Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 8:42

Железноводск — Россия Октябрь 2020

Железноводск — небольшой, но очень уютный городок Кавминвод. Главное богатство Железноводска — минеральные воды, выходящие из недр горы Железной. Благодаря этим целебнейшим минеральным водам Железноводск получил признание в качестве курорта мирового уровня. А еще Железноводск славится красивейшей девственной природой, чистым горным воздухом, прекрасными архитектурными памятниками.

От других городов Кавминвод Железноводск отличается разобщенностью курортной и жилой зон. Санатории, парк, питьевые источники — все это сосредоточено в курортной зоне, где отсутствует городской шум, где очень живописно и атмосферно.

Я не раз была в Железноводске. Мне всегда нравился этот городок, спокойный, тихий, окруженный со всех сторон лесами и горами. Но в этот раз Железноводск меня приятно удивил. Кардинально реконструировано озеро, обновлен парк, и, что производит самое большое впечатление, так это каскадная лестница, шикарная и роскошная, украшенная фонарями, множеством лавочек, фонтанами…

От Пятигорска до Железноводска — около 20 километров. Маршрутки ходят часто, полчаса, и мы уже в Железноводске. Можно было выйти на площади и войти в парк через главные ворота, прогуляться по парку и спуститься вниз по каскадной лестнице. Но мы решили начать прогулку с озера, затем подняться по лестнице и потом уже погулять по парку и курортной зоне.

Забегая вперед, скажу, что это было правильное решение. Да, вверх подниматься, конечно, труднее, чем спускаться, но зато с каждым пролетом лестницы, даже с каждой ступенькой перед тобой открываются новые интересные объекты, они как будто встречают тебя.

Мы вышли сразу у восточного въезда в город и пошли направо, буквально 5–10 минут, и мы уже у озера.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Водоем появился здесь давно, еще в начале 50-х годов прошлого столетия, когда местные жители, желая обустроить город, вырыли здесь огромный котлован, укрепили берега, а горные ручьи заполнили озеро водой. Долгое время благоустройством озера никто не занимался, хотя местные жители и любили здесь отдыхать.

И вот наконец-то власти обратили внимание на озеро и в 2019 году началась реализация проекта, направленная на реконструкцию озера и окружающих его мест.

Были проведены по-настоящему масштабные работы. Само озеро было очищено от тины и мусора. Берега облагородили, вымостили плиткой, сделали ограждения балюстрадой.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

И озеро преобразилось! Выйдя к озеру, мы были просто поражены масштабом проведенных работ! И открывшиеся виды — это что-то невероятное. Как будто мы попали куда-нибудь в Швейцарию!

Озеро потрясающе красиво. Можно просто стоять и любоваться окружающей красотой — голубая гладь озера, гора Железная, покрытая густыми лесами — одна из ярких достопримечательностей Железноводска, ее ближайшая соседка гора Развалка и потрясающие осенние пейзажи!

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

На берегу озера установлена скульптура орла — самая большая скульптура в регионе Кавминвод. Весит он несколько центнеров, а размах крыльев более 2-х метров.

Привлекает внимание бронзовая фигура рыбака с котом у его ног, рыбак ловит рыбку, а кот ждет, когда и ему достанется хоть что-то из улова. Интересная скульптура. И место выбрано удачное.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Очень приятно прогуляться вокруг озера! Чего здесь только нет — спортивные площадки, тренажеры для занятия спортом, оригинальные пирсы, зоны для рыбалки и отдыха.

А еще на берегу вот такие симпатичные кафе с умиротворяющими видами на озеро.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Со стороны Каскадной лестницы у озера большая прогулочная зона. Множество оригинальных фонарей, газоны, интересные арт-объекты, как, например, этот рояль.

Чуть дальше мостик, ведущий на островок, а на островке — композиция «Горы Пятигорья» — Бештау, Машук, Железная и Развалка, только в уменьшенном виде.

Выше амфитеатром расположены оригинальные скамейки, а перед ними — концертная площадка, так называемая Ferrum-площадь, оформленная очень оригинально: на уложенной плитке можно увидеть названия химических элементов, которые входят в состав местных минеральных вод. Ну, а самая большая напись Fe — железо, железные воды, Железноводск…

Концертная площадка просторная, да и скамейки расположены очень интересно. Конечно, сейчас здесь было пусто, но я думаю, все-таки наступят лучшие времена, амфитеатр заполнится людьми, а концертная площадка станет по-настоящему концертной, где будут проходить концерты, представления…

И вот мы у начала каскадной лестницы, которая является самой длинной лестницей на юге России, ее длина чуть меньше километра. Так что пройти придется приличное расстояние, да еще в горку. Но тем не менее, прогулка очень приятная и познавательная.

Лестница великолепно оформлена. Около 200 фонтанчиков, столько же прекрасных фонарей, множество красивых скамеек для тех, кто захочет отдохнуть! Позаботились и о людях с ограниченными возможностями и о мамочках с колясками, для них сделаны зигзагообразные пандусы.

Старая каскадная лестница была построена в 30-х годах прошлого века, но та лестница заканчивалась, наверное, на одной третьей пути к Курортному озеру, а вот эти две третьих лестницы, более 600 метров, были достроены в 2019 году.

И вот первая достопримечательность. Посередине лестницы построен нарзанный бювет в форме книги. Такой вот литературный бювет, стены которого украшены отрывками из произведений великого Лермонтова, был открыт в канун 205-летия великого поэта.

Цитаты из произведений Лермонтова «Штосс», Герой нашего времени», «Кавказ», «Измаил-Бей», как будто написанные самим Лермонтовым, вот так архитекторам удалось воспроизвести почерк Лермонтова, иллюстрации к произведениям Лермонтова — все это так неожиданно. Понятно, что все читали Лермонтова, но тем не менее приятно еще раз прочитать строки из великих произведений, освежив их в памяти.

Внутри бювета — источник минеральной воды № 56, открытый для всех желающих. Вода довольно приятная на вкус.

А дальше — пролет лестницы, где ступени оформлены с лицевой стороны интересными надписями. Вот еще одна причина — подниматься по лестнице, а не спускаться. Поднимаешься вверх, а перед глазами цитаты из книги врача Гааза «Мое путешествие на Александровские воды» 1811 года. Хочешь, не хочешь, а все прочитаешь.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

На участке, прилегающем к каскадной лестнице установлена огромная надпись «Железноводск», изготовленная из искусственной травы, а рядом кружка-бюветница — символ города.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Ну, а выше от бювета участок лестницы, который носит оригинальное название — Железные люди железных вод!

В нижней части коллонады памятник самому Федору Гаазу, доктору, первооткрывателю железноводских минеральных вод. Считается, что он внес большой вклад в развитие этих мест, как курортов, главным богатством которых являются минеральные воды.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

На площадках между лестничными пролетами на стенах висят барельефы известных людей, которые бывали на Кавказских Минеральных Водах — Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, генерал Алексей Ермолов, император Александр I. Возле каждого барельефа — фонтан.

Пушкин, Лермонтов, Толстой посещали этот курортный городок, гуляли по склону горы Железной, пили целебную минеральную воду, дышали чистейшим горным воздухом и черпали здесь вдохновение для написания своих великих произведений.

Генерал Ермолов, прославленный герой Кавказской войны, многое сделал для развития Какминвод, в том числе и для Железноводска, именно при нем началось строительство многих объектов в городах-курортах.

Ну, а благодаря указу Александра I «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства», подписанному в апреле 1803 года, началось формирование Кавминвод как российского курорта.

Так что память великих людей, причастных к истории городу-курорту, увековечена.

Не забыты и источники с минеральной водой — главное богатство города, именно благодаря им город получил всемирную известность как город-курорт. И между пролетами лестницы на стене названия основных источником с указанием года их открытия.

Интересны так называемые счетчики калорий. На ступеньках установлены вот такие таблички, на которых написано сколько потрачено калорий при подъеме вверх, так что подниматься по лестнице еще и полезно — сжигается вдвое больше калорий, чем при ходьбе!

Лестница вся обрамлена зеленью, со всех сторон высажены туи, кустарники, цветы.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Работа проведена колоссальная. А столько средств ушло на всю реконструцию! Тут и федеральные средства, и средства местного бюджета, и курортный сбор. И надо сказать, деньги потрачены не зря.

Ну мы уже поднялись довольно высоко, так что как раз таки пришло время оглянуться назад и увидеть то, что пройдено. А виды сверху открываются потрясающие. И чем выше, тем больше дух захватывает от окружающих красот.

А по обе стороны лестницы — парк, причем деревья растут в нем издавна сами по себе, радуя гуляющих своей естественной природной красотой. А тропинки уходят прямо в лес!

Ну вот так неспеша мы дошли до того места, где раньше оканчивалась Каскадная лестница. Я еще с тех времен помню, что самой нижней скульптурой на старой части лестницы был орел — символ Кавминвод. И все, дальше ничего не было, точнее дальше был парк.

Орел и сейчас стоит там же, разграничивая новую часть каскадной лестницы и старую.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

И если новая часть лестницы выполнена в современном стиле, то старая часть осталась практически без изменений. Ну да, подмарафетили скульптуры, привели дорожки в порядок, высадили цветы, а стиль остался тот же. Но это никак не делает эту часть лестницы менее привлекательной, она все также интересна и колоритна.

Хозяйка Медной Горы, Данила-мастер и Каменный цветок встречают нас на том же месте. Лягушки, нимфы — все, как было много лет назад. Это как встреча с давними знакомыми.

Правда, огорчает то, что фонтаны не работают, по каскаду не течет вода. Не знаю, это временное явление или постоянное…

Помню, когда я здесь была раньше, а было это давно, фонтаны работали, везде журчала вода, и тогдашняя Каскадная лестница мне напомнила Петергоф. Сейчас же — нет, такое чувство не возникло, сегодня перенестись в Петергоф не получилось.

Но зато вверху на площадке перед Смирновским источником нас ждала такая замечательная водная феерия — поющий и танцующий фонтан, открытый после реставрации в 2019 году.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Фонтан тут и раньше был, но тот фонтан и сегодняшний — две большие разницы. Новый действительно впечатляет: две огромные кружки-бюветницы, из которых струями выходит вода. Причем картина постоянно меняется. И смотреть на эти танцующие струи можно бесконечно, это точно!

В Железноводске свыше 20 источников минеральной воды. Воду не только пьют, ее используют для самых различных водных процедур. Именно благодаря этим водам город и стал популярным курортом. Самый большой и самый популярный среди отдыхающих бювет — Смирновский. Расположен он на площадке перед фонтаном.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Ну и, конечно, Орел — символ Кавминвод. Скульптуры орлов стоят во всех городах Кавминвод, без исключения, и часто не в единственном числе, вот как в Железноводске, уже второй орел встретился на нашем пути.

Еще на лестнице мы увидели, как демонстрировали свое мастерство художники граффити. Вначале мы не поняли, причем тут граффити, и лишь пройдя дальше по парку, стало понятно: тут праздник, тут фестиваль, и фестиваль не простой, а самый что ни есть необыкновенный и очень современный — фестиваль уличной культуры и спорта «КАРДО», точнее 3 октября был уже финал третьего сезона премии уличной культуры КАРДО.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

«Улица начинается здесь» — девиз этого фестиваля. Как я потом уже прочитала, в этом конкурсе приняли участие тысячи парней и девушек со всей России. И действительно, в парке было невероятное количество молодых людей. Они танцевали, пели, показывали спортивные трюки, разрисовывали огромные полотна… Но надо сказать, все было так хорошо организовано, что все конкурсные мероприятия проводились в строго определенных местах, поэтому соревновательные моменты никого не напрягали, для всех посетителей парка: хочешь — смотри, наблюдай, болей, а хочешь — просто гуляй по парку.

Лечебный парк или как его еще называют, Курортный, как я уже говорила, это единственный на Кавминводах парк естественного происхождения, являющийся частью Бештоугорского лесного массива. Если в других городах Кавминвод парки насаживали, но здесь раньше был дикий лесной массив и чтобы обустроить парк, дремучий лес здесь, наоборот, прореживали.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Благоустройство парка началось в 1825 году, уже тогда были проложены дорожки, установлены скамейки, так что уже почти 200 лет здесь гуляют отдыхающие, наслаждаясь чистым горным воздухом, любуясь вековыми деревьями.

Парк расположен на склонах гор Бештау, Железной и Развалки, поэтому он имеет несколько уровней и разделен на Нижний и Верхний парк. Общая площадь парка — чуть более 200 га, но четких границ нет, так что гуляя можно забрести и в самый настоящий лес.

Конечно, парк красив своей девственной красотой, но и человек с самого начала его благоустройства прилагал усилия, чтобы сделать прогулки по парку удобными и приятными. Кардинальные изменения произошли здесь в последнее время.

Выложенные плиткой дорожки, удобные скамейки, различные скульптуры, мостики, фонари — все радует глаз и в сочетании с естественной природой создает неповторимую атмосферу отдыха.

«Цветочный календарь» — обязательный арт-объект в городах Кавминвод. Год, месяц, дата — все выложено из цветов.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Гуляя по парку, мы вышли к зданию необыкновенной красоты, настоящему дворцу. Это Пушкинская галерея. Оригинальные формы, необыкновенный голубой цвет, обилие стекла — здание поражает своей изысканностью, легкостью.

Построено оно было в 1902 году для проведения театральных представлений, концертов, танцевальных вечеров, роскошных балов. Даже сейчас можно представить, как подъезжают кареты, выходят нарядные дамы и галантные кавалеры и направляются в галерею на бал или театральный вечер…

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Галерея была названа Пушкинской уже в 1903 году, конечно же, в честь Пушкина, который бывал в Железноводске.

Собрано это чудесное строение из отдельных частей, изготовленных в разных городах и даже странах. Так металлоконструкции изготовили в Петербурге, цветные стекла в Варшаве, а искусные кованые украшения изготовили местные мастера.

Для установки галереи выбрали отличное место — большая ровная площадка в оружении густой зелени да еще и на фоне горы Железной. Зеленая гора еще больше оттеняет красоту галереи. Как мне показалось, в Пятигорске Лермонтовская галерея немного попроще.

Говорят, что и сейчас в одной части галереи проходят концерты, а в другой устроена картинная галерея. К сожалению, внутрь мы не попали, было закрыто, то ли в связи со сложившейся ситуацией, то ли может по другим причинам.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Недалеко от Пушкинской галереи расположена еще одна историческая достопримечательность — бывший дворец эмира Бухарского, который действительно был построен для эмира.

Перед дворцом лестница, в начале которой застыли могучие львы.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Дворец расположен в окружении зеленой растительности. Стоящий на возвышенности, да еще на фоне горы Железной, дворец просто поражает изяществом и необычной для этих мест архитектурой.

Строительство дворца началось в 1907 году на участке, отведенном императором Николаем II в. собственнось эмира. Строили его наряду с русскими зодчими и мастера из Бухары и Хорезма.

Эмир Сеид Абдулахалад-хан был баснословно богат, поэтому и на дворец денег не жалел. Конечно, построен он в мавританском стиле, и выглядит очень по-восточному. Особенно роскошен основной дворец — нежно-голубого цвета, с узорчатыми балконами, резьбой в виде национальных узбекских узоров, стены отделаны керамическими плитами, наверху башенка с золотым куполом. Красиво и прилегающее к основному дворцу другое здание, украшенное высокой башенкой — минаретом и майоликовыми вставками.

Ни Саид, ни его сын, который стал эмиром после его смерти, не жили в этом дворце, а все по причине того, что якобы во время строительства дворца рабочий упал с лесов и разбился. И эмиры посчитали это плохой приметой.

После смерти отца эмир Тюра-Джан в 1913 году передал здание дому Романовых. Ну, а после революции оно перешло в собственность новой власти. На здании висят таблички, сообщающие о том, что здесь отдыхали Клара Цеткин, Надежда Крупская, так что здесь уже тогда был санаторий. И сейчас здесь санаторий имени Тельмана.

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

Только вот состояние дворца оставляет желать лучшего. Не знаю, как там внутри, а вот снаружи не мешало бы обновить его. Здание с историей, затейливой архитектуры, можно сказать, визитная карточка города, и расположено удобно, на территории парка, но как-то тут запущено. Конечно, к зданию можно подойти, полюбоваться ним поближе, но на этом знакомство заканчивается… Здание закрыто, какие-то машины мешают близко подойти к зданию и сфотографировать его.

Чуть дальше от дворца — интересный арт-объект под названием «Знаки Зодиака», хотя все здесь называют его «Яйцо желаний». Действительно, в центре этой конструкции огромное яйцо с нимфами, висящее в прямоугольной каменной раме и закрепленное внутри ее на шарнирах, а на самой раме изображены знаки зодиака. Говорят, это яйцо исполняет желание, и вот что надо сделать для этого: вначале нужно, конечно, загадать желание, затем дотронуться до знаков зодиака по вашему году и месяцу рождения, а затем необходимо прокрутить яйцо. Учитывая то, что яйцо прочно закреплено, нужно приложить усилие, чтобы повернуть его хоть на один оборот. Но если вы это сделали, желание сбудется обязательно.

Ну, а мы идем гулять дальше. Музыкальная беседка — еще одна старинная городская достопримечательность. Построена в конце 19 века. Раньше здесь играла музыка, которой наслажались отдыхающие. Между прочим, в самом конце 19 века здесь пел Шаляпин. А сейчас беседка пустует…

Железноводск — город-курорт среди лесов и гор

С этой части парка видна гора Бештау.

Если бы мы вышли из маршрутки на площади Ленина, то как раз бы по этой лестнице поднялись в парк. Это центральный вход в парк. Но для нас он стал выходом из парка. Конечно, лестница здесь совсем не такая длинная, как Каскадная, так что если вы будете заходить в парк с этой стороны, подняться будет совсем несложно.

Площадь Ленина соединена с парком улицей Чайковского. Вот по ней мы и спускаемся вниз. А если оглянуться назад, то перед нами во всей красе встает гора Железная.

А прямо открываются виды на северные склоны горы Бештау.

Если у вас будет время, прогуляйтесь немного по курортной зоне. Здесь она небольшая, но уютная и симпатичная. Видно, что и здесь прошла реконструкция, беседки, скамейки, разные фигурки из искусственной газонной травы — красиво, ярко, все радует глаз и поднимает настроение.

Если будете на Кавминводах, обязательно загляните в этот городок. И даже если вы бывали здесь раньше, уверяю, в этот раз вы получите новые впечатления и Железноводск вас приятно удивит!