Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Бельдиби — Турция Октябрь 2020

Желание в законный отпуск выехать куда-нибудь дальше «огородно-дачного» имения получило реальную «почву под ногами» в августе. Наши власти открыли авиационное сообщение с Турцией. И жаждущие красот Средиземного моря кинулись раскупать путёвки в некогда «всероссийскую здравницу».

Я поставил себе планку около 30 тысяч рублей за неделю отдыха в отеле по системе «всё включено». Желание совместить отдых с несколькими деловыми поездками в регионе Кемер подсказало мне выбор посёлка Бельдиби. Трёхзвёздочный отель Castle Park Hotel вполне удовлетворял эти потребности. Тем более что туропертор «Библиоглобус», предлагавший этот отель, пользовался услугами Аэрофлота. А это не только престиж и близость аэропорта базирования Шереметьево к моему родному Зеленограду. Но и норма бесплатного провоза багажа 23 кг и ручной клади весом до 10 кг.

Страшилки, которыми изобиловали средства массовой информации, отпугивающие от привычной многим Турции, в реальной жизни сводились к понятным и простым мерам. В аэропорту Шереметьево привычная по большинству магазинов и других общественных мест, «социальная дистанция». И объявления по громкой связи о соблюдении «антиковидных» мер.

Сотрудники контроля на входе в здание аэропорта не только в перчатках и масках, но также и в защитных пластиковых экранах на лицевой части головы. При регистрации и прохождении всех ступеней контроля до зоны вылета всё привычно по прежним вылетам за рубеж. Единственно, мой нетбук, который я вёз в рюкзаке, облучили каким-то прибором дополнительно к прохождению рентген-контроля. И само собой, социальная разметка на полу. По моим наблюдениям, большинство пассажиров придерживались рекомендуемых мер безопасности.

Посадка в большой Боинг 777–300 проходит безукоризненно чётко. Для удобства пассажиров с маленькими «колясочными» детьми, прохождение контроля перед посадкой проводилось отдельным сотрудником. Кабинный экипаж (стюардессы) в защитных масках и перчатках быстро и чётко направляют пассажиров по местам. Обмен местами по просьбе пассажиров не допускается. Желающим раздаются бесплатно одноразовые защитные маски. Предписано во время нахождения в самолёте надевать маску так, чтобы она полностью закрывала рот и нос. Исключение только на время приёма пищи/напитков.

Рекомендуется перед тем, как отправиться в туалетную кабину, убедиться в том, что она свободна, чтобы не создавать очередей в проходах между креслами. Во время всего полёта неоднократно озвучивается по громкой связи требование не покидать без особой необходимости указанное в посадочном талоне место.

Прохладительные напитки и горячее питание предлагаются, как и «в старое доброе время». Отличие лишь в том, что столовые приборы — вилка, ложка и нож не одноразовые пластиковые, а из нержавеющей стали. Незадолго до посадки раздаются анкеты на турецком и английском языках, содержащие информацию о месте предстоящего отдыха. Так же всем пассажирам необходимо заполнить анкету на русском языке, которую выдали в пакете документов турагентства. Все документы «прозрачны» с точки зрения пассажира, не первый раз пользующегося авиатранспортом во время следования к месту отдыха. Обе анкеты собирают стюардессы для передачи по назначению.

В международном аэропорту Анталии чёткое, без задержек, прохождение паспортного и таможенного контроля. Привычно с соблюдением «социальной дистанции». Перед выходом в зал получения багажа контроль температуры тела дистанционным прибором. Все процедуры контроля не более длительны, чем в «доковидную эпоху». Встречающая сторона — партнёр ТО Библиоглобус — FIT, быстро проверяет ваучер, и направляет к автобусу для трансфера в отель. Вместительность автобуса такова, чтобы все пассажиры могли расположиться по одному на кресле.

Бюджетный отель Castle Park Hotel расположен в южной Турции, регион Кемер, примерно в 40 км от международного аэропорта Анталии. Посёлок Бельдиби 1, где расположен отель, является первым по пути следования от аэропорта в цепи основных курортных посёлков региона. Время в пути от аэропорта, как правило, составляет около часа.

Во время следования в отель привычная информация трансфер гида о стране для туристов, впервые отдыхающих в Турции. И для всех вместе обычная рекомендация «без необходимости не покидать территорию отеля». А если покидать, то обязательно в защитной маске и с ваучером вместо паспорта. Во время деловой поездки в Караоз, я на себе испытал усиленный контроль передвижения пассажиров.

Если пару лет назад на трассе D-400 в рейсовом автобусе Анталия — Кумлуджа достаточно было просто предъявить загранпаспорт, то на этот раз за меня вступился сосед по ряду кресел. Во время дорожного контроля пассажиров рейсового автобуса Кумлуджа — Анталия мой действующий загранпаспорт вызвал вопрос проверяющего. Если бы я предъявил и ваучер, было бы меньше вопросов, как я оказался в Турции. А сосед благородно пояснил сержанту, что я турист, указав на браслет отеля на моей руке. На этом вопрос был исчерпан.

Нас, туристов, прибывших из России, во время следования из аэропорта, никто не проверял. Кроме поста контроля на выезде за территорию аэропорта, когда сопровождающий трансфер гид попросил всех обязательно полностью надеть защитные маски. А водитель обернулся в салон и для верности убедился в том, что все выполнили предписание. Как я потом узнал, для местных жителей в случае нарушения «масочного режима» реален штраф в 800 лир (в момент моего отдыха около 8000 рублей).

Размещение в отеле прошло быстро и без оглашённых трансфер гидом мер дезинфекции багажа. Несмотря на то, что отель был достаточно заполнен гостями (на мой взгляд, примерно наполовину), мне нашёлся свободный номер на верхнем этаже. Хотя и не в желанную «морскую сторону».

Отдых в ковидной Турции

Фото в сторону моря с пожарной лестницы на уровне верхнего этажа

Вид на море из таких номеров всё равно загораживал высокий тополь. И до самого моря большое расстояние. Но при особом желании кусочек поверхности моря можно было бы увидеть. Замечу, что и с балкона моего номера был радующий глаза вид в сторону гор.

Отдых в ковидной Турции

Вид с балкона моего номера в сторону гор

А ранним утром завораживающий синим цветом большой бассейн

Большой бассейн ранним утром

Меры, продиктованные «ковидной» обстановкой (я отдыхал в октябре 2020 года) проявлялись большей частью в организации питания по системе «всё включено». Это заключалось в том, что наполнение блюд по выбору гостей осуществлялась сотрудниками ресторана в защитных перчатках. Зона расположения лотков с едой отгорожена сплошной плёнкой от гостей.

Зона раздачи еды

Только хлеб и ложки/вилки/ножи можно было брать самостоятельно. И очередь в зал раздачи пищи могла растянуться минут на двадцать в пиковое время.

Вход в основной зал ресторана, где осуществлялась раздача питания, контролировался сотрудниками ресторана. «Социальная разметка» присутствовала на полу основного зала ресторана и в холле первого этажа.

Отдых в ковидной Турции

Требование социальной дистанции в отеле

Кроме того, при входе в основной зал ресторана висел дозатор антисептика. И перечень обязательных 14 правил, соблюдение которых позволило отелю получить сертификат безопасности.

Наглядная информация о мерах антиковидной предосторожности

Сертификат безопасности отеля

А сотрудник ресторана контролировал температуру руки гостей при входе в основной зал. Между завтраком и обедом проводилась дезинфекция залов ресторана.

Дезинфекция ресторана

Пути гостей отеля по главной дорожке от входа на территорию и в холле первого этажа размечены стрелками так, чтобы не пересекаться.

Перед входом в лифт надпись на нескольких языках, предупреждающая о необходимости нахождения в кабине лишь одного человека. Урна рядом с лифтом с надписью «только для использованных защитных масок и перчаток». И стандартная «напоминалка» о социальной дистанции в 1,5 метра почти везде.

Днём я редко бывал в отеле, но заметил повышенную интенсивность влажной уборки пола в холле первого этажа. На собственном пляже отеля никаких особых отличий от «старых добрых времён» не заметил.

Отдых в ковидной Турции

Пляж отеля в день приезда

Но я бывал на море только во время традиционной для меня непременной составляющей моего понятия об отдыхе на тёплом море- «купание в лучах восходящего солнца».

Любители встречать восход солнца

Очарование солнечных дорожек

А вот прилегающая к пляжу территория парка имела все признаки заботы властей о нераспространении возможной ковидной инфекции.

Добавлю к «ковидной теме», что персонал отеля строго выполнял предписание о масочном режиме. В общественных местах местные жители повсеместно в масках несмотря на довольно тёплый воздух (днём его температура держалась в районе отметки +30).

Утренний променад местных жителей

Замечу, что и значительная часть туристов, особенно старшего возраста, на улице носили маски. В отеле такого требования к гостям не предъявлялось.

Я уделил мало внимания к описанию других атрибутов «отельного летнего отдыха». Просто потому, что не пользовался ими. Замечу только, что наличие пяти бассейнов для трёхзвёздочного отеля встретил впервые. И такую большую территорию встречал только в трёшках стран юго-восточной Азии. Но в Турции такого за пятнадцать лет отдыха не видел. Единственная «мелочь» — медитирующее покачивание в подвесном кресле у бассейна в саду навела меня на мысль завести такой «девайс» на даче.

Отдых в ковидной Турции

Подвесное кресло в тени апельсиновых деревьев

После довольно изнурительной деловой поездки в Анталию, в ходе которой выяснилось, что проезд в общественном транспорте можно оплачивать картой банка Тинькофф, я решил немного отдохнуть традиционно. И обратился в ближайшее уличное турагентство. Его хозяин сразу пошёл навстречу моим пожеланиям прокатиться по морю на прогулочной яхте. И к моему приятному удивлению угостил очень ароматным травяным чаем собственного изготовления.

Интерьер турагентства

К моему удивлению и радости была предложена дневная прогулка к острову Suluada. За очень низкую по моему многолетнему опыту стоимость — $15. При том, что в эту цену входил трансфер в Адрасан, до которого около часа пути по живописному участку трассы D 400. На морской прогулке остановлюсь подробно, т. к. раньше лишь один раз имел возможность увидать вблизи остров Suluada. Было это во время отдыха в Адрасане в мае 2019 года. И я доселе никогда не слышал об организации такой морской прогулки из курортных посёлков региона Кемер.

Остров Suluada в целях рекламы обозвали «Турецкими Мальдивами».

По моим наблюдениям к острову из порта Адрасана одновременно отходило несколько десятков яхт. На таком большом количестве яхт отразился тот факт, что в целях ковидобезопасности разрешено было наполнение их не более, чем на 50% вместимости.

Требования безопасности туристов от этой мировой напасти сказались и в организации морских прогулок. Наш автобус остановился на парковочной площадке порта Адрасана под руководством сотрудника дорожной полиции. Далее мы проследовали к двум яхтам, название которых озвучила сопровождающая нас девушка. Она ещё в автобусе огласила список пассажиров обеих яхт.

При посадке в яхту привычный контроль температуры и предложение занимать места на обеих палубах с соблюдением социальной дистанции. На верхней палубе имелась «напоминалка» об этом.

Отдых в ковидной Турции

Разметка социальной дистанции на палубе яхты

А на нижней палубе около рулевой рубки табличка свода антиковидных правил.

Свод антиковидных правил на яхте

Довольно быстро все жаждущие морской прогулки загрузились на яхты. И пляж, он же порт Адрасана опустел.

Пустынный пляж Адрасана

После выхода из бухты мы взяли курс на остров, который был хорошо виден в прекрасную погоду.

На курсе остров Suluada

Юные красавицы из числа пассажиров не преминули воспользоваться мягким утренним солнцем для улучшения морского загара.

Самый лучший загар — морской

Я ожидал повторения прошлогоднего маршрута вблизи острова. Но большое количество яхт внесло коррективы в планы устроителей морской прогулки. Табун прогулочных яхт разделился на три неравные части. Наша яхта направилась к дальнему пляжу с белоснежным песком на фоне диких скал чёрных и рыжих тонов.

Дальний пляж острова

Нам объявили часовую стоянку для купания в лазурных водах.

Отдых в ковидной Турции

Лазурные воды «Турецких Мальдив»

И последующий обед на яхте. После традиционно вкусного с нагулянным купанием аппетита обеда, наша яхта отправилась к «ближнему пляжу». Он расположен напротив коренного берега, по которому, как свидетельствуют многие источники, проходит древняя ликийская дорога.

Тут так и хочется произнести «ноге ступить некуда» от количества яхт с туристами.

Отдых в ковидной Турции

Вавилонское столпотворение у ближнего пляжа

Однако нам предложено не гулять по пляжу, а вдоволь накупаться в лазурных водах. Чем и воспользовались практически все пассажиры нашей яхты.

Подводная акробатка

Последняя достопримечательность острова — грот и сквозной проход в восточной оконечности острова.

Уходим к гротам

Яхты поочерёдно «засовывали корму» в довольно узкий грот и ненадолго застывали там, давая возможность насладиться сказочным освещением

Огненный свет солнечных лучей

Отдых в ковидной Турции

Феерическое освещение в пещере со сквозным проходом

Затем кавалькада яхт направилась обратно в Адрасан. На шедшей параллельным курсом неподалёку от нас яхте несколько девушек устроили себе купание на кормовом трапе.

Эквилибристки

А с другой стороны от нас проводилась фотосессия на тему «Я и AkDeniz»

Отдых в ковидной Турции

Фотосессия на «Белом море»

Я же в перерывах перед съёмками красоток (ничто человеческое мне не чуждо) любовался солнечными бликами.

Солнце сквозь флаг

Серебро солнечных бликов

Это — одна из вечных тем, которыми наравне с огнём и льющейся водой можно любоваться бесконечно.

Полдничные фрукты так красиво гармонировали с общим настроением от морской прогулки, что я не удержался от фотографии этих «вкуснятин».

Отдых в ковидной Турции

На входе в бухту Адрасана с подчёркнутыми вечерним солнцем тенями горы выглядели совсем иначе, нежели утром.

Возвращение в Адрасан

Последняя получасовая стоянка в маленькой бухте для купания «на прощание». Швартовались к береговым скалам, т. к. пляжа здесь не было. Но желающих поплескаться в тёплой прозрачной воде от этого не уменьшилось.

Последнее купание

На обратном пути в Бельдиби сопровождавшая нас девушка обрадовала «подарком от компании» — бесплатным чаем.

Традиционный турецкий чай

Его подавали в небольшом кафе, оборудованном крытой верандой с великолепным видом в сторону моря. Тут же продавали фрукты, стоимость которых многие оценили ниже, чем на фруктовых развалах вблизи отеля. Я соблазнился бутылкой свежеотжатого гранатового сока в подарок невестке, родившей за неделю до моего отъезда сына. Она оценила этот фреш как значительно более насыщенный в сравнении с теми «натуральными гранатовыми соками», которые можно купить у нас.

На следующий день после великолепной морской прогулки я зашёл в турагентство поблагодарить его хозяина Егора. С тайным желанием приобрести немного его фирменного цветочного чая с ароматом эвкалипта. С покупкой чая вышел облом, Егор просто подарил мне его в традиционном турецком стаканчике для чая. И заодно посетовал, что этот сезон у него, наверное, последний в Бельдиби. На фоне тяжёлой туристической ситуации, вызванной пандемией, его, выходца из Киргизии, давят местные конкуренты. Мне, отдыхавшему в южной Турции пару десятков раз, кажется, что лУчшего уличного турагентства с точки зрения «потребителя услуг» я не встречал.

Упомяну ещё об одной деловой поездке вдаль от Бельдиби. Так сложилось, что запланированная за год до всемирной напасти поездка в мае этого года в небольшой посёлок Караоз сорвалась. Я присмотрел апартаменты в этом посёлке, расположенном между Адрасаном и Кумлуджей и забронировал на конец мая в надежде вдоволь накупать в море любимую двухлетнюю внучку.

До этого я лишь один раз лет десять назад был неподалёку от Караоза, т. к. добраться в него общественным транспортом в те времена было невозможно. Но майскую поездку планировал с расчётом на участие сына — автолюбителя, имеющего стаж вождения легкового автомобиля по дорогам Турции. И мне очень хотелось посмотреть своими глазами на посёлок, в котором, по одному давнему отзыву, покупают недвижимость члены парламента Турции.

После нескольких контактов накануне отпуска с хозяином апартаментов я договорился о том, что он встретит меня в Мавыкенте, куда, как я знал по личному опыту, ходит долмуш из Кумлуджи. Такси из Кумлуджи для меня было слишком дорого.

Прибыв на автовокзал Кумлуджи, я вышел на дорогу, ведущую в Мавыкент. И, о счастье! Прибывший вскоре долмуш, оказалось, следовал через Мавыкет в Караоз.

Долмуш в Караоз

На конечной остановке долмуша я выяснил у его водителя время следующего рейса в Кумлуджу.

Конечная остановка долмуша в Караозе

По моим расчётам у меня в запасе было около двух часов — более чем достаточно для моих целей беглого знакомства «с местностью». Хозяин апартаментов, с которым я связался в пути из долмуша, радушно продемонстрировал свои владения. И позволил сделать несколько фотографий, чтоб я мог показать их сыну.

Отдых в ковидной Турции

Sea View из номера на верхнем этаже апартаментов

Договорившись с хозяином о будущих контактах на предмет возможного отдыха в мае следующего года, я отправился знакомиться с ближайшими окрестностями. Поблизости обнаружилась детская площадка — то, что требовалось для развлечений внучки.

Детская площадка около маркета Караоза

На краю пустынного пляжа бухты обнаружил небольшое заведение, которое можно было охарактеризовать, как постоялый двор с недорогими номерами. Типа «Bed and Breakfast». На мою просьбу «второго завтрака» предложили сделать тосты.

Дожидаясь их за столиком в тени большого дерева, я любовался спокойным морем. И буквально «вкушал свежий морской воздух»

Пустынный пляж Караоза

Поданный на оригинальной тарелке, напоминающей скорее разделочную доску, ланч, вполне удовлетворил меня как по сытности, так и по стоимости.

Мой вкусный ланч

В оставшееся до прибытия долмуша время я прогулялся вдоль моря в сторону маяка Гелидония. Этот маяк упоминается во многих рассказах о знаменитой ликийской тропе. До самого маяка дорога дальняя, а вот с дороги к нему открывался великолепный вид на бухту Караоза.

Бухта Караоза

Как и великолепен полуденный аромат соснового леса, окружающего Караоз.

Сосновый лес вокруг Караоза

Обратная дорога в Кумлуджу в полупустом долмуше позволила мне сделать несколько фотографий чудных видов.

Вид на Караоз с дороги в Кумлуджу

Прогулочные суда вблизи Караоза

Шестнадцатикилометровый «дикий» пляж Кумлуджи-Финике

Если не считать небольшого инцидента с остановкой рейсового автобуса в Анталию для проверки документов при выезде из Кумлуджи, описанного выше, в целом моя «вылазка вдаль» оказалась удачной.

Все, свободные от поездок дни отдыха в отеле я использовал для традиционных утренних «купаний в лучах восходящего солнца». И покупок подарков родным. Одно из раннеутренних купаний прошло в «музыкальном стиле». Ещё на подходе к пляжу я услышал звонкие женские голоса, поющие песню на украинском языке. Зная, что в отелях Бельдиби, в том числе и нашем, отдыхает много жителей некогда братской республики, я не удивился языку, на котором исполнялись песни. Моё удивление было вызвано тем, что эти голоса раздавались издалека.

Поющие на рассвете

Оказалось, что «три дивчины», расположились в доброй сотне метров от берега. И водная гладь моря отражала их звонкие голоса. Я не удержался и на близком мне украинском языке выразил своё восхищение в перерыве между песнями.

В заключение немного коснусь темы, которой придают значение многие отдыхающие в отелях с системой питания «всё включено». Я по пятнадцатилетнему опыту отдыха в отелях разной звёздности не нашёл особых отличий в ассортименте блюд от прежних «старых добрых времён». Фото сделано довольно убогой камерой мобильника, поэтому приношу извинение за качество.

Отдых в ковидной Турции

Мой типичный ужин в ресторане отеля

Более того, был очень рад тому, что администрация отеля сочла возможным отмечать дни рождения гостей. Чему я дважды за неделю отдыха был свидетелем. И в последний раз даже успел сделать не очень качественную фотографию, за что приношу извинения читателям. Но «на бис» повторить момент было невозможно, а фотокамера моего телефона сделала максимум возможного при слабом освещении в ресторане во время ужина.

Поздравление с днём рождения во время ужина в ресторане отеля

Если не придавать излишнего значения очереди в ресторане в момент раздачи питания, то особых отличий от «старого доброго времени» я не ощутил. А природы эта всемирная напасть не коснулась в видимой её части. Море в бархатный сезон такое же ласковое. Цветы такие же яркие и воздух по утрам напоен их ароматом так же, как и раньше.

Отдых в ковидной Турции

Так же на каждом шагу на улице туристические агентства и множество маркетов сувенирной направленности.

Общее впечатление об отдыхе в бархатный сезон осталось положительным. Большой вклад в это впечатление внесла безукоризненная работа сотрудников туроператора встречающей стороны FIT. И благоприятная атмосфера отдыха, создаваемая работниками отеля, с которыми мне довелось общаться.

Номер убирался ежедневно и в удобное для меня время. Особых ограничений, кроме описанных выше в части организации четырёхразового питания по системе «всё включено», я не ощутил. Отель Castle Park Hotel, позиционирующийся как трёхзвёздочный, по моей субъективной шкале оценки отелей Турции, в которых довелось побывать за пятнадцать лет отдыха, в бОльшей степени соответствует понятию четырёхзвёздочного.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм