Турист Владимир Гуревич (Vlad_TA)
Владимир Гуревич
был 6 апреля 12:10

Иерусалим — Израиль Сентябрь 2020

Часть вторая Между земным и небесным - здесь:

Невозможно понять Иерусалим, его историю, его смысл, его значение в истории всего мира, не познакомившись с одной из важнейших его частей — Масличной, или Елионской горой.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Прежде всего, о названии. Я долго сомневался, как ставить ударение? По мнению филологов, с которыми я консультировался, все зависит от того, имеется ли ввиду в названии масло или деревья — маслины. В оригинале, на иврите «ар а-зэйтим», т. е. речь идёт ни как не о масле, а о маслинах. Значит правильное русское ударение на «И».

Масличная гора имеет важнейшее значение в иудейском понимании устройства мира. Которое, позднее приняли также христиане и мусульмане. Здесь находятся и очень важные христианские объекты, связанные с ключевыми евангелическими событиями. Материала здесь так много, что, начав писать, я понял — уместить всё это в один рассказ не получится. Поэтому решил разделить его на две части.

Уже при первом взгляде на Масличную гору заметно, что большую её часть, занимает выжженное солнцем пространство, покрытое огромным количеством прямоугольных камней, из такого — же жёлто-серого камня, как и сама поверхность горы, на которой они стоят.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Это «Еврейское кладбище на Масличной горе». Самое большое, самое древнее, самое почитаемое еврейское кладбище в мире. Уже более 3 тысяч лет, каждый благочестивый еврей мечтает, завершив свой жизненный путь, упокоиться на этом месте. Люди всю жизнь собирали деньги, чтобы получить возможность приехать в Иерусалим, и именно здесь дождаться смерти. Ведь только это позволяло надеяться, быть похороненным на этом кладбище. Почему же этому придавалось такое большое значение? Что есть в этой выжженной солнцем горе?

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Об этом сказано в ТАНАХе (Библии). У пророка ЙоЭля (Иоиля) читаем: " Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд…» (Иоиль 3:2). Долина Иосафата, или Кедронская долина — это ущелье, которое разделяет Масличную и Храмовую горы.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Это, и другие пророчества говорят о том, что в момент Страшного Суда, Масличная гора раскроется, и миллионы покоящихся в ней людей восстанут из мёртвых. Их души вернуться к их телам. И они спустятся в Кедронскую долину на Суд. И только вслед за ними, по подземным каналам будут прибывать сюда воскресшие люди со всего остального мира. Веру в Страшный суд в Кедронской долине приняли также христиане и мусульмане. Разница только в технических деталях. Например, согласно мусульманскому сценарию в момент Страшного суда, с Масличной на Храмовую гору будет переброшен мост, узкий, как лезвие меча. Перейти по нему будет дано только праведникам. Грешников ждёт падение в разверзшуюся внизу бездну ДжхАннома (ада). Есть даже подробности. На снимке видно, что на стене Храмовой горы висит строительная люлька. Как раз там, где она находится, из стены торчит горизонтально вмурованная круглая колонна. Согласно одному из мусульманских преданий, шайтан будет наблюдать за Страшным судом сидя верхом на ней.

Все последователи аврамических религий (иудаизма, христианства и ислама), верят, что после Страшного Суда, праведников ожидает Царство Небесное, грешников — ад или Геена Огненная. Но не все знают, что в Иерусалиме существуют реальные, материальные прообразы этих мест. К югу от Города Давида, к Кедронской долине примыкает ущелье. Оно называется Гай Бен Ином или Геином.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Слово «гееном» в иврите означает «ад». В свою очередь в греческом языке оно трансформировалось в «Геена». А в русском к нему добавился эпитет «огненная». Именно в Гееноме жители древнего Иерусалима могли видеть материальный ад.

В разные исторические периоды, там было, то место поклонения страшному языческому божеству Молоху, в жертву которому, на алтаре Тофет сжигали детей, то мусорная свалка, где кроме мусора сжигали, посыпая серой, трупы животных и казнённых преступников (читай — грешников). Так, что для жителей древнего Иерусалима пожелание «гореть в Геене огненной» было совершенно материальным. У слияния Генома с Кедронской долиной находится греческий православный монастырь.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Это место называется Акелдама (от арамейского «акел дама» — «земля крови»). Согласно христианской традиции, этот участок был куплен на деньги полученные Иудой за предательство Иисуса, для бесплатного погребения странников. Кроме прочего, о крови напоминает яркий цвет глины, которой много на этом месте.

Ну, а тех, кого на Страшном Суде признают праведными, согласно верованиям ожидает вход, через Ворота Милосердия в Храм, и присоединение к Богу.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Понятно, что, всегда именно праведники, желали быть в первых рядах на Страшном суде. Несколько примеров. В самой нижней части Кедронской долины находятся несколько гробниц первого века до н. э. Гробница, приписываемая пророку Захарии,

гробница священнического семейства Хезиров. Принадлежность доказана надписью выбитой в камне у входа.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Мавзолей, приписываемый сыну Давида Авшалому (Авессалому), но конечно ему не принадлежащий. А созданный в 1 в. до н. э.

Гробница приписываемая царю Иософату (по его имени часто называют Иософатовой, Кедронскую долину.

Почти на вершине горы находится могильная пещера пророков. Это целый подземный комплекс с 31 погребальной нишей, построенный в период первого Храма (до 586 г. до н. э.).

К сожалению график по которому эту пещеру открывают полностью совпадает с моим рабочим графиком. Поэтому пришлось снимки этого места взять в интернете. До того момента, когда мне удасться туда попасть и заменить эти снимки своими.

Снимок из интернета

Согласно еврейской традиции в ней были похоронены 3 малых пророка Хаггай (Агей), Малахи, и Захария.

Снимок из интернета

Однако, так как эти пророки почитаются в равной степени и христианами, место свято и для них. В 19 веке русские купили участок земли, где находится эта пещера, и собирались построить там церковь. Но евреи пожаловались турецкому султану. И тот запретил строительство храма, также было запрещено вносить в пещеру предметы христианского культа. Это запрет выполняется и поныне.

И еще два из более новых захоронений. Могила, где в декабре 1922 года был похоронен Элиезер Бен Егуда — человек, вернувший в ежедневное бытовое использование древний язык иврит.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Адаптировавший его к новым условиям. Рядом с ним покоится его жена, а с другой стороны сын Итамар — первый, после перерыва более чем в две тысячи лет человек, для которого иврит стал материнским языком.

И еще одна могила. Здесь (в 1992 году) похоронен Менахем Бегин — шестой премьер министр Израиля. Лауреат Нобелевской премии мира.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

На этом, и других еврейских кладбищах можно наблюдать интересный обычай. На еврейские могилы редко кладут цветы. Знаком почитания здесь считаются положенные на надгробие камешки.

В знак памяти зажигают и поминальные свечи. Ведь свеча — образ человека. Согласно иудейской традиции, свеча, так же, как и человек имеет материальное тело (воск, масло) и не материальную душу (огонь), излучающую в окружающий мир свет и тепло.

На этом кладбище можно видеть много могил, на которых вместо надгробий лежат просто обломки камней.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

В 1948 году, во время войны за Независимость, иорданцам удалось захватить Масличную гору. Она была в их руках 19 лет. До 1967 года. В этот период они осквернили и разграбили множество надгробий. Могильные плиты похищались, и ими мостили дороги в Иордании. Однако это в прошлом. Сегодня отношения между Израилем и Иорданией хорошие. И даже гостиница «7 арок», построенная на вершине Масличной горы, до сих пор находится в собственности иорданской королевской семьи.

В заключение хотел бы сказать о христианском кладбище, находящимся на склоне горы Сион, над Геномом.

Думаю, многие видели фильм Спилберга «Список Шиндлера». О человеке спасшем в годы Холокоста сотни евреев. В последних кадрах фильма там показана одинокая могила, стоящая на склоне горы в Иерусалиме. Это конечно образ. Настоящая могила Оскара Шиндлера находится на кладбище, о котором я говорю.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Надпись на иврите «Праведник народов мира» и на немецком: " Незабываемый спаситель 1200 гонимых евреев». Если я ошибаюсь в переводе, буду, благодарен, если кто-то из германских друзей поправит меня. На надгробии еврейский знак почитания — камешки.

Рядом с могилой Шиндлера — целый участок польских солдат из армии Андерса, воевавших во вторую Мировую войну в составе британской армии.

Иерусалим. Масличная гора. Праведники и грешники

Здесь же рядом покоится и тело основоположника египтологии, создателя систематической методологии в археологии Флиндерса Питри. Оно был похоронено здесь в 1942 году. Свою голову он завещал Лондонскому королевскому колледжу хирургов. Время было военное, и банка с головой учёного добиралась очень долго. Вдобавок ко всему, от неё отвалилась бирка. И только через несколько десятков лет препарат банки был идентифицирован.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия