Турист Ольга Сергунина (MMS)
Ольга Сергунина
была 12 сентября 2021 13:59

Крит — Греция Май 2010

«На Крите — церквей больше, чем домов, вина больше, чем воды, ослов больше, чем людей».

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Анойя — одна из критских деревень, в которых до сих пор действуют законы гор. В домах не закрываются двери, машины, а за воровство могут и руку отрубить. Кроме того, в некоторых деревнях возмездие и вендетта стоят выше правосудия. Порой уже и причины, приведшие к войне, никто не помнит, но закончить вендетту не так-то просто.

Критяне — патриоты своей малой родины. Если у нас, человек, уехавший из деревни и проживший в столице пару месяцев, на вопрос, откуда он, гордо отвечает: из Москвы, то критяне всегда будут называть населенный пункт, откуда они родом.

Мы проезжали одну из таких деревень: люди, проживающие в отдаленных от туристических троп местах, носят национальную одежду не для туристов, а для себя. Раньше эта одежда передавалась по наследству: от матери к дочери, от отца к сыну. Увидели старушку — во всем черном. Первое, что пришло на ум — траур. Гид разуверил: для критян черный цвет — цвет гордости и строгости, поэтому темные юбка, рубаха и платок — норма.

Как вы думаете, почему на Крите одинокая женщина не может зайти в таверну? Законы вроде бы этого не запрещают… Дело в том, что тогда она автоматически попадет в категорию несчастных. Ей будут сочувствующе смотреть в след и «подбадривающее похлопывать по плечу». Думаю, что даже многим из нас вряд ли понравится такое к себе отношение. Поэтому рестораны критские женщины посещают (если нет мужа) с сыном, отцом, дядей…

Боги, конечно, горшки не обжигали… Мы тоже. Но пытались создать первый в своей жизни гончарный шедевр. Сначала хозяин гончарной мастерской дал мастер-класс.

Сига-сига по Криту: греческая азбука

А потом, с первой попытки нужно было изобразит что-то подобное. Руки тряслись, ноги дрожали, но все старались не ударить в глину в грязь лицом.

Конечно, бутылочку изобразить не удалось, но тарелочка почти у всех получилась.

Государству на Крите принадлежат архитектурные памятники или находки, военные объекты, дороги. Если вы ограничены в средствах и поселились в отеле 3*, а за забором видите шикарный пляж пятизвездочника, смело шагайте туда и располагайтесь поудобнее — никто вас оттуда не выгонит, так как на Крите нет коммерческих пляжей, они все муниципальные.

У многих возникает вопрос, а что если на земле у собственника будут обнаружены древние захоронения? В этом случае государство выкупит этот участок или возьмет в аренду. Так как сумма компенсации немаленькая, продавая участок в собственность, государство подстраховывается. Вы не можете оформить себе в собственность землю, если не получите две важные бумаги. Первая — от министерства обороны. Так как Крит — это военный объект, граница НАТО. Вторая — от министерства археологии. За 2000 евро специалисты по древностям сделают за ваш счет экспертизу на наличие на вашем участке археологических ценностей.

Долина Мессарская — самая крупная на Крите, здесь были посажены первые виноградники и оливковые деревья. А Гортина — это первая столица острова Крит, где находится самая первая Конституция в мире.

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Гортинские законы были написаны примерно 2700 лет назад. В конституции есть трудовой и семейный кодекс. Последний сохранился лучше. Конституция написана стилем бустрофедон: первая строчка слева направо, вторая — справа налево и т. д. — змейкой. Один из древнейших законов сохранился и по сей день: при разводе все достается женщине, независимо от того, сколько ей лет и сколько общих детей.

В Гортине также расположен древний театр для VIP-персон — Одеон. Отличается от обычного греческого амфитеатра тем, что небольшой, крытый и в него пускали только избранных, знать.

Оливковые деревья в Гортине почти такие же древние, их возраст около 500–600 лет, и они до сих пор плодоносят!

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Помимо оливок здесь растет знаменитое платановое дерево, под которым, согласно легенде, Зевс полюбил Европу. У Европы родилось три сына. Теперь женщины, которые хотят не одного ребенка, а два или три приходят к этому дереву. Некоторые срывают лист и жуют, надеясь на многочисленное потомство.

Когда мы ехали в горную деревню наш гид Виктор рассказывал, что доступность к ней ограничена погодными условиями: семь месяцев в году пастухи отрезаны от мира. В домах нет электричества, горячей воды, канализации, а также таких благ цивилизации, как сотовые телефоны. Но не все оказалось правдой: лампочки Ильича там действительно не горят, почти во всем используется лишь ручной труд, но телефон у пастуха Стелиоса есть. Хотя может быть потому, что он миллионер?

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Сомневаетесь в его финансовом положении, считаете, что это миф? Овца доится два раза в день по одному литру молока, итого в день 2 литра. В месяц — 60 литров. Головка сыра из этого молока стоит 28 евро. Каждая овца приносит в месяц 100 евро чистого дохода. В стаде у пастуха тысячи овец. Согласно таким расчетам, наш знакомый пастух даже не миллионер, а миллиардер.

Дойка овцы не задалась, а вот в стрижке победить труда не составило: у члена нашей семьи — персидского кота Персика — регулярно скатывается шерсть, и его приходится подстригать. Правда делается это маникюрными ножницами, а не такими секаторами, как у пастухов. Зато кота связать, как овцу невозможно, он кусается, рычит, царапается. Овца в этом плане — чудное, покорное и ласковое животное.

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Май — конечно, еще не сезон для купания аборигенов. Те критяне, что живут в горах, вообще не спускаются к морю, пока не сойдет снег с гор, это примерно середина июля. А Ливийское море еще холоднее, чем Эгейское, на 1–2 градуса. Но купание в нем бодрит, а после выхода на берег совсем не холодно — теплый воздух тут же согревает, и ты готов к новым подвигам. Однако на Крит приезжают не только из-за моря, но и мифологии, истории.

Римляне захватили Крит более 1700 лет назад, когда греки уже перестали верить в своих богов. Но новой религии у них еще не было. Тогда Святой Павел, один из учеников Христа, увидев «бесхозную» паству на Крите, оставил на острове ученика апостола Тита. Тот изначально подвергался гонениям, но его последователи основали в Гортине первый христианский храм.

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Тогда христианство еще было запрещено, поэтому символы религии — кресты, должны быть расположены ниже бюстов римских императоров.

Свадьба на Крите насчитывает в среднем 1500 человек. Бывает и 2–3 тысячи. На праздничный стол подаются только национальные блюда и напитки. По законам жителям запрещено иметь дома оружие, но реально оно есть почти в каждом доме. И на свадьбах очень часто гости соревнуются в стрельбе. Их меткость можно проверять на дорожных знаках, местное население любит пострелять по ним.

На Крите, как и на Кавказе, тоже крадут невесту. Если жених смог украсть, родители смиряются с выбором, даже если раньше его не одобряли. Зовут на свадьбу не поименно, а целой деревней, приглашенные, в свою очередь, кличут погулять своих родственников. Так 1500 человек и набирается.

Существуют и договорные свадьбы, когда родители еще маленьких детей, договариваются о том, что их дети, когда вырастут — поженятся. В 1982 году на Крите появилось понятие гражданского брака, то есть без венчания. Разводы — вне закона и религии, и тот, кто решается на такой шаг — позор для семьи.

Херсонес — город, расположенный в 6 км от Aldemar Royal Mare, называют еще 15–30, это средний возраст проживающих там жителей. Много баров, ресторанов, дискотек. Еще более тусовочное место — Малия — любимое место подростков из стран, где запрещено продавать алкоголь до 21 года.

Элунда, город, откуда мы отправлялись в морское путешествие, очень известное и пафосное место.

Сига-сига по Криту: греческая азбука

Стало популярно благодаря бывшему премьер-министру Греции Андреасу Папандреу. Он очень любил проводить здесь свое свободное время, приглашал в гости знаменитостей. Теперь бомонд по привычке едет сюда отдыхать. Здесь самая дорогая земля и недвижимость на Крите, чему свидетельсвует одно из объявлений.

В XIX веке Элунда была знаменита тем, что здесь добывали точильный камень, занимались производством морской соли, которую затем отправляли в другие города Крита.

Я очень довольна поездкой на Крит. Теперь уж точно никогда не перепутаю Крит и Кипр.