Турист Сергей Дукачёв (Sergey_forest)
Сергей Дукачёв
был 22 апреля 2023 6:42

В поисках «Вельяминовского тракта»

Кабардинка, Шапсугская, Краснодарский край — Россия Август 2020
0 7

Дорогие мои друзья, подписчики, коллеги. Прошлый пост я писал тогда, когда всё только начиналось, поэтому и существовали некие иллюзии, коими пропитана вся публикация. Теперь же, когда почти все мои работодатели «обнулились», сложно сказать, когда еще будут публикации с моих рабочих туров по интересным и красивым местам. Но, несмотря на это, я все равно глубже изучаю историю моего Края и Страны. Зачем тебе это, спрашивают меня всегда? Оно же «неэффективно» и не приносит доход!. Мне это НАДО — отвечаю я. Это моя личная ПОТРЕБНОСТЬ.

Сама идея подобного путешествия у меня зрела давно. Наши друзья — велосоюзники из клуба Велосоюз Новороссийск, иногда, такое делали, но на один день, туда и обратно, как говорится. Если смотреть по карте, то расстояние от Новороссийска до станицы Шапсугской, находящейся в Абинском районе, совсем небольшое, более 20 км. По трассе же, мы делаем существенный крюк почти в сотню километров. Поэтому, очень хотелось именно вот так, по горам, добраться до одного из удивительных уголков нашего Края. Но идея долгое время так и оставалась бы чем то эфемерным, из разряда несбывшихся мечтаний, если бы не одно обстоятельство.

По работе и по любви к своей профессии, я стал разбираться в истории одного очень неоднозначного, очень спорного по сей день конфликта. Имя ему — Кавказская война. Однозначные выводы не сделаны до сих пор, даже спустя 150 лет с момента официального её окончания. Её итоги постоянно трактуются по своему, возникают споры, порой, переходящие из научных и исторических в политические. Изучая материалы разных авторов, в том числе и первоисточники, изданные в годы конфликта, общаясь с коллегами и анализируя полученные знания, я стал понимать, что однозначных выводов для себя лично, я тоже не могу сделать. И подозреваю, что и не смогу….

Немного исторической справки. 1830 — е годы. На престоле — Государь Император Николай Павлович, начавший свое царствование с кровавых событий на Сенатской площади, известных как Восстание Декабристов. Уже произошли ряд знаковых событий — учреждение Третьего отделения Канцелярии, тайной полиции, занимавшейся «политическими» настроениями в обществе, упорядочивание законов М. М Сперанским, основание Санкт Петербургского Государственного Технологического Института, вхождение Царства Польского в состав Империи, и закончилась одна из многочисленных Русско — Турецкий войн, результатом котором которого стал статус восточного Черноморского побережья в качестве региона Российской Империи, закрепленный юридически, позволивший продолжать освоение Кавказа без претензий со стороны мировых держав. в 1831 году, Николай I утверждает план размещения укреплений Черноморской Береговой Линии, которые облегчали бы решения ряда задач по освоению территорий. Командующим войсками на Кавказе был генерал Алексей Александрович Вельяминов.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Вельяминов А. А. (1785 — 1838)

Сказать, что это была неординарная личность — не сказать ничего. Как писал позже атаман Филипсон, «…не было и нет такого человека, который бы занл Кавказ так, как знал его Вельяминов». Чтобы разбираться в этом пёстром калейдоскопе народов, племен, обычаев, взглядов, историй, коим являлся и является до сих пор Кавказ, понимать его Душу, знать географию, использовать все знания для нахождения решения поставленных задач — поистину должен быть невероятный ум и экстраординарная личность. Несмотря на разное отношение к нему со стороны непосредственных начальников, самого Государя, Алексей Александрович делал своё дело методично, с расстановкой, насколько это было возможно. в 1831 году было основано Геленджикское укрепление на месте турецкого поселения. Расположение оного было весьма важно, но не было самого главного- коммуникации с Большой Землей. Снабжение велось только морем, всецело зависело от погоды, сухопутной связи не было, поэтому, можно сказать, что укрепление находилось в некоей «осаде». Поэтому, одной из главных задач для себя, Алексей Александрович поставил организацию сухопутных дорог, которые должны были связать линейные укрепления. С этой целью, ыли проведены несколько экспедиций, итогом которых стал выход к Геленджику с суши

Мне хотелось бы полнее рассказать об этих экспедициях, но это отдельная тема, которая заслуживает отдельной статьи. Даже очень тщательная подготовка к ним, подбор людей, военная тактика и выучка, беспримерное мужество и стойкость участников, не смогла полностью обезопасить и убрать те трудности, которые встречались на всем пути. Крутые горы, узкие ущелья, горные реки с узкими, острыми каменными порогами, по которым даже сейчас, в современной экипировке и обуви, ходить весьма затруднительно. Непролазные чащи, где сплошной стеной стоят заросли ежевики, терновника, и прочих древесных кустарников, скользкие склоны холмов, заболоченные плавни, в которых полно комаров — разносчиков малярии и других болезней, и практически постоянные набеги враждебно настроенных горцев. На Кавказе хватало «заклятых друзей», которые настраивали горцев против Российской Империи. В истории существует такое понятие — Большая Игра. В двух словах — это была серия политических, торговых, военных, дипломатических действий, направленных на дискредитацию России на Кавказе, и, соответственно, недопущению территориального продвижения в Среднюю Азию и далее. Всевозможные эмиссары, авантюристы, военные советники и прочие господа сновали по всему побережью, делая свое черное дело. Вельяминов с собой возил копию Адрианопольского мирного договора, где было указано, что османский султан передал эти земли под русскую юрисдикцию, но, увы…. Первый экспедиционный поход, в составе которого было от 6 до 8 тысяч человек (солдаты Тенгинского и Навагинского полков, казаки, сапёры, горская милиция), повозки с припасами, провизией, 26 артиллерийский орудий, и до кучи — отара овец, стартовал в 1834 году от Ольгинского кордона (теперь это станица Ольгинская возле Славянска на Кубани), вышел к реке Абин, оставав там укрепление, прошел в долину реки Адерба, откуда и вышел, в итоге, к Геленджикскому укреплению.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Карта из Атласа Кавказа Фредерика Дюбуа де Монпере

Тяжелое предприятие завершилось в том же году успехом. Наши потери — 5 офицеров, 56 рядовых, почти 400 раненых. Вот такая цена успеха, но главное было сделано. Сухопутная связь была установлена. Так родился «Вельяминовский тракт». Вторая экспедиция Алексея Александровича, осуществившаяся в 1835 году, ознаменовалась основанием Николаевского поста, позже на его месте, спустя годы после гибели укрепления, была основана станица Шапсугская. Путь был примерно таким же, но задача уже была -расширить дорогу. Уже после прихода долгожданного мира, этот путь использовался на постоянной основе, уже в путеводителях рубежа XIX — XX веков, он описывался, как «хорошая, но порядком заброшенная дорога». Строительство и пуск в эксплуатацию Новороссийского Сухумского шоссе, внес коррекцию в развитие транспортной сети побережья. Дорога от Абинской до Адербиевки оказалась не у дел.

Изучая все это, натолкнулся на факт нахождения на направлении дороги уцелевших артефактов того времени! Это были кладки — подпорные стены, которыми дорога укреплялась на участках, где могли быть осыпи и повреждение пути. Где они находились — не указано. Так я загорелся идеей найти, насколько это возможно, легендарный «Вельяминовский тракт».

Конечно, спустя почти 200 лет, это нереально, да и дорога та, по которой продвигался Вельяминов, заросла в течение нескольких лет, а путь, который упоминается в путеводителях, скорее всего, соприкасался со старой дорогой в ряде участков. Где именно — очень сложно сказать.

На это дело я подбил своего близкого друга Андрея. Учитывая мою занятость, мы решили поехать в станицу Шапсугскую через горы, там переночевать, а обратно выехать к Адербиевке, и, если удача улыбнется, что-нибудь найти.

Туда мы решили ехать через знакомые пути вдоль Неберджаевского водохранилища, к самой станице Неберджаевской, оттуда, через хутор Гапоновский, выехать к Шапсугской. Дорога знакомая, укатаная, относительно легкая.

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

Даже была сухая, хотя те края высыхают очень редко.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Уже днем вьехали в Неберджаевскую

Вот этот монумерт стоит у вьезда. Вот пример, как надо хранить историю своего края!

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

На пути, несколько раз встречались воинские захоронения. Это — знак, рассказывающий про борьбу партизан с врагом. Сентябрь 1942, очень сложное и очень знаковое время, момент перелома у нас тут.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Вот, например. Борис Степанович Кривобоков, ему тоже было 40, как моему прадеду, погибшему в 43 году возле Абинской.

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

Да уж… Вот такие есть у нас дикие места! Но сколько красоты в них!

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

Попетляв по многочисленным дорогам, в шестом часу вечера вьехали в Шапсугскую.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Удивительно, что прямо за магазином, сохранилась часть Николаевского поста — остатки вала, остатки орудийных укрытий.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Уже в центре страницы — прямо целое поколение памятников. Старый, поставлен в 1913 году, и новые, посвященные героям и защитникам Родины.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Рядом — здание школы, специально сфотографировал это здание, на нем до сих пор видны следы боев!

1
В поисках «Вельяминовского тракта»

Время позднее, ищем место под ночевку.

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»

Около реки Адегой, которая впадает в Абин, есть несколько удивительных мест. Например, часовня Феодосия Кавказского, место, известно каждому, кто хоть немного интересуется духовностью и эзотерикой.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Но место ночевки мы выбрали у мандалы Вечность. Её создал в далеком 1999 году Александр Воронкин и единомышленники. Увы, пока не нашёл инфо, что это за человек, чтобы познакомить вас, уважаемые читатели, с ним. Но вы видите, какой это труд! Здесь я был в 2013 году в последний раз. Очень хотелось ее увидеть снова. И это случилось!

В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»

Мы с Андреем поправили упавшую деревянную статую, поставили на штатное место, вон она на общем фото. Искупались в холодной воде, в потрясающей лагуне — эдакая природная ванна на одном из изгибов Адегоя.

1
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

А поздно вечером пришли эти товарищи. Пришлось откупаться едой, хотя ночью они все равно приходили, хозяйничали, чуть не разорвали велосумку у Андрея.

.

1
В поисках «Вельяминовского тракта»
2
В поисках «Вельяминовского тракта»
2
В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»

Утро в Шапсугской. Что может быть прекраснее!

2
В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»
2
В поисках «Вельяминовского тракта»

Двинулись в обратную дорогу. Опять захоронения… Лётчики, солдаты, морские пехотинцы… Меня радует, что памятники ухожены, несмотря на таую удаленность от цивилизации

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

И встречаются вот такие уютные беседки.

В поисках «Вельяминовского тракта»

Дальше дорогу пришлось корректировать. Много бродов, много дорог в принципе. Пока сложно понять, как изначально шел Вельяминов, только примерное направление

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»

Жаркая погода, местами, непролазная грязь и заросли…. Пришлось выходить в сторону Кабардинского перевала, который выводил нас на трассу около Кабардинки.

На пути встретил то, о чем только слышал, читал. Это- места, где базировались наши партизанские отряды. Именно здесь были Новый и Норд Ост. Да, место действительно очень удобное, видно подходы врага, можно принять меры! да и судя по предыдущему памятнику возле Гапоновского, оперативный район партизан был очень большой, по своему трудный! Действительно, всегда говорят про действующую армию, и как то в тени остается партизанское движение, особенно у нас тут. Но поверьте, это ратныц труд не менее тяжелый, чем на передовой!

В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
В поисках «Вельяминовского тракта»
1
В поисках «Вельяминовского тракта»

Дорога продолжается. Идет затяжной подьем, вода на исходе, силы есть, но уже, порой, организм начинает капризничать. Снимать ничего не хочется, и в два часа дня торжественно оказываемся на перевале!

1
В поисках «Вельяминовского тракта»
2
В поисках «Вельяминовского тракта»

Вывехав на трассу, перекусив по дороге, вернулись домой. К сожалению, с первого раза найти те самые кладки, было нереально, но русское «Авось» очень подбивало это сделать. Проехав пусть не тем же самым путем, сполна на себе ощутили, каково было здесь пробираться участникам экспедиции, через что им пришлось пройти. Пусть и в современной экипировке, по укатаным дорогам, на велосипедах, без кучигрузов того времени, а главное, без смертельной опасности военного времени. Но, начало положено, я все-таки хочу хотя бы примерно пройти тем самым путём. Будем искать, как говорится!

В тексте использовалась информация, которую я нашел на ресурсе topwar.ru, она же и сподвигла меня на это предприятие, фото мои личные, а исторические взяты из википедии и свободных источников.

Кстати, в нашем Геленджикском краеведческом музее хранится Атлас Кавказа Фредерика Дюбуа де Монпере из первого издания, 1837 год!

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Краснодарский край: полезная информация
Комментарии