Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 22 апреля 14:10
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Полевской, Верх-Нейвинский — Россия Сентябрь 2020

В этом году на Урале, как никогда, стоит прекрасная разноцветная осень. Невозможно усидеть дома в солнечные выходные. Душа просится за город. Так, где мы еще не были? А не были мы на скалах Семь Братьев. Это около 70 км. от Екатеринбурга в сторону Нижнего Тагила, около Верх-Нейвинска. Даже без навигатора по указателям легко доехать на машине до нужной поляны у садов возле пожарного водоема, там оставить машину и опять же по указателям и синим меткам на деревьях идти по корявой дороге (или ехать на внедорожнике) час — полтора.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Эти живописнейшие скалы стоят на горе Семибратской на высоте 422 м, сами скалы высотой до 32 метров. Народ сюда активно ходит и даже с детьми, хотя путь неблизкий — 7 км. Дорога сначала идет по хвойному лесу с огромными соснами, елками. Когда начинается подъем на гору, тут уже лиственный лес весь в осеннем одеянии играет солнечными бликами.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Вот появляются первые камни.

А вот еще один скальный выступ, скорее всего эта скала называется Сестра, она находится недалеко от Семи Братьев.

Скала Сестра издалека.
Сестра с другой стороны
"Сестра" с другой стороны
От Сестры тянется невысокая длинная каменная стена.
От "Сестры" тянется невысокая длинная каменная стена.

7 братьев представляют собой высокую длинную каменную стену, верх которой делится на множество каменных выступов-пальцев причудливой формы, будто эти граниты как пластилин кто-то руками помял.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Много есть легенд об этих скалах, но какие-то они несуразные, мне только одна приглянулась, найденная на просторах интернета: «В незапамятные времена жило в этих местах небольшое племя охотников. Вождь племени, человек старый и мудрый, носил на шее обереги — ожерелье из семи камней, доставшихся ему в наследство от отца. Каждый камень нес в себе магическую силу: смелость, верность, радость, любовь, мудрость, здоровье и удачу. Много веков ожерелье из камней принадлежало вождям племени, много веков оберегало оно племя от врагов и нечисти. Узнал об ожерелье вождь Сибирского ханства Кучум и пошел с войском в поход, чтобы завладеть волшебными камнями. Неравный был бой, много охотников погибло, но племя отбилось от войска ханского. Отправил Кучум своих воинов в погоню, но перед ними выросла огромная каменная стена из семи каменных башен, которую не смогли обойти воины. Каменная стена до сих пор стоит, а потомки того племени охотников и сейчас живут.»

Легендарные Уральские горы осенней порой

Археологи у Семи Братьев еще не работали, поэтому ничего про историю этих камней мы не знаем. А вот недалекие люди эти скалы исписали вдоль и поперек, думая, что вписали себя в историю. Вписали, только с отрицательной стороны. Скалолазы здесь тоже частые гости, высокие точки гребня не покорить без альпинистского снаряжения.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Но есть вершины, на которые можно и так залезть. И тогда взору открывается бесконечный золотистый лес, простор и благодать.

Жалко уходить от этой красоты, но пора.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Немного пройдя дальше вдоль гребня 7 Братьев, мы видим еще одну скалу — Колдун.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Он абсолютно по-разному смотрится с каждой стороны, очень интересные формы.

Назад мы решили идти другой дорогой — по ЛЭП, по садам. Свернули от Колдуна на дорогу в сады, в той стороне находятся скалы Три Сестры. Шагаем по красивому лесу.

Легендарные Уральские горы осенней порой

На живописной лесной дороге вдыхаем аромат осени.

Заглядываем в зеркальные лужи, восхищаясь отражением осеннего леса.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Ну и где-то пропустили дорожку на Трех Сестер. Плохо, когда не знаешь где это находится, и в интернете нет нормального описания этого пути, и сеть в телефоне пропала, да еще и на красоту лесную отвлекаешься.

Легендарные Уральские горы осенней порой

В общем дошли мы прямиком по садам неспеша за полтора часа до самой стоянки автомобилей. Вечерело. Домой вернулись за час уже в темноте. Да, дни стали короче. Но зато какой красивый был этот день!

