Турист М.Н. (Laskovsky)
М.Н.
была 9 марта 23:58

Кимры, Тверская область — Россия Август 2020

Обустройство платной дороги значительно облегчило сообщение между Петербургом и Москвой, это несомненно.

Автомобильная дорога М-11 «Нева»

И дорожное полотно хорошее, и не надо скорость снижать, пересекая многочисленные населенные пункты, и места стоянок оборудованы даже с учетом того, что бывает не только хорошая погода, но и дожди. Молодые саженцы обещают в будущем сделать пребывание на отдыхе более уютным.

Где-то между Петербургом и Москвой

Есть огромная ложка дегтя: содержание туалетов. Но есть и одно наблюдение: ближе к Петербургу они значительно лучше.

Трасса скоростная, расчетная скорость — 150 км/час (информация с сайта Автодора). А я никак не могу понять, как при максимальной скорости 130 км/час, расчетная скорость может быть 150.

С одной стороны, данный факт ограничивает возможность почувствовать себя Радищевым, наблюдая мимоходом за окружающей тебя жизнью при удалении от столиц.

Где-то между Петербургом и Москвой

С другой стороны, позволяет выделить время, чтобы реально увидеть и познакомиться с теми местами, которые вряд ли бы стали целью самостоятельной поездки. При некоторой регулярности перемещений шкатулка драгоценных, порою удивительных, впечатлений может существенно пополниться. Даже если некоторые объекты наблюдения выглядят не очень привлекательно (очень хочется написать «выглядят пока» и лучшие времена у них впереди).

Церковь Рождества Христова в с. Рождествено Тверской области

Церковь Рождества Христова в с. Рождествено Тверской области.

Сколько таких полуразрушенных церквей, вызывающих всегда удручающее чувство, можно видеть, проезжая по дорогам России!

Где-то между Петербургом и Москвой

Закономерно возникает 2 вопроса: 1) почему именно эта церковь привлекла внимание? 2) почему столь плачевное её состояние не привело к безнадёжному состоянию? Ответ на первый вопрос прост: всё дело в информации. А по имеющейся у нас в храме сохранилась настенная роспись.

Где-то между Петербургом и Москвой

Ныне полуразрушенный храм возведен в начале XIX в., строился довольно долго, и, можно не сомневаться, до 1937 г. был центром села не только по своей геопозиции. Неслучайно и название села — Рождествено. Точности ради: до того, как был построен этот храм, здесь находилась деревянная церковь 1695 года постройки.

Дошедшая до нас роспись стен храма была выполнена в конце XIX- нач. ХХ в. Судя по описаниям, выполнялась разными мастерами, в несколько разное время и в разных стилях. В частности, стены четверика украшены живописью по образцам гравюр Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Стены трапезной и колокольни расписаны позже и в более свободном стиле.

В колокольне

Нам удалось увидеть только малую толику. В принципе, пробраться внутрь, похоже, что можно, но не хотелось испытывать ощущение непрошенного гостя или туриста, суетно щелкающего фотоаппаратом.

Где-то между Петербургом и Москвой

Что касается второго вопроса, то часть ответа очевидна — храм восстанавливается, причем не только на словах, но и на деле. Возможно, очень медленно, но делают. Впрочем, и слова написаны хорошие: «Храм, который должен жить» (но как я не люблю эти растяжки на исторических зданиях!). Не предаться унынию была еще одна причина, её трудно передать визуально, придётся поверить на слово. Это были стихи, размещенные перед храмом.

Дело даже не столько в стихах, сколько в авторе. Очутиться в таком месте, где пастух стихи пишет, разве не сказка? И во всем начитаешь видеть творческое начало, и понимаешь: не всё ещё пропало.

Автобусная остановка.

КИМРЫ

Для того, чтобы возбудить желание узнать, что же это такое, достаточно, пожалуй, одного названия. Существуют разные версии его происхождения. Так, по одной из них, название происходит по названию реки Кимрка, которая впадает здесь в Волгу. Но мне с непривычки даже выговорить его сложно — «Кимрка», такие несогласующиеся согласные подряд идут (сложнее разве что фамилию Мкртчян выговорить). Так что Кимрка для русского языка выглядит тоже весьма экзотично.

Тем не менее, город, действительно, находится на Волге.

Где-то между Петербургом и Москвой

И есть что-то удивительно притягательное в городах, расположенных на этой реке. Волга всегда как-то доминирует, заставляет проникнуться почтением, даже в верховье, где она еще не набрала всей своей силы.

Одна из основных версий происхождения названия города связана с проживанием в этих землях финно-угорских племен. «Ну вот, опять о своём. Здесь тебе не Карельский перешеек», скажут те, кто знает, что испокон веков эти земли были заселены кривичами. Конечно так, но археологические раскопки последних десятилетий свидетельствуют о том, что проживало здесь и племя меря, только куда-то пропало потом. Не было Исхода, не было массового истребления. Мне хочется верить, что было всё мирно и дружно: люди общались, женились, рожали детей -произошла ассимиляция, оставив желающим разбираться в вопросах идентификации.

