Турист Edward Rise (Edward_XVII)
Edward Rise
был 8 мая 2022 13:42

Перу, Чили Ноябрь 2018

Моя Аргентина - https://www.tourister.ru/responses/id_32508 - там тоже 3 части как и по Чили-Перу.

Введение

В 2020 году мы к сожалению остались без путешествий, но с другой стороны — чем не прекрасная возможность оставшись дома повспоминать свои последние интересные поездки и рассказать наиболее интересные впечатления оттуда.

Так получилось, что в 2018 и 2019 году я провел по месяцу в Южной Америке и активно там поездил. В первый раз это было север Чили, Боливия и Перу, во второй — Аргентина, юг Чили и Бразилия. Попробую спустя прошедшее время все вспомнить, написать и показать чем мне запомнились эти страны. Впечатления они оставили сильные, совершенно потрясающий материк как с точки зрения природы и различных природных чудес, так и с точки зрения истории, культуры, традиций и т. д. — во многом это действительно совсем другой мир, в который было крайне интересно погрузиться.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Раз многим было интересно почитать мои впечатления и размышления об Исландии — то почему бы не написать и про Южную Америку, подумал я, и вот, наконец, написал. Про национальные парки Чили и пустыню Атакама, про культуру инков и милых альпак, фламинго и гуанак, про красавец Рио и озеро Титикака, про полеты на самолетике над Огненной Землей и купание в водопаде Игуасу, про боливийских индианок и патагонские ветра, про Бродского и коку, про бразильскую музыку и аргентинские граффити, про высокогорные пустыни Боливии и маленькие аргентинские города, про Фолкленды и Эвиту Перон, про Салар-де-Уюни и местный транспорт, про столицу Португалии и про девушку, которая ничего не подозревая принесла кому-то славу и миллионы, про две самые великие силы в мире и про жемчужину Южной Америки — Торрес дель Пейн.

В общем обо всем понемногу — очередной длинный лонг-рид) В первой части раскажу про запад континента — Чили и Перу, во второй про центр и восток — Аргентину, Боливию и Бразилию.

Глава 1. Чили — 5000 км красоты.

1. Первые впечатления

Начну со страны, которая в этом регионе мне запомнилась и понравилась больше всего и которая быстро стала моей второй любимой страной в мире после Исландии — Чили. Как и в Исландии там кроме нереального количества безумной красоты на квадратный километр (по которым эти страны наверное лидеры в мире, наряду с Новой Зеландией) удивили и многие другие вещи — в частности люди, уклад жизни, традиции и, конечно, уровень развития.

Чили конечно не Исландия, которая незаметно из рыбацкого острова стала одной из самых развитых и богатых стран мира, но действительно невероятно выделяется своим развитием по сравнению с соседями — Аргентиной, Бразилией, Перу и особенно сильно с Боливией, граница Боливии и Чили это просто невероятный контраст разных миров, о чем расскажу позже. В целом Чили единственная из южноамериканских стран которая производит впечатления страны первого мира, весьма мало отличаясь, например, от южной Европы — с качественными дорогами, хорошими магазинами, качественными отелями и ресторанами, нормальным сервисом, банками и связью, относительной безопасностью почти везде, но что особенно удивило — очень классно оборудованными национальными парками и кемпингами, которые ни в чем особо не уступают нацпаркам США и Канады и сильно контрастируют с соседними странами.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Впрочем первые впечатления от Чили были не особо хорошие. Во первых, рейс туда из Лондона занял целых 14 часов. Столько я никогда раньше не летал и если по 10–11 летать приходилось довольно часто и это уже привычно, то при полете в Сантьяго последние 3–4 часа были очень сложными и мучительными, уже ничего не хотелось делать — ни спасть, ни читать, ни слушать музыку, ни смотреть кино, только сидишь и нервно ждешь когда же это наконец кончится, бессмысленно уставившись в монитор на карту своего местонахождения и не понимая почему там ничего не меняется. Непростой опыт.

