Турист Ирина Глазунова (Lirina-Irina)
Ирина Глазунова
была 28 марта 9:00

Иваново, Плёс — Россия Август 2020

Не успев прилететь из командировки из Каира и толком выспаться, я схватила сумочку, мужа и чудом купленные билеты на ласточку до Иваново (последние, между прочим), и махнула в Плёс — город, уже несколько последних лет являющийся моей мечтой и не дающий мне спокойно спать.

Вообще, сразу дам всем совет: не стоит, как я, покупать билеты в последний момент. Ласточки «Москва-Иваново» пользуются огромным спросом, особенно в разгар туристического сезона. То, что удалось таки купить заветные билетики, — это из разряда «чудо». Так что я бы рекомендовала запастись билетиками заблаговременно, хотя бы за неделю. Время «полета» Ласточки от Москвы до Иваново — 3 ч 50 мин. Уже на подъезде к Иваново из окна в поезде давали такуууую картинку, что хоть на пути выскакивай из вагона.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Но до Иваново мы все же доехали, там еще небольшой бросок в 60 км на такси, и вот он, заветный городочек!

Самые первые впечатления — так уютно, будто к бабушке в деревню приехал! А еще так тихо и умиротворяюще, будто время здесь и вовсе остановилось. А какие милые домики встречаются с самых первых шагов на пути!

С набережной мы быстренько поднялись на ул. Ленина, где и располагалось наше жилище на ближайший вик-енд — гостевой дом «Воскресенская дача». Домик — очень симпатичный. Уже на пороге вас встречают такие вот персонажи:

Внутри дом тоже учень уютный. Здесь, на верхнем этаже, расположились целых три спальни, а этажом ниже — кухня-гостиная.

Но самая вишенка на торте — это обалденная терраса с видом на Волгу и живописнейшую набережную.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Конечно же, едва мы ее увидели, она тот час же стала нашим любимым местом. И, я вам скажу, очень трудно заставить себя выйти из дома, когда здесь настолько чудесно! Здесь и столик с креслицами, и принадлежности для барбекю, и, самое главное, виды!!!

Но, на террасе, конечно, очень хорошо и умиротворяюще, но надо бы и город посмотреть, тем более уже и с террасы понятно, что виды обещают быть наичудеснейшими.

Но, для начала, разминка) А вы знаете, как называют жителей Плеса? — Плесяне и плесянки))) Я вот, к своему стыду, не знала) Но теперь то я это милое название не забуду)

Вообще Плес — городок небольшой, всего то 3 квадратных километра. Казалось бы, обойти его за час можно легко. Но не так все просто. Бродить здесь можно хоть целую неделю, смакуя удовольствие и каждый раз открывая для себя что-то новое. Вообще, всем прибывающим в Плёс сразу рекомендуют для осмотра города уже разработанный маршрут «Плесские версты». И утверждают, что если не пройти таким маршрутом, то поездка в Плёс считается незасчитанной))) Ну что ж, я не стала оригинальничать и тоже выбрала данный маршрут. Ну, а что? Маршрут то может и один, зато впечатления и восприятия у каждого будут 100% разные.

Совсем немного цифр. Длина маршрута — 3700 м, перепад высот на пути — 50 м, требуемое для прохождения маршрута время -1 ч 15 мин. Вот здесь сразу предостерегу всех, кто это прочитает: не верьте!!! Да, дистанция по километражу небольшая, но за час с копейками ее просто невозможно пройти, если только сильно абстрагировавшись и не смотря по сторонам. Ведь на каждом шагу перед вами открывается пейзаж еще чудеснее предыдущего. Как тут не присесть на пенек, созерцая виды, не положить пальчик на затвор фотика и не сделать миллион кадров, каждый из которых тебе кажется уникальным и совершенно очаровательным? Да никак! Плесские версты охватывают все достопримечательности и виды Плёса, включая три знаменитых кита, на которых он стоит, т. е. три знаменитые горы — Левитана, Соборную и Воскресенскую. Ну что, начнем?

В самом начале пути — Дом-музей Левитана, Левитан-холл (концертный зал, где, к примеру, проводят по сентябрям левитановский фестиваль классической музыки), Музей пейзажа.

Но особо смотреть на музеи и картины не хочется. Гораздо больше влечет натура, которая и являлась источником вдохновения. Так что идем дальше по набережной Луначарского. Здесь располагается так-называемая музейная миля и шесть восьмиквартирных двухэтажных домиков, построенных в 50-60-х годах, формирующих облик набережной.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Набережную пересекает речка Шохонка, впадающая в Волгу. Причем, очень живописно пересекает, хоть картины пиши.

А на набережной Белый теплоход зазывает на экскурсию. Но теплоход потом, сначала у нас три горы)))

Плёс — Через Плесские версты к Волге

По пути не удержалась, сделала портретик) Муж тоже не удержался от портретика с Дачницей. Глаз да глаз за ним!

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Дачницу, кстати, увязывают с местной знаменитостью и «светской львицей» — Софьей Кувшинниковой. Очень интересный персонаж, судьба которой очень зацепила моего мужа. Он сразу бросился дополнительную литературку на тему почитывать. А известна Софья Кувшинникова тем, что была хозяйкой плесского литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов и многие другие известные артисты, художники и писатели. А однажды зашел и Исаак Левитан, с которым у нее сразу же завязались романтические отношения (несмотря на наличие мужа). Софья к тому же была еще и художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим «учителем» на Волгу — как говорится, на этюды. Сию историю и описал Антон Палыч Чехов в своей «Попрыгунье». Надо сказать, что Чехов с Левитаном долгое время были близкими друзьями, однако после публикации «Попрыгуньи», в которой вся богема без труда узнала художника и его возлюбленную, Левитан собрался было вызвать друга на дуэль, но, к счастью, знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. Но это было лирическое отступление, вернемся обратно к нашей прогулке.

А гулять по плесской набережной очень приятно. Волга, да еще и сосновая аллея — лепота!

Если с набережной свернуть вверх, то попадешь на параллельную набережной улицу — Варваринскую с церковью св. Варвары (1821 года постройки).

Тут и там встречаются симпатичные домики, как с картинки.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

А вот и лесенка на вторую гору — гору Левитана. Наверху — знаменитая деревянная церковь Вознесения Христова.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Именно эту церковь изобразил Левитан на своей картине «Над вечным покоем». Оригинальная церковь не уцелела после пожара, так что то, что сейчас мы видим, — это ее копия. Недалеко от церкви стоит скульптура Левитана, всвстав рядом с которой можно увидеть тот же пейзаж, что и на картине. а желающие могут попытаться и воспроизвести.

А виды с горы открываются — огого, хоть сама за холст хватайся (но, увы, руки не из того места растут).

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Далее мы спускаемся вниз по Никольской улице и вновь поднимаемся, уже на третью гору — Соборную. По пути опять попадаются интересные домики. Один явно был построен любителем львов и прочего зверья)))

И снова мы идем через речку Шохонку, поднимаемся наверх по улице со смешным советским названием Спуск Горы Свободы. И вот она — смотровая площадка с плёсским «видом номер один», который у многих иностранцев является неким обобщенным образом России-матушки.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Далее небольшой лесочек выводит нас к Успенскому собору — старейшему Собору города Плёс.

Дорожка идет к автовокзалу, рядом с которым расположены Вознесенский храм

и Троицкая церковь

И вот такие домики встречаются))) Снова, привет, Советский Союз)

Ну все, все три горы прошли, спускаемся вниз, к Торговой площади. Здесь расположились здание Верхних торговых рядов, Воскресенская церковь (сооруженная в честь победы над Наполеоном в 1817 году), бревенчатые лавки Воскресенского ряда и вход на торговую Калашную улицу, где можно закупиться местными сувенирами. Здесь же находится и известный в городе ресторан-пивоварня «Пивной дом», весьма неплохой, кстати.

Продолжаем гулять по набережной.

А вот и местный специалитет — рыбный угол. Это такие пирожки с копченым лещом, очень вкусные (цена — 50 руб).

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Вообще, копченые лещи и прочие всевозможные копчености здесь на каждом шагу. Рыбка вся свежайшая и ооочень вкусная.

Раз уж пошла гастрономическая тема… Конечно же, обязательно нужно заглянуть в кофейню той самой Софьи Кувшинниковой — местное культовое заведение. Здесь можно отведать кулейку — пирожное из творога, некий чизкейк по-русски или попробовать любимое печенье Левитана.

Если хочется чего-то более существенного, следует заглянуть в один из ресторанчиков. Опять же, в Пивной дом или Променад, который находится прямо на набережной, с террасой у Волги. Обязательно стоит попробовать местную уху и рыбку, а запить все вкуснейшими местными наливочками))

Еще один местный специалитет — черное мороженое. Почему черное? Да потому, что в него реально добавляют пищевой уголь. И, кстати, аккуратнее есть нужно, уголь таки пачкается… А на вкус, как мне показалось, очень похоже на мороженое Экстрем)))

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Гулять по плесской набережной очень приятно и расслабляюще.

А еще в Плёсе ну очень много кошек. Причем, холеные такие все. Есть даже очень трогательный памятник кошке. Посвящен он реальной кошке по имени Муха, жившей у местного художника. История с Мухой печальная — она трагически погибла, спасая свое потомство в схватке с дворовым псом.

Есть в Плёсе и свой пляж, причем весьма неплохой и песчаный. Даже и купальщики в конце августа нашлись.

Поскольку «обязательную» плёсскую программу мы выполнили — Плесские версты прошли, на следующий день решили заняться «произвольной» программой и отправились искать Левитановскую березовую рощу. Но вышли, как ни странно, не к роще, а к шикарному хвойному лесу. Пока мы размышляли, как из него найти оптимальный путь к березовой роще, вышли на лыжную турбазу. Весьма, кстати, симпатичную. Но и до рощи мы все-таки дошли. Конечно, раньше она может и поэффектнее была, но и сейчас весьма недурна.

Ну и последний пункт «произвольной» программы — это прогулка на кораблике по Волге. Бросить последний раз на очаровательный городок, на этот раз, взгяд с воды. Полюбоваться на «дачку» нашего глубокоуважаемого Дмитрия Анатольевича, то бишь Медведева. Ничего так дачка, с размахом, по-взрослому. В официальных источниках «дачка» упоминается как «Усадьба Миловка». Миловка — это, кстати, местный элитный поселок типа Рублевки, этакий «Куршевель по-русски». Вот здесь уже народ разворачивается по полной, если уж и строить — то терема или дворцы. Вот и Дмитрий Анатольевич не отстал. Правда, и обнес свою 80-гектарную резиденцию шестиметровым забором, но любопытные глазки то все равно подглядывают на территорию, где, вроде как, и две вертолетные площадки имеются, и два скоростных катера на воздушной подушке, и гаражи на несколько десятков авто, и озерцо, и каскадные бассейны))

С воды прекрасно видно еще одну плёсскую достопримечательность — Красную стену, напоминающую древнеримский акведук. Когда-то, еще до революции, здесь была маленькая текстильная фабрика. Потом она сгорела, а ее живописное местечко превратилось в излюбленное место для романтических свиданий и пикников.

Плёс — Через Плесские версты к Волге

Меня многие спрашивали, действительно ли Плёс сейчас выглядит как филиал Рублевки? Я бы сказала, что, как я отмечала выше, «Рублевка» — это поселок Миловка. А Плёс же мне почему то больше напомнил нормандский городок Этрета. И даже не потому, что этретатские пейзажи также влекли местных импрессионистов. Наверное, это больше из разряда ощущений. Да и расположение городка между трех гор также навевает аналогии. Но что Плёс — чудесное умиротворяющее местечко — здесь я не поспорю. Как же хорошо, что несмотря на свой плотный график я все-таки нашла пару деньков на этот замечательный город! Он того абсолютно стоит!