Турист Сергей Козлов (ERIZO)
Сергей Козлов
был 20 апреля 8:42

Хучни — Россия Август 2020

Хучни. Легенда о семи братьях и одной сестре. Пещера Дюрк.

Выбирая маршрут путешествия по Дагестану, мы главным образом ориентировались на природные красоты и достопримечательности. Одним из must see был хучнинский водопад и пещера Дюрк, расположенные в табасаранском районе Дагестана. Вот туда-то мы и направились из южного Ахты.

Бензина, заправленного ещё перед границей с Дагестаном на родном Лукойле, оставалось мало, нужно было заправиться. А вот с бензином здесь все не очень просто. Он конечно есть, и заправок — хоть отбавляй, но нет ни Лукойла, ни Газпрома, ни других привычных нам надежных сетей. А есть масса разношерстных частных заправок, и говорят, что бензин не лучшего качества. Причем стоит он от 44 до 46,50 рублей (это я о 92 м) за литр. Ну, делать нечего, заправились на одной из них перед отворотом на Хучни. Забегая вперед, скажу, что качество бензина на самом деле плохое, — расход значительно увеличился, и на заправках счетчик работает в плюс. На одной из них я заправил в свой 53 литровый бак 52 с лишним литра, хотя в баке бензина оставалось ещё на 50 км. Да, карты редко где принимают и чеки не дают. Ну да ладно, куда же без ложки дегтя!

После отворота с трассы пейзаж поменялся. Высокие горы южного Дагестана виднелись на горизонте, а вокруг простирались пустынные холмы. Затем снова появились горы, но уже не скалистые, а поросшие лесом.

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

Мы въехали в центр табасаранского района — аул Хучни.

Сам райцентр ничем не привлекателен, там даже рынка нет. Поэтому мы сразу поехали к башне семи братьев и одной сестры, которая расположена на высокой скале рядом с аулом.

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

По легенде эту неприступную крепость много раз пытались взять персидские захватчики, но все безуспешно. Среди оборонявшихся стойко сражались семь братьев, а их сестра состригла свою косу, чтобы сплести веревку, по которой она доставляла воду в крепость.

И вот, персидский хан, отчаявшись захватить крепость силой, решил соблазнить девушку. Полюбив хана, который обещал сохранить братьям жизнь, девушка украла ключи от крепостных ворот и открыла врагам вход в крепость. Разгневанные братья забили сестру камнями.

Говорят, что рядом с крепостью расположен холм, покрытый камнями, и каждый мужчина, проходя мимо должен кинуть на него семь камней. А женщины в знак сострадания и солидарности к силе любви, убирают камни с могилы.

Дорога к крепости асфальтирована, хотя очень крутая. Холма мы не нашли. Но зато у крепости проходила фотосессия свадьбы. Вид с крепости очень красивый. Сама крепость недавно отреставрирована. Рядом новый краеведческий музей, который конечно же был закрыт.

После крепости мы поехали к водопаду. В наших планах было посетить в этот день ещё пещеру Дюрк, но сначала мы хотели определиться с ночлегом. Нам сказали, что рядом с водопадом есть гостиницы.

Хучнинский водопад оказался очень популярным местом отдыха. Приехав, мы еле нашли место для парковки. Территория облагорожена, есть места для отдыха, гостиницы. Народу было, как на большом городском празднике. Здесь и жарили шашлыки, и купались, и фотографировались.

Мы предварительно договорились о ночлеге в ещё строящемся новом гостином доме, не исключая возможности ночевать в палатке, и поехали в пещеру Дюрк.

Свернув с трассы на грунтовку, мы вновь стали подниматься в горы. Местами подъем был весьма крут. Я надеялся на скорое появление асфальта, но его все не было. А навигатор показывал, что до конечного пункта ещё около 20 км.

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

Зато природа вокруг была потрясающе красива! Поросшие лесом холмы, тонущие в облаках, а далеко на горизонте внизу видно освещенное солнцем море. Было чувство, будто мы находимся на вершине мира!

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

Наконец, мы остановились в маленьком селе среди леса, когда навигатор сказал, что мы прибыли к месту назначения. В поисках пещеры мы прошли через аул, где наше внимание привлекли интересные постройки, оказавшиеся птичниками.

Пещера Дюрк — священное для мусульман место. Она расположена на вершине 400 метровой отвесной скалы. Войдя в дверь, предварительно сняв обувь, вы попадаете в 8 метровую шаху, вниз которой ведет шаткая деревянная лестница. На полу — множество дорогих ковров разной степени ветхости. Стены — сухие и гладкие. Зал освещает тусклая лампа.

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

Далее ниже — ещё один зал. Говорят, что изначально было восемь таких галерей, спускающихся все ниже и ниже и там жили эреллеры — чудотворцы-праведники, которые не давали грешникам пройти внутрь. Позднее их завалило при землетрясении. По преданиям, Дюрк в своих глубинах хранит множество ценных предметов. В их числе меч Масламы — полководца, распространившего ислам на юге Дагестана. Также здесь якобы спрятано несколько древних книг с зашифрованными посланиями и даже старейший в мире Коран.

А местные жители рассказывают, что каждый раз перед какой-либо серьезной угрозой, будь то война или землетрясение, из пещеры раздается воющий звук.

На самом деле, после посещения пещеры, сидя в уютной беседке, дыша потрясающе чистым и ароматным горным воздухом, чувствуешь огромное умиротворение, граничащее с блаженством!

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни

Не смотря на трудную дорогу, сюда действительно стоило приехать!

Вернувшись к водопаду уже под вечер, мы решили не останавливаться в гостинице, а ночевать в палатке рядом с рекой выше водопада. Остатки дневных отдыхающих разъехались по темноте, и мы остались одни, сидя у костра и слушая журчание реки.

Чуть позже, уже ложась спать, мы услышали истошный рев теленка, который видимо потерялся, и шел вдоль дороги. За ним потом приехали на машине и забрали домой.

Утро выдалось пасмурным. Едва мы успели собрать палатку, как пошел мелкий дождь. Мы заехали на водопад. Вчера полный людьми, рано утром он принадлежал только нам.

Продолжение путешествия по Дагестану. Хучни
Мы позавтракали, вскипятив кофе на газовой горелке и двинулись дальше в путь. Нас ждал легендарный аул оружейников и ювелиров Кубачи.