Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была вчера 21:43

Горячий Ключ — Россия Сентябрь 2019

Этот городок на Кубани, расположенный на реке Псекупс (левый приток Кубани) знают все. По крайней мере та БОльшая половина российских отпускников, которая отрываясь от мирских забот мчит на Юга в поисках благословенного отдыха. Имя этому городу — Горячий Ключ. А мы из тех счастливчиков, что могут включить Горячий Ключ в тур выходного дня. Но так уж получалось, что из года в год меря километры благоустроенной М4-Дон мы пролетали мимо в свете огней ночного города. Но всему свое время — прошлой осенью путешествуя по Краснодарскому краю мы не упустили возможности заехать в Ключ.

Горячий Ключ. Я тут был

В википедии об это маленьком, спокойном и живописном городке написано не так уж и много, но достаточно, чтобы понять-что Горячий Ключ город-курорт. Более того, являясь одним из старейших на Кавказе бальнеологическим курортом Ключ ежегодно принимает на отдых и лечение свыше 10 000 человек, в то время как население его составляет чуть более 40 000.
Горячий Ключ стал известен и начал набирать популярность с тех самых пор, как в долине реки Псекупс были обнаружены горячие источники. Тогда на этих землях до второй половины XIX века в урочище Псыфабэ, что означает (горячие источники) проживали адыги — сегодня это место является центральной частью города. После окончания военных действий большая часть коренного населения была депортирована, а на Псекупских термальных водах был основан курорт, построен военный госпиталь, купальня и парк. С конца 70-х сюда приезжали поправлять здоровье заслуженные офицеры армии. Лечение в здравницах и санаториях лечебными водами Псекупса и его источников проводится круглый год.

В Горячем Ключе сохранилось самое древнее доказательство поселения адыгов на кубанской земле — один из интереснейших памятников истории Адыгеи. Это кенотаф Хапачи Лакшуке — говоря простым языком-надгробие над пустой могилой. С двух сторон которого выдолблены надписи на древнеарабском и адыгейском языках. Колонна выполнена из чистого мрамора, от того на ощупь всегда кажется ледяной. В Адыгейских песнях Хапач Лакшук упоминается как герой своего времени и храбрый военачальник. Кроме двух основных надписей на колонне есть еще одна: казаку Золотареву, обучавшему грамоте черкесских детей, но эта надпись почти стерта временем и ее мало кто замечает. Несмотря на некоторую негативность памятника это место считается местом светлой силы.

"Этот памятник сделан бжедухским князем Айты Хаджи ,родоначальником линии князей Хаджимуковых.В честь своего дворянина Хапача Лакшука ,ездившего с ним в Мекку в качестве паломника и скончавшегося на возвратном пути около г.Дамаск сирийский.Памятник поставлен в 1132 Гаджир(1717г).

И кстати, колонна является точкой пересечения трех дорог — Тихой аллеи, Набережной и Аллеи тысячи сосен. К последней мы и направляемся.
Это удивительное место находится в самом центре улицы Ленина(как ни странно, но название улицы существует по сей день).Еще раньше она называлась Михайловской в честь приезда великого князя Михаила Николаевича, который являлся главнокомандующим русскими войсками, базировавшимися на Кавказе.
Необычное название аллеи совсем не от того, что там растет 1000 сосен, просто чуть более полувека назад сосны высаживались школьниками на протяжении всех 2-х ее км. Высажены сосна Коха и пицундская сосна, которая произрастает только на Юге России и славится своими лечебными свойствами при бронхолегочных заболеваниях. Практически все сосенки имеют одинаковую высоту, от чего создается впечатление строгого длинного ряда.

Аллея тысячи сосен.

От горного леса аллею отделяют какие-то считанные метры, а выводит она к Питьевой галерее, Водолечебнице и Целебному парку. Абсолютно очаровательное местечко. Целебный парк был создан спустя 6 лет, после возникновения города-курорта и засажен более сотни видов растений многих стран. Благодаря мягкому климату, близкому к субтропическому, все они чувствуют себя превосходно — фотографии врать не будут. А наряду с огромным числом отдыхающих и просто гуляющих в дневное время, при насиуплении сумерек здесь появляется огромное количество ночных обитателей — светлячков.

Горячий Ключ. Я тут был

Питьевую галерею, в которую поступает лечебная вода из поляны источников около Дантова ущелья мы тоже зашли попробовать водички, но только в познавательных целях. Галерея использует 6 видов минеральных вод из 17 скважин. В этом и заключается уникальность Горячего Ключа как курорта. Вода здесь различается на несколько видов, разных по химическому составу.

Мы прошлись по парку и взглянули «одним глазком» на санаторий «Горячий Ключ» — здание досоветской постройки, красивый и ухоженный парк, чистый воздух.

Горячий Ключ. Я тут был

А в черте города есть завод минеральных вод» Горячеключевской»,где воду добывают в 6 км от Горячего Ключа на глубине 500 м,80% минеральной бутилированной воды Краснодарского края производится здесь.

Природным достопримечательностям Горячего Ключа я посвящаю вторую половину рассказа, т. к. из города с лечебницами и галереями мы уходим в лес. Да до него и идти-то совсем ничего-все в шаговой доступности. Начинается он Тихой аллеей-святым местом, где стоит Иверская часовня и целебный источнк.

Горячий Ключ. Я тут был

К целебному источнику выстроилась целая очередь. Запасливые люди пришли с бутылочками, а мы дождавшись очереди попили, умылись и направились к Дантову ущелью.

Чтобы узнать об этом месте не нужно лезть в википедию. На всем протяжении экологической тропы у подножия Абадзехской горы расставлены таблички с познавательной информацией. Протяженность ущелья более 100 м, а глубина доходит до 15.Вход в ущелье находится на высоте 37 м над уровнем моря. Свое название ущелье получило благодаря поэме «Божественная комедия» итальянского драматурга Данте Алигьери. Само ущелье выглядит очень живописно. По склонам растут широколиственные породы — дуб, ясень, ольха, липа, клен. В изобилии в этом месте фруктовые — кизил, кавказская груша, черешня, вишня; а также реликтовые кустарники, занесенные в Красную книгу.

Набережная реки Псекупс-расчудесное место, с видом на реку, мост. В начале очень удивилась, что в этом душевном месте так мало людей. Кругом широкие и длинные лавочки, на одну из которых мы единогласно присели отдохнуть. Именно в этом месте растут высокие деревья с огромными плодами. Дело было-то в сентябре, когда плоды по-видимому поспели и с высоты дерева падали вокруг. Одно из них пролетело буквально в нескольких сантиметрах от моей головы. Эх, я не сообразила его сфотографировать, ведь плод сам был размером с небольшое яблоко. Что это был за плод-так и осталось для нас загадкой, но моментально соскочив со скамьи мы решили ретироваться с поля боя. Предупрежден — значит вооружен!!! Туристам на заметку: на набережной опасно!!!
Тем не менее виды с этого места на Псекупс очень заманчивы, мы поспешили туда, где красуется мост Надежды. И по красивой легенде он был назван в честь девушки, приехавшей на отдых сюда с целью оздоровления, которая перейдя через мост попала в благословенное место, подарившее ей надежду на выздоровление.

Мост Надежды.

Живописные виды берегов Псекупса говорят о себе лучше всяких легенд, которых здесь достаточно. Но есть и правдоподобные истории, например о скале «Петушок», появившейся благодаря стараниям и упорству вод Псекупса, которые огибая Абадзехскую гору обтесали ее южный бок, нарисовав отвесную скалу. А называют ее «Петушком» из-за поразительного сходства на верхушке с петушиным гребнем, который видно даже тем, кто проезжает по трассе М4-«Дон».

Горячий Ключ. Я тут был

В 1867 году к приезду великого русского князя Михаила Николаевича на «Петушке» построили беседку, которую назвали Царской. Обязательно стоит подняться к беседке на видовую площадку, откуда открывается вид на долину Псекупс.

Горячий Ключ. Я тут был

У скалы существует еще одно название имеющее историческое обоснование — «Скала спасения». Вопреки своему названию в стародавние времена с ее вершины сбрасывали преступивших закон адыгов. Но случалось так, что кое-кому удавалось ускользнуть с этого места по потайной «лестнице жизни» в пещеру, которая расположена прямо под скалой. Там, внизу есть ступени, стена очень крутая, их почти не видно.

Горячий Ключ. Я тут был

Ну вот, наслушавшись правдивых и вымышленных легенд, спустившись с «Петушка» мы отправились обратно в город перекусить в «Траттории Буона Дженте»:

Горячий Ключ. Я тут был

На этом наша прогулка не закончилась. Есть в Горячем Ключе и место для купаний не только для людей как оказалось. Сюда мы завернули совершенно случайно, приметив дорожку солнечных бликов на водной глади.

В озере Круглом живут лебеди и другая мелкая птица(ну прямо маленькая Швейцария). Водоплавающие, привыкшие к частым кормежкам выхватывают угощение прямо из рук. У нас были с собой крекеры, которые мы скормили прожорливым уткам и лебедям. Но этого оказалось недостаточно, т. к.птиц на озере очень много! Вода здесь довольно чистая, но все же имеет некоторый зеленоватый оттенок. Как оказалось, озеро проверяется соответствующими надзорными органами. Вода пригодна для купания. И с другой стороны от места дислокации лебедей в районе домов есть пляж.

Горячий Ключ. Я тут был

Горячий Ключ стал для нас программой одного дня-полной, насыщенной эмоциями и впечатениями. С комфортным ночлегом в частной гостинице.

Согласитесь — удивительное и прекрасное рядом. Не смотря, что наша область, по-соседству, этот город стал для нас открытием. И если уж нам захочется вырваться из пыльных и душных объятий надоевшего мегаполиса, сменить приевшиеся степные пейзажи на горный ландшафт и даже если максимальная высотная отметка в черте населенного пункта не превышает 50 метров, непременно поедем еще сюда. После поездки в Горячий Ключ я подытожила, что мы побывали пусть и в маленьких, но все же горах! Дальше наш путь лежал в Гуамку.