Турист Дмитрий Березин (user101044)
Дмитрий Березин
был вчера 21:30

Архангельская область — Россия Сентябрь 2020

Всем доброго дня и здоровья в это непростое время коронавирусной пандемии. Любому человеку непросто смириться с теми ограничениями, которые накладывает на нас неизвестность и беспомощность перед непознанным вирусом. Ограничения на перемещение людей особо сказывается на путешественниках, которых манят неизведанные земли не пару раз в год, а каждые выходные, для кого путешествия — это образ жизни. Я отношу себя к таким людям, у которых душа болит от заключения в своей квартире. Как только появилась возможность перемещаться за пределы столицы, я с большим вдохновением стал путешествовать по российским регионам. С июня по октябрь 2020 года я посетил Крым, Черноморское и Азовское побережье Краснодарского Края, Плёс, Телецкое озеро, Северный Урал и удивительное по красоте место — национальный парк Кенозеро, на описании которого я и хотел остановиться в данной статье.

Этот парк — настоящая русская сказка, которую мне посчастливилось увидеть на пике осени во всей красе. Не могу сказать, что я много слышал раньше о данной местности, несколько моих знакомых посетили эти края и поделились восторженными впечатлениями, и я решил получить собственное представление о Кенозерье. Я не мог и представить, что национальный парк так тронет мою душу и сердце. Находится национальный парк Кенозеро на юго-западе Архангельской области в Каргопольском и Плесецком районах и делится соответственно на две части — Каргопольскую и Плесецкую.

Территория парка более 140 тыс. гектаров и объединяет в себе не только природные красоты русского севера, но и неповторимую культуру и быт русских деревень с неповторимым деревянным зодчеством, с деревянными маковками церквей и часовен на фоне голубых небес и темно-зеленых елей. Здесь представлено гармоничное сосуществование природы и человека.

Что же манило в эти земли странников во все времена? Первыми коренными жителями Поонежья были финно-угорские племена. В X веке новгородские торговцы при полном отсутствии дорог пробирались через эти земли по рекам, озерам и протокам к Белому морю. На многих участках своего непростого пути они волоком перетаскивали свои суда. Эти места манили их пушным зверем, обилием речной рыбы, китовым усом с Белого моря. Уже в XIII веке в поиске спасения от монголо-татар в этих землях укрывались жители Ростово-Суздальских и Владимирских земель, которые в отличие от новгородских торговцев стали основывать на кенозерских землях постоянные поселения, занимаясь земледелием, рыболовством и развитием уникальных ремесел. Нельзя не отметить, что в этих заповедных землях не было крепостного права, жители всегда были свободными, но при этом они не находились в самоизоляции, никто не ограничивал их передвижение. Попав в дикие северные земли, единственным защитником первопроходцев была вера в Бога. Первые покорители северных земель также еще неразрывно были связаны с язычеством, верили, что север — это край света, который кишит разной нечистью — лешими, водяными и русалками, домовыми и банными (хозяин бани). Для защиты от всей этой нечисти прежде, чем начать строительство своих деревень, возводились часовни и поклонные кресты в окружающих лесах, превращая их в заповедные священные рощи. Считалось, что после установки часовни леса попадали под защиту небесных покровителей, и нечисть не могла больше проходить через них. При этом сами жители крайне уважительно относились к таким священным рощам, не позволяли себе громко в них разговаривать, рубить деревья и даже собирать грибы и ягоды. Все свои постройки поселенцы строили с особой любовью, без единого гвоздя. Шедевры деревянного зодчества поражают своей простотой, и в то же время величием. Они органично вписываются в окружающий пейзаж, как будто корнями вросли они в почву.

К XVI веку через Кенозерье купцы стали осуществлять торговые сделки с европейскими торговцами (англичанами, голландцами и немцами), которые добирались на своих кораблях до берегов Белого моря со своими европейскими товарами. По Онеге и Двине начался сплав леса, и это стало временем расцвета Каргополья. После того, как Петр I прорубил «окно в Европу» через Балтику, стратегическое значение данных мест, как торговых путей к Белому морю и в Европу уменьшилось, и эти земли навеки погрузились в патриархальную жизнь, вдали от больших городов, просветленные искренней верой и старинными традициями. Что удивительно, и что тронуло меня до глубины души — люди и по сей день живут здесь активной жизнью, бережно храня свои традиции. Рубленные деревянные избы переходят из поколения в поколение, о них бережно заботятся, не перестраивают на новый лад. Посещаешь такой дом, и кажется, что сами стены начинают нашёптывать тебе былинные истории, а скрипучие петли деревянных дверей напевают старорусские песнопения.

Дорогая сердцу Россия

Пейзажи Кенозерья незабываемы и навсегда западают в твое сердце. На территории парка находится более 250 озер, связанных между собой протоками и речушками. Если посмотреть с воздуха на рельеф национального парка, то кажется, что древний ящер полз с юга на север, и там, куда ставил свои лапы появлялись озера. В один момент ящер увяз в северных болотах, все его тело утонуло и лишь хвост остался на поверхности. Со временем хвост стал узким перешейком между 2-х озер, а в геологическом плане водоразделом между бассейнами Северного Ледовитого и Атлантического океанов.

Дорогая сердцу Россия

Из озера с одной стороны хвоста вытекают речушки и протоки, несущие свои воды к Северному Ледовитому океану, а из озера с другой стороны хвоста вода попадает в Атлантический океан.

фото: Евгений Шелковников, Кенозерский национальный парк

Этим ящером был тающий отступающий на север ледник 600 млн. лет назад.

Самые большие озера парка — это Кенозеро и Лекшмозеро. На Лекшмозере находится деревня Морщихинская, являющаяся центром Каргопольского сектора парка, а на Кенозере — деревня Вершинино — центр Плесецкого сектора. Большинство озер имеют живописнейшие островки, проплывая мимо которых на лодке невозможно удержаться, чтобы не выйти на их берег. Они манят путников лесными ягодами, грибами, живописными берегами и песчаными пляжами. На некоторых островках построены деревянные часовенки, которые незабываемого смотрятся в утреннем тумане, как будто вырастающими из воды.

Вода озер настолько незыблема, что водная гладь представляет из себя огромное природное зеркало, в котором отражаются северное небо и береговые леса.

Дорогая сердцу Россия

Я сначала собирался посетить Кенозерский национальный парк в составе организованной экскурсии в последнюю декаду сентября, но в последний момент тур был отменен по причине ожидаемой плохой погоды из-за чего было бы невозможно проехать к основным достопримечательностям парка. Но меня не остановить отменой тура, если я наметил что-то посмотреть, то обязательно сделаю это. Я решил поехать в Кенозерье дикарем, но из-за огромных размеров парка я понимал, что без машины мне не обойтись. Ближайшим городом, в котором я нашел возможность арендовать машину была Вологда. Я выбрал самый короткий путь из Вологды в Каргополь длиною в 367 км, но почему-то мой навигатор постоянно настаивал на том, чтобы я сменил маршрут, поехав в объезд и удлинив расстояние до 600 км. Осознал я его правоту только после первых 200 км, когда асфальтированное шоссе закончилось и дорога свернула в глухой лес, превратившись в одноколейную грунтовую дорогу с множеством луж и канав, объехать которые во многих местах не предоставлялось возможным. На свой страх и риск я вынужден был на 1-й скорости проезжать через них, увязая в грязи на полколеса. Других водителей, желающих проехать короткой дорогой мне не встретилось, и самое неприятное, что вместе с асфальтовым покрытием исчезла и мобильная связь. Я почувствовал себя легкой закуской для медведя, случись что-то на такой дороге без связи — на крики о помощи может выйти только хозяин архангельско-вологодских лесов — бурый мишка, которому ничего не стоит своим когтями вскрыть машину как консервную банку и отобедать незадачливым туристом. Через 1,5 часа и 40 км лесной дороги к моему огромному счастью бездорожье закончилось, и началась более — менее ровная грунтовка, отсыпанная мелким щебнем, по которой я успешно добрался до Каргополя к 12 часам дня.

Сам Каргополь очень уютный уездный городок со следами былого купеческого достатка.

Дорогая сердцу Россия

Я кратко познакомился с его историческим центром и сразу направился в главную деревню Каргопольского сектора парка — деревню Морщихинскую и далее на Масельгу через водораздел двух океанов в архитектурный парк «Кенозерские бирюльки», в котором представлены в миниатюре многие достопримечательности Кенозерья.

Дорогая сердцу Россия

По пути мне встречались очаровательные деревеньки с многоглавыми деревянными церквями и приземистыми деревянными избами, которые бережно сохранились до сегодняшнего дня. Более того, это не музейные экспонаты под открытым небом, а жилые дома с трудолюбивыми хозяевами, с баньками и ухоженными огородами.

Дорогая сердцу Россия

Я оказался невероятно везучим, так как дней за 5 до моего приезда началось настоящее «бабье» лето, дожди закончились, и грунтовые дороги просохли, позволив мне без особого труда проехать до всех намеченных достопримечательностей. Меня окружали удивительные по красоте осенние леса, которые золотом отражались в серебряной глади озер, и желто-бордовые листья осин как полотна знаменитых экспрессионистов блистали на темно-изумрудном фоне сосново-еловых лесов.

Дорогая сердцу Россия

Вдоволь налюбовавшись сказочными пейзажами северной природы, я вернулся в Каргополь на ночевку, заехав по дороге в село Саунино в Церковь Иоанна Златоуста XVII века.

Дорогая сердцу Россия

На следующее утро я двинулся через Ошевенск с его полуразрушенным монастырем, деревню Низ с часовней Георгия Победоносца и деревню Шелоховскую с церковью Михаила Архангела в Плесецкий сектор национального парка.

Дорогая сердцу Россия

Жемчужиной данного сектора для меня стала деревня Филипповская с Храмовым ансамблем Почозерского прихода XVIII–XIX веков. Стоит данный ансамбль на пригорке, внизу протекает живописная речка с живописнейшими берегами, заросшими лиственными лесами с красивейшей желто-красной осенней листвой. Я в этом месте испытал душевное потрясение от наслаждения абсолютной красотой, мелкая дрожь пробила мое тело, слезы появились в глазах. Ради таких мест и стоит путешествовать, эти впечатления не забыть никогда, и они еще долго будут согревать твою душу. В таких местах тебя распирает гордость, что ты являешься частью создавшего такую красоту великого народа.

Дорогая сердцу Россия

Следующим пунктом моего маршрута стала небольшая деревня Усть-Поча, стоящая на узком мысу, окруженном красивейшим озером. Основное занятие местных жителей — рыболовство. По берегу озера россыпью стоят уютные сарайчики с рыболовецкой утварью. Складывается ощущение, что рыбаки 5 минут назад приплыли с уловом и развесили свои сети на просушку в лучах теплого осеннего солнца.

Дорогая сердцу Россия

В Усть-Поче есть невероятно уютная маленькая часовня Николая Чудотворца. Мне повезло, что в деревне оказалась бабулька — хранительница ключей от часовни. Я попал внутрь этой часовни и передо мной вспыхнули «небеса» — знаменитые расписные деревянные потолки, характерные только для русского Севера. Роспись на «небесах» уникальна, и неповторима, специфична для конкретного мастера, расписывающего потолок. На меня очень приятное впечатление произвела эта часовенка, покорив своим уютом и умиротворением. На маленьких окнах висели белоснежные кружевные занавески, как причудливые узоры на стеклах в морозное утро. Чувствовалось намоленность данного места. Местная жительница рассказала мне, что с раннего детства посещала данную часовню, во времена советского режима участвовала наряду с другими жителями деревни в сохранении церковной утвари у себя дома. Также она рассказала об уникальной для данных мест традиции прихожан оставлять заклад в церкви в виде хлопковых или льняных полотенец, косынок, шерстяных шарфов или носков. Заклады приносятся за мертвых и за живых. Если кто-то начинает семейную жизнь, или решил начать новую жизнь на чужбине, попал в больницу, или поехал в город поступать в институт родственники обязательно придут в местную церковь и оставят заклад за своего ближнего, чтобы у него все сложилось наилучшим образом. Заклады никогда не должны покидать пределы церкви, со временем они истлевают, и служители церкви заботливо складывают истлевшие заклады в коробки и оставляют их в церкви. Это очень трогательная традиция, с которой мне не приходилось сталкиваться ни в одной из православных церквей в других местах нашей Родины.

Дорогая сердцу Россия

Заночевать я решил в деревенской избе в Вершинино. Попросил хозяйку истопить мне баньку «по-черному», которая вернула мне силы после продолжительной дороги. Хозяйка рассказала мне, почему банного считали самой опасной нечистью. Дело в том, что в бане мылись люди без нательного креста, и внутри бань никогда не ставили образов. Следовательно, в бане человек находился без защиты Бога, и соответственно в этот момент его душой могла овладеть нечистая сила. Отсюда сохранилось множество традиций и ритуалов по посещению бани: без стука не входить, после 3-го пара не мыться, после полуночи не заходить, не топить баню в праздники. Спал я в избе как младенец, наслаждаясь потрескиванием дров в русской печи. Я как будто очутился в гостях у своей бабушки, с утра мене хозяйка приготовила карельские калитки, и я от их забытого вкуса окончательно погрузился в воспоминание о своем детстве.

После завтрака я прогулялся по деревне, посетил часовню Николая Чудотворца в Вершинино, которая также покорила меня своими «небесами» и уютом. С позволения смотрителя поднялся на колокольню, насладившись видами деревни и красивейшего озера с островами. Выйдя из часовни, я прислонился к ее теплым, черненым временем деревянным венцам, зарядившись энергией предков на целый день. Душа моя пела от духовной частоты всего увиденного за эти теплые осенние дни.

Дорогая сердцу Россия

Я с легким сердцем двинулся в обратный путь, получив мощнейший заряд позитива. Удивительно, что такое уникальное место еще не получило популярности у зарубежных туристов. Я уверен, что пройдет еще 5–10 лет, и в данное место будут приезжать толпы китайских, японских и европейских туристов. Конечно, от их присутствия эти места могут потерять свою уникальность и уединенность, но я уверен, что прочувствовать Кенозерье на уровне сердца у них не получится, это пререгатива русского человека, который невидимыми нитями на подсознательном уровне связан со своей историей и культурным наследием. Я уверен, что невероятная энергетика этого места когда-нибудь вернет меня в эти края, в которых можно вылечить душу и успокоить сердце, где время никуда не торопиться и как будто топчется на месте, в отличие динамичной жизни в мегаполисе, где дни летят как секунды.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия