Турист larabi
larabi
была сегодня 0:07

Зебниц — Германия Сентябрь 2020

У нас вторая половина отпуска. Поехать заграницу мы так и не решились. Первую неделю были заняты домашними делами, но в середине недели нас пригласили в гости в Нойштадт, а там в 12 километрах находится городок Зебниц, который нам давно хотелось посетить. На «разграбление» города у нас было чуть больше двух с половиной часов. А Зебниц — город старинный, в этом году ему исполняется 779 лет.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Во второй половине 12-го века, когда здесь поселились южногерманские колонисты из окрестностей Бамберга и Вюрцбурга, земли Зебница принадлежали Верхним Лужицам и входили в состав Чешского королевства. Название ручья — Зебницбах и поселения — Зебниц (название «Себеница» — это про зяблика) упоминались в пограничных документах Верхней Лужицы соответственно в 1223 и 1241 году. В 1359 году Зебниц впервые упоминался в церковных документах.
В 1451 году Зебниц в составе владения Вильденштaйнов, перешёл от Богемии к Веттинам и с тех пор является частью Саксонии.

Ещё есть легенда, как Зебницкий лес, что в двух километрах к востоку от города, стал саксонским, а более обширный Томасвальд, который находится за границей, остался в Чехии (Богемии).

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Итак, давным-давно Зебницкий лес находился за границей, в Богемии. Он принадлежал владениям богатого графа Зальма. Однажды граф Зальм пригласил курфюрста Саксонии на охоту. Охота длилась несколько дней, и ночью двое господ остановились в простой лесной хижине, чтобы на следующее утро продолжить травлю зверя. Время они коротали за игрой. Зебницкий лес был предложен графом Зальмом в качестве приза, удача отвернулась от него и он проиграл его. Граф Зальм решил отыграться и поставил Томасвальд в качестве залога. Однако и эта игра приняла для графа неприятный оборот, и это первым заметил шут, стоявший за графом. Он хотел спасти для своего хозяина Томасвальд и внезапно потушил свет так, что игру пришлось прекратить. Граф Зальм почувствовал, что его честь пострадала из-за этого конфуза и дал своему верному слуге несколько пощечин в знак благодарности. Но Томасвальд был спасен уловкой шута и остался собственностью графа Зальма. А вот Зебницкий лес перешёл под протекторат Саксонии и до сегодняшнего дня остаётся саксонской территорией.

С 1509 года в Зебнице создали гильдию ткачей льна, и ткачеством здесь занимались вплоть до 19 века, когда развитие машинного производства полотна привело к упадку ткачества. В 1539 в городе прошла Реформация. В 1547 году Зебницу саксонским курфюрстом даровано «право свободного города» — «frey Stadtrecht» Гражданам Зебница позволялось варить пиво, продавать пиво, торговать, забивать скот и печь хлеб в коммерческих целях, а также заниматься честными ремеслами.

Большой урон городу и его жителям нанесла Тридцатилетняя война 1618/1648 годов. Потери населения компенсировались вскоре после 1650 года прибытием изгнанников из Богемии, которые вынуждены были покинуть свою родину из-за своей протестантской веры.

Город Зебниц сильно и часто страдал от чрезвычайных наводнений, они случались в 1573 году, 12 июня 1622 года, 6 августа 1629 года, 1651 год, 5 февраля 1655 года, 11 июля 1711 года. Однако самое сильное наводнение разразилось в Зебнице 22 июня 1714 года, и этот день упоминается в местной истории города как Великий день ужаса.

22 июня 1714 года около 1 часа ночи во время молитвенного часа в районе Никсдорфа разразилась сильная гроза. Внезапно нижняя часть города была полностью затоплена и пришла в «плачевное» состояние. Вода проникала во все дома, которые стояли в низине, в районе рынка вода была на нижних этажах почти в каждом доме. Пивоварня, тюрьма и 14 домов, а также 11 амбаров и 9 мостов были снесены наводнением. На следующий день казалось, что мостов и зданий здесь никогда не было. Кроме того, 62 дома и множество амбаров были настолько повреждены, что их пришлось снести и отстроить заново. Праздничный дом пастора М. Фиклера, стоявший в то время на довольно высокой скале на Зебницбахе, был унесен со своего места как раз в тот момент, когда несколько человек выносили из него мебель и картины. Все подвалы города были полностью затоплены. Многие из них были настолько погружены в воду, что вскоре рухнули. Помимо ущерба, нанесенного домам и улицам, были также потеряны поля, луга и сады. Хорошая земля была смыта, а ее место занесло щебнем и песком. Все мельницы были разрушены, и людям долгое время приходилось молоть муку на мельницах в Оттендорфе и Лихтенхайне. Однако самым печальным было то, что внезапно начавшееся наводнение поглотило не менее 5 человек.

В 19 веке, когда кустарному ткачеству наступал конец, в Зебнице в 1826/1827 открыли фабрику по производству патентной бумаги. Это было первое машинное производство бумаги в Саксонии, управляли им братья Just. Производство постоянно расширялось и до 1945 года здесь работало шесть бумагоделательных машин, которые ежедневно производили 250 000 кг высококачественной писчей бумаги.

После 1834 года в Зебнице и близлежащих приграничных саксонских городах производители искусственных цветов из северной Богемии создали отрасль, которая определила будущее развитие города. Произведения искусства, которые сначала делали в домашних условиях в рабочих комнатах, за десятилетия превратились в важнейшую отрасль промышленности города. Спустя несколько десятилетий производство искусственных цветов получило мировое признание. К 1900 году Зебниц стал центром производства искусственных цветов в Германии, насчитывающим 200 компаний, занимающихся производством искусственных цветов. В индустрии искусственных цветов было занято около 15 000 человек (в основном работающих на дому), и она обеспечивала около 75% мирового рынка. В советское время фабрики по изготовлению искусственных цветов стали государственным объединением. Политические изменения 1989/1990 года привели к закрытию существующих государственных компаний и потере позиций немецкого центра производства искусственных цветов. Сегодня туристы могут увидеть процесс производства и продукцию в демонстрационном предприятии Deutsche Kunstblüme Sebnitz.

Ну мы-то не попали, так как подъехал туристический автобус и в связи с пандемий очередь двигалась очень медленно.
Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Зато я заглянула во двор городской библиотеки, она на противоположном берегу речки Зебниц.

Не только наводнения, но и пожары меняли облик города, так в 1854 большой пожар уничтожил Зебницкую ратушу на Рыночной площади и почти все дома в городском центре. Поэтому рыночная площадь выглядит так молодо.

Самое красивое здание на Рыночной площади ресторан «У контрабандиста». Это ведь напоминание о честной торговле при дарованном «frey Stadtrecht».

Ещё на Рыночной площади, у дверей пассажа есть памятная доска о выступлении пламенной революционерки Розы Люксембург в этом здании в 1911 году.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Рядом есть магазин, где продают Sebnitzer Schattenspiele — такое традиционное зебницкое ремесло — рождественская лампа с тенями.

От Рыночной площади мы поднялись к ратуше. Большого восторга она не вызвала.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Рядом с ратушей находится городская лютеранская церковь святых Петра и Павла.

Предположительно на этом месте церковь была ещё в 13 веке. Но паства прирастала, пришлось в конце 15 века строить церковь побольше. С этого периода сохранились внешние стены и контрфорсы хора в стиле поздней готики. Внутрь я смогла только заглянуть через стеклянную дверь

Вообще-то церковь открыта для любопытствующих с 10 до 13, так что если решите её посетить, то приезжайте до обеда, а не как мы.

У церкви разбит небольшой парк и установлен памятник погибшим в Первой мировой войне.

Оттуда ещё можно спуститься к реке, но мы пошли вверх к гимназии Гёте.

Вот гимназия нас впечатлила. Это целый комплекс из трёх заданий: два учебных корпуса и один спортивный. В одном, большом учатся старшие, с 8 по 12 классы, а в маленьком — младшие, с 5 по 7 классы. Учебные корпуса построили в 1907 году, а спортивный — при ГДР. Здание гимназии отреставрировано и выглядит очень эффектно.

От гимназии мы пошли вверх по Bergstraße. Уж очень там фахверковые домики — Umgebindehäuser — хороши.

И виды с горы открываются великолепные.

На виадук и на католическую церковь «Воздвижение Креста». До виадука мы дошли, а до католической церкви не успели.

Здание Краеведческого музея стоит закрытым и ждёт реставрации.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Жители города в 1945 году не оказывали вооруженного сопротивления наступающим войскам союзников, поэтому не пострадал во время Второй мировой войны. В Зебнице сохранилось много лужицких фахверковых домиков — Umgebindehäuser.

В одном из таких домов находится музей Дом Африки (Afrikahaus).

Здесь выставлены экспонаты из Намибии и Южной Африки времён колонизации.

Рядом Музей искусственных цветов и родного края (Das Kunstblumen- und Heimatmuseum Prof. Dr. Alfred Meiche).

Музей проф. Майхе был закрыт, да мы и не планировали заходить внутрь. Но зашли во двор музеев и не зря. В павильоне выставлена самая большая роза из шёлка, она высотой 3 метра. А за Домом Африки детская площадка.

Эта улочка тоже очень живописна и дома 19 века соседствуют с фахверком очень органично.

Очередная достопримечательность — частный музей — Кавказская комната. (Kaukasusstube). Если хозяева дома, и дверь открыта, смело входите, за осмотр денег не берут.

Мы шли дальше.

На огромной автобусной остановке собрались лицеисты, занятия закончились и они разъезжались по округе.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Улица Шиллера и площадь его же имени.

Обнаружился театральный подъезд с закрытым занавесом и припиской, что они надеются на скорую встречу, но пандемия похоже не сдаётся.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Дальше были демонстрационное производство и библиотека, о которых я отчиталась.

Потом мостик через Зебниц с гербами Зебница и других местечек, административно вошедших в его состав к 1995 году.

И наконец дом, ставший визитной карточкой города Fischer-Art-Haus Sebnitz. «Цветной дом» («Bunte Haus»)в Зебнице расписал лейпцигский художник Michael Fischer-Art в 2001 году, как проект «Junges Wohnen». С искусством, которого не ожидают «в провинции», был послан положительный общественный сигнал.

У виадука дорогОй начал вещать: «Ваше время истекло, Ваше время истекло….», — прямо как в фильме про Золушку, т.ч. пришлось быстренько садиться в «карету» и ехать в гости.

Саксония: Зебниц (Sebnitz) за два с половиной часа

Двух с половиной часов не хватило, чтобы всё осмотреть, там ещё есть доисторический парк — Urzeitpark Sebnitz, узкоколейная железная дорога, водопад и, вероятно, ещё много чего интересного в самом городе, т.ч. заедем как-нибудь ещё. Тем более, что с 1997 года городу присвоили статус курорта.