Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 17:55

Санкт-Петербург — Россия Октябрь 2020

Санкт-Петербург. Самый красивый в мире пешеходный маршрут. Классика. Берег правый.

Так сложилось, что многие туристы, собирающиеся приехать в Санкт-Петербург, просят поделиться с ними каким-нибудь МАРШРУТОМ, пройдя по которому они увидят «все главное, что есть в городе». Я неоднократно высказывал свое мнение по этому поводу и взамен конкретных маршрутов «пошел другим путем» © и предложил список из 150 мест и событий, которые могут заинтересовать туристов с разными запросами, оставив выбор конкретных интересностей на совести самих туристов. https://www.tourister.ru/responses/id_25121

Однако, поразмышляв на эту тему и изучив конъюнктуру я решил, что надо попробовать выступить и в этом направлении. С одной стороны, многие издания, сайты и специалисты предлагают различные варианты осмотра города за один день, за неделю, зимой или осенью. При этом их маршруты повторяются и перекликаются, поскольку и Петропавловская крепость и Невский проспект и Эрмитаж остаются на своих местах и осматривать их можно в любое время года и при любом доступном количестве времени.

С другой стороны, мой брат описал шикарные маршруты — рассказы о набережных рек и каналов — Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова и Обводного канала. Но все это происходило в рамках описания «нетуристического Петербурга». А как же классика? Почему про нее мы позабыли?

И вот созрело решение все же показать прямо таки напрашивающийся маршрут, который включит в себя 74.8% (шутка!) всего самого интересного с дополнениями и пояснениями. Т. е. его можно взять за основу, а на него «нанизать» другие места и виды, о которых я упомяну и добраться туда, при желании, в другое время.

Предлагаемый маршрут тоже будет привязан к водному объекту и назвал я его «Вдоль и поперек Невы». Поскольку формат не дает возможность размещать здесь много фото, я разбил маршрут на 2 части — Берег правый и Берег левый.

Он подразумевает ПЕРВУЮ ПРОГУЛКУ без заходов в музеи, дворцы и соборы. Обычно, для этих целей я рекомендую обзорную экскурсию на автобусах, но они стоят немалых денег, не везде проезжают и не для всех удобны. А здесь — пользуйтесь «бездбоздбездно», т. е. дадом» © и рассчитывайте на свои силы.

Поехали!

А поехали мы на станцию метро «Горьковская» от которой я предлагаю маршрут начать и там же закончить. Выйдя из метро, поворачиваем направо и выходим на Каменноостровский проспект.

Буквально сразу видим вдалеке минареты мечети, но пока на них внимание не акцентируем, а обращаем внимание на необычный памятник, который называют «Памятник «Стерегущему». Поскольку Санкт-Петербург город военной и морской славы, то начать маршрут именно здесь вполне логично. Тем более, что у него довольно интересная подоплека. С одной стороны — миноносец «Стерегущий» действительно был потоплен в ходе неравного боя во время русско-японской войны, но не действиями матросов, открывших кингстоны, как демонстрирует памятник. Кингстонов на «Стерегущем» просто не было. Он затонул в результате артобстрела, что вовсе не делает его гибель менее героической. Но вот пошли авторы на такой шаг и результат его — единственный в городе памятник в стиле «модерн». Достойное начало маршрута.

Далее, углубившись в Александровский парк мы замечаем некое явно искусственное возвышение, в недрах которого создан грот, а в нем — кафе. С давних времен это было «тусовочное» место для ленинградской молодежи, много раз оно было показано в различных фильмах и попасть туда просто так было не просто так.

Пройдя чуть дальше мы видим здание бывшего Ортопедического института, на фасаде одного из корпусов которого расположена одна из крупнейших майолик «Богоматерь с младенцем» выполненная по эскизам художника К. С. Петрова-Водкина. Это еще один пример многообразия стиля «модерн» в городе.

Пройдя далее по дорожке налево уже замечаем стены Петропавловской крепости. Но сначала, перед пешеходным переходом, обратим внимание на необычную памятную доску, находящуюся прямо под ногами. Она посвящена 300-летию журналистики, издательского и типографского дела в Санкт-Петербурге. И вот мы подошли к одному из главных туристических мест города, месту, откуда он начался — Заячьему острову, а пройдем мы туда по самому первому в городе мосту — Иоанновскому.

Но не забудем перейти на левую его сторону чтобы увидеть фигуру Зайца, сидящего на столбике и спасающегося от наводнения. Это культовая для города фигура появилась там сравнительно недавно, но относится как раз к тем объектам, увидеть который надо обязательно. А «за показ деньги платят» © и поэтому многие туристы бросают зайцу монетки, которые потом, в теплое время, подбирают ушлые подростки.

Мы заходим на территорию крепости, но не планируем в ней надолго задерживаться, поскольку при огромном количестве интересных объектов в ней мы можем зависнуть там на несколько часов. Потерна, Музей истории денег, Невская панорама, улица Времени, музей космонавтики, Царская усыпальница, Каземат и прочая и прочая и прочая…

Отметим только пару моментов. Я бы рекомендовал оказаться там около полудня, чтобы услышать ежедневный выстрел пушки (сильный аттракцион!),

а особенно летом и в субботу, когда еще и происходит торжественный развод караула.

Ну и обратил бы внимание на доску в стене Невских ворот, выходящих на реку, с отметкой уровня наводнения.

Итак, по булыжной мостовой пробегаем крепость насквозь и выходим через ворота на набережную Кронверкского пролива. На другом его берегу мощное кирпичное здание Артиллерийского музея с демонстрируемыми пушками, ракетными установками и прочими мужчинскими завлекухами, а справа от него малозаметный обелиск на месте казни декабристов.

Двигаемся далее к Кронверкскому мосту, но не заходим на него, а проходим чуть дальше по набережной чтобы увидеть одну из самых шикарных городских панорам на Неву, Стрелку Васильевского острова, Зимний дворец и прочие интересные объекты.

А у крепостной стены Алексеевского равелина обратим внимание на редчайший спортивный объект города — площадку для игры в городки! По выходным там часто проходят напряженные соревнования.

Теперь можно перейти мост и повернуть на Мытнинскую набережную, оставив справа Зоопарк с его измученными людским вниманием и любовью животными. Наше внимание неизбежно привлечет большой парусник «Летучий голландец» (сейчас уже «нидерландец»), стоящий у набережной. Причем стоящий — в прямом смысле, поскольку установлен сей объект на огромной бетонной плите и представляет собой помпезный ресторан и фитнесс-центр. Кстати, на нем можно забронировать места для просмотра праздника «Алые паруса» с самого лучшего ракурса. Пару лет назад бронь одного места в ресторане, без стоимости заказа, составляла какие-то 20 000 рублей.

А мы обратим внимание на дом, стоящий на набережной. Из его окон открываются просто фантастические виды. А ведь это бывшее общежитие Университета, в котором жила студенткой Эдита Пьеха.

Следуя дальше мы проходим площадь названную в честь «совести русской нации» академика Лихачева. С его именем тесно связан находящийся на другом берегу Малой Невы Пушкинский дом — Институт русской литературы.

Сначала, будучи его сотрудником он получил Государственную премию, а позже уже сотрудники института получали премию имени академика Лихачева. Он же является автором термина «Небесная линия Санкт-Петербурга». Приведу цитату: «Самая, может быть, характерная градостроительная черта в облике Ленинграда — преобладание горизонталей над вертикалями. Горизонтали создают основу, на которой рисуются все остальные линии. Преобладание горизонталей определяется наличием многочисленных водных пространств: Большой Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова, Крюкова канала и так далее. Соприкосновение воды и суши создает идеальные горизонтальные линии, особенно если суша обрамлена плотным строем набережных. Набережные создают вторую линию, может быть, несколько неровную, но столь же решительную. Ленинград подчеркнут как бы двойной линией».

Обратите на это внимание и убедитесь в правоте великого мыслителя, когда будет пересекать Неву по одному из мостов.

С Биржевого моста, на котором мы стоим, вдали справа хорошо видна Екатерининская церковь с фигурой Ангела на куполе.

Здесь самое время рассказать легенду. Говорят, что Петербург находится под сенью и защитой трех Ангелов — Золотого, Серебряного и Бронзового. И с того момента, когда они воспарят над городом его ждет небывалое процветание. Совсем недавно это произошло — когда на купол Екатерининской церкви вернули скульптуру Серебряного Ангела с крестом в руках, ибо Золотой — на шпиле Петропавловского собора и Бронзовый — на вершине Александровской колонны, его явно заждались.

Будем верить в предсказания?

А мы перешли Малую Неву и оказались в культовом месте, Месте Силы — Стрелке Васильевского острова.

Стрелка это место, где речной поток делится на рукава. В данном случае — Малую и Большую Неву. Кроме всем известного здания Биржи (бывшего музея ВМФ — сейчас здание на длительной реставрации)

и Ростральных колонн мы увидим там чуть ли не самый широкий в мире пешеходный переход — «зебру». Его ширина 41 метр.

Для освежения можно пройти по гранитному спуску к Неве и насладиться очередной фантастической панорамой. Но будьте там бдительны! Это место облюбовали многочисленные «брачующиеся», которые, в меру своего культурного уровня, считают обязательным распить там шампанское, а бутылку разбить о мостовую — на «счастье» себе и несчастье тем, кто на осколки наступит.

Выйдя к Дворцовому мосту мы увидим на другом берегу здания Зимнего дворца и Адмиралтейства, но пока что туда не пойдем, а продолжим свой путь по правому берегу, мимо зданий Зоологического музея и Кунсткамеры.

Если будет желание, можно забежать во двор чтобы увидеть там мифические и мистические каменные изваяния древних инков (?).

Туда молодые девушки приводят своих кавалеров и задают им разные провокационные вопросы. Если юноша ответит неправду — его ждет неминуемая расплата с применением древних орудий. Что интересно, на другом берегу Невы, прямо напротив, у спуска со львами тоже можно проводить подобную процедуру и ждать определенную реакцию. Но там, согласно известной песенке: «Я узнала, если львы смеялись — целовался милый мой не только со мной…" ©.

Мужчины, будьте внимательны и осторожны. Если что — сошлитесь на усталость и быстро двигайтесь дальше.

А дальше я предлагаю двигаться прямо по Университетской набережной мимо желтого с колоннами здания Академии наук, мимо памятника Ломоносову и красного с белым здания Двенадцать коллегий, в котором сейчас находится Главное здание Университета. Его ширина по фасаду, выходящему на Неву, всего 20 метров, а длина по Менделеевской линии почти 400. Если повезет, можно будет попытаться зайти во двор Дворца Петра Второго, которое ныне занимают Восточный факультет и Психфак — там находятся всякие интересные памятники и скульптуры. Но это — в другой раз.

У парапета мы увидим большую каменную книгу, на страницах которой выбиты бессмертные строки из «Медного всадника». Этот памятник называют «Послание через века».

Мы же проходим мимо Меншиковского дворца, в котором расположен очень интересный музей

и видим небольшой сквер с памятной колонной на которой написано «Румянцова победам».

Сразу за сквером начинается очень нехарактерная для города улица Репина — она, скорее, напоминает московские переулки. По ней можно выйти на Большой и Средний проспекты ВО.

А сразу за сквером массивное здание Академии художеств.

Там небольшая заморочка с переходом набережной. Сначала надо спуститься к Сфинксам и мистическим Грифончикам,

а потом перейти дорогу и двигаться дальше по набережной имени Лейтенанта Шмидта (того самого многодетного отца) мимо нового памятника Д.Трезини

и дома Академиков, на стене которого размещены 29 мемориальных досок в честь ученых в нем проживавших. А еще для 30-ти досок места не хватило. Этот дом называют «Индийской гробницей».

Наша цель — попасть на Благовещенский мост и именно на правую его сторону, поскольку оттуда открываются виды на ту часть акватории Невы, которая не очень популярна. Перешли набережную и не пропустили вот такой интересный памятный знак.

С моста мы можем увидеть красивейшее здание Успенской церкви, здание Горного университета с фантастическим музеем, Ледокол «Красин» и подводную лодку С-189, а также краны и корпуса Балтийского завода на правом берегу (там строят атомные ледоколы) и Адмиралтейских верфей на левом (там строят атомные подводные лодки — тоже нехило).

И вот мы на левом берегу Невы. Продолжение следует. Оно размещено здесь https://www.tourister.ru/responses/id_32511