Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Севастополь — Россия Август 2020

Херсонес примерно эдак века два был достаточно большим по тем меркам городом, жизнь в нём кипела, это был и культурный центр, и экономический, и политический. Понятное дело, что зависело это от его крайне удачного географического положения.

Город основали греки примерно в 420-х годах до н. э. Там всё было четко поделено: город, наделы граждан, сельхоз угодья. Мирно он простоял лет 100–200, а потом началась череда войн, которыми утомлять я вас не буду. Всем, кому интересна история города — welcome в википедию, или на сайт музея — там очень подробно.

Сейчас Херсонес — это музей, заповедник. Вообще он находится в списке ЮНЕСКО, но с 2014 года орагнизация в охране объекта не участвует, потому что не признает юрисдикции России на территории Крыма. Ну… не знаю что сказать.

Итак, немного рекомендаций.

1. Приезжать пораньше. Прямо к 9.00 Ну во-первых не будет еще так жарко (если мы про лето). Во-вторых будет место на парковке. Парковка там крошечная, и уже к 10.00 она вся забита большими автобусами.

2. Обувь. Не просто удобная, а закрытая. Сланцы, например, вообще не вариант. Там мельчайшие камешки везде.

3. Возьмите с собой воды — на территории ее купить негде.

Если реконструировать карту города — то всё выглядело примерно так.

Херсонес Таврический

на самом же деле — примерно так.

Херсонес Таврический

Что же из этого осталось?

Ну прежде всего — городские ворота. Они были заложены в толще крепостной стены в 4–3 годах до н. э. Калитка над воротами относится к средневековому периоду, примерно 9–10 век. Она была построена, когда античная стена на этом участке находилась глубоко в земле.

Херсонес Таврический

Цитадель и оборонительные стены— в первые века нашей эры здесь размещались отряды римских легионеров. Внутри цитадели раскопаны узкие улицы с водостоками и водопроводами.

Преторий — резиденция командующего и термы 2–4 веков.

Храм с аркосолиями

Херсонес Таврический

Аркосолии- это разгрузочные арки. Их сделали потому, что в стенах храма были устроены могилы.

Жилая усадьба «Монетный двор» обнаружена в 1904 г.

Херсонес Таврический

Считается, что дом погиб при пожаре в античную эпоху. В византийское время на этом месте находилась другая жилая усадьба. Монетным двором дом назвали потому что во время раскопок в одном из помещений подвала было найдено 43 бронзовых кружка, и остатки плавильного горна.

Дом винодела 2го века до н. э. По всей вероятности был 2-хэтажный, о чем нам говорят монументальные стены. Во дворе находится колодец и цистерна для хранения воды. После 4го века бывшая винодельня использовалась как кладовая для хранения соленой рыбы.

Херсонес Таврический

Базилика 1935 года. Конечно, ее так назвали по году раскопки, а не по году постройки. Сначала в конце 4го века на этом месте была синагога. Там нашли плиты с изображением миноры, фрески с надписями на иврите и участок мозаичного пола. Потом на этом месте была построена христианская базилика, которую разрушели в конце 10го века и возвели на этом месте часовню, а еще позднее вокруг возникло кладбище.

Античный храмовый комплекс, который существовал с 4го по 6й век. Он был построен над пещерой естественного происхождения, которая могла быть одним из самых первых святилищ греческих поселенцев. Такое предположение сделали в связи с тем, что стены пещеры не носят никаких следов искусственной обработки.

Херсонес Таврический

После прекращения функционирования языческого храма, в христианскую эпоху пространство комплекса было застроено жилыми домами.

Херсонес Таврический

Храм на сводах который был рааскопан в 1891 году, законсервирован в 21 уже веке, а построен примерно в 10–11 веке.

Херсонес Таврический

Есть также часть подводного, затонувшего города.

Практически вся остальная территория — это различные бытовые постройки, фундаменты домов, бань, вероятно еще каких-то базилик, постоялых дворов.

Херсонес Таврический

Есть, правда, одно выдающееся сооружение — античный театр. Он был возведен в 3–4 веках до н. э. и разумеется потом много раз перестраивался. Центром театра, как и во всех подобных сооружениях, была круглая площадка, которая называлась «орхестра». Собственно именно на этой сцене во время спектаклей выступал хор в сопровождении музыкантов. По периметру полукольцом были расположены скамьи «театрона», разделенного на секторы лестничными проходами.

»Зрители в «театроне» располагались согласно иерархии городского сообщества. Центральный сектор занимали члены совета (буле), в первых рядах сидели магистраты — исполнители государственных должностей в текущем году. Те кто не обладал гражданством (например иностранцы), а также женщины располагались на самых верхних рядах.« — информация с сайта музея. В римское время театр приспособили к боям гладиатроров и травле животных.

Еще на территории есть знаковая достопримечательность, эдакий символ Севастополя — Туманный колокол. Он совершенно не относится к временам античности, ему всего 240 лет, ои отлит он был из пушек, захваченных в войне с турками. Вообще его делали не для Севастополя, а для Таганрога, но поставить его именно в Севастополе распорядился Александр I.

Херсонес Таврический

Поскольку князь Владимир принял христианство в Севастополе, то именно этот колокол призывал к молитве в монастыре в этом месте. Когда пришла советская власть и монастыри упразднили, но колокол оставили как звуковой маяк. Ведь туманным его назвали из-за того, что когда опускался туман — били в колокол, и корабли могли по звуку ориентироваться где земля. Кстати в о время Крымской войны его отжали французы и водрузили на звонницу Собора Парижской Богоматери, но потом вернули.

Сейчас монастырь восстановили, но там уже новая звонница.

Херсонес Таврический

А этот колокол так и остался на берегу.

Раз уж мы заговорили про монастырь. На его месте сейчас стоит величественный Владимирский собор — один из самых больших по площади крымских храмов. Его построили в конце 19-го века, как раз в честь того, что по легенде именно здесь принял крещение князь Владимир. В советское время, конечно, всё разграбили, все ценности делись неизвестно куда, и вроде даже разрешили там жить монахам, и вское сделали там музей. Но во время ВОВ в храм попала бомба, а восстановили его по факту только лет 15 назад.

Херсонес Таврический

Внутри там тоже очень красиво, но фотографировать не благословили, поээтому я воздержалась. Во дворе храма — фундамент базилики, в которой и проводилось крещение князя Владимира.

Помимо раскопок на территории есть 2 экпозиции — античная и византийская. Мы внутрь не пошли, т. к. Давид отказался в категорической форме. Еще есть мозаичный павильон, в котором собраны мозаичные полы христианских храмов Херсонеса.

В общем то — типичные византийские мозаики с типичными же художественными традициями того времени.

Еще чуть подальше есть, так называемая выставка под открытым небом. На этом открытом пространстве между театром и античной экспозицией — в основном каменные предметы, отражающие разные периоды истории города: фрагменты колонн, постаментов статуй, некоторые предметы быта.

Херсонес Таврический

В общем, на сравнительно небольшой территории так много всего, и столько находок, что там вполне можно провести целый день рассматривая многочисленные экспонаты, или отправившись на археологическую прогулку по древнему городищу.