Турист samike
samike
был 12 февраля 16:16

Выборг, Приморск, Зеленогорск, Сестрорецк — Россия Июль 2020

Если взглянуть на карту (обычную топографическую и спутниковую на Яндекс-картах), северное побережье Финского залива представляется райским местом!) Огромные песчаные пляжи длиной в километры, а шириной достигающие 150–170 метров и постепенно переходящие в невысокие дюны (особенно хорош Ласковый пляж у поселка Солнечное), леса, больше похожие на карельские (сосны, мох и черника), лесные озера (их здесь более тридцати), холмистый рельеф (есть горнолыжные курорты) и, наконец, природные заказники и заповедники… Повезло питерцам — полчаса и ты на курорте (не даром все это называется Курортным районом Санкт-Петербурга).

Мы остановились в гостевом доме рядом с Зеленогорском в шести километрах от моря. Здесь, наверное, стоит кратко рассказать об истории мест, где нам предстояло путешествовать целую неделю…

Приблизительно до конца XVII века это побережье Финского залива принадлежала шведам, а затем многократно переходило «из рук в руки». В начале Северной войны Петру I удалось завоевать земли в устье реки Сестры (1703 год), а затем уже, в 1721 году, после подписания Ништадтского мира, к Российской Империи отошли земли от Зеленогорска (фин. Терийоки) до Выборга, они были включены в состав Выборгской губернии. В составе Российской Империи они были на протяжение 1721—1918 гг. В мае 1918 года в результате Первой советско-финской войны Терийоки (Зеленогорск) отошел к Финляндии, а по Тартускому мирному договору 1920 года граница между РСФСР и Финляндией была закреплена по реке Сестре. Затем, после советско-финской войны 1939–1940 годов данная территория (включая Выборг) снова отошла РСФСР, но уже в августе 1941 г. во время ВОВ вновь вернулась в состав Финляндии до июня 1944 г. Таким образом начиная с XVIII века северное побережье Финского залива переходило «из рук в руки» пять раз!

Зеленогорск (Терийоки) и окрестности.

До 1870 года Терийоки были небольшой деревней, но после открытия Финляндской железной дороги в этих местах стали появляться многочисленные дачи. Население посёлка быстро росло, летом оно доходило до 10 тысяч человек. Многие петербуржцы приобретали здесь участки земли, строили летние дачи, а то и поселялись на весь год — начался дачный бум!)

Мы остановились в Решетниково, в 3-х километрах от Зеленогорска и в 6-ти от моря. В планах на неделю было посмотреть сам Зеленогорск, окружающие его поселки: Комарово (Келломяки), Репино (Куоккала), Солнечное (Оллила), съездить в Приморск (Койвисто), Выборг, а также посетить природные заповедники и заказники вокруг Зеленогорска.

Начали мы с Комарово) а точнее, с памятника природы Комаровский берег. Цитирую с сайта Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга: «В 2014 году на территории памятника природы „Комаровский берег“ был открыт первый в Санкт-Петербурге экологический маршрут, проложенный на ООПТ. Маршрут оснащен тематическими стендами с информацией о природных и исторических достопримечательностях ООПТ, деревянными настилами для удобства ходьбы по лесу и защиты почвы, скамейками, кормушками для птиц и беседкой. Протяженность маршрута составляет 2.8 км».

За этими скупыми официальными строчками прячется действительно очень красивый уголок природы. Вот схема маршрута:

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

К сожалению условия для фото были не очень и я не фотографировал, но неплохие фотографии можно посмотреть здесь, они там примерно такие:

Вдоль моря Комаровский берег выглядит примерно так (фото уже мои):

Вдали виден Питер:

В паре-тройке километров от Комарово расположен природный заказник «Щучье озеро». На территории заказника кроме самого Щучьего озера (фин. Хаукиярви) находится еще как минимум три: Дружинное (второе название — Чёртово, финское название — Каявалампи), Малое Чёртово и ещё одно, совсем небольшое безымянное озеро. Мы побывали на двух: на Чёртовом и на Малом Чёртовом. Чёртово озеро имеет достаточно высокие песчаные берега (высотой пятнадцать — двадцать метров) и находится как бы в котловине. Все берега заросли лесом, в основном это сосны. К сожалению совсем рядом с озером проходит автомобильная дорога, поэтому в теплые летние деньки берега озера усеяны отдыхающими. Но совсем другое дело Малое Чёртово озеро, оно отделено от дороги своим старшим братом — Чёртовым озером, а также участком леса и представляет собой какой-то затерянный мир))

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Берега поросли густым, местами заболоченным лесом, поэтому здесь нет отдыхающих, вообще никого нет, только тишина. Местность очень похожа на Карелию. Мы молча гуляли, сбирали чернику и любовались кувшинками…

Прогулка по Зеленогорску.

Нельзя сказать, что мы обошли весь Зеленогорск, но та его часть, которая расположена вдоль проспекта Ленина между Зеленогорским шоссе и городским парком на побережье, очень хороша!)

Прогулку можно начать от сквера «Юность» (рядом с ним как раз удобная парковка на несколько десятков машин) и постепенно спускаться к морю вдоль проспекта Ленина (он только называется проспектом, на самом деле это достаточно узкая двухполосная дорога:). После сквера Юность можно пойти в Плодовый сад, оттуда свернуть в сквер Победы, где находится Кирха Преображения Господня (евангелическо-лютеранская церковь, 1907 г.):

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Сквер Победы плавно перетекает в Молодежный сквер. Здесь можно перейти Церковную улицу и осмотреть Церковь Казанской иконы Божией Матери (1913 г.):

Далее, перейдя Приморское шоссе мы попадаем в городской парк культуры и еще через десять минут выходим на Золотой пляж.

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Кстати, находясь на Золотом пляже, мы наблюдали гало:

Такая неспешная прогулка по Зеленогорску занимает около часа. Хочу упомянуть и еще одно симпатичное местечко Зеленогорска — минипарк, расположенный вдоль проспекта Ленина на выезде из Зеленогорска между Третьей Лесной улицей и Пухтоловской дорогой:

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Природный заказник Линдуловская роща.

Процитирую информацию с сайта lentravel.ru: «Линдуловская роща — это старейшее в России искусственное насаждение уникальной культуры сибирской, расположенное вне границ своего ареала в долине реки Рощинки (прежнее называвшейся Линтуловкой), а также природный комплекс долины реки с редкими видами животных и растений. Начало Линдуловской роще было положено еще в 1738 году согласно изданному ранее указу Петра I о выращивании здесь корабельного леса для верфи в Кронштадте. Именно в 1738 году форстмейстер её императорского величества, лесной знатель Фердинанд Габриель Фокель посеял здесь первые семена лиственницы, собранные вблизи Архангельска… «.

Согласитесь, для любителя природы вышесказанное звучит очень даже заманчиво!) Перед поездкой я себе представлял что-то типа этого: (фото взяты с сайтов saint-petersburg.ru и nat-geo.ru):

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Но реальность как всегда оказалась несколько прозаичнее((Дело в том, что роща уже очень сильно заросла другими деревьями (не лиственницами), и густым подлеском. На 80% это сейчас просто обычный лес с вкраплениями лиственниц. Да и состояние экологической тропы оставляет желать лучшего. Но зато по территории протекает очень красивая река Рощинка:

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Природный заказник Западный Котлин.

Заказник расположен недалеко от Питера на острове Котлин рядом с Кронштадтом и занимает всю северо-западную оконечность острова. Котлин здесь достаточно узкий (от 400 до 130 метров в самом узком месте), есть места, где можно сравнительно просто перейти с северного берега на южный и обратно. Сначала мы шли по центральной части острова, иногда выходя на его северное побережье, но здесь дул сильный и холодный ветер и мы снова ныряли в центральную часть под защиту леса. Обратно решили возвращаться по южной части побережья — здесь погода была совсем другой: тепло и никакого ветра)).

Любопытно, что заказник может представлять двойной интерес: те, кто интересуется военной историей, могут осмотреть форты Шанец и Риф (Риф вроде как закрыт на реставрацию) и отдельно расположенные огневые точки, а те, кто интересуется природой, могут прогуляться по довольно живописной южной части побережья заказника и, если повезет:), понаблюдать за птицами (в смысле, не только за чайками:))

Кулик-перевозчик.

Экологическая тропа в заказнике совсем невелика, ее хватит только на получасовую прогулку, но все посетители спокойно прогуливаются по побережью от форта до форта без всякой тропы — по плотному песку вдоль кромки воды идти достаточно удобно)

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Море очень сильно подмывает корни деревьев, но они все равно умудряются расти и неплохо себя чувствуют:

В заказнике есть орнитологическая вышка, со смотровой площадки наверху открывается прекрасный вид. Здесь же много информации об обитателях заказника.

С вышки виден Толбухин маяк:

Краткая цитата из Википедии: «установлен на искусственном каменистом островке, лежащим в 2,8 мили от западной оконечности острова Котлин, один из старейших российских маяков, построен по приказу Петра I». Каменный маяк был построен только в 1810 году, до этого с 1719 г. он был деревянным.

Толбухин маяк, снятый на объектив с фокусным расстоянием 650 мм.:

От Сестрорецка до Выборга со всеми остановками… Часть 1

Несколько слов о Сестрорецке (все-таки он упомянут в названии:) Сестрорецку мы посвятили примерно полдня — ездили в парк Дубки. Парк с голландским садом, гидротехническими сооружениями, оборонительным валом является памятником Культурно-исторического наследия Курортного района Санкт-Петербурга. В 1717 году при участии Петра I в. роще (которая тогда была на месте этого арка) было посажено несколько тысяч молодых дубков для развития строительства морского флота.

В следующей части мы прокатимся по берегу Финского залива от Зеленогорска до Выбога…

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия