Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва, Калязин — Россия Сентябрь 2020

Во время круиза по Волге о Калязине туристов предупреждают заблаговременно.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Услышав объявление, народ оживляется, стараясь занять лучшие места на носу или у борта.

Мне три раза доводилось быть в круизе, когда пароход туда и обратно проходит мимо Калязина. Каждый раз вместе со всеми я выходил на палубу и любовался этим чудом.

Пятнадцать лет назад в дружеской компании приезжал в Калязин на машине. Лодочник предложил прокатить до колокольни. Мы согласились. Взревел мотор, посудина устремилась вперёд, и через пять минут мы все четверо ступили на вожделенный островок.

Подсыпая камни, власти укрепляли фундамент уже тогда. Точнее, работы периодически производились с конца 80-х. Через два года после нашего визита в колокольне была проведена первая церковная служба.

Но это случилось после. На момент 2005 года ни пристани, ни какой-либо реставрации внутри не было. Уникальный памятник архитектуры использовался в качестве маяка для проплывавших судов. В районе Калязина река делает поворот и потому незатопленная колокольня выполняет важную функцию.

Присмотревшись к проёмам, я загорелся залезть наверх. Предстояло преодолеть первый уровень. Дальше в помощь висела верёвка и выглядывало что-то по типу лестницы. Продумав путь, я начал карабкаться, но случилось непредвиденное!

Жена друга на тот момент была в положении, тут и там выстреливая искрившими гормонами. Танюха начала орать, что она тоже полезет… Мы стали дружно отговаривать. В итоге от идеи пришлось отказаться совместно.

До сих пор вспоминаю! С одной стороны, очень жаль. С другой… возможно, сам Господь от затеи меня отвёл. Неизвестно, залез бы я до второго проёма, или упал бы на камни.

Я расстроился, сажусь в лодку и тут сюрприз. Капитан предложил показать Монастырский остров, слегка проступавший над водой у противоположного берега.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Шли мы туда на порядок дольше, нежели до колокольни. Движок лодки оказался слабым, а течение Волги, наоборот, сильным. В любом случае, добрались. Островок оказался вполне обычным кусок суши, где росли трава, кустарник и не набравшие силу деревья.

Уже тогда остров имел часовню. Пространство возле неё оказалось заставлено палатками. Намечался религиозный праздник, и народ, преодолевая трудности, приехал на богомолье.

К этому моменту поднялся ветер. Суровая туча обещала прокашляться дождём. Походив по острову минут пять-семь, наша компания поспешила к лодке.

Таким образом, на Монастырском островке я был! Но там ли именно стояла обитель, не скажу. Ни остатков фундамента, ни стен, ни кирпичей, на островке я не видел, и лодочник, местный житель, ситуацию не прояснил.

Перед затоплением строения разбирались под ноль, и деревья спиливались. Делалось это для того, чтобы корабль или катер не пропорол дно, а древесина не засоряла русло.

Спасённые фрески затопленного монастыря

В последующем я заинтересовался историей Макарьевской Атлантиды.

Основателем монастыря (1434 г.) был тверской служилый человек Матвей Кожин из знатного кашинского рода. За несколько лет до этого он постриг под именем Макария.

Макарьевский монастырь стал опорным пунктом новгородских купцов, ведших торговлю в этих местах. О посещении обители в 1466 г. упоминает тверской купец Афанасий Никитин.

Каменное строительство велось в 1520-е годы на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда ростовскими мастерами были воздвигнуты Троицкий собор, тёплая церковь и обширная трапезная, уцелевшая до XX века.

В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря на протяжении нескольких месяцев формировал свою армию против войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов знаменитый полководец Михаил Скопин-Шуйский. Здесь же в ходе Калязинской битвы он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю и Москве.

Молодой русский воевода сперва заманил конницу в болото, а после довершил разгром поляков и тушинцев в чистом поле. Заслуги Скопина-Шуйского переоценить сложно. Он стал спасителем Москвы, национальным героем России. Однако, увы, в этой роли пробыл не долго. На царском пиру воеводу отравили, что привело к падению последнего Рюриковича на русском троне — Василия Шуйского.

Теперь ни про Калязинскую битву, ни про затопленную Троицкую обитель, никто толком не знает. Проплывая Калязин, туристы фотографируют колокольню, а в сторону Монастырского острова даже не смотрят.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Власти колокольню памятником архитектуры признали и упасть ей не дадут. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Увы, нет! Моему удивлению не было предела, когда я узнал, что в Музее архитектуры им. Щусева проходит выставка фресок Макарьевского монастыря, спасённых перед затоплением.

В условиях новой волны пандемии, дабы народ не толпился, музейщики ограничили посещение выставки. Договорившись с друзьями, мы пришли к открытию.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Посетителей оказалось не много, но далее народ начал подтягиваться. Дабы сфотографировать, приходилось ждать счастливого момента. Применять вспышку смотрители категорически запрещали!

Экспозиция разместилась в трёх залах. Перед входом предлагались к изучению плазменные панели. На одних рассказывалось про Макарьевский монастырь и Никольский собор, от которого осталась знаменитая колокольня.

Другие знакомили с уникальным подвигом реставраторов. Архитектурный ансамбль монастыря считался памятником архитектуры высшей категории. Это не спасло от затопления. Однако архитекторы и искусствоведы сумели убедить власти, дать возможность, сохранить фрески.

В январе—феврале 1940 года в ходе экспедиции Академии архитектуры СССР при температуре, достигавшей — 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописи общей площадью 185 кв. м.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Посетители, переступая порог первого зала, в буквальном смысле замирают от восторга. После начинают обсуждать детали, восхищаясь мастерством средневековых мастеров и реставраторов.

Итак, что такое настенная фреска? Это рисунок, созданный поверх штукатурки. Во времена росписи соборов Макариевского монастыря изображение наносилось на сырую штукатурку.

Это делалось для того, чтобы находившаяся в штукатурке известь создавала поверх рисунка тонкую прозрачную кальциевую пленку, которая защищала изображение, делая фреску долговечной. Именно такие настенные рисунки, датированные 1654 годом, зимой 1940 г. сбивались со стен.

Спасённые фрески затопленного монастыря

«Техника снятия заключалась в следующем. По периметру выбранной композиции пробивалась глубокая борозда шириной 6−8 см. Лицевая поверхность живописи заклеивалась несколькими слоями марли на растительных клеях и хорошо просушивалась.

Затем узкими и тонкими ножами различной длины отделяли штукатурку от кладки, начиная снизу и с боков и равномерно вгоняя их деревянными молотками.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Когда фреска оставалась висеть на узкой верхней неотделенной от стены полосе штукатурки, снаружи на лицевую сторону накладывали щит такого же размера, отделяли последнюю полосу штукатурки от стены и щит с живописью укладывали на пол.

В данном случае, используя сильные морозы, П. И. Юкиным впервые был применен метод замораживания. Когда стена хорошо промерзала, всю поверхность живописи и борозды вокруг нее разогревали жаровнями с углями и быстро заклеивали двойным слоем марли, используя мучной клей.

В тот момент, когда марля примерзала, но мороз еще не успевал сковать штукатурный слой с кладкой стены, производили его отделение.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Снятая живопись с испода (тыльной стороны) укреплялась на паркетаж (деревянная решетка) несколькими слоями раствора алебастра с растительным клеем. И только после того, как основа приобретала достаточную жесткость, производилась расчистка лицевой поверхности», сообщает Т. И. Гейдор в своей статье «Судьба росписей Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря города Калязина.»

Рисунок во многих местах трескался и раскалывался на множество частей. Оторванные от стены фрески в некоторых случаях представляли собой труху.

Спасённые фрески затопленного монастыря

В подобном состоянии они хранились на складе более 40 лет. На стыке социализма и капитализма было принято решение о реставрации. Благодаря реставраторам, мы можем любоваться фрагментами «Грехопадения».

«Адам и Ева» совместно с «Райскими кущами» на стене храма входили в композицию «Изгнания из рая». Теперь это две отдельные фрески.

А это «Каин, искушаемый дьяволом». Он являлся кусочком большой фрески «Каин убивает брата своего Авеля».

Спасённые фрески затопленного монастыря

Никто не знает, как выглядела Вавилонская башня. Мне приходилось бывать в Ираке. Древние зиккураты строились из кирпичей, не похожих на наши — их брикеты тоньше. Средневековые художники о подобном не знали.

Любопытно видеть как они в 1654 г. представляли «Строительство Вавилонской башни» и «Разрушение Вавилонской башни».

Если создавая иконы мастера обязывались придерживаться строгих канонов, то с фресками позволяли себе большее. Возможно, именно за это мы любим и ценим фрески.

В память врезалось «Омовение ног»: Иисус обтирает одному из учеников ноги полотенцем, которым перепоясан. Ученики в верхней части изображения недоумевают, нижние проявляют понимание.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Глядя на женщину, оголёнными руками держащую младенца, мои друзья начали спорить, кого изобразили художники. Мне вспомнилось, если руки открыты, значит это работница.

В пояснительной информации сообщалось: «Служанка с младенцем Марией», фрагмент композиции «Рождество Богородицы». Первая реставрация проведена в 1967 — 1969 годах, вторая 2019 г.

Спасённые фрески затопленного монастыря

В центре первого зала музейщики представили на обзор монастырскую икону где на заднем плане: церкви Калязина, Волга, отделяющая город от обители и монастырь. На переднем — устремил взор в небеса Макарий Калязинский. Преподобный в молитве обращается к Святой Троице.

Рядом стенд с макетом Троицкого собора. Полукруглые аспиды делали его похожим на Успенский собор Московского кремля. Аспиды имели одинаковую высоту, что подчёркивалось венчающими профилями.

Троицкий собор возведён в 1521–1523 годах, впервые расписан по окончании строительства. Если в 1609 г. возле Калязина русским войскам поляков удалось разбить, то через год супостаты вернулись. Отряд под предводительством Александра Лисовского разорил и разграбил монастырь.

История новой росписи связана с 1654 годом.

В связи с эпидемией чумы патриарх Никон перевёз царицу Марию Ильиничну (1-я жена царя Алексея Михайловича, мать Фёдора III, Ивана V и царевны Софьи Алексеевны) вместе с детьми в Калязин в Троицкий Макарьев монастырь.

В этот период царь хорошо помогал монастырю, о чём свидетельствует Кормовая книга. Тишайший сделал крупный вклад на восстановление обители и прислал придворных мастеров, имена коих сохранились в монастырской летописи.

Именно они расписали Троицкий храм и другие строения. В благодарность за помощь, на стенах Троицкого собора появились ктиторские портреты Алексея Михайловича

Спасённые фрески затопленного монастыря

и его супруги Марии Ильиничны в окружении праведников.

В 1940 г. участники архитектурной экспедиции сфотографировали внутреннее убранство опустевшего храма и сняли со стены фрески царя и царицы. И вот теперь музейщики на одной из стен разместили увеличенное чёрно-белое изображение храма, куда поместили спасённые фрески.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Второй зал оказался размерами чуть меньше, но таким же интересным. На стендах можно было видеть макет монастырской трапезной,

фотографии и отчёты архитектурной экспедиции,

рисунки почившей обители и её строений.

Три стены украшали нарядные фрески,

одна краше другой.

Глядя на них, меня невольно теребила мысль — мы же могли всю эту красоту запросто потерять!

Можно осмотреть рисунки бегло, это создаст настроение и общее понимание. При внимательном изучении с каждым разом открываешь всё новые и новые детали.

Мне подумалось, если бы я пришёл в старый храм, стал бы я сверлить глазами фрески? Думаю, нет. Пробежался бы взглядом и пошёл… Невольно вспоминается притча о Блудном сыне. Вот только Блудный сын здесь не фрески, а именно мы сами.

Отдельные фрески удалось воссоздать в первозданном виде, тогда как от других сохранились фрагменты. С трудом представляю себя на месте участника экспедиции. Сроки работ ограничены. Всё со стен соскоблить не получится и ты вынужден чем-то жертвовать…

Третий зал оказался самым маленьким.

И фрески здесь были тоже небольших размеров.

Часть из них довести до соответствующего уровня не удалось и потому музейщики приглушили освещение.

В углу висела плазменная панель, где меняющиеся изображения рассказывали, как проходила реставрация, а также о судьбе отдельных фресок.

Начиная с 1988 г. работы стали проводиться на кафедре монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища им. С. Г. Строганова по авторской методике художника реставратора высшей категории В. П. Бурого.

Друзья, вдумайтесь, спасение 19 фрагментов растянулось на 30 лет! Это целая жизнь! За окном мастерской отгремели 90-ые, мимо пронеслись кризисы и подорожание нефти, штурм Белого дома и две Чеченские компании. Кто-то из художников вполне мог бы заниматься самостоятельной живописью и не тратить время на реставрации…

Спасённые фрески затопленного монастыря

Фреска с изображением Богоматери может по праву считаться многострадальной. Первый раз её повредили в 1940 году. В 1992 г. по неосторожности она упала со стола, разлетевшись на множество осколков. Собирали вплоть до нашего времени.

Наверно, люди искусства это особая порода настоящего человека!

Возле Углического гидроузла в небе молниями сверкают чайки. Их протяжные крики навевают тоску. Кажется, что птицы оплакивают почивший Макарьев монастырь.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Грустно? Да, грустно! Мы утратили уникальный объект архитектуры, который посещали государи: Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович.

С другой стороны, жизнь без потерь невозможна. Волга обрела новые берега и сделалась полноводной.

Спасённые фрески затопленного монастыря

Страна получила возможность масштабной транспортировки грузов.

Углический гидроузел дал стране электроэнергию, крайне нужную и необходимую во время войны.

Спасённые фрески затопленного монастыря

P. S. Кто заинтересуется фресками, выставка открылась 11 сентября этого года. Дата закрытия на данный момент не объявлена, но я рекомендую поспешить.