Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 20:29
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Грязи — Россия Август 2020

Грязи — город в Липецкой области.

Административный центр Грязинского района.

Город-спутник Липецка, выполняющий функцию железнодорожного узла для жителей областного центра.

А поскольку куча поездов для жителей Липецка удобны именно из Грязей, то мои визиты в этот райцентр каждый раз связаны с тем, что надо забрать родственников с поезда или отвезти их на поезд на ж-д грязинский вокзал.

Да и сам я отправляюсь в путешествие или возвращаюсь из него именно через ж-д вокзал г. Грязи.

Вот и в этом «коронавирусном» 2020 году мне дважды пришлось побывать на грязинском вокзале. Дважды, в августе и ноябре.

Ну как тут не воспользоваться случаем и не прогуляться по этому городу-спутнику Липецка?

Правда в августе я посмотрел совсем немного, времени не было.

Из Грязи в князи...

Расположен город на реке Матыре в 20 км к юго-востоку от Липецка.

Этот железобетонный мост через реку Матыру построили в 1863 году; он соединил город Грязи с бывшим селом Грязи.

Ранее на этом месте был понтонный мост.

Из Грязи в князи...

Вот только два этих фото я сделал летом.

Ну и ещё ниже пару фото ж-д вокзала.

Зато уж в ноябре я посмотрел почти всё интересное что есть в этом городе, за исключением только пары храмов на окраинах г. Грязи.

И ушло у меня на эту неспешную пешую прогулку всего пару часов.

Из Грязи в князи...

Прогулку свою я начал от здания ж-д вокзала.

Бьюсь об заклад, дорогие москвичи и питерцы, что Вы неоднократно останавливались на этой станции с «грязным» названием хоть на пять минут, когда ехали на поезде с «югов-крымов» к себе домой.

Грязи прежде всего — крупный ж-д узел Юго-Восточной железной дороги, находящийся на пересечении двух магистральных линий (направления на Москву, Ростов, Орёл, Волгоград).

На территории города находятся четыре железнодорожных раздельных пункта: три станции — Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские, Грязи-Орловские, и путевой пост 474 км.

Мой дед по отцовской линии был железнодорожником, имевший «бронь» во время войны и доживал свой век в поселке Грязи-Орловские.

Дед умер когда мне было 10 лет, но я часто гостил у деда Василья и бабки Матрёны (второй жены деда и мачехи моего отца) в Грязях.

И отлично помню вкусные блины бабки Матрены и то как дед Василий лихо наяривал на балалайке (когда не был под хмельком).

Ещё помню как он смастерил сам мне деревянное колесо на длинной ручке и я гонял с этим колесом по грязинской пыльной дороге во всю прыть.

Милое сердцу советское детство!

Как мало нужно было тогда ребятишкам для счастья…

Так что мне было интересно посмотреть именно этот вокзал, учитывая профессию деда.

В послевоенные годы дед был начальником станции в Амурском Крае, но это совсем другая история…

Из Грязи в князи...

24 августа (6 сентября) 1917 года на станции Грязи был убит солдатами русский историк и фенолог, князь Борис Вяземский. Это произошло после того, как по его приказу с целью предотвращения новых разгромов его поместья Лотарёво был разобран мост на плотине с водоспуском через реку Байгору.

Ранее в своём поместье Лотарево князь Вяземский активно занимался благотворительной и просветительской работой. В 1911 году построил железобетонный мост через реку Байгору, в 1914 — электростанцию, в 1915 — новую школу в Коробовке.

Французская актриса, его внучатая племянница, Анна Вяземски (1947–2017) написала роман «Горстка людей» (Большая премия Французской академии за роман, Премия Ренодо, выбор лицеистов), основанный якобы на дневнике прадеда автора — вымышленного князя Владимира Белогородского, который тот вёл перед тем, как был убит в августе 1917 года. История Белогородского отчасти совпадает с биографией князя Бориса Вяземского.

Из Грязи в князи...

История города уходит корнями в XVII–XVIII века.

Существует легенда что Петр Великий при следовании через Грязи на верфи в Воронеж застрял в на карете в грязи и в сердцах воскликнул: «ну и грязи здесь!».

И будто-бы после этого случая за этим поселком и закрепилось это «грязное» наименование.

Но думаю что это не более чем легенда.

Впрочем, у нас в Черноземье как только брызнет чуть дождь, то грязь на дорогах такая, что не только на карете застрянешь, но и на вездеходе не проедешь.

1868 год можно считать временем основания города.

В этом году здесь прошла железнодорожная линия Москва-Воронеж.

На ней построили станцию (ныне Грязи-Воронежские), которую назвали по соседнему крупному селу Грязи.

Население пристанционного посёлка стало насчитывать 1300 жителей (сто семьдесят дворов).

В 1869 году отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой.

В последующие годы развивающийся пристанционный посёлок поглотил находящуюся рядом небольшую крепостную деревню Дми́триевку (в настоящее время это место города, где проходит Первомайская улица).

В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились.

Из Грязи в князи...

Липецкий писатель и поэт Цветаев в своём стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых «грязных» Грязях:

Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди —
Асфальт упругий под ногами.

Из Грязи в князи...

Дежурный обязательный памятник Ленину перед зданием администрации города.

Я прогуливался здесь 7 ноября 2020 года.

День 7 ноября давно уже не красный день календаря.

Ничего в городках и селах на постсоветском пространстве уже не напоминает об этом дне, а ведь когда — то это был самый большой праздник в году.

Помните ещё ноябрьские демонстации?

Из Грязи в князи...

В 1928 году на средства Юго-Восточной железной дороги в Грязях был построен Клуб железнодорожников.

В 1991 году в нём создали театральный коллектив под руководством режиссёра А. Бабина.

В 1938 году первый секретарь грязинского РК Д. Ф. Лукинов предложил переименовать посёлок Грязи в город Ежов!!!

Например, на стрелочном заводе арестовали 15 человек, многих из которых расстреляли, в их числе — двух начальников завода.

В голосовании о переименовании приняли участие все собравшиеся на митинг у железнодорожного клуба.

Однако единогласное «да» к решению о смене названия не привело: «врагом народа» был признан и позже расстрелян и сам Ежов.

А 4 декабря 1938 года рабочий посёлок Грязи получили статус города с прежним названием.

Из Грязи в князи...

В 1965 году на местной Красной площади был сооружён памятник Неизвестному Солдату.

В 1985 году на этом месте воздвигли мемориал Воинской славы с Вечным огнём

Из Грязи в князи...

8 мая 1982 года на постаменте установили гвардейский миномёт «катюша», привезённый из Ржева участником войны А. И. Тимофеевым; памятник посвятили командиру первой батареи капитану И. А. Флерову, уроженцу Грязинского района.

Из Грязи в князи...

Участник Советско-финской войны 1939—1940 гг.

Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма».

В 1940 г. за проявленный героизм во время Советско-финской войны в боях у озера Саунаярви награждён орденом Красной Звезды.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.

Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»).

Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях около 15 часов 13 июля 1941 года при обстреле станции Орша и временной понтонной переправы через реку Днепр.

6 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, погиб в районе деревни Богатырь. Флёров будучи тяжелораненным подорвал себя вместе с секретной «Катюшей», чтобы та не досталась врагу как опытный образец.

Из Грязи в князи...

В начале 1960-х годов Флёров был представлен к званию Героя Советского Союза. Представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Казаковым.

Однако в 1963 году указом президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён всего — лишь орденом Отечественной войны 1-й степени. Дело в том что подвиг героя в советское время всячески замалчивался из-за того что ближайшие родственники Флёрова в Грязинском районе были осуждены как враги Советской власти.

Однако в Грязях о подвиге героя помнили и знали всегда и установили этот памятник аж в 1982 году.

И всё-же награда нашла героя.

21 июля 1995 года указом президента Российской Федерации (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу, наконец-то, было присвоено звание Героя РФ посмертно.

Осенью 1995 г. группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова.

6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.

Из Грязи в князи...

Рядом с мемориалом в мае 2000 года открыли Аллею Героев, а затем разбили парк имени Флёрова.

Девушка с фруктами.

Памятник чернобыльцам.

Из Грязи в князи...

Обелиск Герою на здании школы.

25 ноября 1992 года у города появляется свой герб.

Серебряный пояс герба означает реку Матыру, на которой стоит город.

Яблоневая ветвь — символ садов, находящихся в городе и в окрестностях в изобилии.

Железнодорожный знак означает, что город является крупным железнодорожным узлом, положившим начало городу.

Зелёный цвет — символ надежды, радости, изобилия.

Чёрный цвет — символ чернозёма.

Липовое дерево в левом верхнем углу означает, что город расположен в Липецкой области.

Из Грязи в князи...

Здание местного краеведческого музея оказалось закрыто «на инвентаризацию».

Эх, жаль!

Наверняка дело в коронавирусе, а не в инвентаризации.

В сквере Пожилых людей.

Из Грязи в князи...

Для информации читателям проживающим за пределами РФ.

Чтобы понять сколько это в долларах, делите на 76.

А в евро — на 90.

Памятник колодцу.

Прогуляемся по «местному Арбату».

Ах Арбат, мой Арбат…

Грязинский «Арбат».

Очередь на почту.

Видимо народ стоит в субботний день получить пенсию или заплатить коммуналку.

В настоящее время в городе проживает 46 000 человек.

Здание Почты России распложено на улице с пафосным названием — улица Правды!

Все достопримечательности мне показывало на смартфоне приложение «Мапс Ме».

Очень удобно.

Воздвиженский храм.

Из Грязи в князи...

Сегодня 7 ноября 2020 года православный праздник — Дмитриевская родительская суббота.

Я попал как раз на богослужение.

Как видите священнослужители без масок служат.

Спаси их Бог!

Из Грязи в князи...

У здании полиции памятник погибшим.

Смотрите какие раритеты можно встретить в грязинских дворах.

Из Грязи в князи...

Это всё о двухчасовой прогулке по городу Грязи.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии