Турист AlekseyS
AlekseyS
был сегодня 17:03

Литва, Латвия Февраль 2020

Как-то исторически сложилось, что я не был в Литве, хотя и был бы не против. Познакомившись в прошлом году с ТФ «Серебряное кольцо» и удачно съездив с ними в Тампере, https://www.tourister.ru/responses/id_32548 нашел у них еще один (да и не один) интересный тур. Этот назывался «Литва — страна сказочных городов» и предусматривал за 3 дня посещение самых знаковых мест и городов страны, да еще и заезд в Ригу. Надо брать! Так же, как и я подумали еще многие и, в итоге, наш автобус — новенький SCANIA touring оказался забит «под завязку» — 44 человека, всех полов и возрастов. Гидом у нас был замечательный Оландас Ридикас — молодой литовец, живущий в Петербурге, но, имеющий кучу родственников в Литве и, знающий жизнь в этой стране «изнутри». По ходу тура все четко, организованно — молодец.

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Конечно, ночь в пути оказалась тяжеловатой — выехав в 8 вечера и перейдя границу в 3 часа ночи на малоизвестном (зато свободном) МАПП «Убылинка»- «Гребнево» в Псковской области, отправились через Латвию сразу в сторону знаменитого зАмка Тракай, куда и прибыли около 9 утра.

ТРАКАЙ

Вот такие виды на озера вокруг замка (всего их в округе около 200)

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Плюс этого тура еще и в том, что он подразумевает оплаченное питание (по желанию) — завтраки и обеды, что, конечно, очень приятно после тяжелой ночи. Нас уже ждали накрытые столы с супом и караимскими пирожками прямо из печи в караимском кафе.

(Караимы это такое ответвление иудаизма, в основном, как я понял, у татар, со своими ортодоксальными «тараканами». Их очень мало осталось в мире, но вот в Тракае их культура занимает важное место и им даже посвящена отдельная экспозиция в замке. В Тракае их живет около 60 человек). В самом Тракае много типичных «караимских» домов в три окна («Одно — для Бога, второе — для семьи, третье — для Великого князя Литовского») , хотя все население городка — чуть больше 5000 человек. У каримов тут и свой храм

Помимо замка одна из главных достопримечательностей там — базилика Явления Пресвятой Девы Марии со своей чудотворной «коронованой» иконой. Эта икона — первая, которую во времена Великого княжества Литовского Папа Римский Климент XI официально короновал золотыми коронами, ей был присвоен титул «Просящая за больных».Ее почитают католики, православные, мусульмане. Там же памятник Папе Иоанну Павлу II («Мы тут им Папу Римского подкинули — из наших, из поляков, из славян.«©)

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Но, безусловно, главная «фишка» Тракая — зАмок / крепость. Вообще — то, их там 2 — «Полуостровной» (в руинах) и «Островной», тот самый, что является одним из визуальных символов Литвы.

Мне он напомнил недавно посещенный зАмок Хямеенлинна в Финляндии. Кстати — и по степени его разрушенности и восстановленности. Тракайский потерял свое военное значение еще в 17 — м веке и с тех пор разрушался. Восстанавливали его, разумеется, в годы «советской оккупации». Вот что у оккупантов получилось

По жизни получилась сбыча одной из мечт. Поставил жирную «псису» в своем списке посещенных зАмков — крепостей:)

ВИЛЬНЮС

Из Тракая отправились в Вильнюс, разместились в гостинице «Панорама» 3* (прямо на границе Старого города с колоссальными видами на него)

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

как видите, на этажах оборудованы специальные смотровые площадки «с удобствами», так что — можно никуда и не ходить:)
Перед отъездом прочитал на Букинге жуткие свежие отзывы про этот отель — клопы, горячей воды не дождаться, хамский персонал и т. п. Сильно расстроился. Действительность оказалась гораздо лучше — нормальная европейская «трешка», отличные завтраки, вода есть, клопов нет:) Вот и верь после этого Букингу. После заселения была запланирована пешеходная экскурсия, но тут Вильнюс, как и всю Европу, накрыл очередной ураган — проливной ливень, жуткий, ломающий зонты ветер… Но — делать нечего, «это не станет помехой прогулке романтика." © подумали мы и пошли…
Ни фига — еще как станет… От группы я откололся в самом начале (не люблю слушать эту гидовскую песню про храмы, святых и прочее) и просто пошел куда глаза глядят:

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

но, ливень шел все сильнее и я сломался… Весь мокрый, хотя и под зонтом — джинсы, куртка, шапка. Развернулся, и, как птичка — подранок, пополз обратно в горку на последних «морально — волевых»… Дополз до МакДональдса напротив отеля, поел и домой — сушить одежду и под горячий душ. А в окно (стеклопакет) так ломил ветер, что хлопала дверь в ванную и колыхалась занавеска. Так что, увы, Вильнюс остался сильно недосмотренным. Ну, дождемся следующего Рождества…
На следующее утро поехали в

КАУНАС

Вот к нему в полной мере относится понятие «Город контрастов» — так все переплетено. Даже не буду выделять традиционные «смешные интересности» в конец рассказа — в Каунасе их столько… Так что — весь рассказ о городе пойдет в таком режиме.
Погода в очередной раз показала нам свою улыбку (оскал) — вроде и солнышко, но — пронизывающий ветер. Пошли гулять.

Каунасский зАмок / крепость. Эта — в значительной степени новодел. Во дворе крепости — памятник официальному символу Литвы — Витису («всадник преследующий») — конная скульптура на 2 — х точках опоры (товарищ Клодт, поднимайтесь — конкуренты не дремлют!)

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

После этапной для Литвы Грюнвальдской битвы 1410 г. зАмок тоже потерял свое стратегическое значение. Кстати, в Литве эту битву называют «Жальгирис битва» (и то и другое переводится, как «Зеленый лес». Всем известна баскетбольная команда «Жальгирис», для которой в Каунасе построена крупнейшая в Прибалтике спортивная арена).

Ратушная площадь Каунаса и вокруг нее — большая, красивая, со всякими интересностями

Вот бургомистрас идет с работас, а вокруг и около…

Самая длинная пешеходная улица Европы — бульвар Свободы — 1.7 км (зачем, в таком маленьком городе?)

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Уж не знаю, к флоре, фауне или искусству отнести один из самых необычных музеев Европы — знаменитый трехэтажный «Музей чертей», в котором собраны сотни изображений и фигур этих исчадий, пропагандирующих «излишества всякие нехорошие» ©

Нам повезло — по случаю последнего воскресенья месяца вход во все музеи города был бесплатным, в т. ч. в не менее знаменитый музей Чюрлениса.

Архитектура — это что — то…
Начиная со знаменитого готического «Дома Перкунаса» и заканчивая вот такими контрастами

два оплота культуры — Каунасский университет и простая библиотека. Угадайте — где что.

Граффити, приколы и изображения

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Странно, но набережная Нямунаса совсем не огорожена — приходи и падай с приличной высоты. А если мячик укатится?

Храмы

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Но, больше всего меня поразил колоссальный костел Воскрешения Христова, построенный (но — недостроенный внутри), как символ независимости Литвы, еще в 1940 г. В советские времена крест на 70 — ти метровой башне заменила надпись «Слава КПСС», а в здании наладили выпуск телевизоров «Шилялис». Сейчас храм на вершине Зеленой горы восстановлен, более того, на крыше его есть смотровая площадка. А к самому собору можно подняться за 1 евро вот на таком фуникулериусе, зайдя в который в одиночестве я стал искать, на что надо нажать, чтобы поехать — никаких кнопок, рычажков и т. п. И вдруг голос говорит, типа «двери закрываются» и кабинка начинает ехать. «Ничего себе» думаю, «наверное какие — то сенсоры почувствовали, что я внутри, круто». Выхожу наверху, а навстречу идет мужик с кассовым аппаратом — это он меня увидел и кабинку запустил:)

Здание просто колоссально, что снаружи, что изнутри

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Но, кстати, виды со смотровой — не очень

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

В Каунасе нас привели в очередное аутентичное заведение и накормили знаменитыми «цеппелинами» — мне понравилось — чрезвычайно сытно

После Каунаса мы направились в Шауляй, приехав в который уже вечером, сходили посмотреть на «Золотого мальчика» (или «СтрелкА»). Фигура стоИт на большой площади, которая еще и является солнечными часами — это огромный циферблат. Тень указывает на 12, 3 и 6 часов, которые символизируют год битвы при Сауле — 1236.

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Но, главное ожидало нас впереди. Оландас честно предупредил: «Кто боится — оставайтесь в автобусе», потому что мы приехали на знаменитую Гору Крестов — совершенно фантастическое по иррациональности место, для меня сопоставимое по своей «непонятности» со Стоунхенджем. Ну чего люди туда едут? По легенде, у одного человека сильно болела дочь, ничего не помогало и тогда он пошел на место бывшего языческого капища и воткнул там в землю крест — и дочь выздоровела. Тогда и другие люди стали приходить туда и ставить кресты — задумывая, чтобы у них, как говорил герой второй «Иронии судьбы» — «Пусть у папы все будет хорошо. А у меня — как у папы»© Сколько там крестов? Кто их считал? Сотни и сотни тысяч… Вот и моя соседка по автобусу привезла свой. Специальные люди время от времени прореживают гору от совсем сгнивших. А еще там можно увидеть кресты от групп и организаций, типа 9 — А класса такой — то школы. Даже Папа Римский прислал крест от своего имени.
Самая фишка была в том, что мы приехали туда в полной темноте и шли от парковки до Горы подсвечивая себе телефонами

Я, вообще — то, слышал такое название раньше и представлял это место как холм, на склонах которого воткнуты кресты. Но, когда мы подошли к нему в полной темноте, почти наощупь и я решил сделать первое фото со вспышкой, я вздрогнул… Это был шок и ужас. Атмосфера фильма «Вий» — просто ниочем. Приди мы днем, такого эффекта бы не было — ну да, колоссально много крестов. Но тут — стена крестов наступает и давит из темноты, кажется, что из — за них тянутся руки и сверкают глаза… Они уже не помещаются на горЕ… Б — р — р…

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Там сделана «основная» дорожка из деревянных реечек и от нее отходят просто тропинки — так вот, ИМХО, попав в темноте на эту тропинку и отойдя на несколько шагов — уже не выберешься.

Кое- где горят светильники, но, не на этих тропинках — только фонарик телефона. Уже спустившись вниз, чтобы идти обратно, я вдруг с ужасом понял, что иду вдоль стены крестов куда — то НЕ ТУДА! Оглянулся и увидел вдали уходящий в другую сторону фонарик Оландаса. Закричал тем, кто шел со мной — НЕ ТУДА! И мы бегом рванули за фонариком. Вот честно, даже страшно подумать, что было бы, если бы я этого не заметил. Искали бы нас всю ночь…

Багровое зарево — Шауляй

Так вот подумав, могу сказать, что это было самое страшное место, которое я посетил в своей жизни (если не считать похода в детстве ночью на старое финское кладбище)… Но — речь именно о ночи
Нервный смех долго не утихал в автобусе, пока мы ехали до Риги.

РИГА

Приехав в город довольно поздно, заселились в отель [b]«Бельвью» 4*[/b] на противоположном от ВецРиги берегу Даугавы. Ресепшн отеля украшен огромным аквариумом с живыми рыбками

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

Достойная гостиница, тоже с хорошим завтраком, чайником, холодильником и прочим, чтобы поужинать, чем магазин послал. (Кстати, магазины в Литве бедненькие — на мой взгляд, у нас в ОКЕЕ выбор гораздо больше. Причем там упор на свое — включая местный шоколад с лавандой или…свеклой)

Утром у нас была небольшая экскурсия по Риге и час свободного времени. Но, поскольку я там сравнительно недавно был, пошел гулять самостоятельно, и еще раз убедился. что в тот раз мы прошли ее всю, так что, просто гулял, смотрел на зеленеющую Бастионную горку и — удивительную редкость — пустую ВецРигу.

Но! Увидел там только одного туриста, зато какого! Дошлепал!

Едем в Литву. Ужас Горы Крестов и немножко Риги

На память о городе купил 3 банки шпрот:)
После Риги нас еще ожидал очередной обед, недалеко от Сигулды, в заведении, называемом «Рагона кикитс». «Рагона» по латышски — ведьма. Они нас и ожидали

Но, пообедали славно и без ведьмачих последствий. Понравился десерт — похоже, овсяная каша с киселем и орешками. Наверное — местная кухня.
В качестве бонуса проехали и Сигулду и, пользуясь отсутствием листвы, разглядели тамошние зАмки и пещеру Гутманя. До последнего водители не могли решить, где пересекать границу — наконец, выбрали эстонский Лухамаа. На нашей стороне нас ждал зловещий доктор в красном и в маске (палач?) который померял всем температуру, ворча при этом: «И чего тут едете? Езжали бы через Нарву». Порадовать красного доктора было нечем и мы рванули домой, приехав в город уже под самое закрытие метро, совершив таком образом трип в 3 дня, и, примерно, 1700 км по всем трем прибалтийским республикам. Было интересно.

Буквально на следующий день Литва закрыла границу. Повезло:)