалой, на склоне которой есть смотровая площадка.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Туда добиралась по обыкновению пешком, я же фанат пешей ходьбы, хайкинга и трекинга)). В районе Тарки начался частный сектор и путь вел в горочку. По пути нашла мини-смотровую просто рядом с чьим-то домом,

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

а потом по Таркинской улице, по которой, кстати, ездят маршрутки, дошла до большой смотровой, где стояли пара киосков в чаем-кофе-шаурмой. Бутеры у меня еще с поезда остались, купила чай и наслаждалась ими и видом на Махачкалу, сидя на стульях из пеньков за столом из огромного пня.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Еще в Махачкале неплохая набережная — короткая, правда, но какая есть.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Понравились мне в городе «ковры» из мозаики на площади перед зданием администрации:

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

И приятно гулять было по паркам и скверикам. Что еще бросалось в глаза, так это автоматы с кофе на каждом шагу. А так, помимо мечетей и немногочисленных скульптур, рука крайне редко тянулась сделать фото. Архитектура города мне абсолютно не понравилась.

Но, собственно говоря, основной моей целью были горы. Конечно же, идеальный вариант — взять машину напрокат или приехать на своей. Но я водить не умею и всегда путешествую общественным транспортом. Есть еще вариант покупать экскурсии, но я одиночка и не люблю ездить толпой, либо брать такси или частного гида, что дорого для меня.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

И вот именно в Дагестане я столкнулась с тем самым «отсутствием инфраструктуры», о котором говорят, характеризуя путешествия по России. Я удивлялась, посетив до этого 28 регионов — все же хорошо, вот тебе отели, вот тебе транспорт, вот тебе кафе. Пока не приехала в Дагестан.

Транспорт заточен под местных, и когда приходишь на автовокзал, не найдя расписания автобусов ни в интернете, ни на месте, видишь, что куча маршруток отправляются по мере заполнения. Но если во всевозможные города и деревни микроавтобусы стояли и постепенно наполнялись людьми, то маршрутки в Дубки к Сулакскому каньону, куда я ехала, даже не было. Якобы только ушла (я пришла в 9.30).

- Ну другая будет ведь?

— Да.

Только во сколько, мне никто не сказал. Подходил таксист, предлагал отвезти за 1500 руб.

Нет.

— Что дорого что ли для тебя?

— Конечно.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Простояв около часа или даже чуть больше, я плюнула и села в стоящую маршрутку до Гуниба (хорошо, что не бронировала жалье заранее в Дубках). Потому что ноги и спина под рюкзаком устали. Да и будет ли вообще эта маршрутка в Дубки, неизвестно.

В маршрутке в Гуниб водитель посадил меня на переднее место, что, с одной стороны, удобно для разглядывания видов по пути, а сдругой это было неудобное место между водителем и другим пассажиром, воздух из окон не долетал до меня, а  в дороге было очень жарко.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Проезд стоит 250 руб. Ехать обычно не больше 3-х часов, но у моего водителя что-то барахлило в автобусе, поэтому он ехал медленно. Спуся 3,5 часа я, словно вареная, вывалилась в Гунибе на свежий воздух. Единственное утешение — дорога и пейзажи вокруг. Красота неимоверная, и за исключением одного фото я не пыталась фотографировать сквозь грязное стекло, наслаждалась так.

Гуниб это поселок высоко в горах. Маршрутка остановилась на площади и передо мной встала новая проблема — найти жилье. Букинг выдавал пару-тройку дорогих отелей, а в доступном показывал, что нет мест (хотя быть такого не может — не сезон, середина недели, и кроме 2-х туристов в моей же маршрутке и 2-х других, которых я видела на прогулке, больше никого тут не было).

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

На AirBnB я нашла один-единственный вариант аппартаментов за 1500 руб. И рассматривала вариант, что на месте кто-то подскажет, где можно переночевать. Но никакие бабушки с табличкой «сдается жилье» не встречали с маршрутки, поэтому я пошла в парк Победы, который из себя представляет маленький островок зелени с памятником прямо на вершине горы.

