Турист М.Н. (Laskovsky)
была 20 апреля 9:15

Кимры — Россия Август 2020

Обувная столица России

В плане визита под № 1 было посещение Кимрского краеведческого музея, имеющего отличный сайт (http://muzeykimry.ru), после просмотра которого не представляю, как можно не захотеть побывать в самом музее. Осмотр города пешком предполагался после знакомства с его историей в музее. Честно скажу, план был сыроват: ну, кто захочет пойти в музей, если еще города не видел? Музей был остановлен на потом, и что в таких ситуациях происходит объяснять не надо — на него не осталось времени.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Положа руку на сердце, я и сейчас считаю, что план был неплох, но в первый момент, увидев музей, я еще не успела избавиться от раздвоенности представлений и никак не могла поверить, что это и есть музей, о котором читала. Да и наша команда уже имела опыт хождения в музеи со мной, когда поехав в Александров, мы практически всё время провели в музее Цветаевой — но это того стоило.

Помимо традиционных экспозиций в музее есть отдельная, специфическая: «Улица столицы сапожного царства», и я надеялась значительно продвинуться в области сапожного ремесла. В музее представлена коллекция обуви с петровских времен. Увы, мои познания остались теоретическими. А где, как ни здесь, их можно было пополнить? В Кимрах уже к середине XVII века! более половины крестьянских семей занималось сапожным промыслом, а село было довольно крупное — более сотни дворов.

Как Кимры армию обули

Настоящее бурное развитие обувного производства в Кимрах произошло при Петре I, когда было заключено соглашение на поставку для нужд армии обуви, кожаных мундиров и сёдел. Причем, контракт был многолетний. Мы теперь все экономически грамотны и представляем, что это такое. Потребности армии удовлетворяли Кимры и при последующих императорах, что позволяло значительно обогатиться жителям. Мне несколько раз попадалась фраза о том, что русские солдаты маршировали по Парижу в кимрских сапогах. Красивая фраза, да не только по Парижу они маршировали. Правда, тогда «Александр I „в знак монаршей признательности населению Кимры за поставку обуви на армию в 1812 году“ подарил селу батарею пушек, которые были установлены около волостного правления. Из этих орудий стреляли в праздничные дни».

И вот где ни копни, всё не так просто. С удивлением для себя узнала, что при Петре I солдатские сапоги были оставлены только на парадах и в караулах.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Долгое время считала, что указы царя относительно гражданского населения сводились к тому, что бороды стричь, европейское платье носить, и касались бояр и прочей знати. Однако регламенты Петра были более обстоятельны и жестоки, а не как в кино: взяли да бороду отрезали. Но я про сапоги. Сначала в них просто ко двору не пускали. В 1714 году Петр Великий издал указ, запрещающий торговать сапогами и русской одеждой: «Ежели кто учнетъ Русскимъ какимъ платьемъ и сапогами торговать… за такое ихъ преступленiе учинено имъ будетъ жестокое наказанье». А наказание вплоть до каторги. Еще через несколько лет — штрафовали (подать собирали) за их ношение.

Относительно армейских сапог — что ни царь, то указ. При Екатерине Великой сапоги в армию вернули (с подачи Потёмкина). Соответственно, Павел исключил. При упомянутом уже Александре I сапоги было разрешено носить только офицерам и т. д.

«Гамбург» в Кимрах

К концу ХIХ в. в Кимрах производили до 2,5 миллионов пар обуви в год. Цифры неимоверные. Производили обувь не только для армии, тем более армия не всегда воевала, мирному же населению товар надо еще было и продать. В Кимрах проводятся крупные ярмарки, да и сами кимряки дома не сидят, участвуя в ярмарках по всем городам и весям. Работы торговцам хватало. Активно торговали и на юге России. Возможно, сейчас об этом бы и забыли, разве что удивлялись, рассматривая на старых фотографиях существование в российской глубинке Азовско-Донского коммерческого банка.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Здание сегодня. Башенки пропали.

Возможно, и забыли, если бы не личность одного купца, ставшего успешным промышленником Онуфрия Потапенко, дом которого с одним отремонтированным эркером мы уже видели (в предыдущем рассказе). Выходец из донских казаков торговал кимрской обувью на их землях и на всех главнейших украинских ярмарках. Есть сведения: «на сумму 500 тысяч рублей». Огромная цифра, если учесть, чтобы стать купцом 1 гильдии достаточно было 50 тыс. А по статистике (на первую половину 19 в.) купцы 1 гильдии составляли только 2% среди прочих. Прославился же он тем, что, женившись, на приданое жены он строит кожевенный завод близ Кимр, причем, использует в производстве не только традиционные технологии. В частности, выпускает «гамбургский товар». По легенде, его выпуск начинается после того, как Потапенко привозит мастеров из Беларуси, и технология хранится в чрезвычайном секрете. Ха, через несколько лет уже далеко не он один производил «гамбург» в Кимрах. Лично я до посещения Кимр ни о каком таком «гамбургском товаре» не слышала. Секретное производство, «сшитая из него обувь пользовалась громадным спросом, и не только в Кимрах, но и в лучших магазинах Москвы и Петербурга»…Заинтриговало. Оказалось просто: это кожа, выделанная из конины.

За исключением этой фабрики, расположенной рядом с городом, производство обуви оставалось кустарным, и лишь в 1907 г. строится фабрика механического производства обуви «Якорь», ставшая впоследствии «Красной звездой», а ныне почившая в бозе. С обувным производством мы познакомились, только рассматривая памятник, стоящий в центре.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Мне он понравился, хотя грусть и усталость не придают оптимизма. Странно было бы иметь голливудскую улыбку человеку, занятому трудом. Автор — скульптор Самвел Сардарян. Поскольку сапожник произвел впечатление, то и на автора обратила внимание. Не скажу, что всегда это делаю, но отсюда потянулась ниточка удивлений, которая не знаю, куда должна завести. Автор следующего памятника (чуть ниже) — Геворкян, и есть даже в Кимрах хачкар. Трактовать не берусь.

Город, смотрящий в небо

Где сапоги и где небо? Что общего? Да ничего. Но в Кимрах жил Андрей Николаевич Туполев, а это уже кое-что да значит.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Бюст был установлен в 1979 г. Примечательно, что на месте, где он установлен до 1962 г. стоял другой памятник — И. В. Сталину, о котором пишут так: «стал жертвой борьбы с культом личности и был демонтирован по указанию Никиты Хрущёва». О том, что свято место пусто не бывает, я еще скажу.

Побывать в родных местах авиаконструктора это как прикоснуться к истории, ощутить её хоть чуть-чуть. Правда, давно не существует села Пустомазово, где он родился. Прикоснуться это хорошо, но для этого надо её ещё и знать, что несколько сложнее. Т. к. всесильная википедия указывала и в биографии Туполева, и в описании Кимр только это село, то логично было предположить, что Кимры имеют к А. Н. Туполеву весьма опосредованное отношение — как ближайший город. Только после поездки выяснилось, что он жил в Кимрах и в дальнейшем неоднократно приезжал. Мы же прошли где-то совсем рядом, не знали, а потому и не увидели. Адрес: ул. Орджоникидзе, 10.

Зато другой памятник, связанный с именем этого человека не заметить невозможно — самолет Ту-124.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Он был подарен городу Кимры конструкторским бюро им. А. Н. Туполева в 1984 г. и последние пару лет стоит в створе Кимрского моста. Некоторые ворчат, что теперь к нему не подойти, не полазать, как раньше. Но надо было видеть, во что можно превратить самолёт, когда он был «любимым местом отдыха горожан» (сужу по старым фото).

Савёлово

Когда-то название Савёловского вокзала в Москве вызывало у меня вопрос. Ленинградский, Казанский, Ярославский, Киевский — понятно, но что за Савёлов? Ответ пришёл сам и только сейчас. Что ж, мы на набережной и смотрим на противоположный берег Волги. А там, на другом берегу — Савёлово, куда в самом начале ХХ в. была протянута железнодорожная ветка из Москвы.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Совершенно очевидно насколько железнодорожная связь с Москвой явилась важной для экономического развития города села. Странностью было то, что Кимры были с одной стороны Волги, ж/д станция — с другой. Думаю, объяснить можно сложностью (или дороговизной) строительства ж/д моста. Но, как я уже говорила (Где-то между Петербургом и Москвой) долгое время не было никакого моста. Объяснение (легенда), проливающая свет на это обстоятельство, такова: это результат лоббирования местных перевозчиков, которые получали немалый доход за переправу.

Вполне естественным следствием является то, что новые промышленные предприятия появляются и развиваются именно в Савёлово. В первую очередь, это Савёловский машиностроительный завод, возникший когда-то (в 1915 г.) как железнодорожные мастерские по ремонту узкоколейного подвижного состава. Я написала: «Город, смотрящий в небо» не только потому, что где-то рядом с Кимрами родился А. Н. Туполев.

С сайта http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/gidrosamolet-kor-2-be-4-sssr.html

На савёловском заводе уже в 1937 г. приступают к выпуску гидросамолётов, и в дальнейшем его деятельность связана с авиационной промышленностью.

Для туристической заметки я должна остановиться на этой фразе, но не могу. Как такое предприятие могло войти в «группу компаний „Бородино“, специализировавшуюся на выпуске слабоалкогольных и безалкогольных напитков, других пищевых продуктов, торговле и недвижимости» (в 2004 г.), а в 2011 вместе с этой группой обанкротиться, остаётся риторическим вопросом. В начале 2014 года ООО «СМЗ» вошло в состав российского станкостроительного холдинга Станкопром. Акции АО «Станкопром» распределены среди акционеров следующим образом: ОАО ОПК ОБОРОНПРОМ — 34,81%, Госкорпорация Ростех — 65,19%.

А мы вернемся в историческую часть города, из которой и не уходили.

Набережная

Не ошибусь, если скажу, что набережная — это всегда самое лучшее место в городе. В волжском городе особенно.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

До революции ее называли просто Набережная, и мне очень нравится это написание с большой буквы. Потом она побывала Пролетарской, а сейчас носит имя Фадеева. С одной стороны просто Набережная — лучше, с другой стороны, благодаря её названию я узнала, что А.Фадеев — уроженец Кимр.

Из центра мы дошли до набережной по зеленой аллее, очень приятной и ухоженной.

Называется она Аллея Славы и заканчивается обелиском Победы, в честь погибших во время Великой Отечественной войны жителей города и района.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

Внешне он выглядит довольно обычно, и во многих источниках указывается, что выполнен в форме штыка. Глядя на монумент, в этом можно усомниться. Легенда: Прообразом памятника стал сапожный инструмент под названием сталька. Пришлось долго покопаться, чтобы уяснить, что это такое. Так поняла, что служит для заточки ножей, возможно, так и выглядит. Есть у этого памятника ещё одна изюминка: воздвигнут он в 1971 году, и в его основании на 100 лет замуровано послание потомкам, т. е. можно будет вскрыть в 2071 году. Не так долго ждать осталось, и что-то будет к этому времени со страной. Явно в 1971 г. не предполагали, как всё изменится.

Для меня лично самыми приятными в Кимрах были эта аллея и кусочек набережной, прилегающей к ней.

Гостиница «Чайка»

Хотя нет в этом здании прихотливой изысканности провинциального модерна, но ему уже более 150 лет, и самое примечательное, что оно не изменило своего предназначения. Genius loci. «Во второй половине XIX века богатая крестьянская семья Черниговских основала в этом здании постоялый двор». Остался у меня после посещения Кимр вопрос: а кого на Руси крестьянами называли?

Пожалуй, на набережной (правда, в другом месте) у меня сложилось ощущение, что я с помощью некой машины времени перенеслась на несколько десятков лет назад, когда доводилось бывать во многих городах и поселках. Именно на уровне чувства. Особенно оно усилилось, когда мимо прошла группка молодежи с увесистым магнитофоном, из которого звучала музыка. Нет индивидуализму и наушникам.

Возвращение в центр из тихого уголка старых Кимр без рекламы, плакатов и магазинов происходило по той же аллее, а в начале её стоит памятник В. И. Ленину. Не стала приводить фотографию — все мы знаем, как выглядит, но вид сзади мне показался символическим. Для справки: до 1918 г. на этом месте стоял памятник императору Александру II как знак уважения к реформам российского самодержца. Скорее всего, то, на что он взирал, выглядело иначе.

Обувная столица России и Город, смотрящий в небо

В заключении могу сказать, что пробыли мы в Кимрах слишком мало времени, чтобы увидеть всё, что планировали. Особенно жалею, что не побывали в музее. Домов в стиле модерна и просто старинных домов увидели намного больше, чем было сфотографировано и тем более опубликовано в моих рассказах. Однако, много куда не дошли вовсе.

Знаю, некоторые из тех, с кем общаемся на сайте, любят фестивали исторической реконструкции. В Кимрах тоже такой проводился в конце лета и назывался «Былинный берег». Пишу в прошедшем времени, т. к. последнюю информацию о нём нашла за 2017 г. Но при желании можно уточнить.