Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 24 апреля 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Липецк — Россия Сентябрь 2020

В этот день мне по делам надо было доехать из Липецка в Доброе.

Но на этот раз я поехал не по правому берегу реки Воронеж (Чаплыгинской трассе, более короткий путь), а оправился по Левобережью. И заодно я решил заехать в село Кривец. По дороге я проехал села Капитанщино и Коренёвщино, с которыми я Вас уже знакомил:

Автопробегом по пушкинским корням в Липецкой области и на реку Иловай

Кривец — село Добровского района Липецкой области. Центр Кривецкого сельского поселения. Стоит на левом берегу реки Воронеж. Село граничит с Тамбовской областью. Кривец упоминается в документах 1627–1628 годов. Тогда оно принадлежало московскому Новоспасскому монастырю.

В 1648 году село для безопасности от татарских набегов переводилось с левого берега на правый. Позднее оно заняло прежнее место.Название произошло по кривизне реки Воронеж. Здесь, на повороте, через неё переброшен автомобильный мост, дорога по которому ведет в сторону села Преображеновка:

В преображённом селе Преображеновка Добровского района…

Здесь проходят маршруты автобусов: Липецк-Кривец, Доброе-Преображеновка.

Известный уроженец Кривца.

Аполлон Жемчужников родился 22 декабря 1764 года, происходил из дворян. Воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, из которого выпущен 18 февраля 1785 г. поручиком в Ревельский мушкетёрский полк. В 1792 и 1794 гг. участвовал в войне с Польшей, а 1794 — в подавлении польского восстания.

В 1801 году произведён в полковники;

в 1802 году переведён в Таврический гренадерский полк, с которым принял участие в первой французской компании 1805 года; с 14 апреля 1807 года он — командир полка.

Находясь в это время в заграничном походе против французов, был ранен в сражении под Ландсбергом (Пруссия), однако находился в строю до заключения Тильзитского мира.

26 ноября 1809 года был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса.

В 1811 году его направили для обучения рекрут.

Командуя рекрутской бригадой, во время Отечественной войны он наблюдал за Волоколамской и Ржевской дорогами. Исполняя эту миссию, Жемчужников с июня по октябрь находился в Твери.

Затем прибыл к действующей армии и участвовал в сражениях в Европе.

Был награждён орденами Святой Анны 1-й степени, Святого Георгия 3-й степени (28 января 1814 г. — за действия против частей маршала Даву под Гамбургом), Красного орла.

Получил чин генерал-майора.

В 1814 году, состоя при начальнике 7-й пехотной дивизии, находился в действующей армии вплоть до взятия Парижа; в 1815 году — при появлении во Франции Наполеона, участвовал в походе для участия в Бельгийской компании.

По возвращении в Россию, был назначен командиром 1-й бригады 8-й пехотной дивизии.

В 1819 году назначен на должность начальника 26-й пехотной дивизии в Оренбург. Со вверенными ему отрядами предпринимал неоднократные походы в степь.В 1826 году, 22 августа, был произведён в генерал-лейтенанты. В 1838 году по расстроенному здоровью уволен от службы.В 1830 году организовал обследование арендованных им южноуральских земель на наличие золотых и серебряных руд; в 1832 году компанией генерал-лейтенанта А. С. Жемчужникова, в которой он владел 18 паями из 36, были открыты золотые россыпи на реке Шартымке; затем были организованы «Султанские прииски» на р. Султанке.

Прииски Жемчужникова располагались в бассейнах реки Урал, в Верхнеуральском и Бурзянском уездах.

Аполлон Степанович Жемчужников умер 24 июля 1840 года и был похоронен близ церкви с. Кривца Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкой области).

Из Кривца в Доброе...

Все немногочисленные достопримечательности расположены в центре села рядом с отделением «Почты России», школой и магазином.

Протяженность села Кривец около 10 км. Проживает около 700 человек. Село умирает, раньше здесь жило значительно больше жителей.

Памятник погибшим уроженцам Кривца в Великую Отечественную войну. Прибыв в Доброе я полюбовался на храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Об этом храме я пока не писал: «Первая» верфь России. Село Доброе

Церковь каменная, холодная, придел тёплый, построена в 1872 году на средства прихожан. Престолов два: главный — Рождества Богородицы и придельный — св. Николая чудотворца. Приход открыт в 1808 году. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. При церкви существовала церковно-приходская школа.

Объемно-пространственная композиция церкви складывается из храмовой части с двумя приделами и высоким восьмигранным барабаном с восьмигранным же куполом и маковкой, небольшой трапезной и колокольни с двумя притворами.

Из Кривца в Доброе...

От первоначальной колокольни сохранился только первый ярус, в настоящее время из силикатного кирпича надстроены еще три.

Архитектурное убранство храма достаточно лаконично. Все окна вытянутые, полуциркульные. Углы и простенки здания обработаны плоскими широкими лопатками и пилястрами. Плоскость стен трапезной расчленена по высоте подоконными и надоконными поясками.

Углы приделов храма и верхних ярусов колокольни срезаны и повторяют в плане абрис восьмигранного купола, что придает всей композиции церкви компактность и гармоничность.

При храме кладбище.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии и с сайта: