Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 22:02
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Оахака-де-Хуарес — Мексика Октябрь 2008

Третий день путешествия по Мексике подходил к концу. Вечером мы приехали в город Оахака. Заселились в отель и сразу же пошли гулять по красивым улочкам, залитым жёлтым, фонарным светом.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Вся центральная часть города внесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Правда, в те годы я не интересовался данным списком, поэтому просто наслаждался атмосферной Оахакой.

Колониальная Оахака была основана в 1532 году испанскими переселенцами, пришедшими вслед за Эрнаном Кортесом. Сначала они основали город под названием Антекера. Оахака до сих пор известна под прозвищем «Зелёная Антекера». На фото фрагмент двери одного из домов.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

В 1832 году город получил название «Оахака», что с языка науатль переводится как «Место, где начинает расти уахе» (вид растения). До 1872 года город назывался просто Оахака, после чего к названию было добавлено имя родившегося неподалеку национального героя Мексики Бенито Хуареса. В 1847–1852 годах он был губернатором родного штата Оахака. Изображение Хуареса на одной из мексиканских банкнот.

Население города больше чем наполовину (60–70%) состоит из индейцев и борьба против колониализма и капитализма уходит корнями более чем на пятьсот лет в прошлое. В июне 2006 года 70 000 бастующих собрались на улицах Оахака-де-Хуарес, чтобы потребовать повышение зарплаты до уровня прожиточного минимума.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

14 июня полиция атаковала разбитый бастующими лагерь, но они оказали сопротивление, вытеснив полицию из центра города, захватив правительственные здания и выгнав политиканов, построили баррикады, чтобы не дать им вернуться. Оахака был самоорганизованным и автономным в течение 5 месяцев, пока не пришли федеральные войска.

Сегодня население Оахаки почти 300 тысяч человек. В этот вечер мне повезло увидеть значительное количество местных жителей. Случилось это около Кафедрального собора. Здесь проходили колоритные гуляния с песнями и танцами. Очень жалею, что во время всего путешествия по стране практически не снимал видео, да и фото делал мало и плохо. Сейчас конечно бы сфотографировал тысячи кадров.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

А это как раз фрагменты вышеупомянутого собора, строительство которого началось в 1535 году. Периодические крупные землетрясения за несколько столетий наносили зданию значительный ущерб, но его постоянно достраивали и реставрировали.

В кадр попала ещё одна важная архитектурно-религиозная достопримечательность Оахаки — церковь Санто-Доминго-де-Гусман. Её богато украшенный интерьер включает более 60 000 листов сусального золота (23,5 карата).

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Когда будете неспешно бродить по улочкам старой Оахаки обращайте внимание на различные детали в оформлении: дверные ручки, окна, двери, таблички с названиями улиц и т. п. Здесь этой красоты — на каждом шагу.

Ну, и конечно, получите удовольствие от ночной прогулки под многочисленными оахакскими фонарями.

Зная, что на следующий день после завтрака мы сразу уезжаем из города, я встал на пару часов раньше и продолжил, теперь уже индивидуальное знакомство с Оахакой.

Четвёртый день мы посвятили трём местам. Самое важное из них это Монте-Альбан (цифра 2 на карте). Крупное доколумбовское поселение находится примерно в 9 километрах от Оахаки.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Монте-Альбан является самым первым городом в Мезоамерике и на протяжении почти тысячи лет играл значительную роль как социо-политический и экономический центр Сапотекской цивилизации.

Руины Монте-Альбана, как один единый объект, внесены в ЮНЕСКО вместе с историческим центром Оахаки.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Монте-Альбан был основан под конец Среднего доклассического периода примерно в 500 г. до н. э., а к 100 году до н. э. он уже был столицей крупного государства, которое управляло большей частью Оахакского нагорья и взаимодействовало с другими государствами в регионе, например с расположенным севернее могущественным Теотиуаканом (писал про него во 2 части).

На пике своего существования население города составляло 25 тысяч человек.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Социальная структура по тем временам здесь была уникальной — общество разделялось на чётко выраженные классы. По сути это была теократия, подразумевающая ограниченную власть правителя и широкие полномочия для священников. Обратите внимание, какие прикольные у мужчины солнечные часы.

В Монте-Альбане были обнаружены руины пирамид, разных храмов, научных галерей и даже обсерватории.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Важным объектом в жизни Монте-Альбана было поле для игры в мяч. Площадка у сапотеков отличалось от поля майя. Здесь нет каменных кругов, а сама игровая площадка имеет форму заглавной I. Края поля поднимаются под наклоном вверх, что обусловлено, скорее, правилами игры, чем необходимостью создания зрительских мест. Предполагается также, что в отличие от майя игра не была связана с практикой человеческих жертвоприношений.

В центре города раскинулась центральная площадь — окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

На стенах одного из храмов, под названием Дансантес (храм танцоров), представлены барельефы таинственных фигур, которые, по одной из версий исследователей, воспроизводят танцевальные па. Более поздние исследования привели учёных к мысли, что это изображение приносимых в жертву или убитых врагов. Существует также гипотеза, согласно которой это загадочное здание было больницей, а на стенах запечатлен своеобразный медицинский справочник, содержащий 150 иллюстраций всевозможных человеческих патологий, а также изображений женщин во время родов.

Город потерял своё политическое значение к концу Классического периода (примерно 500–750 гг. нашей эры) и затем практически был заброшен. Небольшое повторное заселение и использование старых строений и могил оставило след в археологической истории этого места в колониальный период.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Причины упадка Монте-Альбана неизвестны. До нас дошли лишь сведения о том, что с течением времени сапотеки попали под влияние миштеков, которые позднее начали использовать бывшую столицу как место для погребений. Здесь до сих пор можно встретить потомков майя, говорящих на языке сапотеков и пытающихся сохранить элементы древней культуры.

Монте-Альбан мне очень понравился. Место для города выбрано отличное, с хорошим обзором вокруг.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

С пирамид открываются потрясающие виды. Жаль только на осмотр комплекса как всегда не хватает лишнего времени. Сюда бы приехать самостоятельно часа на 3–4 и облазить все руины.

Здесь ещё имеется небольшой музей, где выставлены найденные в первой половине ХХ века различные предметы и даже скелет человека из древней гробницы, обнаруженной неподалёку в 1972 году.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

В Монте-Альбане был один интересный момент. К нашей группе подошёл мужчина и предложил купить несколько простеньких сувениров. Никто ничего не взял. Потом он достал из сумки вот эту вещь и оказалось, что это настоящий артефакт. Наш мексиканский гид подтвердил ценность маски и сказал, что местные жители периодически в радиусе нескольких километров под землёй находят музейные экспонаты и в большинстве случаев безуспешно пытаются их продать туристам. Желающих купить много, но вывезти за пределы страны, особенно через аэропорт нереально, если найдут будут проблемы. Было приятно подержать в руках красивый предмет из далёкого прошлого.

До следующей точки мы ехали недолго. Это небольшой город Санта-Мария-дель-Туле (цифра 3). Город и муниципалитет названы в честь покровительницы этого места — Девы Марии, а «Туле» происходит от слова «тюль» или «туллин», что на языке нуатль означает камыш.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Это место известно на всю Мексику благодаря вечнозелёному хвойному дереву рода Таксодиум (семейство Кипарисовые). Оно справа от ратуши.

Рост дерева сложно измерить из-за очень широкой макушки; изначально считалось, что высота 41–43 метра. В 2005 году лазерный прибор показал 35,4 м. Есть даже расчёт по весу — 636 тонн. Дереву больше 2000 лет.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Ряд источников сообщает, что у данного дерева самый толстый ствол не только в Мексике, но и во всём мире. Диаметр — 14 метров, окружность ствола — 58 метров. Первоначально, ввиду толщины дерева, считалось, что это несколько различных сросшихся деревьев, но затем тесты на ДНК подтвердили факт, что всё-таки это одно дерево.

Жители городка дали дереву человеческое имя — Сабино. В этой местности много подземных озер, из которых гигантский таксодиум берёт воду. Корневая система Сабино уходит вглубь на 80 метров. Рядом с деревом мексиканцы возвели церковь Санта-Мария-дель-Туле. Во время крестных шествий процессия обходит не только храм, но и дерево.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Его иногда называют «Древом жизни» из-за изображений животных, которые, по общему мнению, видны на корявом стволе дерева. Здесь можно разглядеть фигуры хищной рыбы, крокодила, индюка, беличьего хвоста, фигуры трех королей магов, фигуру оленя и огромную голову льва. Всего на территории деревни насчитывается 17 экземпляров таксодиума. Всех их считают детьми главного дерева, растущего перед церковью.

Финальной точкой на карте (цифра 4) стало место под названием Rancho Zapata.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Штат Оахака, единственное место в Мексике, где готовят особую разновидность текилы — мескаль. Это традиционный мексиканский напиток в переводе с языка местных племён означает «вареная агава». Настоящий мескаль карамельного цвета, слегка маслянистый и имеет легкий фруктовый аромат. Он легко пьётся, несмотря на крепость, которая доходит до 50 градусов. Для производства мескаля используются только два компонента: синяя агава и вода.

Агава растёт 8–10 лет, прежде чем становится пригодным для дальнейшей переработки. Ещё один атрибут некоторых сортов мескаля — «гусано», личинка жука, живущая внутри кактуса — она придаёт напитку дополнительный цвет и аромат. За обедом многие туристы из нашей группы ели этих вкусных червячков. Я ограничился покупкой маленьких бутылок в качестве сувениров. В каждой их них плавает заспиртованная гусеница. Их начали помещать внутрь с 1940 года, когда производители придумали это экзотическое нововведение.

Самыми ценными считаются красные червячки, они реже встречаются и имеют более выраженный аромат, чем белые. В старину гусано считались деликатесом у индейцев-сапотеков.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Разновидностей мескаля существует множество (более 100), они различаются между собой крепостью, вкусовыми качествами, цветом и ароматом. Самые известные марки мескаля: Monte Alban Mezcal, Cusano Rojo Mezcal и Beneva. Именно на производстве последней марки нам и удалось побывать. Помимо ресторана Rancho Zapataздесь находится мини завод «Mezcal Beneva».

На языке месксиканских племен Beneva означает, старый, мудрый, качественный, проверенный, в современном языке — мудрость и уважение, обращенные к предкам. На логотипе Beneva представлено изображение богини «Тринадцати Змей», фигура которой была найдена при археологических раскопках в Монте-Альбане.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Компания Beneva была основана Педро Матео Лопесом. Искусству производства напитка он научился у своих праотцoв. Использование современных технологий в производстве ему удалось совместить с опытом предков. Завод Beneva расположен в долине в 22 км от Оахака. Здесь выпускается 4 вида мескаля: Young, Reposado with Magueny Worm, Aged и Extra Aged.

Мексиканское правительство, наученное историей текилы, охраняет подлинность мескаля рядом международных законов, поэтому, покупая мескаль в любой стране мира, вы можете быть уверены, что он произведен именно в Оахаке. Чего нельзя сказать о текиле. Настоящая текила, в отличие от мескаля, производится только из синей агавы.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

Вместо этого предприимчивые гринго скупают оптом агавовый дистиллят, добавляют к нему тростниковый спирт, карамельный ароматизатор и продают этой пойло по всему миру. Большинство людей за пределами Мексики никогда не пробовали настоящей текилы. Подлинная текила, экспортируемая из Мексики, должна иметь синюю надпись «100% Blue Agave» и печать мексиканского правительства на этикетке.

Если соберетесь попробовать мескаль, то вопреки мифу, что его нужно перед употреблением помещать в морозильную камеру, специалисты рекомендуют пить мексиканский алкоголь оптимальной температуры: не слишком холодный и не слишком теплый. Сайт этого места. А это хозяин завода и ресторана выехал лично поприветствовать нас.

Большое путешествие по Мексике ч.4 — Оахака, Монте-Альбан и мескаль

После вкусного обеда и необычного места мы отправились на ночлег в город Санто-Доминго-Теуантепек. На автобусе это заняло почти 5 часов с небольшими остановками. Завтра нас ждал очень интересный день…