Был у нас еще один чудесный день. Не такой солнечный, как на скалах Семь Братьев, и не такой был далекий поход, но очень впечатляющий был день. В противоположной стороне от горы Семибратской, с другой стороны города Екатеринбурга и тоже в 70 км от нас, недалеко от пригорода Полевского, стоит Азов-гора. Только вот ехали туда целых два часа, а обратно — 2,5 часа, дорога узкая, бестолковая, в пробках, нудная. А место интересное, я бы еще раз туда съездила, если б не пробковая дорога. Про эти места близ Полевского и Сысерти рассказывал сказы наш уральский писатель П. Бажов. Он вырос здесь, с детства слышал притчи и легенды народные, и в 30-х годах 20-го века написал сказы старым уральским языком о несметных богатствах Урала, о хранительнице самоцветов — хозяйке Медной горы, о сильных духом мастеровых, о чудесах земли уральской. Многие, наверное, читали книгу «Малахитовая шкатулка», эти сказы увлекают своей таинственностью и удивительными местами Урала. Вот мы и поехали на загадочную Азов-гору, про которую писал П. Бажов в своем сказе «Дорогое имячко». Проехав г. Полевской и поселок Зязельский, увидели указатель «Синюшкин колодец», ну как не заехать туда, это одноименное название одного из сказов Бажова, надо побывать в этой сказке.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Подъезжаем. «…Из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесёт старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.»

Набрали водички из этого родника, очень даже хорошая водичка там, едем дальше. А вот и указатель «Азов-гора». Оставляем машину на обочине асфальтированной дороги, рядом с другими автомобилями и шагаем по хорошей тропе, шурша осенними листьями. Азов-гора — это часть Уфалейского хребта на Среднем Урале, состоит она из двух вершин — Большой Азов и Малый Азов. Высота главной вершины составляет 589 м над уровнем моря, а Малый Азов на 25 метров ниже. Скалы на горе Азов вулканической породы, очень старые полуразрушенные. Эта местность — геологический, геоморфологический и природно-исторический памятник природы, площадь которого 217 га. По наиболее популярной версии название произошло от тюркского «азау» — «зуб», которое могли дать за скалистую вершину. Азов-гора по праву может считаться самой сказочной горой Урала — только о девке Азовке записано около 20 приданий. Вторым популярным героем местных легенд является разбойник Айзен (в разных легендах у него немного меняется имя). В 10–15 минутах от дороги видим Малый Азов, огромные древние валуны разбросаны по лесу, да и сами поросли деревьями и кустарником.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Причудливые камни среди осенней красоты.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Взобравшись на скалу повыше можно и горизонт увидеть.

А под скалой выемка, похожая на закрытую пещеру, может о ней писал Бажов? «А самоглавная пещера в Азов-горе была. Огромаднейшая — под всюё гору шла. Теперь ход-от есть, только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное. Об этом и сказ будет." «Говорили раньше старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко».

Легендарные Уральские горы осенней порой

«Рассказывают, что если взойти на гору и прокричать тайное имя девушки, которая сидит внутри горы и оплакивает своего любимого, то откроется пещера, в которой золота и богатств всяких немерено».

Легендарные Уральские горы осенней порой

От Малого Азова идем дальше по тропе минут 10 и видим каменную стену, поросшую лесом и папоротником, на которую не взобраться.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Шагаем дальше по тропе и выходим на обрывистый край горы с восхитительным видом на весь Полевской район с осенним лесом, горками и пригорками, озерами и прудами.

От обрыва поворачиваем к скалам и взбираемся одну из них, где открывается не менее прекрасный вид.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Скал здесь много, это практически каменный город со своими тайнами и неразгаданными кладами.

Легендарные Уральские горы осенней порой

В прошлом веке в такой же сентябрьский день 1940 года пионеры-пятиклассники из Полевского нашли на Азов-горе клад. Он лежал под каменной плитой на вершине восточного склона горы, и состоял из 44 медных и бронзовых культовых предметов. Здесь лежали птицевидные идолы, круглые бляхи, наконечник копья, зеркало с ручкой, глиняные черепки, обломок серебряного диска и пр. Сейчас они хранятся в Екатеринбургском и Полевском краеведческих музеях, относятся к IV—III вв. до н. э. и возможно связаны с мансийским стойбищем. В эпоху железного века эта гора была святилищем.

Клада мы тут что-то не нашли, и девку Азовку не увидели, но увидели хозяйку Медной горы и Данилу-мастера, нарисованных на одной из скал.

Легендарные Уральские горы осенней порой

Покорили еще несколько скальных вершин и повернули обратно. Дело к вечеру, пора домой.

Проезжая по Полевскому мимо Северского трубного завода, не могли не остановиться возле ажурной металлической часовни у центральной проходной за кованными воротами.

Легендарные Уральские горы осенней порой

История заводской часовни началась в 19 веке, ее начали строить в 1894 году в честь 900-летия крещения Руси. А в 1932 г. разрушили. В 2001 году часовня Преображения Господня была восстановлена и освящена на территории Северского трубного завода. Вот такая красота теперь радует нас, что невозможно проехать мимо.

Шиповник созрел и расцвел, осенью!

Прекрасная осень в этом году у нас на Урале!