Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 21:06

Геническ — Украина Август 2020

После трехдневного пути к Арабатской стрелке — узкой и длинной, более чем 100-километровой полосе земли, соединяющей материк и полуостров Крым, начался наш отдых на берегу Азовского моря. Хорошей альтернативой волнующемуся морю стало для нас озеро Сиваш, которое временами напоминало нам даже Мальдивы. На берегах этого озера мы, купаясь и загорая, и проводили первую половину дня.

Но Арабатская стрелка хороша не только этим — если не лежать тупо целый день под палящим солнцем (в нашем возрасте этого уже и не надо), а изучив информацию, поездить по окрестностям Арабатской косы, то на ней можно найти очень много интересных природных и искусственно созданных раритетов. Среди них мы выделили Розовое, Соленое, Глицериновое и Радоновое озера, горячие источники и побережье кемперов — любителей жить прямо на берегу моря в своих домах на колесах или палатках. Их здесь — не счесть…

Озерные воды мест, которые я перечислил, обладают уникальными, целебными свойствами — это и является причиной их посещения большим количеством людей. Вот на этой карте обозначены все перечисленные выше интересные лечебные водоемы, с каждым из которых мы знакомились во второй половине дня.

Карта уникальных озер на Арабатской стрелке

Наше знакомство с этими природными явлениями мы начнем с северной части косы — с Розового озера.

Розовое озеро

Это лиманное и бессточное озеро находится на окраине поселка с незамысловатым названием Приозерное. Здесь можно снимать даже приключенческие фильмы — настолько по своей природной красоте это место уникально.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Когда его поверхность покрыта слоем воды, оно приобретает эдакий «гламурный» розовый цвет.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Этот цвет водоему дает особый вид одноклеточных зелёных растений, обитающих преимущественно в солёных морях — водоросль под названием Дуналиелла (лат. Dunaliella salina). Она выделяет около трех десятков каротиноидов, ценнейшим из которых можно считать бета-каротин. И от его количества и будет зависеть цвет озера — сколько бета-каротина в рапе, столь насыщенного цвета и будет озеро: от розоватого до ярко-красного. Собственно, этим же фактором варьируется и цвет окраса перьев фламинго, которые любят питаться этими водорослями.

Данный компонент, скапливающийся в воде этого озера, окрашивает ее в удивительный, необычный цвет — от багрового до ярко-оранжевого, придавая ему то самое очарование. Все составляющие ее соединения образуют чрезвычайно полезные для кожи и организма целебные грязи и рапу — то, ради чего водоем посещают тысячи людей.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Сейчас конец августа необычно жаркого лета 2020 и воды на поверхности озера очень мало. Но кое-в каких местах пятна воды — вернее богато насыщенного солями рассола — видны.

Лучше всего на это место приезжать ближе к вечеру — солнце заходит за горизонт, спускаясь к западной части озера Сиваш, берега которого находятся сразу за Розовым озером.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

После прогулки по озеру, на берегу можно купить аккуратно упакованную соль, собранную предприимчивыми жителями поселка Приозерное.

В принципе, никто не запрещает и самому набрать ее по карманам, но зна прилавке она имеет красивый и товарный вид. Купить и, привезя домой и растворив ее в своей домашней ванне, помечтать в ней холодным зимним вечером о тех теплых августовских деньках…

Соленое озеро

Южнее этого Розового озера, за поселком Счастливцево, есть и парочка других соленых озер, одно из которых получило в народе название — «Мертвое» озеро. Почти как Мертвое Море, только в Украине. Ну, правда, намного поменьше.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Концентрация соли в этом озере настолько большая, что люди не умеющие плавать, с легкостью держатся на его поверхности. Все это из-за соли, которая сильно повышает плотность воды. Интересное ощущение — лежишь в воде и не тонешь. Можно спокойно, лежа на воде, даже читать газету «Правда». Только где ее взять в наши времена?

Говорят, что вода обладает целебными свойствами и что имеющиеся у вас царапины и раны, заживают быстрее. Считают, что такие лечебные свойства воды этого озера связаны с увеличенным содержанием в ней йода.

На берегу возле озера можно заметить людей, измазанных грязью, которая считается «лечебной». Ее можно свободно наскрести, отойдя в сторонку к Сивашу. Таких аналогичных суперсоленых озер, в которых можно плавать, есть в мире только три. Это Большое Соленое озеро в США, Мертвое море в Израиле/Иордании и залив Кара-Богаз-Гол в Туркменистане на Каспии.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Если быть более точным, то в этом месте таких озера два — шириной около двухсот метров и разделенных узкой перемычкой. Водоемы вырыты прямо в песке и вода сохраняется в них за счет того, что находится на уровне Сиваша и ей просто некуда уходить. Концентрация соли в воде очень высокая. Соли столько, что вода находится на границе образования в ней кристаллов соли.

После купания видно, что на коже остаётся слой соли. Вот он — результат ее высокой концентрации в воде. В этом месте по берегам создана достойная инфраструктура — души, туалеты, кафешки и всякого рода зонтики с шезлонгами. Также здесь есть массажный душ и какие-то покатушки на больших надувных игрушках для детей.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Спускаясь на юг, за поселком Стрелковое подъезжаем к еще одному лечебному источнику радости и здоровья — йодо-бромному.

Йодо-бромный подземный источник

Если окунуться в историю этих мест, оказывается, что все термальные источники Арабатской стрелки — искусственного происхождения! Они образовались в результате геологоразведывательной деятельности в целях поиска пресной воды, нефти или газа во второй половине 20 века. Геологи успели пробурить несколько десятков скважин, которые были законсервированы. А вместо воды, нефти и газа в этом месте и было обнаружено большое подземное озеро с высоким уровнем минерализации.

Сейчас на Арабатской стрелке есть три геотермальных бассейна: один с платным доступом в санатории на Генической горке и два бесплатных на окраинах поселков Счастливое и Стрелковое. Вот как раз мы у последнего. Согласно официальным данным, физико-химический состав воды включает в себя йодо-бромные, хлоридно-натриевые слабощелочные с температурой воды 40–70 градусов.

Вот так выглядит, заснятый с квадрокоптера, геотермальный бассейн у поселка Стрелковое. Снимок взят из интернета.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Вода, температурой 60–67 градусов Цельсия выдавливается наверх под собственным давлением с глубины 1600 метров.

Этот источник местные жители называют Чокрак. В переводе с крымско-татарского оно означает Родник. Значит, что-то и татары знали о тайнах своей земли без глубокого бурения! В принципе, и сам поселок Стрелковое до 1945 года тоже так и назывался. Удобств на этом месте особых нет и доступ к нему свободный.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Полезно ли купание в таком месте и кому? Ученые курортологи считают, что полезно и оно оказывает «противовоспалительный и обезболивающий эффекты, улучшает микроциркуляцию крови и помогает при лечении вегето-сосудистой дистонии». Когда я услышал о последнем, то улыбнулся — во времена моей научной деятельности в области медицинской кибернетики, связанной с исследованиями в области неврологии, врачи всегда, когда не могли четко поставить диагноз, писали — «вегето-сосудистая дистония», да еще и с «диффузными изменениями» …

Купание в озере бесплатное, но вот за такой массаж нужно заплатить. Кажется, гривен 100 ($3–4).

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Из источника вытекает вода и, размывая почву, открывает доступ к якобы лечебным грязям. Ну, а для многих это просто хорошее развлечение — намазаться и сделать фотку. А там, вдали, виден уже берег озера Сиваш.

В километре от него на юг находится еще один природный раритет — Глицериновое озеро.

Глицериновое озеро

Это озеро по-своему уникально — оно пресное! Вода в нем чистая прозрачная и совсем не горячая, а скорее — прохладная. И это тем более удивительно, что это озеро находится всего каких-то метрах в ста от суперсоленого Сиваша!

Панорама Глицеринового озера. Из интернета.

Мы потом, после осмотра этого раритета, вышли на его берег.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Глицериновое озеро, как это видно из обзорного снимка, состоит как бы из двух водоемов. Но все купаются только в одном. — том, который ближе к Сивашу.

Казалось бы — Ура! Нашли пресную воду! Но, увы! Отличительная особенность этого озера от других — богатая насыщенность его вод природными маслами. Вот так — копали, копали в поисках пресной воды или нефти, опять обнаружили воду, да не ту! Слишком уж много в ней оказалось глицериновых соединений…

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Вода поднимается с большой глубины, поэтому она холоднее чем в море или Сиваше. Что же это за волшебная вода такая? Ее химический анализ показывает, что это самые легкие фракции нефти! На ощупь она чуть маслянистая, но ни на коже, ни на одежде следов не оставляет. Ощущение на руках такое, как будто воспользовался гелем для душа. Ведь глицерин — один из важных компонентов косметики. Но пить ее — нельзя!

После купания в таком водоеме, при котором кожа становится нежной и бархатистой, человек чувствует себя очень хорошо и бодро. Считается, что после купания в море, очень полезно сделать омовение в таком озере…

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

На территории этих водоемов ведется большое строительство — построена православная часовня Сергия Радонежского и возводятся небольшие отельно-ресторанные корпуса. Чуть в сторонке находятся обелиски в память о погибших в минувшей, бесплодной для СССР, войне в Афганистане.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Если пройти-проехать немного на запад, то можно увидеть и руины старой разрушенной турецкой крепости. Но, купаясь и наслаждаясь мягкостью воды, мы как-то и подзабыли о ней. Зато, заехав несколько раз между населенными пунктами к Азовскому морю, познакомились с жизнью кемперов — людей, увлекающихся автотуризмом на своих домах на колесах и предпочитающих не только проводить свободное время у моря, но и прямо жить на его берегу в палатках.

Автокемперы

И, хотя возможность найти различные варианты жилья от простого до комфортного на Арабатской стрелке, хватает, любителей кемпингового вида отдыха на Арабатке сотни. Если — не тысячи! Практически, в «сезон» найти свободное место, приближенное к тем или иным поселкам Арабатской стрелки, довольно непросто. Везде «свои» компании, давно облюбовавшие эти берега и приезжающие сюда уже много лет подряд. И — не на два-три дня, а порой на месяц, а некоторые фанаты такого вида отдыха, даже — на все лето. Удобства (туалеты и мусорные баки) в таких лагерях имеются и стоят в сторонке. Организаторы этих стоянок от поселковых администраций также провели вдоль многих таких мест водопровод от источников питьевой воды. Для больших машин такая стоянка стоит 200 грн за все время постоя, а для малых — бесплатно.

Конечно, такие места не идут ни в какое сравнение с хорватскими или французскими кемпингами, в которых место для палатки с машиной стоит 30–50 евро/день. Но там и условия сервиса на порядок выше.

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

На Арабатской стрелке ни в одном поселке нет привычных для многих любителей морского отдыха, набережных, на которых вечерком можно прогуливаться с дамами в туфельках и модных платьях. Здесь только бесконечная песчаная полоса, омываемая водами Азовского моря.

И, глядя на такую картинку раннего утра, так и хочется сказать: «Тишь да гладь! Божья благодать!».

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Чем занять себя в таких местах? В дни, когда тихая и спокойная вода, как на Мальдивах — конечно, плавать и купаться. Много времени уходит на приготовление пищи. В одном месте мы видели парочку спортивных площадок, на которых играли в волейбол. Ну, а главное развлечение и время препровождение у многих здесь уходит на рыбалку!

Природные достопримечательности Арабатской стрелки

Всем известно, что воды Азовского моря так и кишат рыбой и во времена Союза, рыболовецкий флот страны только там и выполнял свои планы. Есть рыбка и сейчас! Специалисты насчитывают в этом море 121 вид рыб! И в разное время года она ловится разная. Сейчас, в конце августа, хорошо идет и ловится пеленгас, чуть позже пойдет журавка — местное название золотистой кефали.

Полную картину такого побережья и условий отдыха на нем кемперов дает полученная мною от друзей 4-х минутная видеосъемка с дрона — мы пролетим над побережьем южнее поселка Стрелковое — https://youtu.be/9bbqO3WUNeE

Ну, вот! Кажется, со всем интересным, что есть на Арабатской стрелке, мы за неделю познакомились! Завтра отправляемся в другой курортный регион - уже на Черноморье. Там мы наметили городок с приятным названием Лазурное ...

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия