Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 9:57

Пушкин, Санкт-Петербург — Россия Август 2020

Каждый раз, уезжая из Петербурга грущу, и клятвенно обещаю себе вернуться поскорее. Всегда ведь остается что-то не досмотренное, да и вновь навестить любимое хочется… Правда, кое-что из любимого дорого настолько, что опасаешься новыми впечатлениями разрушить очарование воспоминаний…Именно поэтому я тысячу лет не возвращалась в Царское Село — когда-то повезло оказаться там в тихий-тихий день начала ноября; по дворцу ходили чуть не в полном одиночестве, а в парке, казалось, и вовсе только вдвоем. Дивно хорош он был в прозрачности поздней осени… Как не бояться такое волшебство спугнуть?..

Тем более в последние годы приходилось читать о длиннющих очередях за билетами в Екатерининский дворец, а о толпах китайцев и читать не надо — подразумеваются неотъемлемой частью всех мировых must see. И то, и другое совсем не радовало. Конечно, очередь в кассу можно было бы «обойти» купив тур или индивидуальную экскурсию, но первое не мой формат, второе — не моя ценовая категория. А уж от бесчисленных путешественников из Поднебесной никакой тур не спасет.

И все же новые залы Дворца увидеть хотелось. И Янтарную комнату целиком, а не фрагменты панно, что нам когда-то показывали. Подумывала даже об еще одном ноябре, авось в это время народу все же поменьше, но тут наступил 2020-й, и в начале его, когда масштаб грядущего всемирного безобразия был еще не так очевиден, а отсутствие китайцев уже ошарашивало (Москва пустой без них казалась), в голове щелкнуло: а ноября-то можно и не ждать! Но прежде предстояла давно запланированная и чудом все же состоявшаяся Италия, а далее случилось то, что случилось.

…Когда в июне какой-никакой позитив забрезжил, новости из Питера стала просматривать особенно внимательно, и, наконец, свершилось: анонсировали открытие парков, а потом и дворцов!

Выяснилось, что билеты теперь можно купить он-лайн, на конкретную дату и определенное время. Аллилуйя - очереди отменяются! В путь собралась за неделю, что для меня рекорд. Мозг возмущенно вскипал от необходимости усвоить кучу информации за весьма ограниченный временной период))).

Туда решила ехать ночным («лежачим») двухэтажным поездом, обратно Сапсаном. Двухэтажного побаивалась — в позапрошлом августе, под завязку заполненный китайцами, впечатление он оставил удручающее. На сей раз все было куда приличнее. Начиная от франтоватых проводников — любезнейшие молодые люди в красных с золотом жилеточках. Слава богу, масок никто не требовал, причем даже символического их присутствия где-нибудь на подбородке. В Сапсане на обратном пути тоже. Хотя на соседа моего как раз хотелось намордничек натянуть, ибо носом он шмурыгал знатно. Но, видимо, не заразно шмурыгал — две недели прошли, здорова.

Вид из окна вагона утром не радовал… Мерзопакостный, унылый — истинно питерский! — дождичек… Вот же ж! А обещали облачно, но без осадков!!! И вообще — ну как так-то?! Мне ведь обычно в этом городе с погодой везет, что там себе небесная канцелярия думает, не проснулись еще?

…Видимо — да))) Т. к. дождик постепенно стихал, и приведенный в боевую готовность зонт, в итоге не понадобился. Небо над площадью Восстания было сереньким, но сверху не капало, и было тепло, 19 градусов в 6–40 утра это ведь отлично!

За что, среди прочего, ценю Питер — тут совершенно не проблема в любое время вкусно и бюджетно поесть. В двух шагах от Московского вокзала имеется сразу несколько заведений, готовых накормить завтраком прибывших с утра пораньше пассажиров. На сей раз даже до «Столовой № 1», что на противоположной стороне площади рядом с весьма известным «Щелкунчиком», не дошла, обнаружив еще одну у ближайшего пешеходного перехода. Творожная запеканка и омлет заслуживали твердую пятерку. И кусок той запеканки был таким, что омлет одолела с большим трудом. Интерьер, кстати, тоже порадовал.

Ну, а теперь в Царское! Еду на метро от Площади Восстания до Пушкинской, к Витебскому вокзалу. Платить нынче и здесь можно банковской картой — удобно; картой Мир еще и выгодно, рублей на десять дешевле. Невольно каждый раз отмечаешь разницу вроде бы одного вида транспорта в Москве и в Питере. Сразу почувствовала, что эскалаторы ползут медленнее. Но — все чинно стоят на ступенечках. Всегда в подобных случаях вспоминаю гида из первой моей поездки в Ленинград (шестой класс школы, времена доисторические!), который при знакомстве с группой выдал: «Ну-с, златоглавые вы мои, белокаменные, прежде всего, запомните: у нас не бегают!» Мы с мамой, правда, тогда не вняли, бегали все же, когда от группы отрывались. Бегаю и теперь, по эскалаторам уж точно: станции глубокие, терпения не хватает))).

На Витебском вокзале бывать прежде не приходилось. Удивил чрезвычайно — ни души… Начало девятого утра, будний день! Люди, ауууу! К поездам здесь надо подниматься на второй этаж, тоже необычно. На платформах народ, пусть и в минимальном количестве, к счастью, обнаружился. А то ведь в наше время чего только не подумаешь — вдруг да карантин, на отдельно взятом объекте?.. (Типун мне на язык!!!)

Билет покупала в автомате (тоже по карте), случайно нажав на плашку тарифа «стандарт». Дело в том, что существуют еще электрички повышенной комфортности. Разница в цене — 2 (ДВА!!!!) рубля. Но по тарифу «комфорт» вы получите более-менее современный поезд с мягкими сиденьями, обычная же электричка — «времен Очакова», не иначе. Мне достался поездусик из трех вагонов, следовавший до Великого Новгорода, с жутко холодными твердыми скамьями. Пусть до Царского всего полчаса, но все же лучше 2 (ДВА) рубля переплатить и обеспечить организму «комфорт»))).

Пушкин понравился сходу (оба предыдущих раза попадали прямиком ко дворцу, потому сам город не видела): красивый вокзал, просторная привокзальная площадь, зелено и чисто. Конечно, до дворца и парков можно доехать автобусом или маршруткой, но мне всегда интереснее пройтись пешком, если время позволяет. Билет во дворец был на 10–30, полтора часа в запасе — гуляю! По направлению к отелю. Да-да, остановиться придумала в Царском. И ничуть об этом не пожалела, пока дошла до моего «Дома Паткуль» (отзыв здесь) в городок влюбилась: так спокойно, такой вкусный воздух, такие симпатичные особняки встречаются! И новые дома строятся под стать прежним — никакого хайтека и никаких высоток. И даже детская площадка в одном из скверов была соответствующей тематики: стилизованный дворец и карета с коронами)))

Сколько точно времени понадобилось на дорогу от вокзала до отеля не скажу, т. к. постоянно на что-то отвлекалась, и по пути туда, и на другой день обратно. Но, сдается, не больше 25 минут.

Чек-ин в отеле в 14–00, оставила ненужные вещи и неспешно — думала до 10–30 не пустят — пошла к Екатерининскому дворцу. Навестив по пути Александра Сергеевича в лицейском садике и заглянув к Певческой башне, на которую, вообще говоря, можно подняться, но не в такой ранний час.

Оказалось, с билетом во дворец можно пройти в парк в любое время и до «часа икс» гулять там. Приятная опция и правильная.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Кстати, билеты только в парк также можно купить на сайте, они с открытой датой. Кассы при входе все же открыты, очереди практически не было, но во дворец вы попадете лишь при условии, что на какое-то время есть «свободные места».

Контроль у дворца двойной: сначала на улице проверяют билеты и наличие намордника (тут же его следует надеть), потом, уже внутри, надо показать паспорт и документ, подтверждающий льготы, ежели таковые у вас имеются. (Он-лайн билет именной, с указанием данных паспорта).

Далее вы попадаете к милой девушке, которая — та-дамм! — помогает скачать на ваш смартфон бесплатный аудиогид! До чего дошел прогресс! Нет, обычный аудиогид, в виде трубки, тоже могут выдать, но, видимо из соображений безопасности решили, что собственные телефончики лучше. И никаких экскурсоводов. Группы-то запрещены. Вернее частным порядком можно, на семью, например. Видела компании в пять-шесть человек, ведомые гидом. Основная же часть посетителей — в свободном полете. Счастье-то какое! Нет, я ничего не имею против толковых гидов, но ведь не первый раз здесь, и куда больше хотелось идти в своем темпе и «зависать» там и возле того, что именно мне особенно интересно. Кстати, время на билете это только время входа, длительность вашего пребывания во дворце никаким регламентом не ограничена.

На контроле выдают и схему движения по залам. С микро-описанием этих залов. Увы, в связи с обстоятельствами, для осмотра открыто не все. Маршрут проложен так, чтобы «потоки» не пересекались. (Не иначе НЕпотребнадзор придумал такую дурость, но спасибо и за то, что музеи все же открыли). Особенно жаль было не попасть в Лионскую и Голубую гостиные и в Зеленую столовую. Благо я об этом прочитала заранее, морально была готова…

Собственно, схема не больно-то и нужна, т. к. сбиться с курса вам просто не позволят. За наличием на физиономии намордника следят, но деликатно. Пару раз услышала: «Девушка, масочку поправьте, пожалуйста». То есть дружно делаем вид, что «случайно сползла»))) И слава богу, а то в Бахрушинском музее в Москве на меня одна тетенька так рявкнула (при том, что на тот момент кроме меня посетителей не было), что захотелось развернуться и уйти.

Наверх, в залы, ведет парадная лестница, в вазах на столбиках перил которой прежде вроде бы не было роскошных букетов цветов… С ними не просто торжественно, но ярко и нарядно! Уже здесь хочется задержаться подольше, все-все рассмотреть: и очаровательных амуров (спящего и пробуждающегося) на верхних площадках лестницы, и часы, и барометр, и китайские вазы на настенных полочках…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Как же хорошо, что никто не торопит!

А потом оказываешься в роскоши Большого зала, который много лет назад в памяти отложился чем-то совершенно восхитительным, и, к счастью, при новой встрече ошеломил не меньше… Богатейший декор, и при этом ощущение легкости и воздуха, благодаря множеству окон и зеркал с отражающимися в них огоньками светильников. Горят даже и днем! Чтобы мы могли насладиться замыслом Растрелли в полной мере…Светлой галереей называли Большой зал в 18-м веке, и как же это верно!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Ну, а дальше начинается «золотая анфилада», где снова великолепие, куда ни глянь… Особенно почему-то в этот раз впечатлили бело-голубые изразцовые печи и золотые на белом узоры десюдепортов. (Мозговой штурм перед поездкой недаром был предпринят — новое слово выучила!))) Эти самые десюдепорты — то есть, верхняя часть двери, то, что «над дверью» — божеское наказание! Каждый хочется разглядеть во всех подробностях. А дверей много и высокие! Шее достается…

Помимо постоянной экспозиции, в одной из Антикамер сейчас можно полюбоваться серебром из клада, не так давно (в 2012-м) обнаруженного при реконструкции особняка Нарышкиных-Трубецких. Видимо в замурованной тайной комнате особняка условия были идеальными, т. к. сохранность коллекции изумительная. Все ее предметы кажутся новенькими, и сияют на темно синем бархате фона так, словно соскучились по белу свету за долгие годы заточения.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Между прочим, аудиогид я вскоре выключила. Обнаружив, что текст на удивление знакомый. Оказалось, он один в один совпадает с описанием залов на сайте дворца. И, разумеется, у меня с собой были распечатки, читать которые — по мере необходимости — мне куда удобнее, чем слушать голос в телефоне.

В Белой Парадной столовой настигло меня неожиданное лингвистическое открытие — наконец уяснила, с чего это у нас декоративную калину часто называют несимпатичным словом «бульдонеж», причем именно через «о». Оказалось, вовсе даже «буль-дЕ-неж» (boule de neige), снежный шар, снежок по-французски. Божечки! А мне-то ассоциации с бульдогами мерещились, которые с изящными цветами ну никак не коррелировались))) В Белой столовой теперь уже незагадочным словом «буль-де-неж» именуются вазы-ароматницы, будто из соцветий той самой калины «слепленные».

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Ну, и — неужели наконец-то увижу?!- Янтарная комната… Сначала — сплошное медово-золотистое сияние, и ошеломленное аааахххх!.. Потом обретаешь способность различать детали и просто-таки оторопь берет: как?.. Как можно было ЭТО мало того создать, но еще и воссоздать?! Практически из ничего… Нижайший поклон и восхищение мастерам такое чудо сотворившим…

И какое же счастье, что и здесь никто не торопит… Немыслимо же уйти, не налюбовавшись вволю завитками стеблей цветов, их лепестками, листьями, фигурками людей и не только. Очень понравился Нептун в обнимку с дельфинчиком… Впрочем, может это и еще какая рыба-кит, т. к. хвостов таких у дельфинов не бывает: очень уж пышный, чуть ли не цветочком заканчивающийся))) А в крохотных медальонах — пейзажи и панорамы, будто сквозь нежную дымку проступающие… Завораживает… Некоторые резные детали до того тонкие! Обязательно, всенепременно, хотя бы раз в жизни с этой сказкой надо встретиться! …

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Хорошо, что после Янтарной комнаты попадаешь в довольно строгий Картинный зал. Можно чуть перевести дух. Перед Китайской гостиной Александра I, от изящнейших узоров шелковых обоев которой тоже долго не могу оторваться…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

А несостоявшуюся Голубую гостиную все же очень и очень жаль…

Личные покои Александра I и несколько выставочных комнат с экспозицией, посвященной жизни династии Романовых в Царском селе, миную в бодром теме. Кое-что интересно, но за душу не берет, да и в парк уже хочется.

Еще из окон одного из залов заприметила направо от дворца симпатичный уголок с фонтаном в окружении цветов, вот туда и направилась. Оказавшись по пути у неприметной двери, с объявлением: вход группами по 5 человек каждые 15 минут. Так-так-так! И куда же вход? Павильон Холодной бани и Агатовые комнаты… Читала ведь, но, вроде, не зацепило? Однако четверо из необходимых пяти посетителей возле дверочки уже стояли, и 15-ти минутный интервал, как выяснилось, вот-вот истекал. Зайду, пожалуй!

Покупаем билеты, надеваем бахилы, получаем аудиогиды (уже самые обычные) и антибактериальную салфетку. Которой требуется прямо вот тут, в присутствии служителей, агрегат протереть. Ох, уж эти околовирусные реалии нашего времени…

Наконец, путь наверх открыт. (Нижние помещения павильона, «банные», видимо, сейчас недоступны, а вообще там проводят различные временные выставки). Ведет в комнаты второго этажа очень необычная лестница — вот тут аудиогид ой как пригодился, читала-то о павильоне «по диагонали», мало что отложилось. Лестница винтовая, и без единой опоры! Будто висит в воздухе! Оказывается, концы ступеней закреплены в специальном канале в стене. Совершенно невесомым кажется и купол над лестницей — словно кружевной полог из розеток на нежно-голубом фоне. Так я на этот купол засмотрелась, что не сразу заметила еще один «кордон» на пути в собственно Агатовые комнаты: в дополнение к бахилам полагалось надеть огроменные шлепки из очень толстого войлока. Безо всяких завязок. Передвигаться в них можно было исключительно как на лыжах. Пару раз обувку эту я теряла, приходилось ловить)))

Необходимость столь затейливой экипировки стала понятной прямо с порога анфилады — ПАРКЕТЫ! Невероятные, шедевральные, фантастические! Из-за заботы об их сохранности доступ в Агатовые комнаты разрешен лишь в летний период и при условии сухой погоды. Хорошо, что не знала об этом утром… А то бы испереживалась, дождик ведь шел! Собственно, утром я и вовсе ни о каких Агатовых комнатах не помышляла, будто кто-то их прятал до поры, чтобы потом заманить, приготовив местечко в «пятерке», и любоваться произведенным эффектом. Ох, получилось! До мурашек и благоговения…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Какие там 15 минут на всё! Я по каждой комнате не меньше кружила… Благо и здесь никто время не засекает и пройти на выход не требует. Роскошь ошеломляющая: бордовая яшма до зеркального блеска отполированных стен («мясной агат», оттого и название), отделка из золоченой бронзы, итальянские мозаики-пейзажи.

Росписи потолков, еще один «кружевной» купол (синее с золотом на белоснежном фоне)…И что удивительно — ничуть столь активный декор не давит, поймала себя на мысли, что я бы тоже с удовольствием здесь утра проводила, как любила это делать Екатерина… (Можно ведь иногда помечтать?)))

Ларец с сокровищами, а не Агатовые комнаты! Так не хотелось с ними расставаться… Но, выйдя из дверей, оказалась не где-нибудь, а в Висячем саду, который давным-давно мечтала увидеть. Сюрприз за сюрпризом! Да еще и небесная канцелярия решила полностью реабилитироваться и на смену серенькому утру пришел лучезарный летний день. Сад радовал яркими клумбами — розы, флоксы, гортензии. И тут же уголок чуть более спокойный — голубовато-сиреневатые петунии, бледно-желтые бархатцы, фиолетовые гелиотропы.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Виды из сада один завлекательнее другого! Попробуй выбрать, куда дальше идти — то ли спуститься по Пандусу в Собственный садик, то ли пройтись по террасе Камероновой галереи и завернуть в сад возле нее, то ли шагать к берегу пруда… Хочется все и сразу!

Терраса все же победила, во многом благодаря тому, что интересно было взглянуть, как это некий ребеночек умудрился недавно уронить с пьедестала-колонны бюст одного из украшающих террасу персонажей. И нет бы какого императора, а то очень даже трепетного «умирающего гиганта». Жалко! Ладно хоть не Меркурий пострадал, очень мне крылышки на его голове нравятся)))

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Роскошный вид открывается на Камеронову галерею с площадки у павильона Грот.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

На площадке оживленно, народ активно кормит уточек. Кстати, интересно, куда с Питерских прудов подевались селезни? Всюду, что в Царском, что в городе, видела исключительно уток.

Берегом пруда иду к Турецкой бане, которая, увы, в среду закрыта… Но хоть снаружи полюбуюсь, до того изящна эта крохотная «мечеть», и так эффектно ее отражение в зеркале воды!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

А рядышком — панорама Мраморного моста, в «виньетке» из белых плетистых роз…

Этот уголок парка обилием цветов радует, аромат гелиотропов так и плывет в воздухе… Ноги уже порядком устали, самое время чуть передохнуть, а потом отправиться на поиски Девушки с кувшином, как же без нее? Символ парка!

Кстати, подкрепиться здесь, в общем, не проблема: есть кафешки и во дворце, и на территории парка. А также тележки, с которых торгуют вареной кукурузой, хот-догами и мороженым. Цены гуманными не назовешь, что неудивительно.

Возле «Девушки», конечно же, ажиотаж. Даже предположить боюсь, что тут творится, когда в парке высаживаются десанты китайцев! Недаром рядом стоит будка охранника. Блюдет, чтоб еще и ее, не дай бог, какой ретивый школьник не повредил.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

В Собственный садик с тем самым фонтаном, что из окон Дворца заприметила, недаром меня тянуло. Как же там хорошо! Очень понравились клумбы: тоже вроде как «фонтанчики» — серебристые цинерарии, белые либо красные бегонии в качестве «чаши», и кустик штамбового абутилона с «брызгами» алых цветов по центру.

Думала на поиски Скрипучей беседки сил уже не хватит, а к Башне-руине и вовсе не собиралась (что ни парк, то непременная руина))), но несколько минут отдыха в благодати Собственного садика вдохновили. Оказалось, что беседка не так и далеко, порадовалась, что все же добралась до этой «китайской штучки» — экзотична и живописно расположена. Вот только скрип флюгера, из-за чего и получила беседка свое название, так и не услышала — полнейший штиль стоял. А потом и к Башне-руине неожиданно дорожка вывела. Пережила бы я, конечно, без встречи с нею, но отдать должное следует — вполне достоверная руина))) И уголок ей достался симпатичный, тенистый.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Прощальным подарком Екатерининского парка стал сад возле Камероновой галереи. В буйном цветении зрелого лета… Аромат флоксов обожаю, а тут еще и гортензии, и какие-то неизвестные, на длинных стеблях «метелки», будто светившиеся в солнечных лучах… И пестрый ковер цветков душистого табака — представляю, как благоухают вечерами!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

…Все же здорово, что отель рядом! Душ, полтора часа покоя на удобной кроватке, крепкий чай, и организм воскрес! Готов к знакомству с еще одним парком — Александровским.

Не приходилось в нем прежде бывать. И даже фотографий вроде бы не видела. Ни на календарях, ни на открытках, которые когда-то целыми наборами продавались. Когда проштудировала описание парковых интересностей на сайте, всё стало ясно: почти все павильоны и мостики восстановлены были не так давно. Шапель (Капелла) так и вовсе лишь в 2018-м!

До входа в парк, что возле Александровского дворца, от моего отеля пять минут ленивым шагом. Сам дворец, увы, закрыт на длительную реконструкцию… Карту парка, я, конечно, изучила, примерный маршрут себе составила, и изначально решила к Белой башне не ходить, показалось, где-то в стороне стоит. А она, вдруг нежданно-негаданно возникла на пути почти сразу за дворцом! В годы войны башня была почти полностью разрушена, восстановлена в 90-х, и сейчас уже чуточку тронута временем, не знать, так и не догадаешься, что реконструкция. Очень средневековому стилю этой башни шли перистые облака летнего неба. Будто плюмажем украсилась!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Если башня из рыцарских романов среднерусской природе вполне созвучна, то обилие в парке мостиков в китайском стиле удивило. Драконов мост еще ладно — звери литые, монохромные.

Но Большой и Малые китайские это что-то! Особенно Большой мост, с его ограждением из розовых «кораллов» и фигурами китайцев в ярких одеяниях, да еще с фонарями, украшенными кисточками, в руках. Поначалу показалось странным, потом подумалось — цветов в Александровском парке нет совсем, лето у нас короткое, и погоды в окрестностях Питера большей частью серенькие. Чем плох яркий акцент? Да к тому же и мода была на все китайское когда-то. И вообще — Чарльзу Камерону виднее)))

А вот Крестовый мост, хотя и тоже «в китайском вкусе» (проект его был позаимствован из альбома английских архитекторов «Rural architecture in Chinese Taste») в пейзаж парка вписался идеально. Залюбовалась… Так красиво его беседка на перекрестии четырех мостиков-пандусов подсвечивалась закатными лучами!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Сияла на солнце и решетка, ограждающая парадный плац Екатерининского дворца. И почему-то мне кажется, что в стародавние времена входили мы во дворец именно отсюда…

Как же хорошо, что в северных этих краях темнеет позже, чем в Москве. Иначе до Шапели и Арсенала добраться было бы проблематично — фонарей в Александровском парке нет. А посмотреть эти павильоны хотелось; особенно Шапель-Капеллу, которая считается самым романтичным здешним павильоном. Пожалуй, так и есть, особенно в тишине и мягком свете летних сумерек. Вместе с самой «Капеллой» было решено восстановить и сиреневую аллею, что вела к ней когда-то. Когда кусты подрастут, в мае—июне романтИк будет абсолютный!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

К Арсеналу дотопала, честно говоря, «для галочки» и потому как был он по пути к выходу из парка Нет, глянуть, конечно, можно, но специально стремиться не стала бы. Как и на выставку оружия внутри. Не моё.

Ох, насыщенный выдался денек…Снова радуюсь, что мой «Дом Паткуль» всего в нескольких минутах ходьбы, еще чуть-чуть, и желанный отдых!

…На другой день, в Питере, собиралась просто гулять, благо погоду обещали подходящую. Цель была только одна — Летний сад. Правда, попался в Сети мотивирующий рассказ еще и об Александровском саде у Адмиралтейства. Удивилась! Вроде бы не раз там на лавочках сиживала, ничего особо примечательного не заметила… Надо навестить! Тем более, что и логистика как по заказу — на метро от Звенигородской (вторая станция у Витебского вокзала) до Адмиралтейской по прямой, без пересадок.

Ну, а коли два сада намечаются, почему бы и в третий какой-нибудь не заглянуть? Поизучав с помощью maps.me зеленые островки поблизости от уже запланированных, наткнулась на «Новую Голландию». Что-то ведь слышала… Почитала — интересненько! Совсем, правда, неисторическое, но для разнообразия очень даже!

На Адмиралтейской очутилась впервые — строгая и торжественная! А шагая из метро к Александровскому саду, на одном из домов обнаружила две мемориальные доски, оказалось, что здесь умер Чайковский, и несколько лет, до переезда в Москву, жила Уланова… Вот же совпадение…

Восторги автора статьи в Инете я так и не поняла. То есть, разумеется, любой уголок зелени в центре большого города — благо. Но не слишком Александровский ухожен для центрального-то сада, цветочки какие-то хилые… Да еще и фонтан перед Адмиралтейством почему-то не работал. Вот верблюд при бюсте Пржевальского и правда хорош))) Недаром к нему очередь фоткаться.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

От Александровского сада к Новой Голландии ведет Конногвардейский бульвар, идти по которому, рассматривая окрестные дома, приятно и интересно. Особенно богат декором тот, в котором нынче расположился Газпром. Тут и кариатиды, и шалуны-путти, и цветочные гирлянды, и ракушки, и узорные балконы! Красота наведена, наверное на денежки упомянутой организации, но вот только почему нет ни одной таблички с упоминанием, что тут было раньше? По мне так неправильно это. Всезнающая Сеть подсказала — доходный дом Утина.

Ну-с, а вот и искомый остров с одноименным парком на нем. Парк новый, но среди жителей Питера весьма популярный. Говорят, в выходной день, можно даже и в очереди на вход постоять. Меня в описании парка заинтриговали слова «стильный» и «чувствуешь себя в Европе». Ну, в общем, да! Нехарактерно для наших парков то, что по газонам — самым что ни на есть правильным, бархатным — можно не только ходить, но и расположиться на них с комфортом в шезлонгах или на стульчиках.

Для любителей цветуще-растущего есть уголок, где лидируют разные необычные травы. Ароматные в том числе. Некоторые я, пожалуй, впервые видела.

Деткам предлагаются активности, вмонтированные в остов то ли недостроенного, то ли со дна морского поднятого корабля: горки, веревочные лестницы и т. п.

Всяческих «едален» в парке изобилие. Особенно понравился фудкорт в круглом здании бывшей морской тюрьмы «Бутылка», с симпатичным внутренним двориком. Не иначе раньше в нем арестантов выгуливали)))

Ну, и конечно — вода! Голландия же! Можно пройтись и берегом канала и прямо у воды по широкому пирсу.

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Да, и немаловажная деталь — бесплатные, очень чистые, и тоже вполне себе стильные туалеты — хромом сверкают. В общем, «Новой Голландией» я впечатлилась. Строили, кстати, долго, меняя концепции и разработчиков проекта, но в итоге получилось, не зря мучились.

Ну, а потом вечная классика… По Английской набережной, любуясь ее дворцами, особняками и панорамой другого берега Невы, шагаю ко Дворцовому, потом к Троицкому мосту и далее — к Летнему саду…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Никак мне не удавалось побывать здесь после реконструкции в должный сезон — ЛЕТОМ. И вот, наконец!

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

И может быть хорошо, что время пришло именно сейчас, когда в саду оживлённо (весьма!), но все же не перенаселённо. Вполне можно отыскать и вовсе безлюдные уголки, у Нереиды, например. Посидеть «в душистой тиши между царственных лип…" (Ахматова), слушая журчание воды в фонтане…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Кроме Нереиды почему-то больше других впечатлил фонтан на Царицыной площадке — идеальной вертикалью струй?

Удивилась было пластиковым уточкам в Менажерийном пруду, но — зато чистота идеальная)))

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

Очень-очень понравился боскет Красный сад — почему-то не так много посетителей сюда заглядывает, предпочитая центральную аллею с фонтанами. И слава богу! Спокойно, уютно, «цветочно». Фонтанчик тоже есть, пусть и скромный. И множество грядок с лекарственными растениями. С табличками. Можно еще и просветиться)))

Жаль, в связи «с обстановкой», будь она неладна, был закрыт Летний дворец Петра…

Нечаянная радость странного лета 2020-го… Царское Село и прогулка по Петербургу

А вообще эта самая «обстановка» практически не ощущалась. Праздничным и нарядным выглядел Петербург в августе безумного 2020-го. Во многом, наверное, благодаря радостным стайкам туристов, обретших, наконец, свободу передвижения хотя бы внутри страны.

Расставаться, как всегда, не хотелось… Перед тем, как нырнуть в метро и ехать к поезду, посидела в любимом сквере на площади Искусств. Снова грущу, и снова обещаю — себе и городу — вернуться… Как бы хотелось, чтобы и в самом деле получилось, и поскорее!..

Букет предосенних ягод с Марсова поля всем, кто одолел бесконечный этот рассказ: