Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 18:16

Тула, Щёкино, Ясная Поляна, Кочаки, Воропаевский + 4 города — Россия Май 2018

Когда в мае 2018 года родственники, проживающие в Щекино Тульской области, пригласили меня погостить, то я не ожидал, практически каждый день буду сталкиваться с наследием и памятью о Льве Николаевиче Толстом, иногда в неожиданных для меня местах.

Всё началось с того, что я приехал на электричке из Москвы в Тулу на Московский вокзал.

По следам Льва Толстого

Не подозревал я, что Лев Толстой был заядлым любителем поездок по железной дороге. Изрядно поколесил писатель по России и Европе. А маршрут, который использовался мною, часто видел Льва Толстого.

Вот только назывался в ту пору вокзал Курским, а не Московским. Память о поездках Льва Толстого освежает мемориальная табличка на здании железнодорожного вокзала.

На следующее утро началось знакомство с городом Щекино.

По следам Льва Толстого

До 1903 года здешняя железнодорожная станция и посёлок при ней носили название Ясенки.

В Ясенки не раз приезжал, а зачастую приходил пешком Лев Толстой.

По следам Льва Толстого

Здесь у него жили друзья и соратники, сюда приходила почта для Ясной Поляны.

Здесь жила и покончила счёты с жизнью Анна Степановна Пирогова (1840 -1872), чью горестную историю писатель использовал в романе «Анна Каренина» и даже имя героини изменил в последний момент на Анну.

Отсюда бунтующий граф уехал в последнюю свою поездку, из которой возвратился в гробу.

По следам Льва Толстого

А затем мы двинулись в долгий путь.

В городе Плавске нам встретилась церковь Сергия Радонежского Большевики закрыли храм, а немцы создали в нём концлагерь, которая напомнила о старом названии города — село Сергиевское.

По следам Льва Толстого

В селе Лев Толстой бывал неоднократно, а сергиевского купца Черёмушкина вывел под именем Рябинина в романе «Анна Каренина».

В следующем на пути городе — Черни — на высоком пригорке возвышается памятник Льву Николаевичу Толстому и Ивану Сергеевичу Тургеневу Лев Николаевич Толстой и Иван Сергеевич Тургенев: от дружбы до ненависти.

Проезжать мимо Лев Толстой мог, но о встрече двух писателей в здешних местах историки не знают.

Тракт от Ясной Поляны в имение Тургенева Спасское-Лутовино пролегает мимо Черни. А побывал Толстой в гостях у Тургенева в 1856 году.

По следам Льва Толстого

С другой стороны, невдалеке от города Чернь есть станция Чернь, интересно, что располагается станция в посёлке Воропаевский.

Табличка на стене станции свидетельствует, что на ней часто встречались писатели, в том числе и Лев Толстой.

По следам Льва Толстого

Доподлинно известно, что с Фетом он повстречался на станции в августе 1871 году, оба остались встречей довольны, об этом писали в письмам и телеграммах в августе—сентябре 1871 года.

На станцию мы заехали на обратном пути из Спасского-Лутовиново, чтобы посмотреть на бронепоезд. Бронепоезд — как память о героях прошедшей войны.

В это же день мы заехали в Крапивну Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей, здесь Лев Толстой работал.

По следам Льва Толстого

Поэтому много мест в городе связано с его памятью, но уже вечерело и нужно было возвращться в Щёкино.

Кстати, именно в Крапивне располагался острог, куда Дмитрий Иванович Нехлюдов из последнего романа Толстого «Воскресение» ездил навещать Катюшу Маслову.

Утром следующего дня мы оказались на станции Козлова Засека.

По следам Льва Толстого

С этой станции Толстой ездил в Москву, Крекшино и Кочеты. На эту же станцию прибыл гроб с телом Льва Толстого.

Восстановлена станция в дореволюционном виде была в 2001 году, в ней имеется музей, поясвященный Льву Толстому.

Возле входа в музей — бюст писателя.

По следам Льва Толстого

После посещения станции мы отправились по пути, по которому прошла траурная процессия в ноябре 1910 года, от станции Козлова Засека до усадьбы Толстого в Ясной Поляне Любовь и страсть. Часть 3. Лев Толстой.

Мы прошлись по Ясной Поляне, я пообщался с лошадкой, возможно её предки жили в Ясной Поляне,

По следам Льва Толстого

также как и предки девчонок в красочных сарафанах.

После было семейное кладбише Толстых в Кочаках и памятник в посёлке Первомайский, что находится на дороге из Щёкино в Ясную Поляну.

По следам Льва Толстого

Когда я отправился уже без машины, на автобусе в Тулу, то думал, что знакомство со Львом Толстым завершилось. Но это оказалось совсем не так.

Сначала встретилось не очень приглядное здание,

с табличкой на нём.

По следам Льва Толстого

Николай Васильевич Давыдов (1848 — 1920) с 1878 по 1896 год работал в Тульском окружном суде, затем перехал в Москву. Был дружен со Львом Толстым, в бывал Ясной Поляне.

Метрах в двухстах от этого здания находится бывший Дом дворянского собрания.

Здесь Толстой бывал очень часто.

Музыкально-драматическое общество, которое возглавлял Н. В. Давыдов, 15 апреля 1890 года показало здесь публике пьесу Толстого «Плоды просвещения».

По следам Льва Толстого

Здесь же по мере своих сил Лев Толстой боролся к крепостным правом.

Последним зданием, связанным именем ЛЬва Толстого в Туле, мне встретился бывший дворец Лугинина, где в стенах мужской гимназии, здесь располагавшейся, учились сыновья Льва Николаевича Толстого.