Турист Marina (MarinkaMandarinka)
Marina — была 9 октября 2021 18:24
Не ждите чудес. Чудите сами!

Бар, Котор, Будва, Петровац — Черногория Сентябрь 2020

Как говорит один хороший мой знакомый: — тяга к эпистолярному жанру это возрастное)) Это мой первый отзыв, хотя путешествий за плечами уже не мало. Так что прошу прошу не кидать в меня мелкой адриатической галькой строго не судить.

Начну с того что я фанат автобусного экскурсионного туризма. Многие тысячи километров намотаны по дорогам Европы. Но 2020 год спутал все планы. Сорвались несколько поездок. Потихонечку начали приоткрываться курортные страны. но Турция и Египет как то не манили. Черногория! Как только был разрешен въезд, я тут же начала готовиться к поездке. Несколько лет мечтала посетить эту страну и все как то откладывалось и вот, сама судьба

Ну здравствуй Монтенегро!

Посоветовавшись с друзьями и прочитав отзывы туристов, местом дислокации был выбран Петровац. Вроде и в стороне и в людях. Менее суетно и многолюдно чем например в Будве. Для проживания мы выбрали апартаменты. Итак начнем

День 1.

Вылет из Минска в 8.10 утра, а значит день прилета не будет потерян. В аэропорту нас встретил менеджер встречающей стороны и примерно через час мы уже прибыли в Петровац. Апартаменты соответствовали описанию и номер был точь в точь как на фото. К слову в мини отеле всего 9 номеров и мы были вторыми заселившимися постояльцами на тот момент. Другие номера пустовали. Не далеко от отеля мы увидели супермаркет Воли. Время полдень и идти в это время на пляж с белоснежной кожей, это значит испортить себе ощущения на ближайшие дни. Я пошла в магазин. Купила нехитрый набор продуктов, конечно же в первую очередь местный сыр, кофе и пршут, местный напиток Кокта, про который тоже узнала из отзывов. Не забыла и про бутылочку белого вина Крстач для вечера.

Перекусив. мы отправляемся на городской пляж. От наших апартаментов до пляжа 7 мин. Пляжная полоса не широкая, я бы сказала даже узкая. Крупный песок и мелкая галька, при заходе в воду галька становится крупнее и соответственный дискомфорт при этом присутствует. У мужа накануне как нарочно разболелась лодыжка и зайти в воду для него было настоящим испытанием. Комплект из 2 шезлонгов. зонта и столика в этом сезоне стоит 10 евро. Но мы решили не брать и расположились на своих полотенцах. Благо яблоку есть где упасть. На обратном пути мы купили сим карту местного оператора. Срок действия 7 дней, с возможностью продления. За 5 евро нам предлагалось 500 гигов интернета. Привели себя в порядок и отправились исследовать местную набережную и остатки крепости.

День 2.

Сегодня у нас свободный день и мы отправились на пляж Лучице. О нем я так же узнала из отзывов. До него нам идти 15 мин. Дорога удобная хорошая, не в гору. Он был разрекламирован как более удобный для захода. песочный пляж. Но как то я этого не заметила. Пляж не очень большой, но гораздо шире городского пляжа. Покрытие пляжа я б описала как мизерная галька, но ближе к воде галька так же становится крупнее и при заходе еще крупнее. Т е практически то же самое. Сама бухта симпатичная, есть кафе в котором мы планировали перекусить если проголодаемся, но есть не захотелось)) А еще в воде плавал мусор! Обертки от шоколада и салфетки, это было неприятно. В общем не настолько мы впечатлились этим пляжем и на обратном пути купили коралловые тапочки за 8 евро

На следующий день у нас была запланирована экскурсия в Боко Которский залив, на месте встречи нужно быть в 7.00 поэтому мы решили не засиживаться до поздна и подготовиться к раннему подъему.

День 3.

Экскурсию я запланировала и выбрала еще на стадии подготовки к поездке. Встречаемся с гидом и автобусом и отправляемся.

Первым пунктом программы у нас Порто Монтенегро. Тут у нас 30–40 мин на осмотр порта и мы пересаживаемся на кораблик.

Кораблик достаточно большой двух палубный. Нижняя палуба закрытая, там есть бар. Верхняя открытая. На кораблике только наша группа около 60 человек. Все решили разместиться на верхней палубе, столиков хватило всем, а вот места под навесом нет. Но это не страшно. Виды с кораблика потрясающие, только успевай головой крутить и делать фото

В этот день все звезды сложились удачно, погода благоволила и нам была предложена допэкскурсия в Голубую пещеру с купанием. Желающим принять участие в этой авантюре предлагалось пересесть на маленький катер и помчать к пещере через открытое море. Я ждала этого, я готовилась, я ответственный турист, я купила таблетки от укачивания и ииииии благополучно оставила их в отеле. Но есть же добрые люди на свете, гид выручила меня и выдала мне заветную таблетку. Предложила две. Ну, зачем же, мне и одной хватит….подумала я. Путь туда прошел без проблем, а вот на пути обратно… Я ощутила всю прелесть морской болезни и моей единственной мыслью было как бы быстрее добраться до нашего большого корабля. Но я не жалею не о чем))

Еще при подготовке к поездке я приобрела водонепроницаемый чехол для телефона. Специально для этой экскурсии! Вот какая я ответственная!

Обед

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Далее путь наш лежал к маленькому искусственному острову где стоит церковь Богородица на рифе. Мы люди не воцерквленные, но сия достопримечательность нам очень интересна с культурно просветительской стороны. В этой церкви есть икона вышитая человеческими волосами. Легенда гласит: морячка 25 лет ждала своего мужа из моря, все это время она вышивала икону серебряными и золотыми нитями и своими волосами. Икону она закончила, а вот мужа не дождалась, умерла, а он вернулся. Грустная история. Доподлинно не известно истинна она или нет, но икона такая действительно есть. Так же при церкви есть небольшой музей с предметами быта и оружием былых времен. А еще сундук счастья, в который нужно бросить монеты чтобы всю жизнь быть счастливым. Естественно мы хотим быть счастливыми, достали монет и пошли в поисках сундука. Увидели большую чашу, там денежки лежат. Может я не так дослышала и сундук это только условное название и бросила в нее монеты. Идем дальше, а вот и он, сундук! Выгребли из кошельков всю оставшуюся мелочь и в сундук ее, чтоб счастья побольше, побольше

!

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Далее наш путь лежит в Котор, мимо проплываем остров мертвых, Пераст и другие симпатичные города в которых я хотела б остановиться. но видимо это уже для следующей поезки. ибо планов много, а дней мало.

И вот мы прибыли в Котор. За день мы уже подустали, накалились на солнце, но город обойти это святое. Гид не рекомендовала нам подниматься на крепость т к формат нашей экскурсии не предусматривал необходимого количества времени. А так хотелось. Вот и еще один повод вернуться. Улицы и строения Котора мне напомнили Италию. В этом сезоне нам предоставилась уникальная возможность увидеть город без толп туристов. Улицы были пустынны и мы в полной мере насладились красотой. Будет ли еще такая возможность неизвестно. Но все же уж лучше чтоб этот ковид закончился.

Город так нам понравился, что хотелось долго бродить по его улочкам и фотографировать каждый дом.

На этом наша экскурсия закончилась, мы уставшие, довольные и полные впечатлений уселись в автобус и нас повезли по отелям.

Время около 20.00 и конечно в этот день мы больше никуда не пошли.

День 4.

Новый день и новая пища новые поездки. Сегодня мы решили самостоятельно съездить в Будву и посетить старый город. Накануне после экскурсии, я заглянула на остановку и ознакомилась с расписанием рейсового автобуса. В этом сезоне оно такое

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Решено было выспаться после подвигов предыдущего дня и отправиться на автобусе в 11.10. Автобус пришел вовремя, билет стоил 2 евро. Такое ощущение что он один и курсирует туда сюда, учитывая интервалы его движения. Спросили у водителя на какой остановке нужно выйти чтобы попасть в старый город, он сказал что на конечной. Отлично. Автобус по извилистой дороге побережья ехал довольно резво, казалось если водителю закрыть глаза, он сможет ехать просто на автомате. И вот через полчаса мы в Будве. Узкие улочки Старой Будвы навеяли мне воспоминания о Венеции

Дошли до входа в бастион, стоимость входа 3,5 евро

Вдоволь набродившись по городу, сверившись с расписанием обратного автобуса, мы решили приземлиться в кафе. Жарко и есть совсем не хочется, а вот от освежающих напитков не отказались

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Выдвинулись в обратный путь. Благополучно и так же быстро доехали до Петроваца и остаток дня решили провести в ресторан- пляже Понта. Если выйти на набережную и пойти в противоположную от крепости сторону то как раз туда и попадешь. У этого места есть несколько преимуществ. Каменная площадка, на ней стоят шезлонги с зонтами и столиками, можно делать заказ и есть, пить не отрываясь от принятия солнечных и морских ванн. Красивые виды, скала с которой можно нырять, лестница по которой можно спуститься в море как в бассейн. Так же есть просто столы с шикарными видами на море. При этом нет большого количества маленьких детей и никакого песка в глаза.

К этому времени все же поесть нам захотелось. Ознакомились с меню и решили взять «мешано мясо» судя по объему порции нам должно хватить на двоих. Но! Нас оказалось трое! Местная кошечка, вполне уверенно забралась сначала ко мне на колени, втерлась в доверие и давай расхищать мою порцию. Я конечно щедро делилась с ней, но наелась она только когда я отвлеклась, а она уволокла из-под носа приличный кусок мяса, заглотив его как удав кролика она бодро ускакала почти по отвесной скале вверх. Видимо такая трапеза ей не впервой. Счет на троих пожалуйста. Ну, а мы встретили закат в этом ресторане и славно провели вечер.

День 5.

Встав не свет не заря, выпив чашечку кофе мы решаем отправиться на тропу здоровья, пока нет жары. Отдельно хочется сказать что спалось нам прекрасно. То ли сказывалась усталость предыдущего дня, то ли сам воздух и отпуск располагает, но едва успев коснуться подушки, практически мгновенно, погружаешься в глубокий сон. А утром просыпаешься рано и полон бодрости и сил. По набережной идем в сторону крепости, ищем путь на тропу. Для этого чуть не доходя поворота набережной нужно свернуть направо на параллельную улицу и уже далее двигаться в том же направлении. Дорога асфальтированная, идти по ней удобно, в самом начале предстоит небольшой, около 150 м подъем в гору, дальше уже подъем не значительный и не ощущается. Но виды на побережье и море открываются шикарные

Дошли до тоннеля. Я читала что по трем тоннелям можно дойти до пляжа Перадзича До. В путь.

Таких тоннелей три, практически один за одним. В тоннелях есть ответвления с открывающимися видами на море и бухточки. На выходе из третьего тоннеля нас встречает огромный отель призрак Звезда Адриатики. Колосальное строение, с прекрасной идеей, но было брошено несколько лет назад и теперь пугает пустыми глазницами туристов и возможно потенциальных застройщиков поселка Резевичи.

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Пляж быд пустынен и мы даже решили вернуться сюда еще раз и провести тут достаточно времени под солнцем, но предвосхищая будущий рассказ, сразу скажу, не случилось.

Затем мы пошли пообедать в кафе «Под лозом» оно совсем рядом с нашим супермаркетом Воли. Муж заказал плескавицу с картошкой, а я кальмары с картошкой. Вкусно и много. Обслуживание очень хорошее, посетителей мало

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Остаток дня мы провели снова на полюбившемся пляже Понта.

День 6.

Море, солнце, пляж, города. Сегодня мы отправляемся в горы! Это тоже организованная экскурсия на автобусе, которую я выбрала и заказала заранее на одном из сайтов. Ранний подъем и в путь!

Мы останавливались на фотопаузы и первой большой остановкой у нас было Биоградское озеро. Конечно хотелось обойти его вокруг, но на это времени не хватило бы. Мы погуляли с обоих сторон, налили вкусной воды из родника и посетили домик туриста.

Затем у нас был обед. Салат, телячья чорба и мясо с картошкой. Мы решили взять одну порцию на двоих. Не прогадали, нам хватило.

И вот мы прибыли к мосту Джурджевича. Желающим предлагалось покататься на зиплайне.

В который раз я плюю на свой страх? Честно? Я на табуретку боюсь встать, страх высоты. Но я летаю на самолетах и вот я уже лечу над пропастью на высоте 824 м над уровнем моря и более ста метром от земли. На каких то жалких ремешках. Почти не ору, да)))

Но ведь оно того стоит!!!!

Стоит сие счастье 20 евро.

Потом у нас оставалось около 15 мин чтобы запечатлеть мост, нас на фоне моста, на мосту, под мостом.

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Времени конечно опять же мало. Но мы прекрасно понимали что если бы мы хотя бы по паре часов тратили на каждый объект то экскурсия растянулась бы не на 12 часов, а на 24.

И последней остановкой на нашем пути было Черное озеро. Глубина озера 49 метров. Как такое возможно? Оно же маленькое! Это же целый 15 этажный дом туда уйдет с крышей!

От стоянки автобуса до озера спокойным шагом идти 20 мин. По пути местные торговцы предлагают сушеные белые грибы, ракию, варенье и мед. Обходить озеро мы опять же не стали, просто погуляли по берегам и посидели на камнях.

Ну вот и все. Домой мы вернулись уже затемно. Был насыщенный и интересный день!

День 7.

Думаете мы устали? Утром проснулись полные сил и решили что нам нужно ехать в Старый Бар. Нет, это не питейное заведение, это город с многовековой историей. Хотя вы наверняка уже знаете))

В пляжные дни я добежала на разведку на автостанцию и посмотрела расписание, автобус в Бар ходит примерно раз в час полтора. Расписание автобуса обратно мне любезно написал кассир на листочке. К выбранному времени мы пришли на автостанцию, заплатили за билет 7 евро за двоих. Автобус опоздал минут на 15, но ехал он от куда то. Т е начальной станцией не был Петровац. Примерно через 50-60- мин мы были на автостанции в Баре. Спросила у водителя где автобус в Старый Бар. Он помахал рукой куда то вперед. Вышли, я зашла в автостанцию и спросила у кассира, где найти остановку, она помахала куда то тоже в ту сторону. Мы вышли с автостанции и уже метров через 20 увидели заветную остановку. На остановке небольшой киоск со всячиной, спросила у продавца скоро ли автобус. Она с казала что через 15 мин. Ок. Сидим ждем. И тут нас начали атаковать таксисты, предлагая свои услуги по сходной цене. На остановке была еще женщина, ей нужно было в центр. Вобщем нас троих довезли за три евро, женщину высадили в центре, она оплатила 1 евро, а нас за оставшуюся сумму довезли до Старого Бара. Вход в город стоит 2 евро.

Город оказался очень запутанный. мы петляли между стен, поднимались на все лесенки, заглядывали в каждый проем. Было ощущение что мы ходим по кругу, но каждый раз нам открывалось что то новое. Солнце стояло в зените и одежда просто прилипла к телу. Мы заблудились. Мы продолжали плутать и попутно делая миллион кадров, получали удовольствие. Выход нашелся как то сам. Вышли на старинную улочку, вид которой портило развешанное туристическое барахло. Мы остановились в одном из кафе где предлагалось пиво с гранатовым соком.

Мы пошли вниз по улице и тут! Почтовый ящик!!! Это если кинопленку мотать в обратную сторону. Я побежала искать открытку, потом я побежала искать марку, потом выпросила ручку у продавца. Готово! Путешествие закончится, а открыточка придет ко мне такая теплая и солнечная как гостеприимная Черногория.

Остановку обратно мы нашли. Автобус ушел 15 мин назад и следующий будет через час. Мы немного сникли, солнце пекло нещадно.

Тут же подьехали выручалы и начали предлагать свою возмездную помощь. Сторговались на 5 евро. Если б я была одна, я б дошла эти 5 км вниз до автостанции пешком. Но я не смогу заставить своего мужа пойти со мной, даже предлагать не стану)) Мы быстро домчали до автостанцию. По пути я заметила что примерно в 700–800 м до нее есть торговый центр. Рядом с автостанцией есть магазин Монтефиш и Месара. До автобуса в Петровац чуть больше часа. Зашли в Монтефиш, но я подумала что рыба моя купленная до Петровац не доедет, а доплывет, причем не в лучшем виде. Вместо рыбы я купила бутылочку Просекко)))

И тут меня осенило! Вспомнила! Оливковое масло Барское золото же нужно! Где ж взять? Я успею! Оставив мужа на автостанции я побежала в торговый центр. Купила там масло, цена почти 10 евро за 0.5. Бутылку Лозовой ракии за 17 евро и пачку кофе, домой.

На автобус я успела.

Приехав в отель. мы отдохнули от жары и вечером решили устроить романтический вечер на берегу моря. Просекко в холодильнике уже охладилось.

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

День 8.

У нас впереди 2 свободных от экскурсий дня. Это как это? Для меня это просто невообразимо. Я начала тянуть мужа снова на тропу здоровья. И тут мой народ взбунтовался. Наотрез отказался идти куда то кроме пляжа. Хех, ну что ж. Договорились что я погуляю и приду к нему, он будет ждать меня в Понта.

Когда мы еще в прошлый раз гуляли по тропе я заприметила лесенку вниз. Немного спустилась, лесенка оказалась довольно крутой, вместо перил торчат изредка столбики. Наверху маячил муж с обескоенным лицом и дальше я спускаться не стала. Но мысль мне эта не давала покоя. Как говорила моя бабушка — дурная голова, ногам покоя не дает. Итак. Скалолазание. Руководство для чайников: 1) Увидел лестницу конца которой не видно? Смело лезь! 2)Ты в платье? Ерунда! 3) Обувь не подходящая? тоже мелочь! Лезь уже, по ходу разберешься!

Последний пролет лесенки оказался совсем крутым и ступеньки со скатом, пришлось ползти задом. С собой в сумке у меня были кораловые тапки и я решила что в них по острым камням мне будет лазить все же удобнее чем в сланцах. Переобулась, оставила вещи на лестнице. с собой только сэлфи палка и телефон. Когда я уже пробиралась обратно, заметила мужчину, вполне габаритный, он обутый во вьетнамки скакал аки горный козлик по этим острым камням. Как? Это как то обесценивает мой подвиг. Решила сделать вид, что его не видела))

На обратном пути я зашла в табачный киоск, где за 3 евро мне продлили действие сим карты еще на 7 дней.

День 9.

Бодрое утро! Еще вечером на откликнулись на предложение местных зазывал покататься на катере. Нам было предложено доехать до острова святой недели, нас подождут пока мы поднимемся, потом катание вокруг острова, далее едем смотрим 2 пещеры и затем нас везут на дикий пляж в маленькую бухту, где только мы одни. Потом нас заберут в оговоренное время. Сразу скажу, таких бухт, насколько мне известно, несколько. В катере будем мы одни. Цена за лодку 10 евро. Внесли аванс 5 евро. Обговорили время и место встречи утром. Даааа, расслабились мы. Утром мы пришли на место встречи на причал. К кому? Куда? Ходит какой то лодочник. обратились к нему. Он стал кому то звонить, просил подождать немного. Приехала лодка. Нас посадили с еще одной парой (а как же одни?) доехали до острова, поднялись, все нормально. Потом мы поехали сразу на дикий пляж. А вокруг острова? А пещеры? Постойте! Я же даже взяла с собой таблетки от укачивания! лодочник по русски не понимал. Скандала не хотелось. Нас привезли в бухточку, которую видно с тропы здоровья. И там уже были люди. Оставаться мы не стали. С такими кидалами лучше не рисковать. Да и вдруг нам что понадобиться раньше уехать, а мы не сможем дозвониться или дописаться…

Ну раз уж день начался удачно, так во всем. Я так решила что мне еще нужны наличные евро. Пошла в банкомат. Сняла деньги, обрадовалась и ускакала. А карточка? А карточка осталась в банкомате. (тут необходим смайлик рука-лицо). Ну что ж.наличные у меня есть. Для безналичных расчетов есть другая карточка. Нет повода для грусти. Приеду, перевыпущу.

Мы снова пошли на пляж Понта. Шезлонги стояли подальше от края. Через какое то время через край начали выплескиваться волны. Море стало волноваться. Когда нас накрыло волной, персонал попросил нас пересесть подальше. Только мы расположились и нас снова накрыло)) Не на шутку штормило. Мы взяли свои мокрые вещи и перешли за высокое заграждение. И только муж произнес: — ну уж сюда то не достанет точно. Нас снова окатило волной)) Мы отнесли свой скарб подальше, сами встали к заграждению любоваться стихией.

На волнующееся море можно смотреть вечно.

День 10.

И снова дороги манят меня.

На условленом месте встречаемся с гидом и группой и едем покорять вершины.

Первая остановка Цетине. Древняя столица Черногории. Посещение Цетинского монастыря. Экскурсия историческая и очень интересная. Я всегда внимательно слушаю. Но как говорит мой муж: — у тебя память как у рыбки, 10 мин. Ну не укладываются у меня в голове даты и детальные события. Все поверхностно.

Пока наши попутчицы стали в очередь с записочками и свечечками, мы быстренько осмотрев художественную роспись церкви, отправились в город посмотреть на веселые разноцветные домики и зайти в старинную аптеку, купить мазь для суставов из трав. Старость она такая, да, кхе))

Едем дальше. И вот мы поднимаемся все выше и выше в горы. Оставляем автобус на парковке и поднимаемся в гору по дороге еще метров 500 до лестницы. Ловчен. Наша цель мавзорей Петра II Петровича Негоша. Что то мы уже запыхались. Впереди 461 ступенька. Подниматься туда можно по желанию. Но, а как не идти? Я ж приеду домой и начну ныть, что пожалела себя, да какая ж я…. надо было идти, когда еще там побываю…. сработало. Немного отдышавшись, мы пошли. С небольшими передышками. Сначала просто лестница, потом лестница идет тоннелем, там нет жары, хотя в этот день небо было с облаками и солнце не сильно припекало. Говорят с этой вершины можно увидеть 70% территории Черногории, а еще берег Италии. Но нам конечно «повезло», горы были в дымке и на небе облачно. Берег Италии мы не увидели и сколько то процентов Черногории тоже не доглядели. Но мы не сильно расстроились. Чего на Италию из далека то смотреть? Вот если б поехать туда.

С чувством выполненного долга, на дрожащих ногах мы спустились вниз. Отправляемся в деревню Негуши на дегустацию и обед. Некоторые попутчики видимо решили наесться на дегустации и не брать обед. Поэтому к столу с дегустационным сыром и пршутом было не пробиться. Мы поели и потом спокойно подошли и купили себе домой деревенский пршут, коровий и овечий сыр.

А далее….А я такая по серпантину, шляпа слетает. а я надвину ©

Ладно, шляпа не слетела, автобус таки с крышей. Но похоже под шляпой прибавилось седых волос. 26 петель серпантина, одна полоса по краю пропасти, я даже комментировать это не могу.

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

Ну вот и все. Прощальный печальный взгляд на морюшко.

Хорошо да мало. А может быть потому и хорошо что мало.

День 11.

Ночь была ветренной. С утра, гремя чемоданами, мы топаем на автобус который отвезет нас в аэропорт. Прошли регистрацию, сдали багаж. До вылета чуть больше часа. Идем в кафе, пьем кофе, курим. На секьюрити уже встала очередь людей, чьи рейсы позже нас. Пристоились в хвост. Все прошли. Выходим в зал вылетов. Я ищу глазами дамскую комнату, муж курилку. До вылета 50 мин. Подбегает сотрудница в желтом жилете.

-Минск?

-Минск.

-Пойдемте.

Выводит нас на взлетное поле, машет рукой в сторону самолета и говорит чтоб шли в самолет. хм. Заходим, уже практически все на месте. Стюардесса говорит что как только все соберуться, так и полетим, пораньше. Аха ха деревенский автобус. Вылетели раньше на 25 мин.

Весь обратный полет мы развлекались заполнением кучи бумаг. Ведь государство решило что отпуска нам мало и его необходимо продлить посредством карантина по прилете на 14 дней. Вот сколько раз говорю! Мечтайте точнее! Во всех деталях, со всеми нюансами. Ведь мечты сбываются! Еще перед отпуском я ныла что мне после дня прилета нужно на следующий день на работу, вот бы отпуск был подольше… Получите, распишитесь, исполнено!

Черногория 2020. Отличный отдых в непростое время

П.С- в пост не вошли множество фотографий, но пусть что то и останется за кадром, каждый должен увидеть такую красоту своими глазами.