Турист Светлана (SV_E)
Светлана
была сегодня 0:45

Это тоже Петербург. Или "Мы пришли сегодня в порт". Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Санкт-Петербург — Россия Октябрь 2020
4 13

Цикл материалов ""СПб. Мы пришли сегодня в порт""

  1. Это тоже Петербург. Или "Мы пришли сегодня в порт". Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного
  2. Это тоже Петербург. Или «Мы пришли сегодня в порт». Ч. 2. Канонерский остров

Немного из истории самого рассказа. Он был частично написан осенью 2020-го, но потом я подумала, что актуальнее про эти края будет к лету, когда поездки туристов в наш город становятся более продолжительными, и часто на просторах интернета звучат вопросы типа:

— Где посмотреть море?

— Что показать мальчикам? (Как я понимаю, имеют в виду что-нибудь из техники).

— Где отдохнуть от сокровищ Петербурга и перезагрузиться, чтобы осваивать эти богатства дальше?

— Собираюсь в (n+1)-й раз. Что бы посмотреть необычное?

— Где посмотреть закат?

И подумалось мне, как я написала в аннотации, что для этих целей вполне может подойти Большой порт Санкт-Петербург (торговый), который весьма интересен с разных точек зрения, что можно оценить во время прогулки в его окрестностях. На фотографиях — начало сентября и начало октября 2020-го. Но тут мне повезло, так как прошлая осень была такой, что по этим видам легко представить, как там летом:). Немного добавлено фото июля 2021, но их легко определить по явным приметам лета.

Поскольку рассказ опубликован только в июле, уточню, что это не позднее обнаружение мною факта, что наступило лето, а просто отвлекали то цветочки (и еще), то футбол. А тут, выбирая для очередного рассказа между дачей (не своей), выставками и опять цветочками, вспомнила про порт.

Сама я в тех краях бываю по рабочим делам, но считаю, что и прогуляться там весьма интересно.

Поскольку рассказ не должен быть безразмерным, исторические и технические детали обозначу «пунктирчиком» и приведу немного ссылок на понравившиеся мне материалы, а дальше углубиться в тему по своему желанию в наше время совсем не сложно.

Размер порта хорошо показывает схема на его официальном сайте. Но она показалась мне излишне подробной, и на www.citywalls.ru нашлась более подходящая для краткого рассказа:

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Если словами, то это от Невы (справа на схеме выше) до района станции метро «Автово» (к схеме ее надо мысленно пририсовать слева внизу, продлив туда пунктир жд путей) и еще причалы на Васильевском острове (справа виден его берег, где Морской вокзал и Севкабель). Лично у меня к слову «большой» в названии порта вопросов нет:). Не уверена, что перечень организаций полностью актуален, но разнообразие грузов показывает достаточно верно.

Сразу уточню, что порт является закрытой территорией пограничного и таможенного контроля. Но кое-какие подробности видны с прилегающих мест, что я и покажу.

Если по названиям местностей, то прогуляться можно по Гутуевскому и Канонерскому островам. Бонусом потом заглянем на закрытые для свободного доступа бывшие Турухтанные. И немного текста и фото будет про 4-й район, куда от проспекта Стачек и ж/д станции Автово ведет дорога в Угольную гавань. Думаю, некоторые читатели пополнили известный им список названий островов Санкт-Петербурга:).

Но начну я все же с истории военного флота, так как неправильно не рассказать про памятник, если он расположен прямо у остановки, куда минут за 35–40 можно доехать автобусом с Невского проспекта (про «Как добраться» — в конце рассказа).

Кстати, добавляем к списку еще Безымянный остров, на ближнем к морю краю которого я и начну прогулку. «Безымянный» он не потому, что не имеет имени, а потому, что именно так называется.

Покажу я места, обозначенные цифрами 1–6 на этой карте:

2
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Многие туристы знают про существование в Петербурге подводных лодок-музеев, а в июле 2008 года на углу Рижского проспекта и улицы Степана Разина появился памятник «Столетие подводных сил России» (на карте — цифра 1):

1 из 6

Авторы: Дёма А.Г., Тимонин В.П.

Памятник, как мы видим, — многоплановый. И интересен он тем, что не только напоминает про героические страницы российских и советских подводников, но и кратко излагает основные вехи развития этого типа кораблей:

1 из 7

Если у кого-то возникли вопросы про место установки знака, то рядом одна из проходных предприятия, которое и не думает засекречивать выпускаемую продукцию:

1 из 3

На последней фотографии в слайдшоу выше - центральная проходная "Адмиралтейских ветвей", которая находится недалеко, но на другом берегу Фонтанки. 22 автобус (из окна которого и сделано фото) проезжает ее по пути на Гутуевский остров. 

На Sitywalls, кроме подробностей про идею и авторов, есть такие интересные детали:

»Архитектурная композиция состоит из четырех морских мин, установленных на гранитных постаментах, памятных досок с перечислением основных этапов развития подводных сил России и центральной металлической конструкции с взметнувшимися ввысь трубами, пересеченными гребнем волн, из которых уверенно выходит подводная лодка.

Четырехметровая модель атомной подводной лодки проекта 671 РТМ — основной художественный элемент композиции — была выполнена в модельной мастерской предприятия в масштабе 1:25 и имеет максимальное сходство с оригиналом. Обычно при создании подобных памятников форма отливается в художественной мастерской, но в данном случае детали настоящего корабля максимально точно воспроизвели вручную. Нестандартная двухкорпусная модель подлодки с имитацией гуммировочного покрытия выполнена из тонколистовой меди. На ней сымитированы волнорезные щиты, торпедно-погрузочные люки, выдвижные устройства и другие неотъемлемые части субмарины, знакомые каждому кораблестроителю. Причем все эти детали очень хорошо проработаны и читаются даже на расстоянии.»

Про мины пишут, что настоящие.

После осмотра памятника предлагаю совсем немного пройти по Рижскому проспекту в сторону реки (или протоки?) Екатерингофки. Разницу между протокой и рекой не знаю, для меня, как и многих жителей города, она — река.

Следующей точкой осмотра будет Екатерингофский мост (цифра 2 на карте). Он соединяет Гутуевский и Безымянный острова. Мост сдан в 1914 году. Первый и единственный в Петербурге однопролетный разводной мост. Конструкция моста была изменена после повреждения в годы Великой Отечественной войны.

Мост (на первом фото слева — Безымянный остров, где я показывала памятник, справа — Гутуевский, о котором речь пойдет позже):

1 из 3

Павильон для «разводящего» в популярном во время постройки моста архитектурном стиле модерн:

1 из 6

На павильоне на фото выше видны очень подробные памятные доски с отчетом, кто строил, а также благодарностями, кому надо:):

1 из 3

Год постройки моста я могла и не писать, поскольку он легко вычисляется по одному из благодарственных текстов.

Прошу запомнить Общество путиловских заводов, так как позже эта тема будет продолжена (по ходу написания рассказа получилось, что это будет вторая часть).

Виды с моста в сторону Невы, где и начинается Екатерингофка. На дальнем плане видна портовая территория на Васильевском острове, если не ошибаюсь, то это Балтийский завод:

1 из 5

Краны на правом (с нашей точки зрения) берегу замечательны и живописны. Но ведь не всегда же они там стояли. И из того, что там было раньше, упомянем…. Подзорный дворец Петра I на отдельном тогда острове, тоже Подзорном. Царю тоже нравились эти места:).

Карта Ленинграда 1939 г., на которой еще виден Подзорный остров (скрин с сайта https://www.aroundspb.ru/karty/162/len_1939.html ):

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Описание дворца, например, тут или в Википедии. Если кратко, то изначально был деревянный дворец для наблюдения за корабликами, перестраивать в камне начали при Петре I, но не успели. Потом дворец отошел Адмиралтейству и использовался для портовых нужд. В 1803 году обветшавший дворец был разобран, в 1848 году территорию отдали для домов для лоцманов. Канал, отделяющий остров, засыпали в 1947 г. Сейчас здесь предприятие "Адмиралтейские верфи".

А на левом берегу внимание привленкают кирпичные здания явно промышленного назначения, включая узнаваемые по форме газгольдеры:

2
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Попробую кратко восстановить сложную цепочну названий, бывших в разное время по адресу Гапсальская улица, дом 1.

До революций — Санкт-Петербургский Гутуевский казенный спиртовой завод и склад № 3 (а разве были тогда не казенные заводы подобного профиля?). А недалеко на этом же острове существовал Сельдяной буян:).

Далее на сайте Citywalls изложена такая история (привожу с сокращениями):

»Петроградский Гутуевский государственный ректификационный (с 1920 г. спиртоочистительный) завод № 3. В это время он принадлежал Управлению северо-западного района центрального правления государственной спиртовой монополии (Центроспирт) НК финансов СССР. В 1932 г. вошел в состав «Ленспирттреста» и на его базе была создана Гутуевская спиртоочистительная база.

……

Предложенный С. В. Лебедевым способ получения синтетического каучука из спирта был признан весьма ценным… Осенью 1928 г. С. В. Лебедев представил в Главхимпром план дальнейших работ, необходимых для составления проекта опытного завода. В течение 1930 г. в Ленинграде был построен Опытный завод Лит. Б.

С осени 1930 г. на Опытном заводе начались систематические работы по изучению свойств натрий-дивинилового каучука и по приготовлению из него резины. Вскоре испытанием в эксплуатации была доказана высокая техническая ценность изделий из синтетического каучука.
15 февраля 1931 г., Ленинградский опытный завод СК Литер Б получил первую партию каучука, исходным сырьем для которого служил этиловый спирт

В 1935 г. после смерти С. В. Лебедева (1934) Советское правительство в ознаменование заслуг академика перед родиной, в увековечение его памяти постановило присвоить Опытному заводу Лит. Б, где. Лебедевым был разработан в большом заводском масштабе синтез каучука, его имя.»

Далее — Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетического каучука им. академика С. В. Лебедева (ВНИИСК). Теперь ФГУП «НИИСК».

Получается, что зимой 2021 года был юбилей, и на сайте ФГУП я нашла поздравление:

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

И адрес по-прежнему — ул. Гапсальская, д. 1, несмотря на такие вот «деревья на крышах» интереснейших зданий в «кирпичном стиле»:

1 из 5

Немного отвлекусь от темы порта. Сергей Васильевич Лебедев, конечно, очень известный ученый-химик. Но не исключаю, что многие из заглянувших в мой рассказ больше знают его жену — художницу Анну Петровну Остроумову-Лебедеву и ее произведения с незабываемыми видами Петербурга и Ленинграда. А по ссылке чуть выше есть и ее рисунок, на котором можно увидеть цеха по производству каучука изнутри.

Я права, что с исторической точки зрения места интересные?

Что касается порта, то перейдя по Екатерингофскому мосту на Гутуевский остров, можно прогуляться до его главных ворот (зеленый кружок на карте, своего фото у меня не оказалось, пусть будет скрин из Яндекс. Карт):

1
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Но я рассказываю о своей прогулке, а во второй части дам ссылку на видео-экскурсию, которая удачно и профессионально заполняет лакуны моего повествования.

Итак, в сторону, противоположную от Невы, с Екатерингофского моста открывается умиротворяющий вид на Гутуевский мост (одно фото снято из окна автобуса):

1 из 5

Туда я и направляюсь. После моста можно пройти берегом Гутуевского острова, а можно по дороге обогнуть здание гостиницы, пройти еще пару домов, а потом выйти на берег. Если идти по берегу, то никаких особых красот не будет, местами территория рядом с тропинкой захламлена, но это позволит быстренько переместиться из точки 2 на моей карте в точку 3.

Коротко про Гутуевский остров (на картах выше это большой остров между Екатерингофкой и Морским каналом). До Петербурга — Витсасаари (фин. vitsasaari — «кустарниковый остров»). Потом, что логично, Кустарниковый остров. Из Википедии со ссылками на авторитетные справочники: «Современное название в форме Гуттуев остров известно с 1798 года, происходит от фамилии владельца острова, олонецкого купца, сахарозаводчика, владельца пивоваренного завода на острове Конона Ларионовича Гуттуева (Хуттоева). С 1800 года известен вариант Гутуевский остров. Параллельно существовали варианты Гуттуевский остров, Приморский Гуттуев остров, Приморский Гуттуевский остров, Кукуевский остров

На месте современного Гутуевского острова ранее была группа островов, но в процессе развития порта получился один большой. В этих краях не только копали (о чем речь пойдет во второй части), но и засыпали.

Перейдя на Гутуевский остров, берегом Екатерингофки (что характерно, с кустарниками) я дошла до Гутуевского моста (цифра 3 на карте в начале рассказа), соединяющего Гутуевский остров с «большой землей», а не с островом же, как было в случае Екатерингофского моста:

2
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Нынешний железобетонный мост стоит тут с 1977—1979 гг. Постоянный деревянный мост был на этом месте с середины 1830-х годов, а ранее (в 1820-х) был деревянный наплавной.

Что касается мостов Петербурга, но много интересных информации и видов на сайте «Мостотреста». Вот, например, про Гутуевский: Гутуевский мост в Санкт-Петербурге — СПб ГБУ Мостотрест (mostotrest-spb.ru) .

Перед мостом обнаружилась стоянка симпатичных корабликов, наличие герба на которых намекало на принадлежность государственным структурам. Все правильно, и на следующем фото в сторону Невы появляется слово «Полиция» и отражены некие подробности службы в ней:

1
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

 

2
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Но все под контролем. Когда я первый раз обратила внимание на эти кораблики, казалось, что рядом никого нет. Но едва я подошла поближе, за спиной раздалось: «Что, нравятся?». Пришлось оценить и внешний вид, и вариативность размеров на любую группу нарушителей:).

Гутуевский мост соединяет берега Екатерингофки, а также Двинскую улицу на острове и набережную Обводного канала «на материке».

На фото выше слева направо под мост течет Екатерингофка, а прямо мы видим конец Обводного канала.

Получается, что Обводный канал (длина около 8 км) начинается от Невы в районе Александро-Невской лавры и заканчивается здесь примерно в 800 метрах тоже от Невы. Канал-то почти прямой, это Нева выписывает вот такую «загогулину».

Погода в октябре 2020-го располагала пройти на мост и полюбоваться видами в сторону, откуда я сюда пришла (фото Екатерингофского моста, которое было в рассказе ранее, тоже снято отсюда, но в июле 2021):

1 из 3

Про улицы. Был в рассказе Рижский проспект, потом — Гапсальская улица. Вопрос: «Какое современное название у города, в честь которого названа Двинская улица?» Еще есть в этой части города Либавский переулок, Курляндская и Лифляндская улицы, ранее была и Эстляндская. Прямо мини-путешествие по Прибалтике :).

Думаю, когда в рассказе появилась река Екатерингофка, многие ожидали и достаточно известный парк Екатерингоф, а я писала про Подзорный дворец. И вот тут я могу упомянуть ожидаемый Екатерингоф, так как находится он чуть дальше на левом берегу, если смотреть с Гутуевского моста дальше по течению Екатерингофки (подписан на карте с цифрами в начале рассказа, на фото — деревья слева):

1
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

История парка началась еще во времена Петра I. Место интересное (подробности можно почитать, например, тут), просто в эту мою прогулку он не вошел.

Я же продолжаю осматривать Гутуевский остров. С моста видна Богоявленская церковь (русский стиль, архитектор В. А. Косяков, строительство 1892—1899 гг.):

1 из 2

Виды при подходе к Гутуевскому мосту берегом Екатерингофки со стороны Екатерингофского моста, с Гутуевского моста и с другой стороны Двинской улицы:

1 из 4

Построена на народные средства, так как с появлением и развитием порта появились и местные жители, работа которых была связана с его деятельностью, а приходу нужен храм. Внутри церковь была красивой, а часть офорления — уникальным. Закрыта в 1930-х годах. Как и многие храмы использовалась под склад и производство. Внутренняя отделка полностью утрачена. После возвращения храма церкви внутри тоже уже частично восстановили.

Рассмотрим купол поближе:

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Думаю, многие из вас вспомнили чуть более поздний купол тоже из проекта Косякова:

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Правильно, Морской Никольский собор в Кронштадте (1902—1914):

Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Осмотр Богоявленской церкви, конечно, обязателен, потом можно прогуляться по острову до Главных ворот порта (фото было немного ранее, а место показывает зеленый кружочек на карте в начале рассказа, рядом с воротами есть интересное портовое здание, памятник, ДК, университет водного транспорта, на острове есть жилые здания). Но это не входило в мою прогулку (из-за ограничения по времении и желания при такой погоде прогуляться на Канонерский остров), поэтому повторюсь, что в конце 2-й части будет ссылка на видео, удачно дополняющее мой рассказ.

На другой (чем собор) стороне Двинской улицы немного дальше от моста находится остановка общественного транспорта до следующего острова — Канонерского (он же Канонерка и Канары).

И путь туда лежит через тоннель на дне Морского канала (цифра 4 на карте в начале рассказа). Тоннель, который после десятилетий безымянной жизни в 2020-м году наконец-то официально обзавелся логичным названием «Канонерский тоннель». Сооружение, может, не очень впечатляет своими размерами, но является единственным в СПб и первым в СССР тоннелем, построеным «погружным» способом: 5 частей (75 мх13,3 м, высотой 8 м) отливали на Канонерском острове, по Морскому каналу перемещали на нужное место и соединяли под водой. Воду потом откачали. Такое вот интересное с технической точки зрения место. Много интересных подробностей (и даже с картинками) про этот объект можно найти в этой статье. Результатом строительства тоннеля явилось то, что Канонерский остров аж в 1983 году перестал быть территорией города, на которую жители и работающие там люди попадали только на пароме или по временному деревянному настилу на льду. Такой вот мини-Кронштадт в Санкт-Петербурге и Ленинграде, а были там уже и завод, и жилые дома с магазином, школой, детским садом. В память о строительстве тоннеля на острове остался водоем.

Сразу уточню, что тоннель не предназначен для пешеходного движения: тротуары для целей обслуживания очень узкие и не отгорожены от проезжей части. Тоннель — не прямой, что существенно снижает видимость дороги. Велосипедное движение, если не ошибаюсь, запрещено соответствующими знаками, так как явно не безопасно. Не надо обращать внимание на наличие на просторах интернета видео типа «Как я прошел по Канонерскому тоннелю». Тем более, там нет ничего того, что нельзя увидеть из окна автобуса/маршрутки/автомобиля.

Итак, автобус после жилой части Двинской улицы, проехав какое-то время мимо заборов портовой территории, въезжает в тоннель (скрин с Я.Карт):

1
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

А отсюда выезжает на Канонерский остров:

1
Это тоже Петербург. Или Мы пришли сегодня в порт. Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного

Думала я, что будет тут и про Канонерский остров с Морским каналом, но текст разросся выше разумных лимитов, поэтому — «Продолжение следует…», и там будут цифры 5 и 6 с карты в начале рассказа и обещанные в вводной части бонусы.

Спасибо за внимание всем заинтересовавшимся, и заранее приношу извинения за ошибки и опечатки, которые неизбежны при таком количестве букв и +30 за окном:).

Продолжение про Канонерский остров: https://www.tourister.ru/responses/id_34695

Цикл материалов ""СПб. Мы пришли сегодня в порт""

  1. Это тоже Петербург. Или "Мы пришли сегодня в порт". Ч. 1. Гутуевский остров и немного Безымянного
  2. Это тоже Петербург. Или «Мы пришли сегодня в порт». Ч. 2. Канонерский остров

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии