Турист Светлана Попова (Papava)
Светлана Попова
была 22 ноября 2017 7:54

Анурадхапура — Шри-Ланка Декабрь 2011

Нырнуть в Шри ланку с головой! 3 часть.

4. Анурадхапура. Священное дерево Бодхи.

Первым делом водитель дал нам распечатку карты руин, с отмеченными на ней достопримечательностями и повёз нас покупать билет в Музей, расположенный на территории древнего города.

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Купили мы «Эраунд тикет», дающий право посетить все достопримечательности и музеи, расположенные внутри «Культурного треугольника» острова, кроме Дамбуллы. Стоит он 5750Rs на человека. К примеру, вход на Сигирию стоит порядка 3000Rs, Полонаруву — 2500, во всякие музеи — 100-200Rs. А в самой Анурадхапуре некоторые туристы гуляют без билета и никто их даже не спрашивает… До сих пор не знаю, насколько была оправдана эта покупка. Половина корешков у нас осталось неиспользованными. Вот так он выглядит:

У нас сразу же, в музее оторвали корешок Анурадхапуры. Потом драйвер подвёз нас к первому пункту нашего посещения, показал, где он будет нас ждать и отпустил гулять в своём режиме. К дереву Бодхи подъехать на транспорте нельзя. Около километра надо пройти пешком и к тому же босиком. Обувь мы сдали на входе, вот в такую будку. Можно просто разуться и оставить обувки рядом, если на вас простые вьетнамки. Но с хорошей обувью лучше не рисковать — могут украсть. Так случилось с моими спортивными сандалями в прошлый приезд у храма Биг Будды в Матаре. Если нет подобной будки, то возьмите с собой пакет, кладите обувь туда и таскайте с собой. Обувь принимают и выдают бесплатно.

Шли мы по широкой, цветущей аллее. Так как был праздник Пойя — людей было очень много и, в большинстве своём, одеты они были в белые одежды. Конечно, в обычные дни здесь не так празнично и многолюдно.

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

По пути встречалось много местных обитателей — обезьян, совершенно неагрессивных и неприставучих, как пугают во многих отзывах. По видимому в этот день они были или закормлены с утра или ошеломлены большим количеством народа! :)

А эта меня вообще очаровала своей непринуждённой позой. Отдыхает видимо и взирает на все сверху:

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

И вот мы подошли ко входу к дереву. Здесь людей было ещё больше. Многие сидели на земле и молились:

К нашему удивлению, нам пришлось купить ещё дополнительные билеты, для входа на территорию по 200Rs c человека. В честь праздника руководство решило дополнительно подзаработать, в обычные дни вход к Бо бесплатный. Может поэтому многие паломники сидели за территорией? Хотя для местных билет стоит в два раза дешевле, многие не могут себе позволить его купить.

Священное дерево Бо (Шри Маджа Бодхи) является давним объектом поклонения. Выращено из саженца того дерева, под которым Будда обрёл просветление в 528 г. до н. э. Привезено из Индии в Анурадхапуру в III  в. н. э. Дерево окружено позолоченным забором, сооружённым в 1966 году.

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Это вход. В древние времена, от озера Тисса Вева, вокруг дерева Бо шёл канал, питавший его:

В 413 г. н. э. дерево начало клониться к юго-востоку. Король обеспокоился, как бы оно не рухнуло, и распорядился подпереть его. В наши дни дерево поддерживается таким же образом. Изначальное дерево окружают другие деревья Бо, выросшие на его корнях. территория выглядит, как рощица из довольно тонких потомков святого Бо.

Когда захватчики из Индии уничтожили большую часть города, дерево Бо они не тронули, т. к. для индуистов оно также священно. В заброшенном городе хранители жгли костры, чтобы отгонять диких животных. А в 1803 г. последний король Канди построил вокруг дерева стену, для защиты от зверей.

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Вокруг дерева 4 входа, расположенных на 4 стороны света. При каждом входе, наверху есть алтарь. В традиции ланкийцев — возлагать на алтарь цветы. Лилии, жасмин… и другие, подобные.

Вообще, дерево Бодхи из семейства фикусов. Деревья рода Ficus religiosa славятся долголетием и исключительной мощью. Это у нас фикусы растут в горшках, а там — это огромные деревья. По преданию, это священное дерево защищали и пестовали на протяжении 2250 лет потомки хранителей, назначенных Королём Тиссой (250–210 гг. до н. э.), который получил первый саженец.

Обзор на территорию с высоты здания вокруг дерева.

Интересный факт: со временем, материнское дерево в Индии засохло и для его восстановления брали отросток уже от этого Ланкийского дерева Бодхи. Да и по всей стране его рассадили именно от этого дерева. В дикой природе оно здесь не встречается. Но растёт повсеместно, во всех храмах и населённых пунктах Ланки. Обычно оно обязательно огороженно заборчиком, с атрибутами алтаря.

Когда мы уже спустились вниз и бродили по территории, то увидели в единственном месте такую картину. Люди прикасались к стволу и заполировали его до блеска. А в щель засовывали монетки. Уж не самая ли древняя это ветвь? Мы тоже проникли в толпу, прикоснулись и монетки засунули. :))) Собезъянничали, в общем!..

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Ещё рядом с деревом всем желающим, в их кружки, наливали бесплатный чай. Вот не взяли мы с собой кружки, а разовых стаканчиков там не было. Так и не хлебнули святого чая! :) Сейчас за состоянием дерева отвечает Министерство сельского хозяйства Шри Ланки и директор Ботанического сада в Перадении(рядом с Канди).

Уже на выходе Вова попросил дозволения у монахов — сфотографироваться рядом с ними… Вот такой портрет с монахами получился. :)

Рядом с территорией дерева Бо, был Медный дворец (Лоха Пасада), построенный в III  в. до н. э. для монахов, которые хранили дерево. По некоторым данным — Бронзовый дворец. Это было 9-ти этажное здание, с 1000 комнат и крышей с медной черепицей. Вот всё что от него осталось. И то, эти колонны уже от реставрации, т. к. дворец изначально был деревянным. Но эти тоже достаточно древние- реставрация проводилась Паракрамбаху Великим, а жил он в 1153—1186 гг. Как описывается в древних хрониках — шикарный и богатый был дворец, с троном для Будды, со всякими золотыми инкрустациями и другими красотами! Сейчас эти остатки совсем не впечатляют.

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Такие цветы тоже возлагают на алтарь. Растут они повсеместно на огромных деревьях.

А такие пальмы на юге острова я не встречала. Северные пальмы. Мне они очень нравятся!

На обратном пути к тук-туку, мы наблюдали, как среди руин древнего города, на лужайках отдыхают и медитируют люди. А вкупе с ними целые семейства обезьян. Ну как пройти мимо и не сфотографировать?…

К слову сказать, в предыдущую мою поездку, я попросила Кальяну, доктора Аюрведы и мою ланкийскую подругу, добыть мне саженец дерева Бо. И благополучно привезла отросток, засунув его в багаж. В отличие от других фикусов листья у него не кожистые. Но вот такие фигурные — их ламинируют или продают в открытках, даже у нас в России. И ещё, если другие фикусы притормаживают в росте — этот прёт со страшной силой и приходится его постоянно обрезать. У меня он вырастал за зиму до потолка! Вот уже фото из дома:

Нырнуть в Шри Ланку с головой! 4 часть.

Это было начало осмотра руин древней Анурадхапуры. Далее нас ждала куча Дагоб и других реликвий…