Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 17 апреля 20:41
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Иркутск — Россия Август 2020

В конце августа довелось мне побывать в Иркутске пролетом. Неплохой, скажу я вам, городок. Стоит сей старинный сибирский город на берегу реки Ангары и ее притоков: р. Иркут. р. Ушаковки и других малых рек. Иркутск возник на месте поселения, построенного в 1661 году. Яков Похабов — первопроходец и основатель Иркутска в 1661 году высадился со своим отрядом на берегу Ангары и основал острог — один из многочисленных острогов в Восточной Сибири, поставленных для сбора ясака. До революции 1917 года Иркутск был купеческим городом, процветающим на русско-китайской торговле, потом и на сибирской золотопромышленности, а еще был местом политической ссылки. Так получилось, что знакомиться с городом я начала с мест ссылки декабристов. Разглядывая карту города и составляя маршрут, я решила, что удобнее будет приехать из аэропорта в район автовокзала и оттуда погулять по местам, которые меня заинтересовали. Первое интересное место я увидела по дороге к дому Волконских — это Спасо-Преображенская церковь -один из старейших храмов города.

Прогулка по Иркутску

В ней венчались дочери Волконского и Кюхельбекера. Рядом с церковью — усадьба Волконских. После десяти лет каторжных работ в Забайкалье (1826–1836) семья Волконских уехала на поселение в село Урик, где жила до 1845 года. Получив разрешение на переезд в Иркутск, бывший князь организовал перевозку своего двухэтажного дома на участок за Преображенской церковью, купленный его родственниками. В 1847 году дом собрали, и семья вновь разместилась в расширенном и обновленном доме.

У супругов подрастали двое детей, родившихся на каторге в Петровском заводе. Князь занимался сельским хозяйством, ему по душе был крестьянский быт, поэтому он предпочитал жить в избе во дворе усадьбы и в селе Урик. В усадебном дворе отреставрированы хозяйственные постройки: людская изба, конюшня, каретный сарай, амбар и хлев. Очень уютный и ухоженный двор.

Прогулка по Иркутску

В Иркутске сохранилось немало купеческих домов, привлекающих своей архитектурой. Вот дом Шастиных в стиле русского барокко. Кружевные наличники, резные ворота притягивают взгляд.

Сейчас здесь муниципальное учреждение «Дом Европы». Рядом не менее удивительные дома с резными украшениями.

Прогулка по Иркутску

Далее улица Энгельса привела меня к скверу Волконских. Здесь стоит памятник женам декабристов, приехавшим вслед за своими мужьями, высланными в Сибирь после поднятого восстания на Сенатской площади. Их было одиннадцать, приехавших вслед за своими мужьями, высланными в Сибирь, большая часть — представительницы знатных российских родов, княгини. Скульптура изображает Марию Волконскую.

Как и жены других декабристов, княгиня Мария Волконская узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков сидело в Петропавловской крепости. Она, после приговора суда, вопреки всем препятствиям отправилась за мужем в Сибирь. Сквер небольшой, в зелени и цветах.

Рядом со сквером проходит трамвайная линия, здесь я на трамвайчике уехала через речку Ушаковка к Казанскому рынку, за которым находится Казанская церковь. Эту красавицу-церковь я давно мечтала увидеть, ее фото часто попадались мне на глаза в интернете.

Прогулка по Иркутску

У храма очень красивый ухоженный двор, весь в цветах, скульптурах с фонтаном.

Церковь построили в конце 19 века, и, слава богу, в советское время она не была разрушена, до 1936 года была действующей, но потом здесь сделали книжный склад, затем училище. В 1975 году ее внесли в список охраняемых государством объектов, а в конце 80-х началось ее восстановление.

Прогулка по Иркутску

Вот теперь эта изюминка возвышается над малоэтажками бывшей Ремесленной слободы.

Я возвращаюсь на трамвайчике назад к автовокзалу. Рядом с вокзалом находится галерея Бронштейна, которую мне не терпится посетить. Я давно мечтала в ней побывать и увидеть скульптуры Даши Намдакова. Впервые его работы я увидела в Москве в Новой Третьяковке лет тринадцать назад, они меня поразили до глубины души. Даши Намдаков — сибирский скульптор с мировым именем. Двадцать лет назад в Иркутске состоялась его первая персональная выставка. С тех пор его работы видели мировые культурные столицы: Токио, Пекин, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др. В Галерее Бронштейна находится постоянная экспозиция с работами этого мастера. Здесь можно увидеть бронзовые скульптуры Даши Намдакова, а также авторские куклы, созданные семьей мастера по его эскизам.

Прогулка по Иркутску

«Царская охота» — уменьшенный вариант скульптурного ансамбля, расположенного в Кызыле, столице республики Тыва.

Скульптура «Приданое».

В галерее представлена копия монументальной скульптуры «Хранитель Байкала».

Прогулка по Иркутску

Оригинал, который достигает в высоту 7,5 метра, находится на острове Ольхон недалеко от поселка Узуры.

Очень понравились и картины с выставки Бобура Исмоилова — необычные образы, яркие сюжетные истории, которые хочется рассматривать и разгадывать.

Прогулка по Иркутску

После галереи я дошла до музея Истории города.

Здание было построено в конце 19 века купцом-меценатом Александром Сибиряковым как бесплатная школа для детей обоего пола в г. Иркутске.

Оттуда добралась до Знаменского монастыря. Этот женский монастырь начал строиться в 1689 году. К концу 19 века Знаменский монастырь стал крупным хозяйством и мощным очагом духовной культуры. Сюда попадали знатные «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Здесь похоронены известные купеческие династии, жена декабриста Трубецкого и их дети.

Прогулка по Иркутску

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. около монастыря были расстреляны и сброшены в прорубь Ангары Александр Колчак и Виктор Пепеляев. В ноябре 2004 в сквере Знаменского монастыря был установлен памятник адмиралу Александру Колчаку к 130-летию со дня его рождения.

Монастырь стоит на пригорке на месте впадения реки Ушаковки в Ангару, его прекрасно видно с Нижней Набережной, по которой я и отправилась дальше знакомиться с городом.

Прогулка по Иркутску

Первое, что я увидела на Набережной, это памятник геодезистам.

Чуть дальше Московские ворота. Современные ворота, отстроенные заново к 350-летию Иркутска, выглядят так же, как и старые, построенные в 1811 году при въезде в город.

Прогулка по Иркутску

Ворота в стиле ампир разделены на 4 этажа, на самом верху — смотровая площадка, с одной стороны которой открывается захватывающий вид на реку Ангару, а с другой — на Иркутск.

Чуть дальше «Первая учительница с детьми», великолепный памятник Учителю.

Прогулка по Иркутску

Люблю я городскую скульптуру, которая оживляет улицы.

А вот и памятник основателям города, открытый в 2011 году.

Прогулка по Иркутску

Напротив — собор Богоявления постройки начала 18 века. Вид с Ангары на этот яркий резной храм великолепен.

Прогулка по Иркутску

Храм не очень высокий неспроста — два землетрясения прошлых веков чуть совсем не разрушили его. От этого собора я повернула с Набережной в центр города.

И сразу увидела в сквере церковь Спаса Нерукотворного.

Прогулка по Иркутску

300 лет назад на этом месте был острог. Первая деревянная Спасская церковь Иркутска была построена в 1672 году в центре Иркутского кремля и сгорела в 1716 году. Существующая каменная церковь заложена в 1706 году, колокольня и фрески на фасадах появились в XIX веке. Храм является старейшим церковным каменным зданием в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.

Рядом с церковью стоит интересная часовня, возведена в сентябре 2011 года.

Прогулка по Иркутску

Это поминальный памятник над братской могилой, в которой покоятся останки первых жителей Иркутска. Под землёй находится бетонный бункер, куда были сложены останки иркутян, обнаруженные при раскопках в Спасском некрополе, приходском кладбище Князе-Владимирского храма и некрополе у Крестовоздвиженской церкви. Внутри часовни установлена небольшая стела, на которой высечен силуэт Иркутского острога и выбита надпись — «Основателям города Иркутска от благодарных потомков».

С другой стороны, слева от входа в храм находится памятник святым Петру и Февронии Муромским.

Прогулка по Иркутску

С древних времен эту семейную пару, жившую в 18 веке, считали покровителями семейного счастья, любви и верности.

Недалеко от церкви — мемориал «Вечный огонь Славы», был торжественно открыт 8 мая 1975 года, в канун 30 годовщины Великой Победы.

Вечный огонь зажжен от факела, доставленного эстафетой от стен Московского Кремля с могилы Неизвестного солдата. Ежегодно в День Победы здесь проводятся торжественные мероприятия в память о погибших воинах. Если взглянуть в сторону Ангары, то видим аллею, ведущую к реке, а в центре аллеи — памятник генералу Белобородову установленный в 1995 году.

Прогулка по Иркутску

Через дорогу от Спасской церкви — католический храм. Еще в 1820 г. сюда сослали много поляков и литовцев после подавления очередного восстания. Они построили сначала деревянный, а потом и каменный храм в неоготическом стиле, в 1884 году храм был освящен во имя Успения Матери Божией Марии. Костел и теперь красуется в историческом центре города, сейчас в нем органный зал местной филармонии. На первом этаже здания разместилась действующая часовня для ежедневной литургии. В Польше этот костёл внесён в список культурного польского наследия.

А у католиков Иркутска с 2000 года есть другой храм — Кафедральный католический собор Непорочного Сердца Божией Матери — современный, в стиле конструктивизма.

Иду дальше к площади Кирова. Главной площади города более 300 лет. Она возникла за Иркутским кремлем и стала центром торговли и народных гуляний. А в начале 19 века сюда перевели Гостиный двор. За свое существование площадь сменила 12 названий. Сейчас здесь проходят все значимые мероприятия столицы Иркутской области. Рядом с площадью имени Кирова находятся важные здания: администрация Иркутской области, контрольно-счетная палата и главное управление Центробанка по Иркутской области, гостиница «Ангара».

Прогулка по Иркутску

Рядом с администрацией Иркутской области справа — Казанская часовня — копия одной из башенок разрушенного на этом месте Казанского кафедрального собора.

На площади стоит здание с колоннами, построенное в 1948 году — институт иностранных языков, ныне — Иркутский государственный лингвистический университет.

От площади идет цветущий сквер Кирова с первым городским фонтаном.

Прогулка по Иркутску

В конце сквера — здание компании «ВостСибУголь». Оно возведено в 1948 году на месте бывшей Тихвинской церкви, которая существовала здесь вплоть до 1932 года.

Построено здание в стиле сталинского ампира. За этим зданием продолжается ул. Ленина.

И дальше, прогуливаясь по ул. Ленина, увидела интересный дворик — парк скульптур с мини Биг-Беном, роденовским мыслителем, ангелами, парочками, с фонтаном.

Забавный парк.

Повернула на ул. Горького, а там тоже небольшой сквер с кошечкой 120-килограммовой, гуляющей по забору.

Прогулка по Иркутску

Недалеко от этого сквера — Харлампиевская церковь. Храм возвели в конце 18 столетия на замену ветхому деревянному зданию. До Революции здесь благословляли на дальнее плавание уходивших в море. Прихожанами храма были представители купеческих династий Иркутска, которые нередко финансировали исследовательские экспедиции на Камчатку, Курильские и Алеутские острова.

В 1904 году в Харлампиевской церкви венчался молодой Колчак со своей первой женой Софьей Амировой. Венчание состоялось 5 марта, а уже 8-го Колчак отправился на русско-японскую войну, в Порт-Артур. С Харлампиевским храмом были связаны судьбы многих исторических личноcтей. Около двух лет, в 1742–1743 годах, сторожем храма работал князь Николай Алексеевич Долгорукий, потомок основателя Москвы, сосланный в Иркутск по указу Бирона. В советское время в здании церкви разместилось студенческое общежитие Иркутского госуниверситета, здесь жил известный впоследствии драматург Александр Вампилов.

От этой церкви недалеко до Верхней Набережной, но я пошла к «Иркутской слободе», по пути останавливаясь возле интересных мест.

Вот советские двери.

А вот театр юного зрителя.

Прогулка по Иркутску

Иркутский областной театр юного зрителя имени драматурга А. Вампилова ведёт отсчёт своей истории с 1928 года и находился на Ленина 13. Теперь разместился на Ленина 23 в здании Первого Общественного собрания города, построенного в 1891. В те годы в залах Общественного собрания выступали с концертами местный симфонический оркестр, солисты-любители, музыканты, ставились спектакли, балы. После революции здесь был Народный дом, затем филармония.

Вот подхожу к «Иркутской слободе». В глаза сразу бросается яркая церковь на Крестовой горе.

Прогулка по Иркутску

Это Крестовоздвиженский храм 1760 года постройки — единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры 18 века.

При входе в Слободу (или 130 квартал) стоит большая скульптура Бабра — это уссурийский тигр, который когда-то и здесь обитал.

Прогулка по Иркутску

В 1642, когда Иркутска еще не существовало, рисунок «барс изловил соболя», появился на печати Якутской таможни. Это изображение перешло затем на печать и герб Иркутска, в 1690 они были пожалованы городу, который в 1680-х стал центром воеводства. Официально утверждён Бабр Екатериной Второй в 1790 г. на гербе Иркутска.

На территории 130 квартала находится несколько десятков архитектурных и исторических памятников города. Раньше здесь было село на окраине города, которое застраивалось с 18 века, а затем вошло в зону города. К 350-летию Иркутска было решено на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. В 2010 году началась реставрация старых домов квартала и строительство утраченных. Восстановлены 16 утраченных зданий, 8 зданий — памятников архитектуры перенесены сюда из других районов Иркутска, построены новые дома. Сейчас квартал насчитывает 65 домов, в которых разместились отели, рестораны, художественные галереи и культурные центры, создана пешеходная улица, ТРК «Модный квартал».

Прогулка по Иркутску

Но как-то мне здесь не очень понравилось. Ощущение «новодела» не покидает меня. Режет глаз назойливая реклама, вывески. Фото делала там, где меньше рекламы. Магазины и кафе отпугивают своими высокими ценами. Надолго я здесь не задержалась.

Рядом с Иркутской слободой находится МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. М. ЗАГУРСКОГО. Театр появился здесь в 1941 году — Горьковский театр музыкальной комедии, приехав на гастроли, был оставлен в городе. В 1989 году театр переехал в это новое здание.

Прогулка по Иркутску

В 2001 году в связи с 60-летним юбилеем театру было присвоено имя народного артиста России Н. М. Загурского.

Дом музыки Дениса Мацуева открыт 14 сентября 2011 в день празднования 350-летнего юбилея Иркутска.

В здании разместилась штаб-квартира фестиваля «Звезды на Байкале» и концертный зал на 50 человек. Здесь проходят концерты, мастер-классы, различные выставки.

Прохожу дальше мимо старых домов.

Прогулка по Иркутску

Спускаюсь с Крестовой горы. И все. Устала. Вечереет. Пора возвращаться в аэропорт. С улицы Ленина еду на троллейбусе назад. День был интересный и насыщенный. С удовольствием познакомилась с этим городом и его историей.