Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Симферополь, Алушта — Россия Ноябрь 2014

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961) был уникальнейшим человеком: одновременно хирургом от бога и священнослужителем. Долгое время он работал врачом, занимаясь при этом научной деятельность, а в 1920 году стал священником, в тот тяжелый период для церкви, когда быть священником означало обрекать на себя гнев властей.

Впервые я столкнулся с именем архиепископа Луки в Саратове, где на территории Третьей Советской больницы была построена часовня в его честь. С 1909 по 1910 год он работал в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии.

Второй раз произошло во время моего знакомства с храмом в его честь в Алуште Православная часовня, ставшая храмом.

По следам Святителя Луки в Крыму

С апреля 1946 года и до момента свой смерти в 1961 году святитель Лука был архиепископом Симферопольским и Крымским.

До 2008 года Симферопольская и Крымская епархия включала в себя весь Крым.

В Алуште у архиепископа был небольшой домик на две комнаты с двориком и палисадником где-то за пределами города на берегу моря. В ней он жил вместе со своим помощником. Приёма больных здесь он уже не вёл, но иногда по просьбе знакомых ставил диагнозы, которые были безупречно точными.

Помимо прочего он не дал окончательно снести часовню, которая потом стала храмом его имени. Сейчас в алуштинском храме есть икона Святителя Луки с частицей его мощей.

Как бывает в жизни… Когда я приехал на один день (4 ноября 2014 года) в Симферополь, то не ставил задачей посетить все места, связанные со Святителем Лукой, но судьба словно подтолкнула меня отыскать их. А ведь я не знал по архиепископа практически ничего. Судьба видимо… Хотя я искал и увидел в столице Крыма много других интересных вещей.

В центре города Симферополя 2 июля 2007 года появился памятник Святителю Луки.

По следам Святителя Луки в Крыму

Возле памятника всегда живые цветы. Говорят, что среди жителей Симферополя ходит поверье, что произнесённая молитва возле памятника святому помогает в несчастье. Не знаю — не проверял.

Когда искал соборную мечеть города Симферополя Кебир Джами Старейшее здание Симферополя, то заодно обнаружил дом, где архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) жил в Крыму.

Об этом повествует мемориальная доска на доме.

По следам Святителя Луки в Крыму

Что удивительно, архиепископ не только жил в этом доме, но и вёл бесплатный приём больных. Широкой души и с бесконечной любовью к людям был человек, в котором высокий религиозный сан не погубил великолепного врача.

Интересна судьба этого места. До революции здесь располагалось подворье Космо-Дамианского монастыря. Сам монастырь находится под Алуштой, в двадцати километрах от неё.

Сначала летом 1906 года появился увиденный нами дом, а затем в 1906 — 1907 годах была сооружена домовая церковь Благовещения Святой Богородицы на Космо-Дамианском подворье.

В 1930-х годах церковь была закрыта, во время оккупации открыта, после войны её снесли.

2 июня 2001 года была освящена часовня во имя святителя Луки, исповедника, Архиепископа Крымского, которая была построена на месте снесённого храма.

По следам Святителя Луки в Крыму

Теперь со стороны улицы Курчатова (бывшей Госпитальной) дом с пристроенной к нему часовней выглядит так.

Умер Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в июне 1961 года.

Это было страшное время для церкви. Стремящийся к коммунизму лидер СССР Никита Сергеевич Хрущев поставил задачей уничтожение религии. Он заявлял, что в 1965 году «покажет последнего попа по телевизору».

Принимались меры к массовому закрытию монастырей, храмов, домов молитвы, мечетей, синагог. За время хрущёвской кампании в 1958 — 1964 годах было закрыто 10 000 (половина действовавших после войны) храмов Русской православной церкви (РПЦ). 4 мая 1961 года в РСФСР был принят указ о борьбе с тунеядством (полное название: «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»). Этот указ широко применялся в ходе антирелигиозной кампании для борьбы со священнослужителями разных конфессий. Шёл антирелигиозный шабаш.

После кончины архиепископа Луки три дня в храме, где он служил, шли панихиды по усопшему. В Симферополь приезжали люди их других регионов. Несмотря на жару люди шли нескончаемым потоком. Когда катафалк отправился к кладбищу — за ним шла огромная процессия. Власти Симферополя ничего с этим сделать не могли.

Архиепископ Лука был похоронен на старом кладбище возле церкви Всех святых, я там тоже побывал.

По следам Святителя Луки в Крыму

Скромная, безо всяких излишеств могила.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской православной церкви (Московского патриархата) причислен к лику местночтимых святых.

Я не специалист по православным обрядам, но в ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Могила, ка Вы видите осталась.

Ныне мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя, который расположен на территории Свято-Троицкого женского монастыря.

По следам Святителя Луки в Крыму

В 1996 году на территории монастыря был открыт музей святителя Луки.

Музей небольшой. В нем хранятся документы, фотографии, книги об архиепископе Луке, его медицинские инструменты.

Хочу лишь уточнить, что я сначала в монастыре побывал, где хранятся мощи, а уже в конце дня поднялся вверх на холм, где находится кладбище с могилой архиепископа.

Казалось больше со святителем Лукой мои пути больше не пересекутся. Но судьба — есть судьба. Когда я в мае 2018 года был в Москве, то день моего приезда оказался последним, когда в Донском монастыре можно было поклониться мощам святого.

По следам Святителя Луки в Крыму

Кто говорит, что в нашей жизни нет места совпадениям…