Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:19
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Валаам — Россия Июнь 2016

Ладожское озеро в прежние времена называлось озеро Нево. Это крупнейшее пресноводное озеро Европы. Его можно смело назвать одним из чудес России, а тот, кто побывал на Валааме, думаю, согласится, что остров является дивной изюминкой на карте Ладоги.

Остров Валаам, точнее Валаамский архипелаг, расположен на севере Ладожского озера.

Валаамские берега

Абсолютное большинство туристов и паломников прибывают на Валаам по воде теплоходами.

Главной достопримечательностью острова является Валаамский монастырь. Он имеет свою бухту. Но так как она довольно узкая, теплоходы встают на якорь в Никоновской бухте, расположенной на другой стороне острова.

Туристам на теплоходе заблаговременно предлагается список экскурсий, где посещение Валаамского монастыря является одной из основных. Теоретически, дойти туда можно по лесной дороге самостоятельно. Путь займёт около часа. От Никоновской бухты до монастыря 6 км.

А если бить ноги неохота, в этом случае свои услуги предлагает катер. Билет туда и обратно на одного человека стоит 1000 рублей.

Валаамские берега

Мы выбрали катер. Когда экскурсанты собрались на борту, капитан катера, не теряя времени, отчалил от пристани.

С правой стороны поплыл Валаамский берег.

Кто-то занял места внутри,

другая часть пассажиров, оккупировала правый борт судна.

Валаамские берега

И, надо сказать, не зря!

Валаамские виды умиротворяли красотой.

Валаамские берега

Каждый островок, каждую бухточку, каждую часовню и каждый скит — всё хотелось сфотографировать, либо просто хорошенько рассмотреть.

Эффект единения с природой усиливали чайки, подлетавшие к бортам.

Валаамские берега

Однако, увы, наш капитан был строг. По громкой связи он скомандовал — чаек не кормить.

Двигаясь вдоль берега, в некоторых местах мы попадали в удивительные сгустки тумана.

Валаамские берега

Разглядеть что-либо на озере было нереально.

Казалось, что где-то в ста метрах от нас туман соединялся с водой.

Валаамские берега

Со стороны острова туман разрывал картинку отражённого в воде берега.

Подобное для Валаама символично. За последние 1000 лет Россия сей дивный остров периодически теряла.

Валаамские берега

Свои штандарты над Валаамом поднимали шведы и финны.

Впрочем, всё это в прошлом…

Валаамские берега

В настоящий момент множество Валаамских островков соединены мостиками с основным островом. На многих из таковых построены скиты и часовни.

Перед входом в монастырскую бухту, символизируя собой торжество православной веры, на маленьком островке сияет золочёным крестом часовня во имя всех Валаамских святых.

Валаамские берега

Катер заворачивает в бухту.

Буйки предупреждают об опасности приближения к берегу.

Проходим мимо живописных скал

и утёсов.

Валаамские берега

Надо отдать должное мастерству нашего капитана.

Вход в бухту очень узкий, а если учесть каменистое нутро острова, то где-то даже и опасный.

Зато сама монастырская бухта,

узким горлом укрытая от штормов, возле монастыря довольно просторна.

Валаамские берега

Изначально именно наличие бухты предопределило выбор места для постройки монастыря.

Увидев у причала трёхпалубный теплоход, я искренне удивился, как он смог сюда зайти?! Позже выяснилось, судно используется в качестве гостиницы для паломников. И тем не менее корабль каким-то образом сюда зашёл, что при его габаритах было весьма и весьма не просто.

Валаамские берега

Попасть на Валаам можно не только круизом, но и простым рейсовым катером из города Сортавала.

Разговорившись с одним из монахов, я узнал, что тёплые зимы для Валаама стали настоящим бедствием. Лёд на Ладоге встаёт частично, соответственно зимой сюда ни по накатанному зимнику, ни по воде не доберёшься. Вот и спешат островитяне — всё нужное завести летом.

Валаамские берега

Сойдя на берег, отправляемся изучать Валаамский монастырь. Ну, а когда отведённые три часа заканчиваются, возвращаемся на катер, который, отчалив от монастырской пристани,

берёт обратный курс на Никоновскую бухту.

Валаамские берега

Северная часть Ладожского озера лежит на Балтийском кристаллическом щите, южная — на Восточно-Европейской платформе.

Как следствие этого, южная часть озера имеет берега низкие, периодически подтапливаемые. Средняя глубина в южной части от 20 до 70 метров.

Балтийский щит имеет вулканическое происхождение. Когда-то эти места являлись элементом горной системы. Позже данный участок суши погрузился в морскую пучину.

Валаамские берега

Много всего интересного происходило далее и с Ладогой и Валаамом.

Однако, по мнению учёных, свой нынешний вид и архипелаг и озеро приобрели примерно 12 тыс. лет назад, по окончании последнего ледникового периода (Валдайское оледенение).

Валаамские берега

Северные берега Ладоги каменистые и высокие, сильно изрезанные, они образуют многочисленные полуострова и узкие заливы (фьорды и шхеры), а также мелкие острова, разделённые проливами.

Дно северной части также неровное.

Валаамские берега

Здесь торчащие из-под воды утёсы сочетаются с глубокими впадинами.

Самое глубокое место Ладоги (233 м.) находится чуть северней Валаама.