Там присела на скамейку и стала переписываться с владельцем аппартаментов, попутно поедая немытый, только что купленый виноград.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

А еще со смотровой площадки открывался вид на нижнюю часть поселка и на окружающие горы. Красота! Солнце, правда, било в объектив.

На мою удачу, владелец согласился мне сдать аппаратаменты, которые представляли из себя нижний этаж 2-этажного дома с мини-кухней, гостиной и спальней за 1200 руб. И располагался он аккурат в 2 шагах от парка Победы.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Время было уже около 15.30 и пора было идти гулять, чтобы успеть до темноты подняться к Гунибской крепости.

И тут я единственный раз была подхвачена местными на машине. Просто дома читала и смотрела видео, что в Дагестане отличный автостоп. Я, конечно, сама не стопила машины, что-то все-таки останавливало от этого, но когда остановилась машина с 2 парнями, я села без проблем. Довезли до места, откуда я пошла штурмовать гору и крепость на ней.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Опять же, история не мой конек, я читала про Гунибскую крепость, которая была местом последнего боя имама Шамиля в Кавказской войне, но сейчас не воспроизведу ничего, ибо эта информация мне, как говорится, в одно ухо влетела, из другого вылетела.

Но когда я залезла на полуразрушенные стены крепости, и рассмотрела великолепные виды гор вокруг, я уловила то сладостное ощущение, какое у меня бывает в поездках за границу. Вообще Дагестан мне напоминал что-то среднее между Марокко (из-за покрытых женщин) и Грузией (окружающими ландшафтами).

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Полезла вверх прямо по склону на гребень. Хлебом не корми меня дай полазить по горам. Бывшие альпинисты могут это делать даже в балетках, как я)). Вот такой угол подъема:

Поднялась на гребень,

а там…вид на долину!

Я там зависла до захода солнца.

Дошла и до самой верхней башни, там мало места, она полуразрушена и после захода солнца казалась совсем неуютной. Темнеет после захода солнца быстро, поэтому я пошла вниз.

Вдоль стен есть тропинка, по ней и спускалась. Вниз идти опаснее, потому что балетки нещадно скользили.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Но я спустилась благополучно, вышла на автомобильную дорогу и пошла по уже полной темноте вниз. По пути на смотровой площадке встретила группу высадившегося туристического десанта, которые, видимо, только ехали в свой отель, но не преминули остановиться и пофотографироваться на фоне ночного Гуниба.

А мне предстояло еще найти где поесть. В магазине я ничего вкусного не нашла, кроме сладостей. Вообще, эти дагестанские магазинчики, которые городо именуются гастрономами, не располагают выбором продуктов.

В единственном замеченном кафе с названием «Уют» не было ни души. Круглые столы, застеленные клеенкой, посуда советских времен и одна женщина-повар, она же кассир, она же официант, она же посудомойка. На словах сказала, что есть из еды. Я заказала суп и чуду с мясом. За этот, я бы даже сказала невкусный и неаппетитный на вид ужин, мне назвали цену в 280 руб. Суп самый обычный с вермишелью, а чуду сделана была, как мне показалось, не из теста, а из готового лаваша с фаршем. Даже учитывая, что я была голодная целый день, и то не заценила вкус еды в этом кафе.

Самостоятельная девушка в Дагестане. Махачкала и Гуниб

Чисто на контрасте вот фото вчерашнего ужина в кафе «Мумушка» в Махачкале, где в приятном интерьере за очень вкусный грибной крем-суп и порцию курзе с картошкой я заплатила 220 руб. Кстати, там еще была акция и давали бесплатно кекс или мороженое. Я была там 2 раза и оба раза получала мороженое на десерт.

Самой большой обидой было, что не удалось съездить в аул-призрак Гамсутль, который расположен всего в 23 км от Гуниба. Опять же, транспорта туда нет, на машине хозяин аппартаментов готов был отвезти за 2000 руб, а автостопоп мне был конкретно в Дагестане не по душе. Оставила его посещение на будущий приезд, как и все другие многочисленные труднодоступные без машины красоты.