В Чили довольно строгая граница, нельзя привозить ничего съестного например и много чего еще, поэтому на выходе из аэропорта многие попались — кого-то поймали с какими-то орешками, кого-то с яблоком, кого-то с шоколадкой, везде досмотр багажа и собаки, которые все вынюхивают и людей потом заставляют вскрывать чемоданы и штрафуют — причем одного коллегу фотографа, которого я встретил в аэропорту и с которым мы вместе выходили наружу, повязали как раз с какими-то фруктами — заставили открыть чемодан — и он обнаружил что это вообще не его чемодан, случайно взял чужой, от чего скандал получился еще больше) Но слава Богу его быстро отпустили.

Дальше я совершил некоторую ошибку — в то время как мои коллеги забронировали шикарный Мариотт который находится прямо в аэропорту через дорогу от терминала — я решил сэкономить и не платить 200 долларов за одну ночь тут — а забронировал какой-то вроде неплохой отель в 5–10 минутах от аэропорта за 70. Правда привычных во всех аэропортах развитых стран шатлов до близлежайших отелей тут не оказалось — ну ничего, вызову Убер — доеду — наивно думал я, привыкши так иногда делать в Америке и Европе.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Тут с Убером оказалось не так все просто — я 6 раз вызывал этот Убер — он присваивал мне машину, которая находилась вроде где-то рядом с аэропортом — но они никуда не двигались и стояли где-то на парковке. Минут через 5 мне поступал звонок от водителя который по испански мне что-то говорил, но попытки спросить его о том, что происходит и где он находится по английски всегда были безуспешны, они ничего не понимали. Как и я их. В итоге заказ приходилось отменять и делать новый — с теми же результатами. Возможно они просто не хотели брать дешевый заказ поблизости и ждали заказов в город, не знаю. Попытка дойти до отеля пешком тоже оказалась неудачной — за пределами аэропорта была обычная трасса без обочины, по которой с вещами идти было крайне неудобно, да и стремно немного, плюс жарко под палящим летним ноябрьским солнцем, поэтому вернулся в аэропорт и стал ловить таксистов там, у нас обычно они повсюду — но там это оказалось не так просто. На стойках такси мне тоже никак не помогли, но в итоге я нашел мужика, который привел меня к другому мужику, тот к третьему и тот согласился меня отвезти до моего отеля аж за 20 долларов на своем джипе, который у него был на общей парковке. Возможно это вообще был не таксист, а случайный какой-то человек, но он хотя бы знал несколько слов по английски и очень-очень удивился увидев человека из России. Даже переспросил пару раз — Русия? Точно? Анбеливабл! Вот так впустую потратив деньги и время (почти 2 часа) я добрался до отеля.

Зато мне повезло посмотреть дальние пригороды Сантьяго, мой отель как раз в таком находился, в Мариотте это было бы сложнее. Как оказалось, в Южной Америке в пригородах все не так плохо, особенно в Чили, я нашел и нужный мне банк чтобы снять местную валюту, и торговый центр чтобы купить разные мелочи для поездки, и ресторанчики и продуктовые магазины чтобы купить поесть. Что сразу немного удивило — во-первых, торговые центры это не просто здания на улице как у нас — а здания за высоким забором, на котором часто была колючая проволка. Видимо неспроста. Плюс те магазинчики и ресторанчики которые были на улице имели железные жалюзи на всех окнах и дверях — причем как я потом узнал — это почти во всей Южной Америке так.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

А Банк Santander, который находился в этом ТЦ за забором имел сразу три уровня охраны — охрану ТЦ по периметру забора, охранника перед банком, который внимательно тебя осматривал когда ты входил, и еще охрану внутри, и все довольно внимательные, не как у нас в каком-нибудь Сбербанке, где ты их особо и не видишь. Вопросы безопасности в Южной Америке регулируются серьезно. Впрочем как мне потом объяснили — это просто такой район, в Сантьяго, как и в Буэнос-Айресе, Рио, Лиме и т. д. все районы очень разные, есть четкая градация где какой уровень безопасности требуется, очень сильные диспропорции, есть богатые районы куда в принципе никто не полезет и там ничего этого не нужно, максимум камеры, а есть такие, где все за тремя замками. Даже в Чили некоторые районы так себе и там собственникам приходится защищать имущество таким образом, хотя в Аргентине, Бразилии и Перу таких районов намного больше.

Но в целом даже в не самом благополучном дальнем пригороде Сантьяго было абсолютно все для жизни, все можно было купить, были нормальные дороги, приличные дома, хорошие машины. В других странах ЮА контрасты были куда сильнее.

2. Деньги

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

С вопросами валюты кстати в Южной Америке все непросто. Если вы захотите снять в банкоматах например доллары, как я планировал — то это невозможно — в банкоматах везде только местная валюта, даже в банках. Даже валюту соседних стран снять или обменять где сложно. Снимать местную валюту с долларовых и тем более рублевых счетов крайне невыгодно, плохие курсы, плюс высокие комиссии в банкоматах большинства банков, очень много теряется. В Чили еще не так плохо — банков много, есть конкуренция, комиссии ниже, и в целом потери не такие большие, в Аргентине например или Перу все плохо, можно легко потерять 5 и более процентов. В Боливии банкоматов я вообще нигде не видел кроме последнего дня в аэропорту.

Самое выгодное — привозить доллары и искать обменные пункты в городах, гугл в целом легко позволяет найти currency exchange, но и обменники имеют страшно разные курсы, лучше не менять в первом попавшемся, а поискать, более того — в них оказывается можно торговаться) В Южной Америке в принципе везде можно торговаться, они это любят, хотя в магазине, хоть в обменике. Самой ходовой валютой почему то везде является бразильский реал — их легко найти или поменять в любом городке Чили, Перу или Аргентины, видимо местная валютная сверхдержава, доллары тоже легко меняются везде, а вот с евро уже сложнее. Но в целом если не считать услуг гидов, проводников и т. д. плюс разных чаевых — то почти везде почти все можно было оплатить картами, ну разве что кроме Боливии. Но все же местная валюта часто нужна и иностранная тоже — я заранее договаривался платить гидам именно в долларах — поэтому лучше привозить с собой, соблюдая конечно меры предосторожности.

Что очень удобно с чилийской валютой — что местный песо был ровно 10 единиц к рублю, соответственно все цены надо было просто отнимать ноль и получаешь цену в рублях, максимально просто. Еще у Чили самая качественная валюта с точки зрения бумаги (точнее пластика) — там хорошие качественные деньги, даже самые маленькие 1000 песо (100 руб.) — они никогда не мнутся и не портятся. В других странах валюта обычно довольно в плохом состоянии, даже крупные купюры. Поэтому в качестве сувениров из Южной Америки я привозил именно чилийские деньги, мало того, что они все в идеальном состоянии, так и подарить 1000 песо как-то приятнее чем аргентинские 50 или 100)

3. Транспорт

Возвращаясь к теме транспорта — в Южной Америке с ним все в полном порядке. Работает много авиакомпаний, крупнейшая из которых чилийская LATAM, много рейсов между самыми разными городами, очень много куда можно попасть без пересадок (совсем не как у нас), все аэропорты в целом современные и комфортные, даже аэропорт в Ла-Пасе, где пришлось провести почти целую ночь, самолеты тоже современные и хорошие, никаких проблем. Из Сантьяго можно долететь в любой город Чили — Калама, Антофагаста, Икике, Арика, Пунта Аренас, Пуэрто Наталес, Пуэрто Монтт (какие классные в Чили названия у городов — еще есть Вальпараисо и т. д.) — куда угодно, причем в большинство направлений есть много рейсов в день и разные авиакомпании. Авиасообщение очень развито. Есть понятно и прямые рейсы в Лондон, Париж, НЙ, Майями, ЛА, Мадрид, Рио и т. д. — тоже по несколько рейсов в день, хотя наверное сейчас с этим не очень.

Аналогично и в Аргентине можно полететь из городка Эль-Калафате напрямую в городок Ушуайя (это оказалось и очень дешево, и очень удобно, попасть из Патагонии напрямую на Огненную Землю без крюка в Буэнос-Айрес), а оттуда скажем в Кордобу, в Бразилии например из городка Фос-ду-Игуасу можно попасть чуть ли не в любой крупный город Бразилии, хочешь в Куритибу, хочешь в Белен, а хочешь — вообще в Монтевидео, и даже в Перу можно скажем из города Арекипа полететь в город Куско, причем это будет хороший большой Боинг, а не абы что, я как раз этим рейсом летел и был приятно удивлен. У нас региональные маршруты развиты намного хуже, почти все только через Москву.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Также приятно я был удивлен и южноамериканскими автобусами, например из перуанского города Такна, куда я попал на такси из чилийской Арики чтобы быстрее пересечь границу (на автобусах это дольше), я поехал на ночном автобусе в Арекипу, откуда и планировал вылететь в Куско. И если сам автовокзал в городке Такна меня не сильно впечатлил, обычный автовокзал, суетный и грязноватый, хотя в целом весьма приличный, то вот сам автобус (а я взял билет в первый класс в нижней части автобуса) крайне удивил — он по комфорту превосходил бизнес классы большинства современных самолетов, в общем с невероятным комфортом доехал до Арекипы.

Аналогично потом также удобно доехал на автобусе от аргентинского Эль-Калафате в чилийский Пуэрто-Наталес и назад и от перуанского Куско до боливийской Копакабаны на озере Титикака — уже без первого класса, но тоже совершенно комфортно и отлично. И даже умудрился в этом перуанском автобусе познакомиться с двумя девчонками из Новосибирска) Кого вообще в Южной Америке только не встретишь, в Чили я вот тоже пару новых друзей нашел, тоже из Сибири) Видимо сибирякам нравятся особо удаленные места)

К слову, все билеты на автобусы можно купить онлайн (компании Bus Sur, COOTRA и т. д.), причем многие билеты я купил еще в Москве, люблю планировать заранее. Расписание есть, билеты продаются, оплата картой, некоторые сайты даже на английском есть — в общем цивилизация, никаких проблем. Даже иногда завидую путешественникам из 20-го века — насколько же сложнее было раньше путешествовать, насколько труднее открывать новые страны и города, намного больше рисков и трудностей, никто не знал английского, везде только местные языки, не было интернета и букинга, во всем надо было разбираться на месте, но зато все страны отличались друг от друга кардинально и ты реально открывал совершенно новые страны, получал невероятные впечатления, узнавал новые вещи, о которых нельзя было прочитать в интернете, посмотреть что-то по тв, или узнать у знакомых — ибо там тупо реально никого до тебя из знакомых не было. Ты реально был первооткрывателем. Сейчас такое сложно — но все равно жутко интересно)

4. Бродский

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Кстати, сидя ночью на автовокзале в Такне и ожидая свой автобус я вспомнил стих Бродского «Я ждал автобус в городе Иркутске…" и даже переиначил его в

Я ждал автобус в городишке Такна

Вокруг все суетились перуане

Жевал весьма невкусную дораду

В каком то очень мутном ресторане.

Я так этим увлекся, что в итоге открыл Бродского на телефоне и стал перечитывать его творчество, а когда понял что вокруг меня все равно никто не понимает по русски — стал читать его вслух. К трем часам ночи я дошел до того, что стал ходить по автовокзалу и вслух размахивая руками декларировал стихи Бродского, пытаясь подражать его особенной интонации, но перуанцам естественно было пофиг, они видимо и не такое видели тут) Вообще потомки инков удивительно спокойные и уравновешенные люди, на фоне прочих безумно эмоциональных и говорливых южноамериканцев они сильно выделяются, но о Перу потом) Но теперь вспоминая Перу я почему то вспоминаю и Бродского и снова тянет его почитать)

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Правда несмотря на то, что в целом транспорт в Южной Америке порадовал качеством, сервисом и пунктуальностью, без проблем все же не обошлось. В самый последний день своего второго путешествия по ЮА я должен был улетать из Рио в Сан-Паулу, откуда у меня был назначен рейс в Майями, и за сутки до вылета я полез регистрироваться на рейс как обычно — и выяснил что моего рейса просто нет. Как потом выяснилось авиакомпания Авианка оказалась в предбанкротном состоянии и просто отменила кучу рейсов, включая и мой. Узнав об этом за 24 часа до вылета я был в некотором шоке, тем более мне нельзя было опоздать на рейс из Сан-Пауло в Майями. Я рассматривал разные варианты — от автобуса до такси, благо там не очень далеко, но в итоге просто нашел другой рейс именно в тот аэропорт Сан-Паулу который мне был нужен (вообще из Рио в СП больше десяти рейсов в день — но почти все рейсы идут в аэропорт для местных рейсов CGH, а мне для пересадки в Майями был нужен международный аэропорт GRU, но и туда я смог найти другой рейс — правда за 200 долларов вместо 40 за мой начальный билет, но видимо попытка экономить в Южной Америке часто может вылезти боком, как и с Мариоттом в Сантьяго.

В целом путешествовать в Южной Америке достаточно комфортно, может не так просто как по Европе или США, есть своя специфика, в том числе и языковая, английский понимают не все и не всегда хорошо, но в целом каких-то значимых проблем я не заметил. Хотя по опыту других знакомых могу сказать что все равно надо быть начеку, есть мелкая уличная преступность, могут сумочку сорвать или типа того, в общем надо быть аккуратным и соблюдать базовые правила, но в целом все не так сложно, как многие думают сидя дома, путешествовать нормально в наше время там в принципе не сложно. Когда вся эта пандемия закончится — очень рекомендую Южную Америку.

5. Отели

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Пару слов об отелях, сервисе и т. д. В целом тоже минимум отличий от Европы и США, букинг везде работает, в каждом месте масса вариантов, Airbnb тоже — но не стал проверять, отелей были достаточно и они были в целом недорогие. По соотношению цена-качество вообще Южная Америка топ, особенно Аргентина, где еще за 30 долларов можно снять целый коттедж очень классно оборудованный под старину, или за примерно 80–90 пожить в шикарном пятизвездочном спа-отеле в горах с видом на край земли? В Чили цены конечно повыше — но в плане сервиса все супер, в обычных семейных отельчиках очень хорошее отношение, всяческое гостеприимство и помощь, не испытал за 2 месяца путешествий практически никаких бытовых проблем. Интернет не везде быстрый — но везде есть, все остальное — тоже, питание в целом отличное, опять особенно в Чили и Аргентине.

Ну, а в Рио я решил уже поселиться вообще в топовом 50-этажном отеле прямо в Копакабане на берегу океана — там вообще шик и сервис как в лучших домах Филадельфии) И тоже — за разумные деньги. В общем Южной Америки не надо бояться — там и есть что посмотреть, и с точки зрения комфорта и безопасности путешествовать можно очень круто, причем даже с весьма скромным бюджетом, долететь туда недешево — но там в целом можно много сэкономить по сравнению со многими другими странами.

Что касается Чили — то в стране также есть отличные кемпинги — но об этом позже.

6. Чилийцы, экономика, Пиночет

Чилийцы как народ мне понравились. В общем виден достаточно высокий уровень человеческого развития в стране, люди вежливые, спокойные, адекватные везде. Много людей родились вне Чили или являются детьми иммигрантов — встречал их достаточно много и на севере и на юге. Один гид был вообще французом, у которого жена жила в Париже, дочка училась в Лондоне, сын жил где-то в Америке, а он сам предпочитал жить Чили, 1–2 раза в год навещая семью в Европе. А у мужа другой гидши предки были кажется греками и он приехал ребенком.

Потомков индейцев тоже достаточно много, особенно в районе пустыни Атакама. Там достаточно забавная история — Чили когда-то смогла отжать в ходе военных действий Атакаму у Боливии и Перу. Думали там может быть серебро, ходили такие легенды. Но серебра там не нашли, чилийцы расстроились, зачем-то захватили самую сухую пустыню в мире, где сложно жить и непонятно что делать. А давайте отдадим эту землю индейцам, а то они постоянно у нас что-то требуют, какую-то землю им отдать мол — вот эту и отдадим — подумали белые чилийцы. И отдали. Потом правда там вместо серебра нашли селитру (а также много соли), но поначалу этому не стали придавать большое значение — но когда началась первая мировая цены на селитру выросли невероятно, порох был нужен всем в большом количестве и в результате и страна Чили и особенно эти индейцы, которым раздали землю в этой пустыне, жутко обогатились.

Во второй мировой они бы обогатились еще сильнее, но на их беду немцы придумали искусственную селитру и поток денег от нее стал иссякать. Тем не менее сейчас пустыня Атакама приносит огромные деньги от туризма и местные индейцы в общем не бедствуют, почти у каждого дома там стоит приличный японский или американский джип и в целом вроде живут они хорошо. Это в общем относится почти ко всем городам, которые я видел в Чили, уровень жизни там действительно практически европейский.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Экономика Чили до сих пор в значительной степени сырьевая и аграрная, они являются главными мировыми производителями меди (треть мирового выпуска), вторыми в мире по разведению лососевых и в целом одни из лидеров по рыболовству, имеют сильное с/х и виноделие. Но естественно, как в любой развитой стране сейчас там доминирует сфера услуг, в т. ч. финансы, туризм, ритейл и т. д. В чем-то структура их экономики похожа на Канаду и Австралию, где сочетаются значительный сырьевой экспорт и развитая сфера услуг.

В последние 30 лет Чили безусловно самая динамично развивающаяся страна континента и одна из самых быстро развивающихся стран мира. Если в середине 80-х их уровень доходов был ниже чем в среднем по ЮА, то сейчас почти в 2 раза выше. ВВП на душу составляет 17 тыс. долларов, если по ППС то 27. Единственным конкурентом по уровню развития у них является Уругвай, а по динамике — Бразилия. Аргентина является прямо противоположным примером — 100–120 лет назад это была богатейшая страна региона и топ 5–10 всего мира, богаче Франции и Швеции, сейчас прямо наоборот. Когда-то она была в разы богаче Бразилии и Чили, сейчас уже сильно от них отстает. В первую очередь это связано с тем, что в Аргентине практически все последние 100 лет доминировали левые популисты (как и в Боливии, Венесуэле и некоторых других сейчас очень проблемных странах), а в Чили с момента переворота Пиночета — правые. Хотя справедливости ради, в Аргентине правоцентристы одно время недолго тоже были — и им это не сильно помогло.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Мнение про Пиночета было очень интересно услышать от самих чилийцев, очень противоречивая фигура, которая у нас в СССР вообще приравнивалась чуть ли не к Гитлеру. Поэтому всех чилийцев так или иначе пытался расспросить про их отношение к 80-м и тому террору что там был. Но оказалось, что у обычно эмоциональных чилийцев эта тема не вызывает бурных эмоций и интереса. Это не как у нас стоит завести речь про Сталина то диапазон мнений будет чрезвычайно крайним — от великого святого лидера, который всех нас спас и все тут построил и на которого молится надо до ублюдочного злодея-тирана который миллионы погубил и вообще детей на завтрак ел и которого нужно проклясть на веки вечные. И споры будут жаркие, до хрипа и до драк, даже в интернете.

Чилийцы к своей истории относятся спокойнее, и Пиночет бурных высказываний не вызвал, как я ни провоцировал — да, нехороший был человек, много народу пропало и было убито при нем, но в целом многие реформы дали результат. Моя гидша с мужем с ужасом мне рассказывала что да, невероятно много людей пропало, тысяч 30, до сих пор судьба многих неизвестна. Когда я сказал что 30 тысяч за 10 лет это еще не много — у нас в стране в один год почти миллион убили — она не могла в это поверить. Но и она в целом признавала, что в последние 30 лет Чили стал намного лучше. Что собственно и подтверждается статистикой и различными индексами и рейтингами — не только по ВВП, но и по уровню конкурентности экономики, экономической свободы, индексу человеческого развития, инновационности, низкой коррупционности и т. д. Чили занимает первое место в Южной Америке. По убийствам на душу населения они вторые во всей Америке после Канады. А по доле налогов в ВВП они фактически лидеры среди всех стран ОЭСР, у них она самая низкая, то есть это одна из самых свободных и либеральных экономик среди всех развитых стран.

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Впрочем основные реформы в Чили проводил не сам Пиночет — а выпускники Чикагской экономической школы, так называемые Чикагские мальчики, и их работа по организации чилийского экономического чуда стала классикой мировой экономической науки и много где использовались, в том числе в некоторых странах Азии в 90-х и нулевых. Да и у нас в начале нулевых чилийская модель Пиночета — авторитарная власть, но с либеральным экономическим режимом — считалась модельной для нового президента и тоже дала какие-то результаты поначалу, но с 2005—2006 гг. была свернута в пользу развития госкорпораций и госсектора экономики.

Тем не менее вместе с быстрым ростом в Чили также быстро росло социальное неравенство и, как мне говорили, даже развивались некоторые касты — то есть людям из одних слоев сложно перебраться в другие. И разрывы между этими слоями там существенные и они тоже выросли. Собственно, во многом это послужило причиной протестов, которые там были в прошлом году. Образование в основном платное, структура общества сложившаяся, социальных лифтов не так много.

Обычные люди часто сильно недовольны правительством, так мне говорили что мол почти все деньги с национальных парков уходят в Сантьяго и назад возвращается не особо много, что у обычных молодых лесников в Торрес дель Пейн мизерные зарплаты, типа 500–700 тыс песо (50–70 тыс. руб.), правда когда я спросил, а сколько зарабатывают не молодые, а опытные рейнджеры — сказали что где то 1–1,5 млн., то есть 100–150 тыс. руб. — но по их мнению это тоже довольно мало. Хотя интересно было бы сравнить с лесниками где-нибудь в Сибири. К слову, с меня двое гидов взяли 3 тыс. долларов за 5 дней — надо сказать сами они зарабатывают намного больше этих ренджеров)

По ту сторону мира или 2 месяца познания Южной Америки… (часть 1, разделы 1-6)

Также некоторые люди были сильно недовольны экологическими вопросами — что на борьбу с лесными пожарами выделяют мало денег, что дают каким-то компаниям строить огромные лоосевые фермы возле Пуэрто-Наталес и что это сильно вредит местной экологии, несправедливо обижают индейцев при дележе доходов от ресурсов Атакамы и т. д. Думаю почти во всех странах мира многие люди так или иначе чем-то недовольны, но уверен что посмотрев по сторонам на соседей вроде Аргентины и Боливии они все равно вряд ли сойдут с центристкого и право-центристкого курса. Но устраивать демонстрации и отстаивать свои права если что они тоже умеют.

Вообще у них забавная ситуация — то одна была президентом 4 года, больше лево-центристкая, потом пришел право-центрист, потом снова эта лево-центристкая еще на 4 года, потом снова этот же право-центрист. То есть одни и те же люди сменяют друг друга каждые 4 года — и это не их сговор — а реальный выбор народа, который немного мечется туда-сюда. Что, впрочем, хорошо — это значит маятник расхождений в обществе по основным вопросам уже находится в стадии слабых колебаний, как это и происходит сейчас во всех развитых странах, где все партии и кандидаты минимально отличаются друг от друга.