Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Кемь — Россия Июль 2020

За 1 час и 20 минут до отхода ночного поезда в Петрозаводск я успел посмотреть все немногочисленные достопримечательности славного города Кемь.

По достопримечательностям города меня вело приложение «Мапс Ми», что я закачал перед поездкой.

Город был построен на берегу реки Кеми, от которой и получил своё название. Предполагается, что гидроним"Кемь» происходит от древнего слова кем или хем, означающего большую реку, которое встречается на значительной части Евразии.Также существует легенда, согласно которой название произошло от аббревиатуры бранного выражения «К. Е. М.», якобы писавшегося Петром Великим в указах о высылке на север.

Знакомьтесь — Кемь...

Осмотр города мы начали с местного ж-д вокзала, где на вещах оставили случайного попутчика (по такси) из Рабочеостровска.

На такси с теплохода из Рабочеостровска мы приехали вчетвером, разделив его стоимость. У меня талант искать попутчиков дабы сэкономить. Кстати, пять дней назад из поликлиники кемской в порт Рабочеостровска я также легко нашел троих попутчиков на такси, туристов с рюкзаками.

Знакомьтесь — Кемь...

В XV веке Кемь была волостью посадницы Новгорода Марфы Борецкой и в 1450 году была ею подарена Соловецкому монастырю.

В 1579 и 1580 гг. финны («каянские немцы») сделали опустошительный набег на Кемь; соловецкий воевода Озеров и многие стрельцы были убиты, но воевода Аничков разбил и прогнал каянцев.

Помните как в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» шведский посол просил у Ивана Грозного (Юрия Яковлева) «кэмску волость»?

В 1590 году шведы разорили эту «КЕМСКУ ВОЛОСТЬ».

В 1591 году вся волость, с Муезерским морем, крестьянами, варницами и промыслами, была вновь отдана Соловецкому монастырю, который в 1657 году выстроил здесь двухэтажный острог и вооружил его пищалями и пушками.

С 1704 по 1711 год Кемский острог был в ведении казны, а затем возвращён Соловецкому монастырю. В 1749 и 1763 годах Кемский городок пострадал от наводнений. В 1764 году, по указу императрицы Екатерины, началась реформа, изымавшая церковные владения в пользу государства.

В том же году Кемский городок вошёл в состав Онежского уезда Архангельской области.

Знакомьтесь — Кемь...

В 1785 году Кемский городок был переименован в город Кемь и сделан уездным городом (в церемонии провозглашения Кеми городом принял участие олонецкий губернатор и поэт Гавриил Романович Державин).До XX века Кемь — уездный город Архангельской губернии.

В 1897 году в городе жило 2447 человек, из них родным языком указали: 2140 — русский, 272 — карельский.

Главное занятие жителей — рыбные промыслы на Мурмане, в Белом море и на реке Кемь. Часть жителей занимается рубкой леса, охотой, извозом, перевозкой товаров водой (в 1893 г. — 8 судов).Был значительный вывоз леса за границу. Жители Кеми сеют немного ячменя, разводят картофель и некоторые огородные растения; в 1893 году у них было рогатого скота 177, лошадей 43, овец 236, оленей 182.

Знакомьтесь — Кемь...

Состояние дорожного полотна тут аховое. Глушь, Карелия…

21 марта 1918 года отряды под командованием Карла Вильгельма Мальма перешли новую границу Финляндии и выступили в сторону Кеми. Финны атаковали Кемь 10 апреля, нападение было отбито. В первых числах июля 1918 года англо-франко-сербо-американские войска заняли Кандалакшу, Кемь и Сороку (ныне — г. Беломорск).

Знакомьтесь — Кемь...

16—18 февраля 1919 года в Кеми, с согласия командующего войсками интервентов на Мурмане генерала Ч. Мейнарда, состоялся съезд представителей 12 карельских волостей Архангельской губернии.

Собравшиеся добивались провозглашения Карелии самостоятельной страной в форме демократической республики, выразив тем самым своё стремление уйти от опеки белогвардейского правительства Северной области.

Вопросы организации власти и управления, а также отношения этой республики к России и Финляндии решено было отложить до предстоящего Учредительного собрания.

Знакомьтесь — Кемь...

Чтобы успокоить белое правительство, присутствовавший на съезде в качестве представителя союзников командир 237-й бригады генерал Прайс зачитал телеграмму Мейнарда, в которой подчеркивалось, что союзное командование не поддержит никакого предложения об отделении этой территории от России.

Участники съезда постановили послать своих представителей на Парижскую конференцию с тем, чтобы добиться признания великими державами права Карелии на самостоятельное и суверенное развитие.

Знакомьтесь — Кемь...

Где-то здесь мои попутчики, две женщины, устали от выбранного мною темпа и пошли за релаксом в кафе.

Я же потопал дальше знакомиться с городом.

Знакомьтесь — Кемь...

Благовещенский собор — 1763 год.

В первой половине 1920-х в Кеми советскими властями был организован первый официальный уголовный и впервые политический концентрационный лагерь, служивший пересыльным пунктом при отправке заключённых на Соловки.

Здание, в котором размещалось управление Соловецких лагерей, сохранилось. В городе установлен поклонный крест в память о погибших в лагерях.

Знакомьтесь — Кемь...

Аллаяр Коразович Досназаров — партийный и государственный деятель Каракалмакстана. Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 ноября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 8 декабря 1937 г.

Анатолий Николаевич Михеев — советский военный инженер, чекист, комиссар гос. безопасности.

Родился в городе Кемь Архангельской губернии, в рабочей семье. Работал чернорабочим на лесозаводе на станции Пермилово. С 13 февраля 1941 года — начальник 3-го Управления НКО ССР (бывшая военная контрразведка, переданная из состава НКВД в военное ведомство), дивизионный комиссар (гос. безопасность).Осуществлял общее руководство следствием по «Делу авиаторов» май—июль 1941 г., делу К. А. Мерецкова (июнь—август 1941 г.), делу командования Западного фронта (Павлов, Климовских, А. Т. Григорьев, Коробов) — июль 1941 г.

Проводил расследование по докладу начальника особого отдела 10-й армии на маршала Кулика, вырвавшегося из «Белостокской мясорубки», материалы с выводом «Считаю необходимым Кулика арестовать…" переданы секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову.Любопытно что все эти люди были впоследствии реабилитированы. Кулика арестовали не тогда, а значительно позже.

Причину снятия в январе с высокой должности Мерецков в своих воспоминаниях не назвал, но есть информация в воспоминаниях начальника Информотдела Разведуправления Генштаба подполковник В. А. Новобранца:

«Теперь уже стало известно, за что был снят Мерецков. На совещании Главного военного совета совместно с членами Политбюро он заявил, что война с Германией неизбежна, что нужно переводить на военное положение армию и страну. Нужно укрепление границ. Его посчитали „паникером войны“ и отстранили от должности начальника Генерального штаба, назначив вместо него генерала Жукова».

Мерецков подвергался «физическим методам воздействия».

Сестра Ольги Берргольц Мария Берггольц опубликовала записи своих бесед с бывшими сослуживцами маршала, один из которых свидетельствовал, что зимой 1941 г. у Мерецкова был конфликт со следившим за ним сотрудником Особого отдела, которому Кирилл Афанасьевич заявил, что ему жить не хочется и что особисты в НКВД мочились ему на голову.

По свидетельству сослуживца Сувенирова генерал-майора А. И. Корнеева, лично присутствовавшего при разговоре Баграмяна и Тимошенко, последний рассказал, что в личной беседе с Мерецковым на его вопрос о том, почему он себя оговорил, маршал заявил, что над ним издевались, «дубасили», а в случае дачи показаний обещали не трогать семью.

На предварительном следствии Мерецков признал себя виновным.

Мерецкова выпустили из тюрьмы по личному распаряжению Сталина в августе 1941 г. и Мерецков впоследствии командовал всем Карельским фронтом.

Знакомьтесь — Кемь...

Михеев же с 17 июля 1941 года — начальник Особого отдела НКВД Юго-Западного фронта.

Комиссар государственной безопасности 3-го ранга (19 июля 1941 года)

Принимал участие в боевых действиях на передовой, в том числе начиная с 15 сентября 1941 г. в условиях полного окружения частей Юго-Западного фронта в Киевском котле.

С 19 сентября 1941 года участвовал в боях по выходу из окружения из-под Киева в направлении Лубны-Ромны.

20 сентября 1941 г. при попытке прорыва из окружения в бою в урочище (роще) Шумейково неподалеку от хутора Дрюковщина Лохвицкого района Полтавской области был ранен в ногу.

После гибели командующего фронтом генерал-полковника Кирпоноса, начштаба генерала Тупикова, других генералов 5-й армии командовал остатками отряда.

В ночь на 21 сентября 1941 г. года, когда группа Михеева направлялась к селу Жданы Сенчанского района (ныне Полтавская область), она столкнулась с противником.

Во время завязавшейся перестрелки Михеев был убит.

Судьбе А. Н. Михеева посвящена документальная повесть Юлиана Семёнова «Комиссар госбезопасности».

Знакомьтесь — Кемь...

Город расположен на реке Кеми, около места её впадения в Белое море, при вершине Кемской губы, главным образом на левом берегу реки и на острове Лепостров, между её рукавами.

Знакомьтесь — Кемь...

Река Кемь судоходна от моря до города, но лишь для небольших судов. Восточнее Кемской губы, в Белом море, расположены Кемские шхеры.

Знакомьтесь — Кемь...

В 1971 году был введён в эксплуатацию Кемский рыбоводный завод, специализирующийся на искусственном разведении озёрного лососи, сёмги, палии, горбуши.

Знакомьтесь — Кемь...

Памятный комплекс — Братская могила советских воинов, в которой захоронено 825 солдат и офицеров 26-й армии Карельского фронта, погибших в годы Советско-финской войны 1941—1944 гг.

Знакомьтесь — Кемь...

В 1970 г. проживало 20 000 человек. Сейчас в Кеми осталось только 10 000 жителей.

Знакомьтесь — Кемь...

Город Кемь обладает значительным культурно-историческим потенциалом. Сегодня на территории Кеми насчитывается более трех десятков памятников архитектуры!

Город Кемь изображён на памятной монете серии «Древние города России» номиналом 10 рублей.На монете изображена панорама города с построенным без единого гвоздя Успенским Собором (XVIII век).

Собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры федерального значения.

Знакомьтесь — Кемь...

Был заложен в 1711 году на месте сгоревшего 2-придельного одноимённого храма в честь победы над шведами в Северной войне.Освящён в июле 1714 года (по другим данным в 1717 году).Имелись приделы, освященные во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Чудотворца Николая, во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

26 июня 1936 года постановлением Карельского ЦИК собор был закрыт.Фрагментарно реставрирован в 1960-х годах по проекту и под руководством архитектора Ополовникова.В 1976–1979 годах была восстановлена центральная глава собора, отремонтирована кровля, произведена биоцидная пропитка всех конструкций.25 апреля 2016 г. началась полноценная реставрация.

Знакомьтесь — Кемь...

Кемский краеведческий музей «Поморье» (открыт в 1980 году, основатель — Г. П. Сонников).Музей расположен в памятнике архитектуры, здании бывшего уездного казначейства.

Знакомьтесь — Кемь...

Мне несказанно повезло. Поздно вечером сюда в музей привезли туристическую группу. Поэтому поздно вечером музей оказался открыт.

Я просочился среди экскурсантов, с меня даже за входной билет денег никто не взял. Касса не работала.

Знакомьтесь — Кемь...

За 10 минут я обежал весь знаменитый музей. И о нем я напишу отдельный отзыв.

Иван-чай в Карелии кругом!

Знакомьтесь — Кемь...

Возвращался я на вокзал мимо кладбища, сделав круг по городу.

Было около 22:00, но светло как днем. Июльские белые ночи Карелии. Я ещё успел заскочить в супермаркет «Пятерочка» накупить нам со Светой на ужин плюшек с пивом, почаёвничать в поезде.

Знакомьтесь — Кемь...

Когда я прибежал к отходящему поезду, то я заявил попутчикам что за этот час успел посмотреть все основные достопримечательности Кеми.

На что они удивленно спросили:

— А разве они тут есть?

Вот так люди путешествуют по разному…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии