Турист Анатолий Наточин (Redcat)
Анатолий Наточин — был 21 апреля 0:15
Наблюдаю из засады...

Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Балаклава + 3 города — Россия Октябрь 2020

Этот 20-й високосный достал уже кажется всех. Кого-то выборами, кого-то народными волнениями, кого-то локальными войнушками, а всех в мире пресловутым ковидом и серьёзными экономическими потрясениями. И конца всему этому кажется нет, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Главным во спасение психического и психологического здоровья мне показалась полная адаптация к ситуации. Нет, вовсе не поддаваться ковидопанике, возглавить народные протестные движения или принуждать кого-либо к миру. Сумасшедших в мире и без меня хватает. Было принято стратегические решение жить полноценной активной жизнью, не обращать внимание на происходящее, точнее не пропускать всё это через собственные мозги и чувства. В общем, просто пожить, что называется, исключительно для себя. Так уж жизнь сложилась, что мы уже можем себе такое позволить. Дети-внуки в порядке, рабочие ответственности нас уже не касаются, мировая экономика своим кризисом нас ударить может, но повлиять на это мы никак не в состоянии. Значит пока есть остаток сил и здоровье позволяет, надо пользоваться моментом, не откладывая на завтра.

И я возглавил внутрисемейную борьбу с ленью!!! Да, я — абсолютный лентяй по жизни, возглавил борьбу сам с собой! Раз всё не так, как привыкли, раз везде всё закрыли, раз везде всё «низзя», значит срочно необходимо использовать эту ситуацию себе на пользу и во благо. Разумеется, я говорю о страсти всей жизни — путешествиях, а не о «если победить нельзя, то надо возглавить», например, ковидобесие. И мы за это лето проехали по родной стране столько, сколько не катались никогда, даже в лучшие времена.

Вот краткий перечень достижений за четыре прошедших месяца. Обегали немножко Подмосковье. Закрыли неизведанные места Золотого Кольца. Познакомились, наконец, с Тулой и окрестностями. Не забыли традиционно Питер. И как апофеоз удлинённого летнего сезона — Крым и дорога к нему и обратно. Всего накатали на летние колёса любимого автомобиля (!) больше 9000 км, только крымский пробег составил 4700 вёрст. В общем, действительно, нет худа без добра!

Перефразируя поэта скажу:

«Крым… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!»

Не-а, я точно не о политике и не о «чей Крым». Я о нашем с Наташкой восприятии Крыма в течении нашей жизни. Просто о Крыме, как всесоюзном курорте тогда и сейчас.

Вот честно признаюсь: я всегда к Крыму относился равнодушно, больше черноморский Кавказ любил. Прежде всего потому, что совсем его не знал, да и бывал там всегда наскоком, на один день. Только один раз в детском возрасте с мамой якобы отдыхал в сердечном санатории в Ливадии, что тогда не доставило мне никакого удовольствия. И у Наташки приблизительно такой же опыт. Всегда наскоком, случайно и вся память о Крыме — однодневное посещение Севастополя с экскурсией и прогулка по Никитскому ботаническому с опозданием на круизный теплоход и догонялки оного в маленький шторм на катере. В общем, наше отношение к Крыму всегда было равнодушное. Да, есть такой курорт, ну, и ладно, мы себя другим будем развлекать.

Фактически эта поездка в Крым оказалась для нас открытием почти нового, неизведанного. Я последний раз был в Ялте один день в 1986-м в круизе, а Наташка тоже в круизе, но в 1991-м. В общем, ещё в той старой жизни. Любопытство разобрало — а как оно на самом деле сегодня?

Маршрут и схему движения выбрали традиционные. Автомобиль, как всегда. По дороге туда день Ростова-на-Дону, хотел Наташке показать, я там был. Крымский мост и каталки по полуострову туда-сюда. Обратно решили заскочить в Новочеркасск — столицу Донского казачества. Ну, что, поехали?

Дороги.

А вот честно скажу: почти хорошо и почти везде. Трасса «Дон» доказала, что строить умеем не хуже, чем «там», осталось научиться содержать и развивать достойно. Местные дорожки пытаются ремонтировать, но работы в этой сфере, как и везде, непочатый край.

Крымские старые дороги разной степени качества, но почти соответствуют ожиданиям. Из местных дорог вряд-ли можно сделать что-то качественное, хотя бы ямки убрать и навести порядок с дорожными знаками и разметкой. С парковками, остановками и прочим беда, машин много, но нам чуток повезло, всё-таки основной сезон позади и транспорта поменьше. Номера на машинах разные: половина местные, половина Москва, Краснодар и по чуток всего прочего. Проблем с передвижением не было вообще, повторюсь — не сезон. Но плохо представляю что творилось здесь летом.

Трасса «Таврида» и Крымский мост реально на пятёрку. Ещё не закончен кусок в Краснодарском крае и подъезд к Севастополю, по Крыму вдоль трассы завершают мелкие работы с надземными переходами, пока слабая инфраструктура, почти нет заправок, едален, но островки отдыха по всей трассе хороши. В общем, если ехать в Крым кататься и путешествовать — на своей машине самое то!

Жильё.

Нам неожиданно реально очень повезло с выбором отеля. Зная о проблемах с парковками в Крыму, это было главным выбором, кроме места, качества, цены. Так мы нашли на Букинге апарт-отель «Ницца». 3 минуты ножками до набережной Ялты, красивые фото отеля и обещанная парковка. Всё оказалось истинной правдой, кроме парковки, её не оказалось от слова вообще. Но (извините, про не сезон буду много повторять) с местом на улице возле отеля проблем почти не возникло. В день приезда администратор дожидалась нас с мужем и ловила для нас местечко, а потом мы и сами научились это место находить.

Кстати, про Букинг. У него очень странный алгоритм работы с крымским жильём. Во-первых, что-то найти и забронировать можно только поставив галочку, что едешь по работе. Во-вторых, закрыты любые отзывы по крымским отелям. Не смею что-либо выдумывать, но какой-то осадочек от этого есть. Напоминает подобие санкций. Впрочем, это не помешало через Букинг найти хороший вариант.

Отель оказался выше всяких похвал. Новый домик, построенный в 2016 году, отлично оборудованный, большие номера, идеально чисто. Замечательный, приветливый персонал. И всего 4 (ЧЕТЫРЕ!!!!) номера. Тишина, покой, умиротворение. Цена на октябрь была не криминальна — 5500 рублей сутки номер с завтраком, но в сезон цены, судя по всему, были очень даже высоки.

Умиляло то, что каждый раз, выходя покурить, видел кого-то из гостей Крыма, фотографировавших гостиничку. И даже вызывало гордость за себя, что выбрали такое жильё. В общем, плюс в карму.

(Отзыв по отелю сделаю отдельно, всенепременно и назло Букингу).

Народ вокруг.

Мне трудно быть объективным, я всегда и везде крайне позитивно отношусь ко всем. К тому же человек я южный и очень контактный, потому найти общение и разговорить любого для меня не проблема. Мы много общались с местными по любым поводам и ни разу не наткнулись на хамство, пренебрежение, отчуждённость. Было ощущение, что местные, несколько «офигевшие» от прошедшего сезона и ковидоограничений, реально ждут внесезонья, чтобы немного отойти и отдохнуть. Но все реально стараются и откровенных ляпов мы не заметили.

Сознательно не заводил разговоров про минувшие 30 лет жизни, то есть «а как при Украине, а как сейчас». Они происходили спонтанно и не по нашей инициативе. И вот тут возникала некая растерянность. Такое ощущение, что эйфория 2014-го начала проходить и всего положительного, что крымчане получили, им стало не хватать. Впрочем, все как-то единодушно ругают свою собственную местную власть, что «ничего не хочет делать и ворует выделенные деньги», но ни слова не говорят про Россию. То есть всё-таки сравнивают, соотносят, пытаются осознать. Но как-то очень настороженно и, как мне показалось, с некоторой опаской. Не смею утверждать, так показалось…

Нижеприведённые фото скорее крымские хохмы. Нас с первого дня поразило изобилие разнообразных красавцев котов вокруг и отношение крымчан к ним. Я в жизни никогда столько не фотографировал котиков, да, собственно, не большой фанат этой живности, скорее собачник. Но здесь на юге просто невозможно было их не увидеть и не удивляться. На первом фото котик пореди рабочего дня на рабочем столе дамы, продающей экскурсии на морские прогулки. Кот не её, но вот уже больше 10 лет каждый день в середине дня приходит в гости и укладывается поспать вот так на стол. А на втором фото продавщица крымского парфюма предъявляет мне одного из пяти красавцев, которые облюбовали её торговую точку и каждый день приходят полакомиться чем-нибудь и поспать рядом с благодетельницей. А вообще из фото котиков, что наснимал в Крыму, вполне можно сделать целый альбом. Как на выставку котов попали!

Питание.

За 10 дней посетили почти всё стоящее в округе нашего отеля. Мы не большие любители быстрого питания, пиццы и гамбургеров, потому ходили по местным ресторанчикам. Надо сразу сказать, что всё вполне достойно, приветливо, сервис вполне на уровне. Даже цены не смутили, всё-таки самый центр Ялты, курортное место, рестораны не могут быть другими, не забегаловки, чай. Да и вокруг навалом доступного питания и даже премилые столовые.

Но вот что нас через пару дней сильно удивило и даже расстроило, так это…. меню этих ресторанов. С небольшими нюансами всё как под копирку. Мы даже стали со временем идти в тот ресторан, где находили какой-то условный изыск, которого не было в прочих местах. Впрочем, и изыски эти были не из области высокой кухни, а скорее незначительная фишка местного повара в подаче, ингредиентах, приправах. Я, разумеется, понимаю, что сейчас «пальцы гну» и выпендриваюсь. Но вот это однообразие выбора через неделю начало доставать. Ведь на отдыхе хочется чего-то эдакого, чего в обычной жизни мало. Вот просто потому, что… хочется.

И что совсем смешно, именно для разнообразия уже на обратном пути в Новочеркасске вместо ресторана мы пошли в … Макдональдс. А если объективно, то проблем с «поесть» в Крыму нет. Разве что уже сейчас, осенью. Думаю, что в сезон очереди в местные центральные ресторанчики были немалые.

А вот что реально порадовало, так это то, что в паре центровых точек нам разрешали даже курить за столом. В открытую! При всех! На воздухе и за своим столом! Как в старые времена. Нет, в этих ресторанах такой же запрет на курение, как и везде, но без идиотизма исполнительства. И видимо договорились с местными проверяющими.

Зато идиотизм исполнительства в некоторых местах клинил, причём не по вине персонала. Им терять работу совсем не хочется и … исполняют. В кафе надо зайти в маске, дойти до своего стола и только там ты можешь маску снять. То есть, шагая ты вирус можешь поймать или распространять, а сидя уже нет. А в том пресловутом Макдональдсе ограничили время работы зала до 22 часов. То есть до 22 часов работать и есть безопасно, а вот после 22 жуткий наплыв страждущих и ахтунг, все по домам!!!

Не буду о грустном, приятного аппетита!

Крымские развлекухи.

Собственно, всё как везде на подобном курорте, приблизительно с таким же качеством и с бесконечными попытками заработать на твоём желании получить удовольствие. Или развести тебя на сомнительные удовольствия.

Впрочем, в этот раз мы приняли для себя важное решение: мы спокойно отдыхаем, не строим никаких планов, гуляем на свежем «бабьелетнем» воздухе с морским ароматом, нашагиваем шаги, разминаем застывшие от домашнего сидения мышцы. Но хватило нас, а точнее меня, всего-то на пару дней. Непосидючий я! И мы поехали разглядывать местные достопримечательности.

Горка Ай-Петри.

Это был мой день! Дорога туда и обратно доставила мне просто щенячье удовольствие. Езда по ровным банам хороша во всех отношениях, но кайф серпантинов, перепадов высот, элементов экстрима — вот оно настоящее драйверское счастье! Сразу вспомнилась молодость, мои автомобильные приключения, наши с Наташкой автокаталки по горам Кавказа, да и по Крыму чуток в 1982, нашем предсвадебном путешествии. В общем, кроме физического удовольствия нахлынули эмоции и это стало одним из самых ярких впечатлений этого путешествия.

Нам даже не испортило настроение то, что на вершине горы было «ни зги не видать». «Зацепилась (ночевала) тучка золотая на груди утёса великана». Правда, тучка золотая только снизу, а внутри неё она серая, мокрая и противная. Хорошо хоть успели по дороге чуток пофотать красоты сверху вниз. В общем, ждали мы, ждали, что распогодится и уехали вниз, в Ливадию.

Ливадийский парк и дворец.

Нет, в музеи и дворцы мы не ходим! Мы гуляем, дышим воздухом, никаких масок, никаких потерь времени. Нам не нужна лишняя информация, всё равно зацепиться ей уже не за что, мы просто наслаждаемся природой чудной, море, горки, удивительные деревья, в общем, красоту потребляем в безразмерных количествах.

Ливадия — единственное место для меня в Крыму, где реально пребывал целый месяц в прошлой жизни. Даже год помню — 1966. И помню почему: был в том году чемпионат мира по футболу в Англии и наша сборная бронзу там получила. А я был десятилетним болельщиком. Зато это спасало мою маму хотя бы на два часа в день от меня и она могла самостоятельно погулять, с соседками потрепаться, собой заняться. Сейчас уже не помню почему, но мне тот отдых в Крыму напрочь не понравился. Всё мне было поперёк: и расписание жизни санатория, и ночной кефир в столовой, и женский пляж с голыми тётями, куда почему-то любила ходить мама и естественно таскала меня с собой (а мне уже 10 лет и я что-то уже соображаю). Да, и тогда в Крыму были официальные мужские, женские и смешанные пляжи. Может именно эти воспоминания так и не дали мне полюбить Крым. Мне и море с солнцем всегда противопоказаны были, рыжий я, сгораю моментально. И тогда горел. М-да, Ливадия….

А сейчас понравилось. Красивенько, чистенько, ухожено, настроение замечательное. И нам с Наташкой вместе гулять хорошо….

Балаклава.

Раз начали кататься, значит надо выполнять поручения. Балаклаву нам насоветовала дочь, она ей шибко понравилась в своё время. Вот и поехали. И эта поездка оказалась относительной неудачей. Точнее, всё в порядке, никаких приключений кроме того, что меня чуток укачало на лодочке, на которой поехали на морскую экскурсию. Но сам городок разочаровал своей неухоженностью, да как-то под настроение он не попал.

А ещё выяснилось, что не умею я фотографировать на ходу, полубоком, да ещё когда укачивает. Я-то и так не шибко фотограф, а в таких условиях и подавно.

Балаклавская бухта, набережная, горки вокруг должны стать туристической меккой. Реально живописно и красиво. Но сколько же надо сделать для того, чтобы превратить это во что-то удобоваримое, а не просто точку на карте Крыма. Хотя, может быть я и не прав, настроение подвело и всё мешало восприятию.

А ещё наш гид-капитан рассказал по дороге, что красивые, но мёртвые дома на набережной принадлежат… Александру Януковичу, сыну свергнутого президента. И, разумеется, никаких усилий по поддержанию, использованию, возрождению. И такой недвижимости в Крыму масса, что принадлежат украинским собственникам и которые либо никак не используются сегодня, либо просто подлежат сносу. Причем в самых красивых и туристических местах. Например, в самом центре Ялты на набережной прямо за спиной памятника Чехову и Дамы с собачкой есть «Вилла Софии», принадлежащая Ротару. Это историческое здание бывших купален Рофе, первого подобного заведения в Крыму. За десять дней гуляния по набережной мы не увидели ни одного огонька в окнах. Обидно…

Воронцовский парк и дворец.

Парки и дворцы, дворцы и парки. Это Крым в моих глазах. Даже скорее так: парки!!! Мы и здесь во дворец не пошли, тем более, что в моих глазах он показался странным для южных широт. Скорее выглядит серым шотландским замком, хотя точно покрасивше будет.

А вот парк — красавец! Да что об этом писать, картинки смотрим. На самом деле, при всей историчности Крыма самой главной его видовой фишкой являются картинки природы. Именно виды вокруг, море-горы-буйная и разнообразная растительность. Большая часть ЮБК, то есть южного берега Крыма — это и есть самое «вкусное» и доставляет бесконечное удовольствие. А нам в этой поездке именно хотелось прежде всего душевного спокойствия и отдохновения, радости для глаз и чувств.

Севастополь.

Всегда хотел попасть туда и никак не складывалось ни в той, ни в этой жизни. Вот к 65 годам наконец свершилось. Наташке в этом смысле больше повезло, была там в студенческие годы с экскурсией, да ещё подфартило — в самый для города знаменательный день — День военно-морского флота. А нам достался обычный осенне-продолжительнолетный день, что никак не испортило восприятия. Даже скорее наоборот: обычная жизнь удивительного города, когда в нём мало туристов.

Первый и главный вывод, который появился в моей голове к концу дня: Севастополь — это ни разу не Крым. Это нечто особенное, по случаю находящееся в одном регионе с Крымом. Иначе воспринимается всё от моря до окружающей природы. Да и люди, как мне показалось, немножко другие. Хотя….

Второе, я не зря так мечтал посмотреть этот город: реально и честно очень понравился. Даже не смогу определённо объяснить чем и почему. Вот бывает так: ждешь чего-то особенного, рвёшься туда, а по факту получаешь пшик, ничего особенного. А вот здесь сразу легло на восприятие. Может потому, что не ждал чего-то экстраординарного.

А ещё повезло с капитаном-гидом (они сами себя так называют при встрече) лодочки, который показал нам всю севастопольскую бухту. Классный парень, влюблённый и бесконечно увлечённый историей города. А ещё дал мне порулить, причём рядом с крейсером «Москва». В конце даже договорились с ним, что попробую помочь ему раскрутить его туристически привлекательные идеи и отрекламировать их. И вот эта экскурсия добавила тех классных ощущений, что и привели в итоге к полному удовольствию от города.

(Последнее фото в этой серии — корабль береговой охраны, защищавший вход в Керченский пролив осенью 2018 года. Вот этим поцарапанным носом он отталкивал катера, пытавшиеся без оповещения войти в Азовское море. Интересно: царапины и вмятины оставили на память?)

Мы на фоне ракетного крейсера «Москва» — флагмана Черноморского флота России. Или он на нашем фоне.

(Извините за «морды-лица», я селфи не грешу, но уж больно этот кадр знаменательный, как и тот, где я рулю лодочкой в севастопольской бухте. Больше не буду выставлять селфи.)

Осеннее лето или нет худа без добра

И немножко хулиганства. Нас в детстве всегда учили: не показывай пальцем. А тут в центре города-героя Севастополя стоит дедушка Ленин и прям таки тычет куда-то указующим перстом. Видимо верный путь указывает. Вот прямо так, пальцем. Вот почему ему можно, а нам нельзя?

Мы как всегда не стали терять время на музеи, выставки и пр., хотя здесь как раз они очень интересны. Для этого надо было остаться в городе на подольше. Но отдых для нас в эту поездку был главной фишкой, потому на следующий день мы отправились в…

Никитский ботанический сад.

Вот куда бы я скорее всего самостоятельно бы не поехал, так это сюда. Пускай и знаменитый, но нафиг он мне… Однако, Наташка с самого начала планирования поездки обозначила эту точку для обязательного посещения. Это её историческая память о Крыме.

Впервые побывала там ещё в школьном возрасте с родителями и сад произвёл на неё огромное впечатление. Ну, а чё, девочка ить…

А ещё произошло с ними в тот раз удивительное происшествие, которое запомнила на всю жизнь. Тогда оказались они в Крыму проездом в круизе на знаменитой «России». Вот и махнули в Никитский ботанический полюбоваться красотой. И так увлеклись, что … опоздали на отход судна. Боевой офицер-казак папа умудрился уговорить местного «водителя» моторного катера и они догнали «Россию» уже в море, причем в небольшой шторм. И их даже взяли на борт!!!! Это в те «тёмные» советские времена!!! Действительно фантастика и памятное событие…

А сад конечно же хорош во всех отношениях. Так же красив, ухожен, разнообразен. И даже осенний «светофор» только украшает его, разнообразит восприятие. Вот и получился ещё один день кайфа.

Ну, и как же не рассказать немножко о…

Ялта

Несомненно, за 34 года, что я не был в Ялте, она, наверное, изменилась. Что-то новое построили, что-то старое разрушилось, однозначно стала наряднее набережная. Но, как ни странно, в моём внутреннем ощущении город практически не изменился. Те же кривые улочки, ползущие в гору. Такие же полуразрушенные дворы не только на окраинах, но и в центре. Те же дороги и почти такого же качества. Тот же троллейбус из Симферополя. Да, новые скверики, да, очевидно чище и местами ухоженнее. Но Ялта почти не изменилась.

Впрочем, постараюсь остаться объективным: город реально разглядел только сейчас. Десять дней постоянных прогулок в разные стороны позволили, наконец, оценить его. Если не понять, то хотя бы разглядеть. Скажу так: в качестве южной и очень приятной экзотики — очень приятственно! А вот жить здесь точно бы не хотел. Старый становлюсь…

Осеннее лето или нет худа без добра

И всё же Крым произвёл очень приятное впечатление. Скорее всего наложилось много факторов. И абсолютно летняя погода в октябре. И относительное затишье с туристами, хотя внезапные школьные каникулы в Москве подкинули сюда немалую толику москвичей. И объективно наблюдавшийся вокруг относительный порядок и чистота. По крайней мере в центровых местах, где мы гуляли. И конечно же это вполне себе достойный курорт. Ничуть не хуже многих мировых, где довелось побывать. Да, наверное, своя специфика, свои заморочки, сложности, нестыковки. Что вовсе не умаляет достоинств и удивительных природных красот. Я не скажу, что становлюсь фанатом Крыма, но точно уже нет во мне пренебрежительного отношения. Крым хорош! Факт!

ПыСы. По дороге туда погуляли денёк по Ростову-на-Дону. Получили несказанное удовольствие от очного знакомства и дня, проведённого вместе с туристеровскими блогерами Маргаритой и Евгенией Пьяновыми. И общение замечательное и город хорош. Чуток картинок… (Маргарита была недовольна, что я выставил совместное фото в Фейсбуке, потому здесь его не будет).

ПыПыСы. А на обратном пути переночевали в Новочеркасске — столице донских казаков. Зело городок понравился. Очень необычен для старых городов своими широкими улицами, множеством бульваров, зеленью. И конечно же уникальным Вознесенским всеказачьим патриаршим собором — главным храмом Донского казачества. После посещения Новочеркасска даже пошутил, что в Крым надо было съездить хотя бы потому, что это позволило заехать в этот необычный город.

Все фото сделаны исключительно смартфонами. В этот раз даже не взяли с собой камеру. Из огромной кучи фото пришлось выбирать самое информативное и минимальное количество, как требуют правила.