Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 12:19
Без секрета всему свету

Ховд — Монголия Август 2019

Жизнь меряется рассветами

Накануне вечером, за ужином, наша команда разделилась на три не равночисленные группы: первая — это те, кто точно пойдет в дюны встречать рассвет; вторая — кто подумает и окончательное решение примет утром в зависимости от самочувствия и настроения; и третья — кто точно будет спать до самого завтрака. Но из-за немноголюдности желающих подняться рано поутру я совсем не расстроилась: меньше народу — меньше шума в пустыне и следов на песке. Пустыня не любит беспокойства и суеты.

… Жадность разбудила меня задолго до будильника. Я еще не открыла глаза, но уже точно знала — мне понравится то, что я увижу.

Серые полутона предрассветного времени накрыли весь мир покоем и тишиной, в которой все звуки и отзвуки ясны и отчетливы.

— Лена, Таня, вы как? Идете? — я легонько постучала по палаткам девочек. В ответ услышала шебуршанье.

Встают. Из палаток высовываются сначала головы со взъерошенными со сна волосами, затем остальные части тел. Молча обуваются. И мы идем в пески.

Если не считать тихих звуков спящего лагеря, находящая вот тут, совсем рядом с нами, пустыня была наполнена тишиной. Мы почти не разговаривали друг с другом, чтобы не нарушать это нежное равновесие звуков, когда полезли на ближайшую дюну. Как и следовало ожидать — она была истоптана вдоль и поперек, видимо, тут бывает немало народа, желающего прикоснуться лишь к самому краешку великой Гоби. Но отсюда, сверху открылась картина, которая не могла не радовать наши взоры — мы увидели дюны, покрытые нежной рябью, словно это было песчаное море, без единого дефекта, без единого признака присутствия человека. Наверное, весь пыл торопливого люда остывал здесь же, в самом начале пустыни. И мы поняли, что нам надо именно туда, где не ступала нога праздного туриста.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Мы медленно продвигались вперед, взбираясь на дюны с одной стороны и спускаясь с другой, гуськом идя друг за другом. Спускаться было одно удовольствие — садишься на попу и вместе со склоном съезжаешь вниз. А вот подъем был для меня сущим мучением. Делая три шага вперед, на два шага я тут же сползала назад. И все потому, что мы шли не с той стороны, где следовало. И дело вот в чем.

Основание большинства дюн имело форму полумесяца. В какую бы сторону мы ни смотрели сегодня и все оставшиеся до отъезда из пустыни дни, видели только «полумесяцы» и «подковы». Их выпуклая сторона и относительно пологий склон приходятся с наветренной стороны, вогнутая же и крутой склон — под ветром. Под его воздействием песок на поверхности дюны движется вперед с гораздо бОльшей скоростью, чем сама дюна. Когда этот песок достигает линии гребня, то пересыпается на подветренную сторону. Она не прессуется под давлением ветра, поэтому всегда бывает рыхлой. Подняться по такому осыпающемуся на каждом шаге склону — задача, мягко говоря, не для слабаков.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

И все же нам удалось забраться на высокую дюну, которую приметили еще от лагеря. В утренних облаках мягко трепетал ветер, а низко над дюнами нависал недвижимый, почти теплый воздух. Он на глазах светлел и наполнялся нежнейшими рассветными красками. Мы остановились и замерли в ожидании рождения нового дня, в котором еще не проснулась суета, дремлют заботы. Все только начинает быть.

Несколько минут ожидания — и вот он, первый лучик! Солнце не просто взошло, оно как-то вдруг, вмиг, разом выкатилось из-за горизонта, переполнив мир ярким и красочным светом, хлынувшим нескончаемым потоком. Порозовели казавшиеся серыми до этого пески, засинел Дурген-Нуур, краешек которого застенчиво выглядывал из-за дюны.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Я запустила в небо свой маленький летунчик, и мы увидели Пески. На севере и западе до самого дальнего горизонта были видны только дюны. С южной стороны они граничили с просторной степью, а с восточной стороны — с озером. Оно лежало тихое, безмятежное и очень синее.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Присмотревшись к тому, что увидел глаз моего коптера, мы поняли, что в нашей компании будет пополнение — кто-то двигался в нашу сторону. И этим кто-то была Лариса! Какая она молодец — смогла добраться в такую даль по таким трудным песчаным тропам!

Лена помогла Ларисе преодолеть последние самые трудные метры, и вот мы уже вчетвером активно топчем некогда острый, как лезвие бритвы, гребень дюны.

Поболтали, посмеялись, пошутили.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

И разошлись в разные стороны — кому куда надо было. Лена с Таней отправились к Озеру, каждая своим путем, а мы с Ларисой немножко пошалили перед камерой и тоже двинулись в обратный путь. В лагере Наташа наверняка уже приготовила завтрак, а мы его сегодня честно заслужили.

День рождения Ромы

Подготовка к празднованию дня рождения Ромы началась с самого утра. Из закромов наших баулов и рюкзаков, из потайных ящиков с провизией извлекались лакомства, бережно хранимые на всякий пожарный случай. Сегодня пришел его черед.

Измельченное печенье Наташа перемешала с йогуртом, утрамбовала, полученную массу выложила в круглую миску. Разноцветные мармеладины Даша нарезала на изящные кусочки и аккуратно выложила узором по краям торта. ЭЭх, в холодильник бы сейчас поставить наш тортик! Увы, даже с северной стороны палатки жарко, как в Африке. Нам осталось надеяться, что до вечера праздничное блюдо не расплывется и не растечется от жары.

Воздушные шарики тоже дождались своего часа. Надутые и связанные в больший букет, мы их надежно заперли в салон Витиной Делики.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

И вот вечером, после закатной зорьки, мы собрались на праздничный ужин. Из кухни Даша торжественно вынесла торт, мужественно выдержавший дневную жару, а вторая Даша едва удерживала в руках огромную связку рвущихся в небо разноцветных воздушных шариков. «Хоть бы она в небо вместе с этими шариками не улетела», — подумала я тогда. Все обошлось.)

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Рома был доволен. Мне казалось, что в течение сегодняшнего дня он был несколько напряжен, ведь мы не проявляли никаких признаков подготовки к празднованию. По крайней мере, старались скрытничать. И мне хочется надеяться, что хоть малюсенький элемент сюрприза Роме достался.))

Озеро

Мы остановились на берегу Дурген-Нуура в таком месте, чтобы оказаться совсем рядом с дюнами. Здесь был нежный песчаный берег и совершенно замечательное мелководье. Чтобы поплавать, в смысле нормально поплавать, не обдирая живот и коленки о дно, Даше пришлось отойти на 677 метров от берега. Там уже воды было столько, что удалось прикрыть пупок. Я же ленилась идти в такую даль, полагая, что воды мне хватит и поближе к берегу. И я была не одинока в этой мысли. Лена, другая Лена, Таня, Наташа были такого же мнения. Мы отходили от лагеря подальше в сторону, раздевались и в костюмах Евы шли купаться. Там, где воды было по щиколотку, она была не просто теплая, а почти горячая! Но по мере того, как мы отдалялись от берега, градус постепенно понижался. Понижался до сильно теплого состояния.)

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Когда же уровень воды доходил до половины голени, мы начинали плыть. Сначала «плыли» на локтях, а если позволяла глубина, то и на руках. В таком первозданно-райском «бульоне» можно было находиться вечно, но голод изредка выгонял нас на берег. После очередного приема пищи вереница туристов и не только их опять отправлялась отмокать в Озере. Когда мне казалось, что у меня вот-вот появится русалочий хвост, я вылезала из воды с благим намерением дойти до лагеря и побездельничать там или просто где-нибудь в тенечке поваляться.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Но по пути обязательно кто-нибудь попадался навстречу:

— Галка, пойдем поплаваем!

— А пойдем поплаваем!

И я разворачивалась и опять плюхалась голышом в воду.

Когда вернулась домой, некоторое время не могла понять, почему у меня сильно болит пятая точка. И только тогда, когда с нее клочьями начала сползать кожа, поняла — самая выдающаяся часть моего организма, та, которая сзади, со стороны спины, вечно возвышалась над водой и, в результате, на солнце капитально поджарилась, почти обуглилась.

… В нескольких километрах левее от того места, где мы встали лагерем, Озеро было совсем другим. Здесь была мелкая-мелкая галька и на берегу, и в воде.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Но самое главное заключалось в том, что глубина начиналась в трех метрах от берега! Отметились мы здесь шумно и весело, перепугав местных жителей — бакланов и чаек.

В поисках утраченного времени. Часть 8. Дыхание Гоби

Оно такое разное, это озеро Дурген — Нуур. Разное по запаху, по темпераменту, по настроению. В течение дня оно играло с небом, то отражая в своих водах всю синь, на которую только способна Природа, то отгораживалось от него скучной серой рябью. А по вечерам мы наблюдали кульминацию ежедневного представления, когда светило, неуклонно катясь к горизонту огромным багряным шаром, медленно опускалось в озеро. Каждый раз мне казалось, что вода вот-вот зашипит, закипит, изойдется паром, в клубах которого исчезнет испарившееся озеро.

Но ничего подобного не происходило. Горный хребет надежно прятал солнце за своей спиной. И затихал день.

Да затихал ли?

В рассказе использованы фотографии, в том числе, Алексея Мякишева, Лены Батовой, Тани Пимбурской, Ани Алпысбаевой, Виктора Ованенко. Друзья, спасибо вам за радость!))

Поездка была организована и проведена компанией Altai Discovery Team.

Другие мои рассказы про поездку на Алтай и в Монголию:

В поисках утраченного времени. Часть 1. По дороге в Монголию

В поисках утраченного времени. Часть 2. Акколь — белая вода

В поисках утраченного времени. Часть 3. Монголия встретила запахом полыни

В поисках утраченного времени. Часть 4. Непростой путь к Даян-Нууру, деревянные грабли и знакомство с беркутчи

В поисках утраченного времени. Часть 5. С облаками и верблюдами по «Дороге тысячелетий»