Где-то между Петербургом и Москвой

Это как с цветком, сфотографированным на набережной в Кимрах. Можно полюбоваться его изящной простотой, можно поудивляться его повсеместности, когда путешествуешь южнее дома, можно вспомнить его народные названия — «Петров батог», «дозорный дорог», «невеста солнца» и другие, можно удариться в мистику или, напротив, проникнуться его целебными свойствами, можно просто назвать — цикорий или по латыни — Cichórium íntybus и классифицировать, классифицировать…

Есть еще один вариант — не найдя в нём никакой сверхмерной оригинальности и красоты, вызывающей удивление, просто пройти мимо.

Проходить мимо Кимр не хотелось, хотелось познакомиться поближе. Кимры находятся чуть больше, чем в 100 км от Твери. Как опытный планировщик маршрутов, я уже научена, что для успеха предприятия необходимо, чтобы каждый участник захотел сам побывать там, куда надо тебе (исключение составляет только что-то потрясающе-шедевральное). Более того, в данном случае, чтобы попасть в Кимры, надо было поменять кусок заведомо хорошей платной дороги на кота в мешке.

Где-то между Петербургом и Москвой

Заинтересовать Кимрами было до банальности просто: более молодым участникам, слыхом не слыхавшим такое слово, дать пофантазировать, что бы оно значило, и только потом, как козырь из рукава, выложить, что это город (что вызвало недоверие) и есть возможность его увидеть (и пусть уж каждый сам ищет потом в нём отголоски своих фантазий). Для изрядно поживших в Советском Союзе ответ на вопрос не составил труда: «Город, в котором обувь производили», Карпиннен даже добавил: «Кроссовки».

С сайта города Кимры

Да, первые советские кроссовки выпускали здесь. В те времена, когда их выпускали, меня в большей степени интересовала обувь на высоком каблуке, поэтому приведу цитату из книги А. Г. Боровика «Афганистан. Ещё раз про войну», найденную на местном сайте: «Все пятьдесят десантников в кроссовках, которые солдат зовёт попросту „кимры“. Они дадут фору любым самым прочным „адидасам“, неизбежно разваливающимся после первой же сотни километров по каменистой пустыне или горной тропе».

Надо, наконец, познакомиться с городом, название которого я видела только на обуви, и больше не знаю о нём ничего. Об этом знакомстве чуть позже, а пока о «коте в мешке», т. е. о дороге. Она оказалась вполне нормальной, несмотря на то, что не так давно автомобилисты весьма негативно отзывались о ней. Наверно, это объясняется проведенным ремонтом. Не знаю, как в будни, но в выходной день (мы ехали в воскресенье) машинами она не была забита, и яндекс-карты показывали лишь несколько минут разницы по сравнению с платной дорогой.

В Кимрах пересекаем Волгу.

Где-то между Петербургом и Москвой

Кажется естественным — по мосту. Но, оказывается, мост был построен только в 1978 году, до этого существовала лишь паромная переправа! В моей голове не укладывается, учитывая, что и сами Кимры, хоть и не очень крупный, но и не маленький промышленный город, раскинувшийся с обеих сторон Волги, да и дорога, проходящая здесь, связывает Тверь и Москву — не самые маленькие города России. Но об этом я еще скажу в легендах Кимр.

С названием моста тоже не так просто: то его называют Кимрский, то Савёловский. На всякий случай запоминаю оба, но это излишне — он здесь один такой красавец. Впечатление о нём самое хорошее, и я уже собиралась петь дифирамбы строителям, но сначала надо посмотреть информацию о нём. Почему ехать по нему было приятно, стало ясно сразу: «В 2018 году на ремонт асфальтового покрытия моста было потрачено 7,7 миллионов рублей». 2 года не срок, чтобы покрытие превратилось в хлам. А вот со строительством мосту повезло не очень. Первоначальная конструкция, по которой строился не он один в 70-е годы, отличалась простотой и быстротой строительства, но через 20 лет некоторые из них, в том числе и Кимрский, оказались аварийными. Конкретно об этом: «прогибы пролетных строений достигли критических значений». Не повезло ещё и потому, что 70-е плюс 20 получаем 90-е г.г. Мост был закрыт на ремонт только в конце 2005 года. У меня остался вопрос: что было на протяжении 15 лет после достижения критических значений и закрытием на ремонт?

Во время реконструкции была сделана вантовая система усиления пролетов, благодаря чему он стал надежнее.

Где-то между Петербургом и Москвой

В путешествии из Петербурга в Москву на мост попадаешь после пересечения исторического центра города, так что на сам мост мы попали не сразу — в городе есть что посмотреть и что узнать.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия