Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 18:25
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва — Россия Июнь 2020

Крымский мост и парк Горького места знаковые.

С моста открываются великолепные виды на город, на реку и на проплывающие кораблики.

Очень хорошо помню то время, когда я по Крымской набережной на машине проезжал. Раньше это была достаточно оживлённая дорога. И вот, несколько лет назад, власти закрыли проезд автомобилей.

Крымская набережная постепенно обустраивалась и превратилась в пешеходную зону. Кто-то ходит по ней пешком, кто-то медитирует возле воды, кто-то катается на велосипеде.

За Центральным домом художника разбит парк под названием Музеон.

Это уникальный Музей скульптур площадью почти в двадцать гектаров.

Я бываю в этом месте часто. Первый раз мы всей семьёй пришли сюда в апреле 2015 года. Последнее посещение состоялось после снятия карантина в июне этого года.

Кто апрель от июня отличает, тот сразу поймёт, где нынешние фотографии, а где пятилетней давности…

Сразу при входе попадаешь в заповедник советского прошлого.

В нашей стране парк Музеон не имеет аналогов.

Его история такова:

Идея создания столь грандиозного проекта появилась в 1991 году после демонтажа памятников, изображавших советских политических деятелей.

Они не утратили своей художественной ценности, поскольку в их создании участвовали знаменитые скульпторы Советских времен — В. Мухиной, Е. Вучетича, С. Меркурова.

Все демонтированные памятника столицы были собраны на Крымской набережной, а затем переустановлены в Парке искусств московского объединения «Музеон». Официальное открытие Музея состоялось 24 января 1992 года, после подписания мэром Ю. Лужковым соответствующего постановления.

Памятники и монументы через призму времени

На сегодняшний день Музей объединяет более семисот грандиозных скульптур из гранита, дерева, бронзы и других уникальных материалов. К знаменитым советским монументам добавлены памятники, созданные многими современными скульпторами, в том числе и совсем молодыми талантами.

Одним словом, сюда привезли все те памятники, которым не нашлось место на городских улицах, но ломать которые никак нельзя, ибо они как минимум являются произведением искусства.

Это наше прошлое!

Ленин, Сталин и дорогой Леонид Ильич чувствуют себя в Музеоне вполне комфортно.

Если вы хотите посмотреть знаменитый памятник «Железному Феликсу» — теперь он теперь не на Лубянке, а в парке «Музеон».

Можно подойти к Иосифу Виссарионовичу. Кто-то отбил Отцу народов нос, но это в прошлом, это не здесь.

Сразу за Сталиным памятник жертвам тоталитаризма.

Памятники и монументы через призму времени

Скульптуры мирно уживаются рядом друг с другом.

Монументы и бюсты никто с постаментов не скидывает.

Очень любопытно, но именно сюда переехал и Андрей Сахаров. Его памятник теперь напротив Сталина.

Памятники и монументы через призму времени

Заслуги Я. М. Свердлова перед Россией достаточно спорны, но памятник ему в своё время создали элегантный.

В Музеон некоторое время стоял А. М. Горький. В настоящем он вернулся на площадь Белорусского вокзала.

Памятники и монументы через призму времени

Вполне комфортно чувствует себя М. И. Калинин.

Возле берёзок нашлось место для Сергея Есенина.

Памятники и монументы через призму времени

Но не только бывшими политическими лидерами славится парк.

Любопытны скульптуры современные.

Этот монумент называется «Жертвоприношение», но кто здесь и кого приносит в жертву, я как-то не понял.

Памятники и монументы через призму времени

Детей в Музеон приходит много, им здесь нравится. В парке есть деревянный Буратино. Потеряв половину лошади скачет куда-то на потеху детворе знаменитый Мюнхаузен.

Многие изваяния кажутся знакомыми, но где они стояли раньше, на ум не приходит.

Борьба за построение светлого будущего осталась в прошлом.

И потому скульптуры, посвящённые всевозможным борцам за счастье и свободу, умиротворяют душевностью.

Есть и просто работы посвящённые детству и семье.

А вот памятники героям ВОВ в Музеон переместили зря. На мой взгляд, город должен был найти для них более почётное место.

Второй момент, мне очень обидно за работу Веры Мухиной «Требуем мира». Композиция посвящена войне в Корее. Вера Мухина создала этот шедевр незадолго до смерти. Моё мнение — «Требуем мира» должна стоять в городе.

Кстати, в своё время вокруг памятника развернулась дискуссия. На первых порах критикам казалось, что люди, требующие мира, не составляют единого целого. Теперь же всё встало по своим местам, ибо люди все разные, как по характеру, так и по темпераменту.

Рядом с Музеоном расположен скандальный Пётр. Москвичи к творению Церетели уже привыкли, и тем не менее споры о его целесообразности не утихают до сих пор. В любом случае, прогуляться возле Петра приятно.

Я хочу далее поведать ещё о двух близлежащих объектах. Вдруг вы посмотрите, и захотите увидеть это лично. На противоположном берегу Москва-реки, по адресу Фрунзенская набережная д. 22 расположен Главный штаб сухопутных войск России.

Помните фильм Офицеры, как Лановой выбежал из своего кабинета, сорвал с клумбы цветы и подарил их Любе, в ожидании мужа (Юматова) сидевшей на скамейке? После из кустов показался суворовец Трофимов. Вспомнили?

Памятники и монументы через призму времени

Теперь на этом месте действительно скамейка, где скульпторы воспроизвели героев любимого фильма. Памятник открыт 9 декабря 2013 года. Скульптуры были созданы в студии военных художников им. Грекова.

По другую сторону от главных ворот штаба ещё одна композиция. Фильм «Они сражались за Родину» по своему актёрскому составу можно смело назвать звёздным. Такие знакомые и родные Никулин, Бондарчук, Шукшин, Бурков, Тихонов — гордость нашего кинематографа. Война в их актёрском исполнении показана правдиво. Фильм полюбился зрителям. По опросу журнала «Советский экран» он был назван лучшим фильмом 1976 года.

Памятник возле штаба появился в ноябре 2016 года. Пятеро бронзовых солдат идут по каменистой почве друг за другом.

Тихонов и Бондарчук серьёзны.

Зато Бурков и Шукшин, как это и было в фильме, переговариваются.

Памятники и монументы через призму времени

Никулин оглянулся и немного отстал.

Над подобными шедеврами политика и время не властны. Я даже представить не могу, как эти два памятника переносят в Музеон…

Что касается штаба, за ограждением ещё один монумент. Он посвящён Героям Первой мировой войны. Но тут у нас как всегда… Подходить к забору и фотографировать не разрешают. Штаб объект секретный — и потому нельзя!

Спрашивается, если воевал весь российский народ, почему нельзя уважить людей, дабы они подходили, смотрели и фотографировали.

Фото из интернета

Получается, штабисты установили его для себя? В этом случае Музеон более правильное решение…

Говорил Путин эту фразу или нет, точно не скажу, но интернет приписывает ему следующее — мы не должны выглядеть как какие-то придурки. Увы, выглядеть нормальными получается не всегда.

Второй объект, про который хочется рассказать, расположен неподалёку, во дворе жилого дома, по адресу Комсомольский проспект 38. 10 июня 2011 года здесь был убит полковник Буданов.

В ноябре того же года, при поддержке Владимира Жириновского, на этом месте установили памятный камень. Мосгордума подобные действия посчитала незаконными и повелела его снести, но он до сих пор стоит.

В этом доме живёт мой друг. По его словам, жильцам не приносит радости тот факт, что их двор превратился в кладбище.

Памятники и монументы через призму времени

Полковник Буданов личность сложная. Памятный камень, при помощи бензина, поджигали и краской обливали, но он там так и стоит.

Между тем история движется и подчас быстрее дня сегодняшнего. Образ Буданова в будущем может трактоваться по-разному, как и личность Ельцина, Брежнева, Ленина, и самого полковника Путина.