Турист Таmara M. (Tamtravel)
Таmara M.
была 19 января 19:30

Канев — Украина Сентябрь 2020

Наше автопутешествие под названием «Малый Днепровский круг», включающее в себя кольцо по маршруту Киев — Канев — Киев, началось с осмотра так называемой Кийловской Аскании — небольшого питомника, занимающегося разведением страусов и некоторых других видов птиц и животных. Маршрут этого дня включал в себя посещение Спасо-Преображенской церкви — уникальной реликвии, чудом избежвшей гибели при затоплении села Гусинцы во время образования Каневского водохранилища и еще одного раритета 19 века — остатков Ротонды Каневских в селе Воскресенское под Переяславом.

Переночевав в Переяславе, спускаемся далее по левому берегу Днепра и тоже, будем надеяться, получим неплохие впечатления. У нас на пути (через 15 км) будет село Цибли с опять же полузатопленной во время образования Каневского водохранилища, церковью Св. Ильи, далее — Белоозерский Природный парк (16 км) и, наконец, перед выездом на плотину Каневской ГЭС, мы посетим в селе Лепляво (40 км) место гибели известного командира времен Гражданской войны и детского писателя — Аркадия Гайдара…

Маршрут второго дня: Переяслав - Канев

Руины церкви Святого Ильи в селе Цибли

Выехав из Переяслава в направлении Черкасс, через 15 километров сворачиваем с трассы в село Цибли Переяслав-Хмельницкого района Киевской области. Чем же интересно это поселение, кроме его многовековой казацкой истории? Ведь кругом есть десятки и сотни других таких же мест? В настоящее время все его знают по руинам церкви Святого Ильи. Местность возле села была затоплена в начале 70-х годов прошлого века при сооружении и образовании Каневского водохранилища для нужд Каневской ГЭС. В период строительства этого водохранилища было уничтожено около двадцати сел, расположенных в зоне запланированного затопления. Местных жителей принудительно переселили на другие территории и одним из таких сел было Цибли.

Итак, свернув к Днепру, прибыли на его берег. Перед нами расстилалась широкая, почти полукилометровая прибрежная зона днепровских плавней. А вдали виднелось какое-то сооружение. Вот это и есть та цель, к которой сейчас стремятся все туристы, путешествующие во Киевской и Черкасской областям — сохранившиеся остатки церкви Св. Ильи Пророка.

История и Природа на пути к Каневу

Эти руины находятся на небольшом участке суши, к которому можно добраться или на лодке, или вброд по воде. Как нам объяснил местный рыбак, сейчас глубина будет выше колена и добрести к ней можно. А весной до островка и не пробраться. Взглянув направо, видим днепровские дали, идущие к Киеву. На противоположном берегу раскинулся полуостров Трахтемиров, известный и своей казацкой историей, и современной трагической, связанной с очень тяжелым форсированием Днепра в Отечественную войну на этом участке.

Взвесив все За и Против, решили все же подойти к ней как можно ближе и самим убедиться в возможности осмотреть эти руины с более близкого расстояния. Но, пройдя метров триста, застряли в густых зарослях осоки и камыша и, потеряв тропу, вернулись назад.

История и Природа на пути к Каневу

Из исторических источников известно, что первую, традиционную для Приднепровья деревянную церковь, в этом селе построили еще в XVII в. А уже В 1820 году на ее месте возвели новую каменную церковь, в вытянутой, подобно кораблю, форме. Она имела черты эдакого псковско-новгородского архитектурного стиля с разного рода «примесями» и пять луковичных куполов. Церковь строилась несколько лет и клали ее из розового кирпича на известковом растворе, состоящем из воды, молока и яичных желтков. Кирпич привозили воловьими подводами с пристани и Переяслава. Позже пристроили колокольню с шатроподобним верхом. Она была построена в самой высокой части села, потому при затоплении и уцелела…

Вот такой вид она имела на архивных фотографиях.

Как писали современники, в самой церкви кресты и хоругви сияли позолотой, иконостас над алтарем был трехъярусный и с дорогими иконами. В общем, для села выглядела вполне пристойно.

Свершившаяся революция внесла свои коррективы в сложившийся быт сельских мирян. В начале 30-х годов ХХ в., возникшие по приказу партии бригады по борьбе с религией, разграбили храм и превратили его в склад для зерна. А летом 1937 года цибливские комсомольцы, по приказу из района, завершили разгром храма…

В 60-х годах в религиозном деле наступили кое-какие послабления и в старых Цыблях церковь начала оживать. На церковных куполах сначала укрепили деревянные, а потом поставили металлические кресты и покрасили под золото. На месте колокольни на железных перекладинах на цепи укрепили огромный баллон от сжиженного кислорода и в него звонили как в колокол. В таком виде церковь в старых Цыблях служила верующим до начала 70-х годов, когда началось строительство Каневского водохранилища.

История и Природа на пути к Каневу

В связи с таким строительством, жителей и этого, и почти двух десятков других сел, переселили на новые места. Но тоже на берега Днепра. Церковь вместе с частью жилых зданий была разобрана, однако полностью перенести ее не смогли — уж очень крепкими оказались ее стены и по кирпичику они не разбирались. По рассказам старожилов, в 70-е годы она еще имела купола, в 80-е — была только крыша, а сейчас от нее остались только три стены и алтарная часть.

В связи с тем, что мы так и не дошли до нее, мною, к счастью, были найдены в интернете фотографии этих руин, сделанные нашим давним знакомым Александром Козаченко, с помощью дрона. Вот такие картины сегодня видят птицы, пролетая над этим местом…

Белоозерский Природный Парк

Выбравшись из Циблей, направились к природной ценности Переяслав-Хмельницкого района — Национальному Природному Парку «Белоозерский». До него ехать всего 16 километров. Он был создан в 2009 году по инициативе тогдашнего Президента В. Ющенко с «целью сохранения, воспроизводства и рекреационного использования типичных и уникальных природных комплексов, имеющих важное природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения».

Свернув по указателю направо, на опушке леса увидели информационный стенд Парка. Вглубь его вела хорошая асфальтированная дорога, которая примерно километров через пять привела нас к забору, за которым виднелись крыши гостинных зданий.

История и Природа на пути к Каневу

Услышав шум моторов наших машин, ворота открылись и к нам вышел спортивного вида молодой человек, представившийся как Сергей.

— Вы к кому?

— Мы хотим Парк посмотреть!

— Так вы его проехали — он был справа и слева от вас по дороге к нам. Нужно было сворачивать и по грунтовым дорогам по нему ездить.

— А что здесь?

— Здесь отельный комплекс для желающих остановиться в Парке на несколько дней.

Он любезно провел нас по территории комплекса, который когда-то — до образования Парка, принадлежал «лицам, приближенным» к самому Кучме — Президенту Украины 1996—2004 гг.

История и Природа на пути к Каневу

Площадь этого парка, сказал Сергей, составляет — 7 014 гектар. В общем-то не так и много. Сейчас, в отличие от «тех» времен, охота в Парке запрещена.

И хотя парк был создан в 2009 году, но фактически до 2014 года это было абсолютно недоступное место для простых смертных (с 2010 года наступили времена президента Януковича). Сюда приезжала на охоту вся тогдашняя политическая верхушка Украины. А после смены власти в 2014, здесь обнаружили богатый особняк, на территории которого находились даже тигры в клетках, непонятно как попавшие в Украину и вертолетная площадка. С тех пор место стало доступным и для обычных туристов. Но на сегодняшний день оно не очень раскручено и популярно и информации о нем не так и много.

История и Природа на пути к Каневу

Прогуливаясь по этой территории, мы увидели сдаваемые в аренду особняки, стоимость проживания в которых была вполне нормальной — около 1500 грн ($52) за комнату за ночь. Возле коттеджей были мангалы, скамейки и столы для пикников. Есть даже тир, в котором можно пострелять. Но охоты на животных нет.

Сегодня посетить парк может каждый желающий. И — бесплатно. Забора вокруг него нет. Погулять, пособирать грибочки — это без проблем. К сожалению, на протяжении многих лет за парком не ухаживали и теперь он требует серьезной работы по благоустройству — в нем много поваленных от возраста и стихийных ветров, деревьев. Однако даже это не мешает тому, чтобы сполна наслаждаться уникальной и чистой природой парка и общаться с животным миром данной местности. Говорят, в нем можно встретить типичных представителей наших широт — зайцев, косуль, лисиц, диких кабанов.

История и Природа на пути к Каневу

Правда, углубившись на обратном пути при выезде из парка на сотню-другую метров в сторону от трассы, мы не встретили никакой живности. Наверно, попрятались от осенней жары…

Леса в Парке красивые — высоченные сосны перемежаются с березовыми и дубовыми рощами.

История и Природа на пути к Каневу

На берегу Днепра на территории отельного комплекса есть даже небольшая набережная, с которой можно полюбоваться широченным разливом Днепра и вдали — восточной частью полуострова Трахтемиров.

Ну, а если выйти за пределы отельного комплекса, то можно найти красивые обрывистые днепровские берега, которые почти всегда — песчаные…

История и Природа на пути к Каневу

База отдыха «Сады Богдана»

День близился к концу и мы, предварительно договорившись, поехали на ночлег в село Прохоровка. Еще с советских времен это место было облюбовано многими киевскими предприятиями для размещения в нем своих баз отдыха. Прохоровка расположена на берегу Днепра почти напротив Тарасовой горы, на которой находится могила и музей Шевченко.

Побережье села имеет не только прекрасные пляжи на Днепре — по соседству находится громадный сосновый лес. И вот, соединение этих факторов, а также относительно небольшая удалённость от столичного Киева и сделали Прохоровку популярным местом отдыха. На побережье много баз, построенных еще в давние советские времена. И, как правило, все они занимают по отношению к берегу Днепра «Первую линию». Такие домики, в основном, без особых удобств, но в летние месяцы спрос на них немалый.

Со своей стороны, многие предприимчивые граждане тоже понастроили свои небольшие базы отдыха. Домики и коттеджи, но уже современные и со всеми удобствами. В интернете о них много информации и поэтому нам не составило никакого труда найти для себя приемлемый вариант для ночлега.

Мы остановились на варианте «Сады Богдана», в котором вот такой коттедж со всеми удобствами и хорошей кухней сдавался на ночь за 600 гривен ($22). Правда, сейчас сентябрь. В летние месяцы, наверно, была другая цена…

История и Природа на пути к Каневу

Расположившись, прошли через территорию старой советской базы к пляжной линии посмотреть на закат солнца. На пляже — ни души. По нему только тоскливо бродила одинокая, увязавшаяся за нами, собака.

Вечер наступал очень быстро и солнце садилось прямо на глазах. Перед нами был длинный остров, который закрывал красивую картину правого берега Днепра с Тарасовой горой. За нее и уходило солнце.

Закончился еще один день карантинного автопутешествия…

История и Природа на пути к Каневу

После завтрака, простившись с нашей гостеприимной хозяйкой, выехали в сторону Канева. У нас на пути будет село Лепляво, в котором погиб известный детский писатель и партизан Аркадий Гайдар.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия