Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:13

Геническ — Украина Август 2020

Наш трехдневный путь к Арабатской стрелке — узкой и длинной, более чем 100-километровой полосе земли, соединяющей материк и полуостров Крым, подходит к концу. Появился указатель, что на горизонте Геническ — последний город на материке. Дальше пойдет узкая и длинная песчаная полоса (коса, стрелка), ширина которой в разных местах будет от 270 метров до 8 километров. С ее восточной стороны будет Азовское море, а с западной — озеро Сиваш. Или, как его еще издавна называют — Гнилое море.

В принципе, этот, почти 800-километровый путь, можно было проделать и за один день, но мы решили не гнать, а, разделив пополам, посмотреть интересные природные и исторические достопримечательности, которые были у нас по дороге. В первый день на нашем пути в районе Первомайска были Музей Ракетных войск стратегического назначения и парочка интересных кратерных озер в окрестностях поселка Мигея. Весь второй день ушел на знакомство с природными достопримечательностями, расположенными в пригородах города Вознесенск — Арбузинским, Актовским каньонами и чудом человеческой доброты и разума — Трикратским лесом.

Свернув от указателя на Геническ направо, перед выездом на косу нас встретил объект, который трудно миновать — магазин «Вина Мира»! Заглянув, убедились, что, действительно, ассортимент этой продукции здесь очень велик — от украинских сортов до новозеландских и австралийских. Пришлось, кое-что, взять на дегустацию…

Переехав по мосту через реку-протоку Большое Гирло и пролив Тонкий, соединяющие озеро Сиваш и Азовское море, мы очутились, наверное, на самом длинном в мире острове-полуострове Арабатская стрелка. Или, как ее еще иначе называют — косе.

Арабатская стрелка

На этой стрелке на расстоянии около 52 километров, имеются четыре основных поселка, в которых развита туристическая инфраструктура — Геническая Горка, Счастливцево, Стрелковое и Валок. За последним начинается аннексированная в 2014 году Россией территория Крыма. Отсюда полоса этой песчаной косы тянется до Арабатской крепости еще на 67 километров. Помнится, в 1982 году, возвращаясь на Жигулях из Крыма, решили проехать по этой стрелке до Геническа — это был настоящий треш! Но все же это удалось! Тогда асфальтированных дорог на косе почти не было — только километров за 20 до материка — уже на подступах к Геническу, была дорога и какая-то советская отдыхательная инфраструктура. А так — дикие места, которые любили энтузиасты такого же дикого отдыха.

Сейчас кругом все застроено — и частными домами-коттеджами, и домами отдыха предприятий и фирм. Проблем с размещением на отдых нигде нет. У нас на неделю было забронировано жилье на базе отдыха «Визит» (600 грн/комната — $22) в поселке Стрелковое — до него от Геническа было 35 километров.

Наша база «Визит» была частной постройкой и, действительно, как и было в описании, оказалась очень зеленой, чистой и, со своими местами для барбекю, фонтанчиками, ручейками и детской площадкой, довольно уютным местом.

Устроившись, прошли к морю. Народу на пляже не так уж и много, вода теплая, но море как-то нехорошо волновалось и купающихся в нем было мало.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Разочарованные, вернулись снова домой и, видя наши расстроенные лица, владелица отеля Лариса попросила своего супруга показать нам дорогу к озеру Сиваш. Фи! Какой-то Сиваш! Да еще и, как известно, имеющий и второе название — Гнилое море. В действительности, название Сиваш, в переводе с крымско-татарского языка, означает «грязь».

Но, все же поехали посмотреть и не разочаровались! В этой части Арабатской стрелки находится, спускаясь на юг, самая широкая ее сухопутная часть — вот это место нам и показали. Ехать всего около 4 километров. Дополнительным бонусом к этому месту было грязевое озеро — если присмотреться, его голубое пятнышко на карте видно в конце автомаршрута прямо на берегу озера Сиваш. Говорят, грязь в нем — «лечебная». Причем — «от всего»! Ну, ну — посмотрим…

Место понравилось — народу мало, вода тихая, соленая — как в море. А может, и больше. Специалисты называют такую концентрацию соли в воде — рапа! Только на горизонте виднелся далекий кусочек берега. От настоящего моря-окияна и не отличишь. Берег, как и на Азовском море, ракушечно-песчаный.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Вот на таком варианте отдыха мы и остановились — с утра делали разведку на Азовское море и сразу же, глядя на нескончаемые волны, уезжали на Сиваш. Там были до обеда, а во второй половине дня совершали экскурсии по интересным местам косы.

Озеро Сиваш

В Европе озеро Сиваш является уникальным и единственным в своем роде явлением природы. Как известно, на нашей планете есть только три аналога этому месту: залив Кара-Богаз-Гол в Туркмении, Большое Соленое озеро в США и Мертвое море на Ближнем Востоке. По большому счету, называть Сиваш озером не стоит, так как, если взглянуть на карту, то мы увидим целую разветвленную сеть мелководных соленых водоемов.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

В то же время, Сиваш является огромным заливом Азовского моря. Фактически, это мелководный водоем со многими островами, полуостровами, мысами и заливами, которые, если взглянуть на карту, превращают его в сложный лабиринт заливов и проливов удивительных очертаний. Из-за мелководья, жары и последующего испарения, морская вода, поступающая через пролив Тонкий из Азовского моря, превращается почти в рассол. В дальнейшем, в результате интенсивного испарения происходит видимая нами на берегах, кристаллизация соли. Концентрация солей в водах Сиваша намного выше, чем в Черном и Азовском морях.

Соль, минеральные грязи, эндемичная растительность и редкие животные — основные богатства этих уникальных мест. Говорят, такая грязь, которую мы доставали прямо за нашим пляжем, была очень полезной от всякого рода болезней суставов. Или кожных покровов. Помазались на всякий такой случай и мы.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Место, действительно, было замечательным. На берегу совершенно нет людей. Приезжающие туристы не толпятся, а выискивают свободные места. Их на берегу хватает. Вода, прямо, прелесть! Бирюза как на Мальдивах…

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Что делать на озере, кроме как жариться на солнце и мазаться грязями? Для начала мы изучили побережье озера, проехав в обе стороны от нашей стоянки на Север и на Юг. Картины озера и его берегов с двух сторон оказались разными.

Если проехать на Север, то вскоре дорога заканчивается у довольно большой лагуны, в которой любители рыбной ловли собирают червей.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Здесь мы оставили машины и перейдя вброд через небольшую протоку, очутились на длинной и узкой почти трехкилометровой песчаной косе.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Она уходила все дальше и дальше на Север и, казалось, ей никогда не будет конца. Мы находимся как бы в средней и восточной части озера Сиваш. Основная часть объема и площади его водоема приходится на западную сторону. Общая его длина по линии с запада на восток составляет около 70 км. Восточная часть озера намного меньше и мелководнее западной и максимальная глубина в этих местах едва достигает 3 м. Их соединяет лишь узкий и мелкий Чонгарский пролив.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Общая площадь всего Сиваша составляет более 2500 км2. На западе озеро упирается в Перекопский перешеек, а на востоке — в косу Арбатку и, как я упоминал выше, имеет лишь слабый доступ к Азовскому морю через протоки-проливы Большое Гирло и Тонкий. Мы прошли по этой косе почти до ее конца, на котором она смыкалась с лагуной, которая была справа по нашему ходу. Не видя смысля идти в жару до ее самого конца, искупались и повернули обратно. Купаться в этом месте было не очень комфортно из-за маленькой глубины.

Вернувшись на наше пляжное место у грязевого озера, с удовольствием провели там остаток дня — здесь была хорошая глубина буквально метрах в тридцати от берега.

Если от нашего пляжного местечка у грязевого озера направиться на Юг, то надо тоже брать машину — конец мыса находится примерно в десяти километрах.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Подъезжая к окончанию мыса пару раз выходили из машин на берег. Вода в этих местах уже была какая-то не такая как на нашем пляжном участке. Здесь был какой-то ее застой и чувствовался запашок гнили. Вот откуда второе название этого озера! Эта застойная муть из всякого рода водорослей как-бы прибивалась к берегу и под воздействием солнца, разлагаллась, издавая специфический аромат.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Но посмотрев в сторону степи, настроение сразу же изменилось! Там, поднимая пыль неслось стадо диких лошадей! Неужели здесь обитают лошади Пржевальского? Откуда? Ведь совсем рядом живут десятки тысяч людей!

Так потом и оказалось — наш хозяин сказал, что этих лошадей без пастухов выращивают на воле татары по заказу соответствующих рестораций.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Было приятно наблюдать за играми и гонками этой лошадиной молоди. А то, поначалу, я было, подумал — О! А вот и лошади Пржевальского здесь…

Проехав еще дальше по берегу, увидели вконец забитый пеной и водорослями берег. Спускаться к воде как-то не тянуло.

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Выйдя из машины, долго стояли на берегу в ожидании появления каких-нибудь диковинных птиц. Берег, на который лениво набегала небольшая волна, уходил вдаль на Юг. Тишина и только слышен легкий плеск лениво набегающей волны…

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Проехав еще пару километров, увидели мыс, за которым грунтовка поворачивала налево и огибала его. Конец пути.

Возвращаясь, в одном месте заметили нечто подобное остову небольшого корабля. Так здесь когда-то было и судоходство или крупная рыбная ловля? Как сюда попало это старое ржавое корыто?

Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Проведя два полных дня на Сиваше, решили посмотреть — а что же творится на Азовском море, куда мы не заглядывали эти два дня? Там, увы — когда море успокоилось, пришла новая беда — нашествие медуз типа Корнерот!

Это очень опасный и ядовитый вид медуз, обитающих в Азовском и Черном морях. И как раз сейчас, в конце лета и начался их активный период жизни…
Плавать невозможно — какая-то каша из этих медуз. Да ещё и их щупальца сильно жгутся.
Релакс на озере Сиваш с Арабатской стрелки

Но, все же это не смертельно опасная медуза Оса, которая водится у берегов Австралии — у нее щупальца длиной до двух метров! И — они смертельны! Из-за этого мы там тогда так и не искупались в океане.

Ну, вот! Наше знакомство с пляжными особенностями по обеим сторонам Арабатской стрелки — на озере Сиваш и Азовском море, состоялось. Нам больше всего понравились отдых и купание в соленых и спокойных сивашских водах. Но Арабатская стрелка хороша не только этим — в следующем очерке мы познакомимся с некоторыми естественными раритетами этих мест — Розовым и Радоновым озерами, горячими источниками и побережьем кемперов. Их здесь — не счесть…